Статья: ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИГРА

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИГРА

Аблякимова Н.Е.

филиал Московского педагогического государственного университета в г. Ульяновске

Ульяновск, Россия

COGNITIVE ACTIVITY AND PLAYING

Ablyakimova N.E.

branch of the Moscow State Pedagogical University in Ulyanovsk

Ulyanovsk, Russia

Учебно-познавательная деятельность для ребенка на протяжении всей его учебы

это основной вид деятельности по времени, значимости, систематичности. Она является

источником воспитательного воздействия, которое происходит через содержание

учебного материала, и организацию этой деятельности. Развитие у учащихся

познавательной активности - требование, определяющее направление, в котором следует

совершенствовать учебно-воспитательный процесс в современной школе. Особую

актуальность приобретает проблема активизации познавательной деятельности

школьников посредством игры.

Познавательная деятельность школьника, осуществляемая им в процессе учения,

считается основным видом деятельности. В словаре дается следующая трактовка понятию

познавательная деятельность: «Познавательная деятельность - сознательная

деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и

явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний» [1].

В процессе познавательной деятельности у каждого ученика появляются

определённые субъективные переживания, влияющие на характер познавательной

активности. Эти психологические переживания принято называть внутренними

факторами развития личности. Положительная внутренняя настроенность школьника к

учению обуславливает его познавательную активность. Если же такой настроенности нет,

ученик, как правило, проявляет равнодушие и умственную пассивность. На

познавательную активность школьников воздействуют: отношения, которые принимают

форму потребностей, интересов, мотивов и определенных установок деятельности

(поведения). Каждая из названных форм отношений выступает как определённая ступень

внутренней стимуляции к деятельности.

В последнее десятилетие возрос интерес к проблеме игры, интенсивно ведется

разработка теории игрового обучения.

Проблема соотношения игры с обучением - одна из центральных проблем

психологии младшего школьного возраста. Известные педагоги называют игру «первой школой мысли для ребёнка» и полагают, что «каков ребенок в игре, таким во многом он

будет в работе». Действительно, именно через игру ребёнок впервые приобщается к миру

взрослых. В игре ребёнок проявляет себя, свои склонности и таланты, свой характер и

отношение к миру. Игры для начальной школы должны обязательно учитывать

особенности психологии ребёнка.

Развивающие игры для детей собирают в единое целое уже знакомый дух игры и

новую ситуацию целенаправленного обучения. Так, игры для младших школьников могут

помогать детям:

-развивать интеллектуальные способности;

-получать удовольствие от познавательной деятельности;

- осваивать социальные навыки;

- обнаруживать склонности к творчеству, развивать таланты.

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое

место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении. Сюжетно-ролевые игры

создают сами дети при некотором руководстве воспитателя.

В практике воспитания используются и игры с правилами, создаваемые для детей

взрослыми. К играм с правилами относятся дидактические, подвижные, игры-забавы. В

основе их лежит четко определённое программное содержание, дидактические задачи,

целенаправленность обучения. Самодеятельность детей при этом не исключается, но она в

большей мере сочетается с руководством воспитателя. При овладении опытом игры,

развитие способности к самоорганизации дети проводят и эти игры самостоятельно.

Большим успехом пользуются интеллектуально - творческие игры для младших

школьников. Можно выделить следующие виды таких игр:

- литературные игры: формируют интерес к чтению у учащихся. Цель таких игр -

формирование познавательного интереса у учащихся, развитие индивидуальных

способностей, освоение навыков коллективной деятельности.

- игры на комбинирование: это такие игры, как игры со спичками, логические

задачи, шашки, шахматы, головоломки и другие - предусматривают умение создавать

новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов.

- игры на планирование: лабиринты, головоломки, магические квадраты, игры со

спичками - направлены на формирование умения планировать последовательность

действий какой - либо цели.

- игры на формирование умения анализировать: найди пару, найди лишнее,

загадки, продолжи ряд, занимательные таблицы - предусматривают умение объединять

отдельные предметы.

Своеобразие дидактических игр заключается в том, что она одновременно является

формой обучения, в которой содержатся все структурные элементы (части), характерные

для игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание, игровые действия,

правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой

ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

Наличие дидактической задачи подчёркивает обучающий характер игры,

направленность её содержания на развитие познавательной деятельности детей.

В отличие от прямой постановки задачи на занятиях в дидактической игре она

возникает и как игровая задача самого ребёнка. Важное значение дидактической игры

состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у

детей.

Одним из элементов дидактической игры являются правила. Они определяются

задачей обучения и содержанием игры и, в свою очередь, определяют характер и способ

игровых действий, организуют и направляют поведение детей, взаимоотношения между

ними и воспитателем. С помощью правил он формирует у детей способность

ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, умение сдерживать непосредственные

желания, проявлять эмоционально-волевое усилие.

В результате этого развивается способность управлять своими действиями,

соотносить их с действиями других играющих.

Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер.

- обучающие правила помогают раскрыть перед детьми, что и как нужно делать:

они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ

выполнения;

- организующие - определяют порядок, последовательность и взаимоотношения

детей в игре;

- дисциплинирующие - предупреждают о том, чего и почему нельзя делать.

Таким образом, игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным

и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В

этом заключается их развивающая роль.

Литература:

1. [Электронный ресурс]- Режим доступа- vocabulary.ru/dictionary

2. Алферов А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие по психологии.

- Ростов на/Д: изд-во Феникс, 2000. - 384с.

© 2010-2022