Статья

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ НА ТЕМУ:

«АКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ»





Учителя начальных классов

I квалификационной категории

МОУ «Основная общеобразовательная

школа» с. Высокиничи

Дорофеевой Татьяны Васильевны









г. Жуков

2013 год

Содержание:

  1. Введение ……………………………………………….. 3
  2. Проектная деятельность ……………………………….4 - 6
  3. Групповые формы работы……………………………..7 - 8
  4. Парная работа…………………………………………..8
  5. Заключение ……………………………………………..9
  6. Список используемой литературы……………………10































Активные формы работы на современном уроке.

«Знание только тогда знание,

когда приобретено усилиями своей

мысли, а не памятью….». Л.Н. Толстой Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. В связи с решением проблем современного образования осуществляется поиск содержания, новых форм, методов, средств обучения, обеспечивающих на практике широкие возможности самоактуализации, саморазвития и самореализации личности учащегося. Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформированию системы образования. Для начальной школы приоритетными остаются формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном школьном звене. Эти показатели учебной деятельности постепенно приобретают характер важнейшей универсальной способности человека - потребности в самообразовании. Предпосылки успешной учебной деятельности детей в основном школьном звене общеобразовательной школы формируются в период начального обучения. Не случайно принцип преемственности рассматривается педагогической наукой как обязательный компонент педагогической практики. В случаях неудачной реализации этого принципа в 5-6 классах можно наблюдать явления дезадаптации: снижение учебной мотивации, успеваемости, рост тревожности, неуверенности в своих силах, разочарование из-за неоправданных надежд, конфликты со сверстниками и взрослыми. Будучи учителем начальных классов, я часто слышала мнение коллег из основной школы, что выпускники начального звена недостаточно хорошо владеют умением пользоваться информацией. Причина в том, на мой взгляд, что в течение всего начального этапа обучения единственным носителем информации являлся учебник, преобладала устная работа с текстом описательного характера. В основной же школе заложены другие формы предъявления информации и задачи работы с ней. Одной из точек соприкосновения между этапами начального и основного общего образования может стать умение учиться как результат освоения способами учебно - познавательной деятельности. Этот результат проявляется в готовности ( способности) школьника совершать действия, то есть осознанные, целенаправленные акты, решать познавательные задачи. Итак, проблема успешной адаптации ребенка к новым социальным условиям обучения в пятом классе требует поиска путей ее решения. Одним из вариантов в решении проблемы успешной адаптации выпускника начальной школы может стать обращение к методу учебных проектов как технологии развития умения учиться. Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: умение ставить проблему, обозначать цели и задачи, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, коммуникативности. Эти умения формируют положительную мотивацию учения. Конечно, не у всех ребят это получается т.к. ученик должен обладать определенными компетентностями: 1. Умение работать с рекомендованной литературой, а это является основой проектной деятельности. Необходимо читать материал последовательно, т.е. необходимо читать источник по порядку, досконально изучать все термины и понятия. 2. Умение критически осмысливать материал, представленный в книге, т.е. необходимо уметь самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы. Определяя верность или ложность того или иного понятия, необходимо ставить себе следующие вопросы. 3. Умение чётко и ясно излагать свои мысли. Каждое положение своего исследования необходимо излагать последовательно, не перескакивая с одной проблемы на другую. В работе должны быть использованы такие слова и выражения, как Я считаю, Я думаю, Мне известно, Анализ фактов показывает, Я не согласен с тем, что. Следует особо отметить, что методика работы над проектами в первом классе существенно отличается от методики, применяемой в работе со старшими детьми. Как известно, работа над проектом предполагает постановку цели, определение задач, выдвижение гипотезы. Совершенно очевидно, что подобные понятия первоклассник не способен осознать. Поэтому «проект» в 1 классе - это, скорее, сообщение на заданную тему. Я готовлю детей к дальнейшей исследовательско - поисковой работе, знакомлю с простейшими видами самостоятельной учебной деятельности, посильной им. Работа учителя с опорой на зону ближайшего развития ребенка помогает полнее и ярче раскрыть его потенциальные возможности. Она воспитывает у него веру в свои силы. Учитель должен ставить перед учеником новые, более сложные задачи, одновременно повышая требования. Однако над проектами в 1 классе, я столкнулись с рядом проблем, о которых стоит упомянуть. Речь идет о «помощи» родителей. Слово помощь здесь взято в кавычки, поскольку в большинстве случаев родители старались полностью взять работу по подготовке проекта в свои руки, отведя своему ребенку всего лишь роль докладчика. На уроке защиты проектов ребята выступали с большими, хорошо иллюстрированными докладами, но при этом бросается в глаза, что материал явно не соответствует возрастным особенностям ни докладчика, ни аудитории. Что семилетний ребенок может выполнить сам:

  • Выбрать из ряда предложенных тему по своему интересу.
  • Умеющие читать могут прочитать небольшой текст, некоторые - пересказать его.
  • Вспомнить что - нибудь из своего жизненного опыта, так или иначе относящиеся к теме.
  • Изготовить поделку, нарисовать рисунок, иллюстрирующие проект.
Что семилетний ребенок может выполнить с помощью взрослого:
  • Найти источники, из которых можно получить информацию по теме.
  • Отобрать необходимый материал и скомпоновать его в сообщение.
  • Подобрать иллюстративный материал.
  • Отработать презентацию доклада.
«Помощь» иных старательных мам доходила до того, что трудно было найти: а что, собственно, сделано самим ребенком? Конечно, родители хотят, чтобы их ребенок поразил своим докладом класс и учителя. Но они не понимают, как тяжело ученику 1 класса произносить исторические даты, научные термины. Такой доклад тяжело слушать, а еще труднее с ним выступать. Этот опыт вынуждает посвятить теме подготовки проектных заданий немало времени на родительских собраниях. Мы говорили о том, что проектная деятельность в школе существует для того, чтобы научить детей самостоятельности в получении знаний. То есть в словосочетании «проектная деятельность» главным является слово деятельность. Более важен с точки зрения развития ребенка не конечный результат, а процесс. Ученик должен овладеть информационной компетенцией: уметь находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, правильно ее ранжировать, выделять главное, усваивать ее в виде новых знаний. Проектная деятельность, как никакая другая, служит цели формирования коммуникативной компетенции: умения продуктивно общаться со сверстниками, учителем, родителем, техникой, с Интернетом и любым информационным полем. Поэтому так важно позволить ребенку работать самому Впервые с проектной деятельностью я познакомилась 5 лет назад, когда в учебнике «Мир вокруг нас» по программе Александра Федоровича Малышевского предлагались задания: 1. По теме «Вода» - проведи опыты, опиши, что происходит с водой; как передвигается вода в почве; что происходит с водой при нагревании и охлаждении. Постарайся объяснить, с чем связано отмеченное явление. 2. Опиши «устройство» гейзера, объясни, с чем связано отмеченное явление. 3. Что такое туман; проведи опыт; опиши, что происходит, когда теплый воздух комнаты касается охлажденного стекла; попытайся объяснить, с чем связано появление тумана и т.д. В учебниках А. А. Плешакова «Окружающий мир» часто встречаются задания подобного вида: 1. Представьте, что вы отправились в экспедицию в саванну или тропический лес. Подготовьте отчет об экспедиции по плану (план прилагается) 2. Что мы знаем о народах России? 3. Проекты «Моя малая родина», «Мои домашние питомцы», «Когда жили динозавры»; «Что такое зоопарк» и другие. Проектная деятельность - очень трудоемкое дело. На первых уроках в начальной школе моя задача, как учителя начальных классов - это научить самостоятельно добывать информацию, уметь критически осмысливать материал, делать выводы, уметь четко излагать собственные мысли. Также в своей практике часто использую групповые формы работы, особенно на уроках окружающего мира, при решении логических задач на уроках математике, на обобщающих уроках литературного чтения и русского языка. Основная цель групповой работы - развитие мышления учащихся. В то же время эффективность групповой работы проявила себя и в скорости решения задач, и в создании благоприятных условий для учебного самоопределения, и в формировании навыков организаторской работы, и, пожалуй, самое важное, в формировании рефлексивных способностей учащихся. Надо отметить, что преимущество групповой работы в том, что ученик учится высказывать и отстаивать собственное мнение, прислушиваться к мнению других, сопоставлять, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других. Вырабатываются навыки контроля за действиями других и самоконтроля, формируется критическое мышление. Групповое обсуждение, дискуссия оживляют поисковую активность учащихся. При качественном анализе взаимодействий детей Галина Анатольевна Цукерман выделяла две характеристики этой деятельности. 1. Независимость от взрослого. Взрослый организует работу, «запускает», а затем дети работают самостоятельно (в отличие от фронтального обучения, при котором учитель побуждает, направляет, контролирует, оценивает и проч.). При этом дети обращаются к учителям очень редко - в крайних ситуациях. Таким образом меняются отношения «ученик - учитель»: дети не стремятся к постоянному сотрудничеству со взрослым, работают самостоятельно. Можно отметить обращенность ребенка прежде всего к партнеру. Это обеспечивает учет позиции партнера, его точки зрения. Все это приводит к развитию рефлексивных действий. 2. Обращенность детей не столько на результат, сколько на способ своих и партнера действий. Отмечается высокий мотивационный уровень. Особенно это видно по слабым ученикам - они становились активными и заинтересованными. Групповая работа, будучи давно известной, до сих пор несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное «добывание» учащимися знаний в результате организации по исковой деятельности, субъект-субъектные отношения участников совместной деятельности, создание ученику ситуации успеха, активность, интерес, учебная мотивация, учитель - организатор сотрудничества. Групповые виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя . Такая форма работы способствует успешности усвоения учебного материала, формирует учебные действия и благоприятно сказывается на взаимоотношениях школьников. Включение детей в разнообразные виды совместной деятельности на уроке способствует повышению ее эффективности, как со стороны ее результата, так и со стороны развития группы и ее членов; создают условия для наилучшего развития большего числа детей. Чтобы группа достигла высокой степени взаимодействия, требуется время и значительные усилия учителя. На первом этапе организации групповой работы используется работа в парах постоянного состава. Парная работа сохраняет все признаки групповой: сотрудничество учащихся в парах, роль учителя - опосредованное руководство через инструктажи, памятки. Такая работа очень полезна: она повышает внимание учащихся, побуждает их вдумчиво относиться к заданию, выполняя его самостоятельно и проверяя работу товарища, А это способствует прочности усвоения знаний, развитию навыков самоконтроля, самооценки. Но область применения парной работы на уроке в начальных классах гораздо шире: при закреплении, повторении материала, на этапе актуализации знаний, необходимых для изучения нового, и даже на этапе непосредственного изучения новых знаний. Парная работа, как простейший вид групповой, может быть использована уже в первые дни обучения в первом классе. Чтобы учащиеся стремились к взаимодействию, задания для парной работы должны быть достаточно сложными, требующими напряжения мысли: с недостаточными или избыточными данными, без вопроса, с ошибкой в условии, или типичные, но требующие умений, которые ещё не отработаны. При организации парной работы следует
  • чётко сформулировать задание;
  • дать инструктаж (письменный или устный);
  • при непосредственной работе в парах наблюдать и оказывать помощь по просьбам учащихся;
  • организовать фронтальное обсуждение результатов
Да и педагог тоже должен обладать определенными компетентностями:
  • Педагог должен сам быть творческой личностью
  • Педагог должен постоянно заниматься самообразованием
  • Должен занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности
  • Должен уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности учащегося
  • Должен уметь налаживать деловые формы общения с учащимися, уметь диагностировать творческие способности учащихся в определенной области

В настоящее время перед школой стоит социальный заказ общества - воспитание грамотной личности, способной взаимодействовать с другими людьми. И поскольку такое взаимодействие может развиться, и сформироваться в процессе обучения начиная самого раннего детства, то особая роль отводится периоду обучения в начальной школе, где в процессе учебной деятельности (ведущей деятельности в младшем школьном возрасте), под руководством учителя формируется учебное сотрудничество. Для меня очень важно, прежде всего, научить ребят самостоятельно мыслить, искать необходимую информацию, сопоставлять факты. Тогда они не перестанут учиться всю жизнь, независимо от своей профессии, обгоняя меня и самих себя. Лев Николаевич Толстой писал: «Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью….».





Список используемой литературы:
  1. Методическая газета для учителей начальной школы «Начальная школа» № 12, 17, 18; 2012г
  2. С. Танцоров "Групповая работа в развивающем обучении", пед.центр "Эксперимент", Рига, 1997 г.
  3. Г.А. Цукерман "Виды общения в обучении", Томск "Пеленг", 1993
© 2010-2022