Программа по изобразительному искусству

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шкрябинская общеобразовательная школа»

Стародубского муниципального района Брянской области

243245 Брянская область, Стародубский район,с.Шкрябино,улица Садовая,д.3 т:8(48348)94-7-26



РАССМОТРЕНО

и рекомендовано к применению ШМО учителей

МБОУ « Шкрябинская СОШ»

Протокол №_____

От «___» ___________2015г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВЧ МБОУ «Шкрябинская СОШ»

_______________Зык С.Н.

«_______» _____________2015г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ «Шкрябинская СОШ»

___________________Дашкова А.М.

Приказ №______

От «________»______________2015г.







Рабочая программа

по изобразительному искусству

начального общего образования





учебный год:2015-2016

класс 3

срок реализации программы 1 год

уровень общеобразовательный

учитель Евмененко Мария Владимировна













2015г.



Пояснительная записка


Программа составлена на основе нормативных документов

1 Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 06.10.2009г.№373(в редакции приказов Минобрнауки от 26.11.2010г. №1241, от 22.09.2011г. №2357);

3.Примерная программа начального общего образования по математике.

4.Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Шкрябинская СОШ» на 2011-2015 г.г.

5. Авторская программа по изобразительному искусству Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др. разработана в рамках УМК «Школа России», Москва «Просвещение» 2011г.

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Задачи преподавания изобразительного искусства:

- формирование у учащихся нравственно-этической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;

- формирование художественно-творческой активности школьника;

- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.



2 Общая характеристика учебного предмета

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

- изобразительная художественная деятельность;

- декоративная художественная деятельность;

- конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства. Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов. Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства. Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.). Одна из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого. Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей. Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности. Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки). Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

3 Место учебного предмета в учебном плане МБОУ «Шкрябинская СОШ» На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс - 135 ч. Предмет изучается: в 1 классе - 33 ч в год, во 2-4 классах - 34 ч в год (при 1 ч в неделю).

Формы контроля. Основными формами контроля являются: наблюдения за интеллектуальными способностями детей, самостоятельная работа, выставка выполненных работ

Технологии обучения. Для достижения образовательных целей используются следующие методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, здоровье-сберегающий , ИКТ

Формы организации учебного процесса .Программа предусматривает следующие формы организации учебного процесса :традиционный урок, обобщающий урок, урок-выставка;, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. 4 Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребенка. Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень курса. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Одна из главных задач курса - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни. 5 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Личностные:

- формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего города; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- формирование социальной роли ученика;

- формирование положительного отношения к учению;

- представления о ценности природного мира для практической деятельности человека

развитие готовности к сотрудничеству и дружбе;

- осмысление своего поведения в школьном коллективе;

- ориентация на понимание причин успеха в деятельности.

- формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников.

- формирование умения радоваться успехам одноклассников;

- формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой;

- умение видеть красоту труда и творчества.

- формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности;

- формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности;

Метапредметные результаты

Регулятивные:

- Проговаривать последовательность действий на уроке.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные:

- Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника;

- оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого рассказа).

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

- Учиться согласованно работать в группе:

- Учиться планировать работу в группе;

- Учиться распределять работу между участниками проекта;

- Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

- Уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

- Овладевать приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.

Предметные результаты:

Учащиеся должны знать:

- основные виды и жанры изобразительных искусств;

- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);

- имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

- названия наиболее крупных художественных музеев России;

- названия известных центров народных художественных ремесел России

Учащиеся должны уметь:

- Конструировать и лепить.

- Рисовать с натуры и представлению

- Выстраивать ритм, выбирать изобразительные мотивы, их превращение в композицию.

- Работать с акварелью и гуашью;

- Выполнять конструктивное строение: объемное изображение предметов из цветной и белой бумаги.

- Выполнять эскизы.

- Работать акварелью, гуашью; в смешанной технике (фон - пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование).

- Декоративно-прикладное творчество.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • мение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории;
  • умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека

6. Содержание курса

Тема 1. Искусство в твоем доме (8 ч)

Инструктаж по ТБ.Твои игрушки.Посуда у тебя дома. Обои и шторы в твоем доме.

Мамин платок. Твои книжки. Поздравительная открытка. Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы)

Тема 2. Искусство на улицах твоего города (8 ч)

Памятники архитектуры .Парки, скверы, бульвары. Ажурные ограды. Фонари на улицах и в парках.Витрины магазинов .Удивительный транспорт. Что сделал художник на улицах моего города (обобщение темы)

Тема 3. Художник и зрелище (9 ч)

Художник в цирке.Художник в театре.Театр на столе. Театр кукол.Мы художники кукольного театра. Маска. Афиша, плакат. Приздник в городе. Как художники помогают сделать праздник (обобщающий урок)

Тема 4. Художник и музей (9 ч)

Музеи в жизни города.Картина- особый мир.Музей искусства. Картина-пейзаж .Картина-портрет.Картина -натюрмотр.Картины исторические и бытовые. Скульптура в музее и на улице.Художественная выставка.Каждый человек -художник

7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

№п/п

Дата

Тема урока

Основные виды учебной деятельности обучающихся

По плану

Факти

чески

1

2

3

4

5

Искусство в твоем доме

1



Инструктаж по ТБ.Твои игрушки

Характеризуют разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Объясняют единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения).

2



Посуда у тебя дома

Выявляют в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней.

3



Обои и шторы в твоем доме.

Объясняют образное содержание конструкции и украшения предмета.

4



Мамин платок.

Создают выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения.

5



Твои книжки

Рассказывают о роли художника и этапах его работы

6



Твои книжки

Рассказывают о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор.

7



Поздравительная открытка.

Характеризуют разные виды открыток, материалы, из которых они сделаны. Объясняют единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения).

8



Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы)


Выявляют в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней.

Искусство на улицах твоего города

9



Памятники архитектуры

Сравнивают и анализируют парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения .

10



Парки, скверы, бульвары

Сравнивают и анализируют парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.).

11



Парки, скверы, бульвары

Раскрывают особенности архитектурного образа города.

12



Ажурные ограды

Различают памятники архитектуры - это достояние народа, которое необходимо беречь.

13



Фонари на улицах и в парках

Различают в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров.

14



Витрины магазинов

Изображают архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм.

15



Удивительный транспорт

Воспринимают и оценивают эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села

16



Что сделал художник на улицах моего города (обобщение темы)

Учатся видеть архитектурный образ, образ городской среды.

Художник и зрелище

17



Художник в цирке

Объясняют важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.).

18



Художник в театре.

Создают красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры.

19



Театр на столе

Создают «Театр на столе» - картонный макет с объемными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль.

20



Театр кукол

Сравнивают объекты, элементы театрально-сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращения простых материалов в яркие образы.

21



Мы художники кукольного театра

Объясняют роль театрального художника в создании спектакля.

22



Маска.

Изображают яркое, веселое, подвижное

Конструируют выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику.

23



Афиша, плакат.

Имеют представление о назначении театральной афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле).

24



Праздник в городе. Фантазируют о том, как можно украсить город к празднику Победы (9 Мая), Нового года или на Масленицу, сделав его нарядным, красочным, необычным.

Создают в рисунке проект оформления праздника.

25



Как художники помогают сделать праздник (обобщающий урок)

Создают красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами.

Художник и музей

26



Музеи в жизни города

Объясняют роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием.

27



Картина- особый мир

Называют самые значительные музеи искусств России - Государственную Третьяковскую галерею, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

28



Музей искусства

Имеют представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций.

29



Картина-пейзаж

Рассматривают и сравнивают картины-пейзажи

30



Картина -портрет

Рассуждают о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства.

31



Картина-натюрморт Рассказывают о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом

32



Картины исторические и бытовые

Развивают живописные и композиционные навыки.

(радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т.д.).

33



Скульптура в музее и на улице.

Изображают пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением.

34



Художественная выставка.Каждый человек -художник


Участвуют в организации выставки детского художественного творчества, проявлять творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ.



8 Материально- техноческого обеспечения образовательного процесса

Учебно-методический комплект

Л.А.Неменская и др. Изобразительное искусство.Рабочие программы 1-4 класс

Учебники

Л.А.Неменская. изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс; Л.А.Неменская. Изобразительное искусство.

Рабочая тетрадь

Рабочая тетрадь. 3 класс; Л.А.Неменская. Изобразительное искусство. Твоя мастерская.

Пособие для учителей

Изобразительное искусство. Методическое пособие. 1-4 классы.

Неменский, Б.М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 1-4 классы: пособие для учителя / Б.М. Неменский, Л.А Неменская, Е.И. Коротеева. - М.: Просвещение, 2010.

Коротеева, Е.И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов начальной школы / Е.И. Коротеева. - М.: Просвещение, 2009

Инернет - ресурсы.-единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.-Режим доступа:http:school-collection/edu/ru

-презентации уроков «Начальная школа»- Режим доступа:nachalka/info/about/193 -я иду на урок начальной школы(материалы к уроку).- Режим доступа : nsc. 1september.ru/urok. Интернет- ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов: ru.wikipedia.org/wiki moikompas.ru/tags/plastilin art.thelib.ru/culture/pictures/iskusstvo_yaponii.html orientmuseam.ru/art

vasnecov.ru

Технические средства

1 Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц

2 Персональный компьютер с принтером

3 Мультимедийный проектор

4 Экран

5 Игровые художественные компьютерные программы

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

1 Строительный набор репродукции картин,муляжи

2 Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по изобразительному искусству.

3 Портреты русских и зарубежных художников

4 Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека

5 Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству

Аудио- и видеомагнитофон

CD/DVD проигрыватель

Видеофильмы (памятники архитектуры, народные промыслы, художественные музеи, творчество отдельных художников, художественные технологии) в соответствии с программой обучения

Оборудование класса

1 Ученические столы двухместные с комплектом стульев

2 Стул учительский с тумбой

3 Шкафы для хранения учебников , дидактических материалов и пособий

НАТУРНЫЙ ФОНД

Муляжи фруктов, овощей, грибов, ягод

Гербарии

Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов



© 2010-2022