Рабочая программа по ИЗО 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Фащевка

Грязинского муниципального района Липецкой области.

«РАССМОТРЕНО»

на заседании ШМО

Руководитель ШМО
______ /Т. В. Соловьева/

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ СОШ

села Фащёвка
______ / Н.В. Марчукова /

Протокол №_____от _____2015 г Приказ №___от______2015 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Изобразительное искусство»

для 2 класса


на 2015/ 2016 учебный год.













Учитель, реализующий программу учебного предмета,

Соловьева Татьяна Васильевна.

Рабочая программа по ИЗО 2 класс

Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для второго класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы Неменского Б.М. «Изобразительное искусство. 1-4 классы». Просвещение, 2011 г. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов русского языка с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики представления учебного материала, возрастных особенностей учащихся. Программа соответствует основной образовательной программе и учебному плану МБОУ СОШ с. Фащевка.

Общая характеристика учебного предмета Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных - живопись, графика, скульптура; конструктивных - архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства - традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах - искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека. Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный - в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство. Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов. Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности. Программа направлена на достижение следующих целей: -развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразитель-ного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; -освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка; -овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности; -воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессио­нального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, много­национальной культуре. Основные задачи: -развитие эмоциональной отзывчивости на явления окружающего мира, способности удивляться и радоваться его красоте; -формирование эстетического отношения к природе, явлениям растительного и животного мира; -формирование представлений о трех видах художественной деятельности: изображении, украшении, постройке; -развитие наблюдательности и творческого воображения; -формирование эстетического отношения к постройкам и предметному миру, созданному человеком, их формам и украшениям; -начальное формирование навыков восприятия соответствующих возрасту произведений искусства: книжных иллюстраций, картин, скульптуры, зданий, предметов декоративного искусства и произведений дизайна; -формирование навыков работы красками (гуашь, акварель), графическими материалами (фломастеры, мелки, карандаши), а также навыков создания аппликаций, лепки из пластилина, объемного моделирования из бумаги. Промежуточная аттестация обучающихся по решению педагогического совета (протокол №1 от 29.08.2015 года) будет осуществляться путем выведения годовых отметок успеваемости на основе четвертных, полугодовых отметок успеваемости, выставленных в течение соответствующего учебного года. Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012года №273- ФЗ « Об образовании в Российской федерации»;
  • Приказа МО РФ от 6 октября 2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Приказа МО РФ 26 ноября 2010г. № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 года»;
  • Приказа МО РФ от 22 сентября 2011г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373»;
  • Приказа МО РФ от 18 декабря 2012г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373»;
  • Авторской программы Неменского Б.М. «Изобразительное искусство. 1-4 классы».
  • Приказ по МБОУ СОШ с.Фащевка № 162 от 26.08.2014г « Об утверждении учебного плана» на 2015-2016 г.
  • Приказ по МБОУ СОШ с.Фащевка № 163 от 26.08.2014г « Об утверждении годового календарного учебного графика» на 2015-2016 г.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации на изобразительное искусство выделено 34 часа в год. Авторской программой для общеобразовательных учреждений предусмотрено 34 часа в год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия - часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень курса. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Одна из главных задач курса - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру. Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание -проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»: -чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; -уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; -понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; -сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; -сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности; -развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; -овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; -умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; -умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: -овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; -овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; -использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; -умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; -умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; -осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Предметные результатыхарактеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: -знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства); - знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств; -понимание образной природы искусства; -эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира; -применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; -способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства; -умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази­тельных средствах; -усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона; -умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; -способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники; -способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу; -умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ; -освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты; -овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; -умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны; -умение рассуждатьо многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру; -изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций; -умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры; -способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории; -умение объяснятьзначение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества; -выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов; -умение приводить примерыпроизведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Содержание курса: Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художествен­ного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобрази­тельном искусстве как целостном явлении. Темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает воз­можность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узкотехнологической стороне. Основные содержательные линии предмета «Изобразительное искусство» во втором классе представлены содержательными блоками: «Чем и как работают художники» (Выразительные возможности через краски, аппликацию, графические материалы, бумагу.Выразительность материалов при работе в объёме.); «Реальность и фантазия» (Формирование художественных представлений через изображение реальности и фантазии. Украшение реальности и фантазии. Постройка реальности и фантазии.); «О чём говорит искусство» (Выражение характера в изображении животных, мужского образа, женского образа. Образ человека и его характера, выраженный в объёме. Изображение природы в разных состояниях. Выражение характера и намерений человека через украшение.); «Как говорит искусство» (Цвет как средство выражения. Линия как средство выражения. Ритм как средство выражения. Пропорции.). Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование индивидуального практического творчества и коллективной творческой работы, освоение учениками различных художественных материалов (гуашь, акварель, пластилин, мелки, и т. д.), постоянную смену художественных материалов.





Тематическое планирование



Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Книгопечатная продукция Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Рабочие программы. 1-4 классы:- М.: Просвещение, 2011. Учебники Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты: 2 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/Под редакцией Б.М.Неменского. - М.:Просвещение, 2012.

Технические средства обучения

Классная маркерная доска с набором приспособлений для крепления.

Мультимедийный проектор

Компьютер

Экранно-звуковые пособия

Мультимедийные ( цифровые ) образовательные ресурсы соответствующие тематике программы по русскому языку ( по возможности).



Приложение к рабочей программе, утверждённой приказом № 191 от 01.09.2015 г. Календарно-тематическое планирование по предмету "Изобразительное искусство"

урока

Тема урока

Дата

по плану

Дата

по факту

Примечание

I четверть

Как и чем работает художник (9ч)

1 Три основных цвета. Что такое живопись? Первичные основы цветоведения.

01.09



2

Белая и черная краски. Восприятие и изображение красоты природы.

08.09



3 Пастель и цвет­ные мелки, акварель, их выразительные возможности.

15.09



4 Выразительные возможности ап­пликации. Особенности создания аппликации.

22.09



5 Выразительные возможности графических ма­териалов.

29.09



6 Выразительные возможности графических ма­териалов для работы в объёме.

06.10



7

Выразитель­ность материа­лов для работы в объеме.

13.10



8 Выразительные возможности бу­маги.

20.10



9

Неожиданные материалы (обоб­щение темы).

27.10



II четверть

Реальность и фантазия (7ч)

10

Изображение и реальность. Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас.

10.11



11

Изображение и фантазия. Мастер Изображения учит фантазировать.

17.11



12

Украшение и ре­альность. Мастер Украшения учится у природы.

24.11



13

Украшение и фантазия. Мастер Украшения учится у природы, изучает ее.

01.12



14

Постройка и ре­альность. Мастер Постройки учится у природы.

08.12



15

Постройка и фан­тазия. Мастер Постройки учи-тся у природы.

15.12



16

Братья-Мастера Изображения, Украшения и По­стройки всегда работают вместе (обобщение темы).

22.12



III четверть

О чём говорит искусство (8 ч).

17 Изображение природы в раз­личных состоя­ниях.

12.01



18 Выражение ха­рактера животных.

19.01



19 Выражение характера человека: женский образ.

26.01



20 Изображение ха­рактера человека: мужской образ.

02.02



21 Образ человека в скульптуре.

09.02



22 Человек и его украшения.

16.02



23 О чем говорят украшения.

01.03


24 Образ здания.

15.03



IVчетверть

Как говорит искусство( 9ч)

25

В изображении, украшении и по­стройке человек выражает свои чувства, мыс­ли, настроение, свое отношение к миру (обобще­ние темы).

05.04



26 Теплые и холод­ные цвета.

12.04



27 Борьба теплого и холод­ного.

19.04



28 Тихие и звонкие цвета.

26.04



29 Что такое ритм линий. Ритмическая организация листа с помощью линий.

03.05



30 Характер линий. Выразительные возможности линий.

10.04



31

Ритм пятен. Ритм пятен передает движение.

17.04



32

Пропорции выра­жают характер.

24.04



33

Ритм линий, пятен, цвет, про­порции - сред­ства выразитель­ности.




34


Обобщающий урок года «Искусство и ты»






© 2010-2022