Конспект урока по литературе на тему урока: А. Куприн «Слон»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема урока: А.Куприн «Слон»
Задачи: 1) Образовательные: познакомить учащихся с биографией и творчеством А.И. Куприна и его произведением "Слон"; обогащать словарный запас через работу с толковым словарём; 2) Развивающие: развивать речь учащихся, артикуляционный аппарат, дикцию; мыслительные процессы 3) Воспитательные: воспитывать интерес к детской литературе; воспитывать чувство сострадания к ближнему, любовь к животным.

Ход урока (1):
  1. Организационный момент:
-Ну, ребята, чур, молчок Начинается урок.
  1. Психологический настрой:

- Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Вдохните в себя свежесть утра, Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. - А сейчас закройте глаза и проговаривайте за мной последнее слово фразы. На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё видят. Уши внимательно слушают и всё слышат. Голова хорошо думает. -Откройте глаза. -Проверьте, всё ли готово у вас к уроку. (Дневник, учебник) -Хорошо. Тогда мы начинаем.
  1. Проверка домашнего задания:
3-4 ученика у доски (иллюстрации к отрывку)
4. Сообщение темы, задачи урока:
-Что же нас ждёт сегодня на уроке литературы? - Прочитайте загадку, отгадайте её и попробуйте определить тему нашего урока.
Набирает воду носом, Будто шлангом и насосом. Ставьте зонтиков заслон: Всех сейчас окатит ….(Слон) - Кто это?
5. Речевая разминка: (работа в парах) - Прочитайте грустно. - Прочитайте весело. - Прочитайте громко, - тихо. - Прочитайте с ускорением.
- Ребята, а что вы знаете о слонах?
6. Работа по теме урока:
1) Рассказ о слонах:
1 ученик: На суше нет никого больше слона. На нашей планете обитают два вида слонов: индийские и африканские. Индийских слонов ещё называют азиатскими. Индийский слон легче африканского. Он весит, в среднем 5 -6 тонн, рост индийского 2 -3 метра в высоту. А его африканский собрат 7 - 8 тонн. Рост африканского слона 4 метра. 2 ученик: Кроме больших размеров в слоне поражает его хобот. У слона очень короткая шея и он не может дотянуться до земли. Здесь его и выручает хобот. Слон очень ловко срывает им побеги с высоких деревьев и щиплет траву. Хоботом он набирает воду для питья и обливает себя в жаркий день. Но хобот слону нужен не только для еды. С помощью хобота слон чувствует запахи на 3 километра.
3 ученик: Матери хоботом проверяют лоб заболевшего малыша, как будто хотят измерить его температуру. Хобот ещё и очень страшное оружие. Но слоны редко используют его в бою. В случае опасности они сворачивают хобот. Ведь его потеря грозит животному голодной смертью.
- У слонов отличная память. Они узнают своих собратьев даже после длительной разлуки. Нанесённые обиды помнят всю жизнь и могут отомстить спустя десятилетия.
- Существуют крылатые выражения, в которых используется слово "слон". Как вы понимаете?
- Слона - то не приметить - (не заметить главного) - Как слон - (неуклюж, громоздок, неповоротлив).
- Исходя из этого, назовите тему нашего урока? - Какую задачу поставите перед собой?
2) Ознакомление с жизнью и творчеством писателя:
- Да, сегодня мы с вами познакомимся с произведением русского писателя А.И. Куприна "Слон". (Плакат)
Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии в небогатой дворянской семье чиновника. Отец умер, когда мальчику исполнился год. Мать переехала в Москву и отдала Сашу в сиротский пансион. Куприн окончил военное училище и несколько лет служил в пехотном полку. Потом он оставил военную службу и много странствовал по России, работал грузчиком, актёром, организатором цирка, шахтером, летал на воздушном шаре. Александр Иванович любил жизнь, любил цирк, животных, много о них писал, а для этого изучал их повадки, характер. Особенно любил лошадей. Умер А. Куприн в 1938 году в Ленинграде.
- Я принесла для вас несколько книг А.Куприна, на перемене можно с ними познакомиться. (Выставка книг)
7. Физкультминутка: ( Для глаз, мозгового кровообращения)
8. Знакомство с рассказом А.Куприна «Слон»:
1) Подготовка к восприятию рассказ: - Прежде чем мы начнём читать, выясним значения некоторых слов, которые нам встретятся. - Как вы думаете. С какой целью мы это будем делать? (ответы детей) - Что нам в этом поможет? (толковый словарь) - Слова записаны на доске:
*Гостиная - комната для приема гостей. *Горничная - работница в частном доме, убирающая комнаты. * Барышня - девушка из барской семьи, интеллигентной семьи. *Публикум, или публика- люди в качестве зрителей, слушателей. *Попона - покрывало, укрывающее спину, туловище. *Щеколды - род дверного запора, металлические пластинки с рычажком.
Работа в группах (по рядам). Правила работы в группе. - Заслушиваем работу групп.
2) Чтение текста учителем и учащимися: - А теперь подошло время для того, чтобы узнать, о чем же это произведение.
3) Беседа: - Понравился вам рассказ? - Как вы думаете, чем закончится рассказ? - Что вы испытывали при чтении текста? (Вначале было грустно и тревожно. А потом было интересно.)

9. Итог урока. Рефлексия - Какую задачу поставили перед собой? -Попробуем подвести итог нашему уроку. Продолжите высказывания:
Сегодня на уроке я узнал ….. Мне показалось интересным …. Меня удивило….. Я хочу похвалить …., за …… .
10. Домашнее задание:
  1. Прочитать рассказ до конца.
  2. Найти крылатые выражения со словом «слон». Объяснить их значение.
© 2010-2022