Статья Формирование орфографического самоконтроля

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование орфографического самоконтроля


Что такое самоконтроль? Мы не раз задавали себе этот вопрос. Большой опыт педагогической работы помогает нам понимать, что это способность взглянуть на свои действия и их результат как бы со стороны. Орфографический самоконтроль - это умение контролировать ход орфографического действия, то есть правильность следования алгоритму решения учебной задачи письма, и оценивать полученный результат - выбранную букву - с точки зрения соответствия или несоответствия нормам орфографии. Как показывает практика обучения, младший школьник очень часто просто не видит, не умеет обнаружить ошибку в написанном им предложении или тексте. Как оказалось, причина прежде всего в том, что действие самоконтроля выполняется учеником формально, то есть зачем проверять ошибки, если они всё равно «прячутся»? А рекомендация учителя «Перечитайте, проверьте себя! Не наполнена для учеником конкретным содержанием. Чтобы сделать самопроверку действенной и предупредить формализм её проведения, необходимо с самого первого класса сосредоточить внимание детей на двух ключевых моментах: 1) ЧТО проверять, то есть перечень орфограмм; 2) КАК проверять, то есть иметь умения необходимых операций. Это убеждение нам необходимо, т.к. умение проверять орфограммы является комплексным. Конечно же нам хочется, чтобы детям нечего было исправлять в своих тетрадях. Для этого важно работать над развитием орфографической зоркости своих учеников начиная с букварного периода обучения чтению. На этом этапе очень важно, чтобы в руках всегда работал карандаш. На уроках письма использовать два, а то и три цвета пасты - уже этим формируя орфографические умения.

Как же заставить взять в руки карандаш или зелёную пасту? Этот вопрос заставляет задуматься, всегда ли осознаём, что эти умения помогают осуществить самоконтроль? Можно ли предупредить эти ошибки? Что же для этого необходимо? Ответ кроется в организации самопроверки, чтобы усилия учеников были направлены: 1) на поиск ошибочного письма; 2) поиск неверного рассуждения; 3) поиск действия, которые привели к ошибке. Конечно маленькому человеку трудно сделать анализ собственным действиям, но практика показывает, что начинать надо с поиска ошибок в ЧУЖИХ рассуждениях. Обучать самопроверке нужно целенаправленно. Во - первых, с внедрения в сознание учеников - установки: любая письменная работа считается выполненной только тогда, когда она проверена, когда найдены ошибки, если они есть. Именно это первый шаг в обучении самоконтролю. Слово «ошибка» понятно всем, в том числе и первоклассникам. Однако являясь объектом поиска и анализа при самопроверке, ошибка как бы переходит в другую «весовую категорию» - приобретает статус понятия. Детям легче осознать понятие, если оно мотивировано. Каким мотивом может быть понятие «ошибка» для младших школьников? Попробуем разобраться. Для начала можно написать на доске фразу и попросить детей быстро оценить её смысл: УПРЕРДЫНЬЭТПЛХОПАГДЫ - Сразу ли удалось понять, что перед тобой строка из песни на слова Э. Рязанова «У природы нет плохой погоды…»? (можно взять любую известную детскую песню). - Что тебе мешало понять написанное ? Конечно обилие ошибок! Обязательно скажут ребята.

Вывод однозначен: чтобы письменное сообщение было понятным, оно должно быть свободно от ошибок. К такому выводу можно подвести и первоклассников, которые ищут ответ на вопрос: « Что значит писать правильно?» Этот вопрос выношу в заголовок темы целого блока уроков. Сначала выясняется, что «правильное письмо - письмо без описок». Так же сформулирована и тема соответствующего урока. На нём ученики узнают, что такое опечатки и описки. Им становится понятно, почему эти понятия оказались рядом: и опечатки и описки - ошибки, вызванные невнимательностью. Кроме того, они «вредят» одинаково: пропуски, замены, перестановки букв. Ученики с радостью понимают мотивацию вывода грамотного письма и делают его самостоятельно. Ненавязчиво нужно знакомить детей с ошибками, допущенными при печатании книг. Началом рассуждениям даём отрывок из сказки в котором мы «находим» ошибку в строчке: «Петушок, петушок, золотой гребешок было напечатано «гребшок». Вместе с детьми находим ошибки, допущенные при печатании книг, журналов, даём им название опечатки, - корректорах. Эти сведения не предназначены для заучивания, но детям интересно самим находить опечатки. У них появляется мотивация и желание исправить, то есть самоконтроль. Первоклассники по собственному опыту знают, что ошибки возможны и в тетрадях, в написанном от руки тексте. Проводят аналогию в терминах: печатать - опечатки, писать - описки и т. д. Когда ребята попробовали себя в роли корректоров, они устранили « поломки» в словах из упражнений. Каждому из них предлагается принять важное для себя решение! В классе оказался мальчик, который высказал своё мнение: «А мне нравиться так писать, потому что смешно. Правда весело писать с описками? Очень важно помочь ребятам принять своё ЛИЧНОЕ решение, прочитав заранее сделанные на доске записи: Я ХОЧУ ВСЕХ СМЕШИТЬ. ПУСТЬ МЕНЯ ВСЕ ПОНИМАЮТ. О выборе каждого ученика скажет списанное им своё предложение. Однако правильное письмо - это письмо не только без описок, но и без ошибок. Что же такое ошибка? Каждое нарушение правил - это ошибка. К осознанию понятия ребята приходят, работая с «хитры» предложением, которое можно предложить классу. Например, ученик другого класса придумал предложение: НАШАРИК ЗАРЫЧАЛ ШАРИК. Исправив все ошибки, перечислив правила письма, которые нарушил ученик, первоклассники уже готовы ответить на вопрос: что значит писать правильно? На доске появляется памятка:
ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ - ЭТО НЕ ДОПУСКАТЬ ОПИСОК (пропусков, замен, перестановок букв) и ОШИБОК (нарушений правил письма).
ЧТОБЫ ПИСАТЬ БЕЗ ОПИСОК - НАДО БЫТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ! А ЧТОБЫ ПИСАТЬ БЕЗ ОШИБОК - НУЖНО ЗНАТЬ ПРАВИЛА! Постоянный возврат к мысли о том, что ошибки и описки мешают понимать написанное, формирует более ответственное отношение детей к письменной речи. А это позволяет надеяться, что стремление к грамотному письму станет осознанным, а самоконтроль - целенаправленным и мотивированным. Ученик желающий, чтобы его поняли, будет так проверять свои записи, чтобы они были свободны и от ошибок, и от описок.

© 2010-2022