Урок окружающего мира Пернатые изобретатели 3 класс ( Школа 2100)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Этапы урока

Технология

Ход урока

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Постановка проблемы и актуализация знаний.

Технология актуализации знаний.

Технология проведения исследования.

Мотивация обучающихся.


Постановка проблемы.


- Я хочу, чтобы мы вначале урока немного порассуждали. Кто из вас летал на самолёте? Какие ощущения от полёта вы испытывали?

- У меня на столе несколько самолётиков

( с короткими крыльями, с длинными крыльями, из картона) Как вы думаете, каким должен быть самолёт, чтобы он хорошо летал? Давайте проверим.

- А теперь посмотрите на слайд. Из представленных животных выберите то, которое летает быстрее, выше и дальше остальных (на слайде: бабочка, летучая мышь, птица, муха)

- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на нашем занятии?

- А какой будет главный вопрос урока?

-Посмотрите на тему нашего урока.

-Что значит изобретать?

-Почему пернатые?

- Ваши предположения, какими должны быть птицы, чтобы летать?

-Вы только что выдвинули гипотезу, т.е. предположение. (на доске вывешиваю это слово)

- А сейчас, как настоящие учёные мы займёмся исследованием.( это слово тоже вывешивается на доску)

- ответы детей.

Пробуют запустить самолётики, выбирают те, которые дальше и выше летают.

- Это птица.

- О птицах.

- Как же птицам удаётся так летать.

-Пернатые изобретатели.

-Придумывать что-то новое, неизвестное.

-Перья есть только у птиц.

- Птицы должны иметь крылья, быть сильными и лёгкими. (может быть скажут про обтекаемую форму тела)

Познавательные УУД

Умение извлекать информацию из экспериментальной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предпо-ложение на основе имеющихся знаний.

2. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).


Поиск решения проблемы. Совместное открытие знаний.




Физминутка


Совместное открытие знаний.

Работа в группах. Технология открытия новых знаний.

Технология работы с учебником.



Здоровьесберегающие

Технология ведения диалога.

Технология проведения исследования.

- Опираясь на текст учебника на с. 104-106 и наглядные пособия(чучела птиц), в группах составьте список приспособлений, которые помогают птицам летать. Выберите главное на ваш взгляд «изобретение».

- Группы готовы. Давайте проверим что же вы узнали о приспособлениях птиц для полёта. (во время ответа на доску вывешиваю перечень приспособлений)



Физминутка.

Игра «Летает, не летает»

Если предмет летает, то присесть, если не летает, то хлопнуть в ладоши.

Воробей, скворец, машина, стрекоза, стул, бабочка, голубь, страус.

- Остановимся подробнее на главном «изобретении» птиц. Это перья.

Представьте себе парашютиста. Почему он падает вниз?

- А как парашют замедляет его падение?

-Давайте опять проведём небольшое исследование. У вас на столах лежат перья. Рассмотрите их, посмотрите сквозь оперение. Попробуйте бросить пёрышко. А теперь расскажите, какое оно?

-Сделайте из нескольких перьев веер и помашите им вверх, вниз. Что ощущаете?

-Какова роль перьев?

-Как устроено перо? ( показ на слайде: перо под микроскопом)

-От стержня отходят бородки, а от них бородочки, как хвоинки на еловой лапе. Бородочки имеют крючочки, как застёжка-липучка. Как человек применил это свойство пера?

-Все ли перья у птицы одинаковые?

-Да, у каждого пера своя роль. Маховое перо-из крыла, рулевое - из хвоста, покровное-с груди птицы, а пуховое - с брюха.

-Почему перья играют такую важную роль в жизни птиц?

- Правильно. А как водные птицы приспособились к плаванию?

Работа в группах.

-Лёгкий скелет. Вместо зубов - лёгкий клюв.

-Некоторые внутренние органы уменьшены - чем тяжелее птица, тем сложнее летать.

- Хорошо развиты полётные мышцы.

- Сердце и лёгкие - совершенны. Благодаря им обмен веществ идёт быстро, поэтому птицы могут поддерживать постоянную высокую температуру тела +40 градусов. Птицы - теплокровные животные.

- Для полёта нужна энергия, птицы запасают её в жировых отложениях.

- Крылья птиц -это видоизменённые передние конечности.

- Но главное «изобретение» птиц - это перья.


-Действует притяжение Земли.

- Парашют парит благодаря сопротивлению воздуха.

-Перо лёгкое, прочное, упругое и тёплое.

-Движение воздуха.

-Помогают птицам опираться на воздух.

-Ответы детей.

-Это застёжки-липучки, молнии.

-Нет, перья разные.

-Перья позволяют птице опираться на воздух в полёте, поддерживают высокую температуру тела даже в сильные морозы, у многих птиц это ещё и защитная одежда.

-Они смазывают свои перья жиром.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в группах.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов.

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

4. Ориентироваться в учебнике.


Поиск решения проблемы.

Технология коллективной работы с классом.

-Птицы - это теплокровные животные, у них обмен веществ происходит очень быстро, поэтому птицам нужно питание, чтобы были силы для полётов.

-Где же птицы берут зимой корм?

-Что мы с вами можем сделать для птиц, чтобы они радовали нас всегда?

-Послушайте, пожалуйста, стихотворение Александра Яшина.

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!

- А знаете ли вы, что 2013 год объявлен годом по защите окружающей среды. Давайте и мы внесём свой вклад в это благородное дело. И не останемся равнодушными к такому «изобретению» природы, как птицы.

-Им сложно зимой добывать себе пищу.

- Повесить кормушки и подкармливать птиц зимой.

Познавательные УУД

1.Выявлять сущность, особенности объектов.

2. На основе анализа объектов делать выводы.

3. Обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.


Рефлексия.

Технология проверки усвоения нового материала.

Практическое применение знаний.

-Что же вы сегодня узнали о птицах?

-Ответили мы на главный вопрос урока:

Как же птицам удаётся так летать?

(На доску вывешивается слово: выводы)

-Сегодня вы были настоящими исследователями. Выдвигали гипотезы, проводили исследования и даже сделали выводы.

- Где пригодятся знания, полученные о птицах?

- Кто доволен своей работой на уроке?

-Кто больше всех сегодня помогал нам на уроке?


- Птицы -лучшие летуны в животном царстве.

- Для этого у них всё приспособлено. (отвечают с опорой на доску, где перечислены «изобретения» птиц.


- В жизни, в дальнейшем изучении окружающего мира, на уроках в старших классах.

- ответы детей.

Регулятивные УУД

1.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Дом. задание.

Практическое домашнее задание.

-Домашнее задание у вас будет необычным: покормите птиц. Устройте им кормушки. Их очень легко сделать даже из картонных упаковок из-под молочных продуктов, из пластиковых бутылок.

А чтобы вы запомнили наш урок, я хочу подарить вам небольшой подарок. Пусть он вас радует и напоминает о красоте нашего мира.(видеозапись)


Личностные УУД

Отношение к окружающему миру.



© 2010-2022