- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья
Статья
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дорофеева Т.В. |
Дата | 22.05.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ НА ТЕМУ:
«АКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ
НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ»
Учителя начальных классов
I квалификационной категории
МОУ «Основная общеобразовательная
школа» с. Высокиничи
Дорофеевой Татьяны Васильевны
г. Жуков
2013 год
Содержание:
- Введение ……………………………………………….. 3
- Проектная деятельность ……………………………….4 - 6
- Групповые формы работы……………………………..7 - 8
- Парная работа…………………………………………..8
- Заключение ……………………………………………..9
- Список используемой литературы……………………10
Активные формы работы на современном уроке.
«Знание только тогда знание,
когда приобретено усилиями своей
мысли, а не памятью….». Л.Н. Толстой Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. В связи с решением проблем современного образования осуществляется поиск содержания, новых форм, методов, средств обучения, обеспечивающих на практике широкие возможности самоактуализации, саморазвития и самореализации личности учащегося. Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформированию системы образования. Для начальной школы приоритетными остаются формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном школьном звене. Эти показатели учебной деятельности постепенно приобретают характер важнейшей универсальной способности человека - потребности в самообразовании. Предпосылки успешной учебной деятельности детей в основном школьном звене общеобразовательной школы формируются в период начального обучения. Не случайно принцип преемственности рассматривается педагогической наукой как обязательный компонент педагогической практики. В случаях неудачной реализации этого принципа в 5-6 классах можно наблюдать явления дезадаптации: снижение учебной мотивации, успеваемости, рост тревожности, неуверенности в своих силах, разочарование из-за неоправданных надежд, конфликты со сверстниками и взрослыми. Будучи учителем начальных классов, я часто слышала мнение коллег из основной школы, что выпускники начального звена недостаточно хорошо владеют умением пользоваться информацией. Причина в том, на мой взгляд, что в течение всего начального этапа обучения единственным носителем информации являлся учебник, преобладала устная работа с текстом описательного характера. В основной же школе заложены другие формы предъявления информации и задачи работы с ней. Одной из точек соприкосновения между этапами начального и основного общего образования может стать умение учиться как результат освоения способами учебно - познавательной деятельности. Этот результат проявляется в готовности ( способности) школьника совершать действия, то есть осознанные, целенаправленные акты, решать познавательные задачи. Итак, проблема успешной адаптации ребенка к новым социальным условиям обучения в пятом классе требует поиска путей ее решения. Одним из вариантов в решении проблемы успешной адаптации выпускника начальной школы может стать обращение к методу учебных проектов как технологии развития умения учиться. Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: умение ставить проблему, обозначать цели и задачи, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, коммуникативности. Эти умения формируют положительную мотивацию учения. Конечно, не у всех ребят это получается т.к. ученик должен обладать определенными компетентностями: 1. Умение работать с рекомендованной литературой, а это является основой проектной деятельности. Необходимо читать материал последовательно, т.е. необходимо читать источник по порядку, досконально изучать все термины и понятия. 2. Умение критически осмысливать материал, представленный в книге, т.е. необходимо уметь самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы. Определяя верность или ложность того или иного понятия, необходимо ставить себе следующие вопросы. 3. Умение чётко и ясно излагать свои мысли. Каждое положение своего исследования необходимо излагать последовательно, не перескакивая с одной проблемы на другую. В работе должны быть использованы такие слова и выражения, как Я считаю, Я думаю, Мне известно, Анализ фактов показывает, Я не согласен с тем, что. Следует особо отметить, что методика работы над проектами в первом классе существенно отличается от методики, применяемой в работе со старшими детьми. Как известно, работа над проектом предполагает постановку цели, определение задач, выдвижение гипотезы. Совершенно очевидно, что подобные понятия первоклассник не способен осознать. Поэтому «проект» в 1 классе - это, скорее, сообщение на заданную тему. Я готовлю детей к дальнейшей исследовательско - поисковой работе, знакомлю с простейшими видами самостоятельной учебной деятельности, посильной им. Работа учителя с опорой на зону ближайшего развития ребенка помогает полнее и ярче раскрыть его потенциальные возможности. Она воспитывает у него веру в свои силы. Учитель должен ставить перед учеником новые, более сложные задачи, одновременно повышая требования. Однако над проектами в 1 классе, я столкнулись с рядом проблем, о которых стоит упомянуть. Речь идет о «помощи» родителей. Слово помощь здесь взято в кавычки, поскольку в большинстве случаев родители старались полностью взять работу по подготовке проекта в свои руки, отведя своему ребенку всего лишь роль докладчика. На уроке защиты проектов ребята выступали с большими, хорошо иллюстрированными докладами, но при этом бросается в глаза, что материал явно не соответствует возрастным особенностям ни докладчика, ни аудитории. Что семилетний ребенок может выполнить сам:
- Выбрать из ряда предложенных тему по своему интересу.
- Умеющие читать могут прочитать небольшой текст, некоторые - пересказать его.
- Вспомнить что - нибудь из своего жизненного опыта, так или иначе относящиеся к теме.
- Изготовить поделку, нарисовать рисунок, иллюстрирующие проект.
- Найти источники, из которых можно получить информацию по теме.
- Отобрать необходимый материал и скомпоновать его в сообщение.
- Подобрать иллюстративный материал.
- Отработать презентацию доклада.
- чётко сформулировать задание;
- дать инструктаж (письменный или устный);
- при непосредственной работе в парах наблюдать и оказывать помощь по просьбам учащихся;
- организовать фронтальное обсуждение результатов
- Педагог должен сам быть творческой личностью
- Педагог должен постоянно заниматься самообразованием
- Должен занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности
- Должен уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности учащегося
- Должен уметь налаживать деловые формы общения с учащимися, уметь диагностировать творческие способности учащихся в определенной области
В настоящее время перед школой стоит социальный заказ общества - воспитание грамотной личности, способной взаимодействовать с другими людьми. И поскольку такое взаимодействие может развиться, и сформироваться в процессе обучения начиная самого раннего детства, то особая роль отводится периоду обучения в начальной школе, где в процессе учебной деятельности (ведущей деятельности в младшем школьном возрасте), под руководством учителя формируется учебное сотрудничество. Для меня очень важно, прежде всего, научить ребят самостоятельно мыслить, искать необходимую информацию, сопоставлять факты. Тогда они не перестанут учиться всю жизнь, независимо от своей профессии, обгоняя меня и самих себя. Лев Николаевич Толстой писал: «Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью….».
Список используемой литературы:
- Методическая газета для учителей начальной школы «Начальная школа» № 12, 17, 18; 2012г
- С. Танцоров "Групповая работа в развивающем обучении", пед.центр "Эксперимент", Рига, 1997 г.
- Г.А. Цукерман "Виды общения в обучении", Томск "Пеленг", 1993