Самостоятельная работа на уроках в малокомплектной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самостоятельная работа на уроках в малокомплектной школе

Автор работы: Афонина Елена Анатольевна.

Место работы: ГБОУ ООШ с. Четыровка,

м.р. Кошкинский Самарской области.

Должность: учитель начальных классов.

Стаж работы: 24 года.

Категория: высшая.


Организация учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе требует особого внимания. Уроки и внеклассные мероприятия, которые блестяще проходят в крупных общеобразовательных учреждениях, порой оказываются совсем не такими эффективными, если просто копируются в небольших классах малокомплектной школы.

Основные преимущества при работе с двумя классами: - Учителю предоставляется большая возможность изучить каждого ребёнка, выявить его индивидуальные особенности, характер, способности. - Появляется больше возможностей включить школьников в многообразную деятельность, увлечь их любимым делом. - Учителю легче проверить небольшое количество тетрадей, приготовить раздаточный материал для каждого ученика. - Учитель имеет возможность заниматься индивидуально с каждым учеником, что позволяет улучшить качество знаний по предметам.

Основные проблемы при работе с двумя классами: - У детей возрастает физическая и психическая нагрузка, круг общения ограничен. - Для учителя есть ограничения в проведении новых, современных форм уроков (урок- соревнование и др.) - При подготовке к уроку в совмещённых классах учитель выполняет трудоёмкую работу, разрабатывая множество карточек для самостоятельной работы. Я решила изменить способы организации учебной деятельности учащихся путём изменения построения содержания урока. Считаю, что если введу в урок самостоятельную работу, используя современные методы, средства и формы обучения, то обеспечу учащимся каждого класса прочные знания. Таким образом, самостоятельная работа одного из классов является обязательным компонентом урока в малокомплектной школе. Основная цель обучения - научить каждого ученика самостоятельно учиться. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. (Д. Медведев, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа») Привитие навыка самостоятельной работы, использование на уроках различных её видов не только служит эффективным средством овладения учащимися определённой суммой знаний и умений, но и средством формирования общеучебных умений, средством повышения учебно-воспитательного процесса, формирования личности, рождает у школьников веру в себя, в свои силы и возможности. Эффективность выполнения учащимися самостоятельной работы в процессе обучения прямо зависит от условий, обеспечивающих её организацию, планирование, управление и контроль. Педагогическая ценность самостоятельной работы зависит от того, каким образом организована деятельность учащихся. Под организацией самостоятельной работы подразумевается действие педагога и учащихся, направленные на создание педагогических условий, необходимых для своевременного и успешного выполнения задания. Организация и проведение самостоятельной работы требует особого подхода. Выбор формы организации самостоятельной работы зависит от подбора классов-комплектов, от количества учащихся, от их индивидуальных способностей. По возможности классы объединяют так: 1 - 3, 2 - 4. Потому что в 1 (2) классах не сформирован навык самостоятельной работы, а в 3 (4) дети умеют работать самостоятельно и выполнять оценку своим знаниям под руководством учителя. Такой подбор классов-комплектов более успешен в малокомплектной школе.

Подготовку к урокам я разделила на несколько этапов:

- определяю, какие задания учащиеся могут усвоить самостоятельно;

- указываю место самостоятельной работы в структуре урока, её виды, время проведения;

- продумываю уровень сложности, какие задания дать основными, какие дополнительными;

- трудности и возможные ошибки, виды проверки;

- готовлю задания на карточках (индивидуальные и групповые);

- определяю задания для коллективной работы;

- продумываю виды проверки, оценивание работ. Самостоятельная работа в структуре современного урока является весьма подвижным его элементом. В начале урока оправданы непродолжительные работы, рассчитанные на 5-10 мин, чтобы включить весь класс в активную деятельность, мобилизовать внимание, память, мышление учащихся, создать рабочий настрой. Я заранее планирую, какой вид самостоятельной работы надо использовать. Задания для самостоятельной работы зависят от того, какие знания учащихся надо проверить и на каком этапе урока её провести. Если работали над темой решения задач, то нужно проверить, как дети научились решать задачи, соответственно в самостоятельную работу включаю задачи данного вида. Если работали над темой нахождения периметра или площади фигуры, то в самостоятельную работу включаю задания на их нахождение; часто в работу включаю комбинированные задания. Значительно сложнее включать в структуру урока самостоятельную работу с целью изучения новых знаний. Учителю, нелегко бывает оценить, какой именно учебный материал учащиеся могут успешно усвоить по учебнику. Исследования, проведённые мною на уроке, показали, что если материал является совершенно новым, с высоким уровнем обобщенности и не имеет широких связей с ранее изученным материалом, его целесообразно объяснять самому учителю. А объяснение нового материала в работе с двумя классами лучше вести на этапе коллективной работы с классом. На уроке, предлагая задания, аналогичные тем, которые учащиеся выполняли дома, учитель имеет возможность убедиться, кто из ребят справляется с заданием самостоятельно, кто допускает ошибки, затрудняется. Наряду с этим выясняется степень выполнения учащихся домашней работы, готовность класса к усвоению нового материала, к выполнению более сложных заданий. Такого рода самостоятельные работы носят и проверочный, и пропедевтический характер, так как направлены на выявление и актуализацию опорных знаний и умений, что служит подготовкой к усвоению нового материала. Самостоятельная работа должна обязательно сочетаться с коллективной, на уроке в совмещённых классах идёт чередование коллективной работы в одном классе и самостоятельной работы в другом. Коллективная работа с классом - один из важных этапов урока. При этом коллективная учебная деятельность - общая по целям, содержанию, приёмам работы - применяется преимущественно на этапах ознакомления с новым учебным материалом. Часто в коллективную работу включаю такие задания, которые подготавливают к самостоятельности. Если на уроке идёт объяснение нового материала, включены задачи, примеры нового вида по математике или ознакомление с новыми правилами и понятиями на уроках русского языка, то в процессе коллективной работы на уроке стараюсь объяснить новый материал, а в это время в другом классе даю более продолжительную по времени самостоятельную работу.

План построения урока в совмещённых классах.

1 (2) класс

3 (4) класс

Подготовительный 1. Организационный момент. 1 мин.

2. Устные упражнения. 4 мин.

Основной этап

3. Самостоятельная работа.

Повторение пройденного. 15 мин.

4. Коллективная работа с классом.

Работа по теме урока. 10 мин.

Заключительный

5. Самостоятельная работа.

Закрепление пройденного. 8 мин.

6. Итог урока. 2 мин. этап урока. 1. Организационный момент. 1 мин.
2. Самостоятельная работа. 4 мин. урока. 3. Коллективная работа с классом. Работа по теме урока. 15 мин.

4. Самостоятельная работа.

Повторение пройденного. 10 мин.

этап урока.

5. Коллективная работа по закреплению полученных знаний. 8 мин.
6. Итог урока. 2 мин. Проверку самостоятельной работы ученики выполняют самостоятельно: либо с карточек по образцу, данных учителем (самопроверка), либо проверяют тетрадь своего товарища (взаимопроверка). Часто проверку самостоятельной работы проводит учитель. В случае затруднения оказываю необходимую помощь. На уроках закрепления и повторения часто сильные ученики являются консультантами, помогают в работе своим товарищам, учатся объяснять, тем самым повышая свою познавательную деятельность. От того, как оценивает школьник свои познавательные возможности, во многом зависит его работа. Возможность для самооценивания я предоставила детям, начиная с первого года обучения сначала в более простой форме, постепенно усложняя её виды. Выполнив задания по письму или математике, ребёнок оценивал правильность выполнения того или иного задания, начертания элементов букв, аккуратность выполнения и т.д. Во время проверки работы либо соглашаюсь с поставленной оценкой, либо нет. Проверяя тетради дома, выставляю свою оценку, но и оставляю оценку ребёнка, выставленную карандашом. В начале следующего урока анализирую оценки, выставленные детьми, эта работа занимает немного времени на уроке, т. к. в классах мало учеников, а из двух классов в журнал выставляется оценка только - ученикам 4 (3) класса. Учительский вариант оценки был более важным для учеников. Так как самостоятельная работа является основным этапом урока в работе с двумя классами малокомплектной школы, я постоянно добиваюсь эффективности её выполнения. Для этого я использую в своей педагогической деятельности дифференцированный подход. Известно, что каждый ученик усваивает знания в зависимости от своих умственных способностей, памяти, темперамента, навыков учебного труда. Он важен и в плане развития познавательной самостоятельности и формирования у учащихся стремления к самообразованию. Дифференцированный подход к учащимся при планировании содержания и объема самостоятельной работы на уроках в совмещённых классах - один из возможных путей устранения перегрузки в условиях работы в совмещённых классах малокомплектной школы . Так как уровень знаний, познавательных способностей не у всех детей одинаковый, то начинаю работу с более простых упражнений, постепенно продвигаясь к более сложным. Говоря об уровне сложности самостоятельной работы, обращаю внимание на то, что она не должна быть слишком простой, ниже уровня развития умственной способности учащихся. Поощряю детей, если ученик, выполняя сначала легкие задания, а затем более сложные, сам наталкивается на посильные для него вопросы, осознает их и решает самостоятельно. По многим темам мною разработаны разноуровневые карточки. Карточки позволяют обеспечивать индивидуальную работу в зависимости от уровня подготовленности учащихся. Для самостоятельной работы беру задания из дидактического материала, задания из учебника, комбинированные задания составляю сама. . Меня волнует проблема реализации качественного и эффективного обучения. Решать эту проблему я решила принципиально новыми подходами, используя современные образовательные технологии:

  • здоровьесберегающие,
  • компетентносто-ориентированного обучения,
  • ИКТ и другие.
Внедрение в практику новых образовательных технологий обучения обеспечивает успешную организацию учебно-воспитательной работы в совмещённых классах малокомплектной школы. Несмотря на то, что получать знания в совмещённых классах малокомплектной школы ученику нелегко, результаты обучения в моих классах хорошие: у учащихся нет отрицательных оценок по предметам, а в классе нет неуспевающих учеников и второгодников.

Используемая литература.

1. Организация индивидуальной самостоятельной работы учащихся начальных классов сельской малокомплектной школы Г.Р. Валеева (Республика Башкортостан)

2. Самостоятельная работа в процессе обучения математики в малокомплектной сельской школе. Учебное пособие для спецкурса. Л. Г. Шестакова. Соликамск 2011 г.

3. Пособие Колеченко А. К. «Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей». Программа ФГОС НОО.

Интернет-ресурсы:

collegy.ucoz.ru/publ/49-1-0-1515

proshkolu.ru/

nsportal.ru/user

fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1207467.html

Самостоятельная работа на уроках в малокомплектной школе

4

© 2010-2022