- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по теме: «Омонимы»
Конспект урока по теме: «Омонимы»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Качан Т.Е. |
Дата | 28.12.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок русского языка во 2 классе на тему «Омонимы» учителя начальных классов Качан Т. Е.
Цель урока: ввести языковой термин «омонимы»
Задачи урока:
-
Наблюдать за словами, одинаковыми по звучанию и (или) написанию, но разными по значению;
-
Ввести термин «омонимы»;
-
Наблюдать за использованием омонимов.
Место урока в серии других уроков: урок раздела «Как устроен наш язык. Лексика».
Тип урока: урок введения нового знания.
Оснащение урока:
-
компьютер,
-
презентация.
-
карточки
Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Структура и ход урока:
Этап урока
Действия учителя
Действия учащихся
УУД
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
- Добрый день ребята, мы начинаем урок русского языка. Сегодня нас ожидает встреча с новыми знаниями. Предстоит выполнить много интересных заданий.
Настраиваются на урок
Регулятивные нацеливают на урок
2. Актуализация знаний и
фиксация
затруднения в деятельности
-
Словарная работа и работа с толковым словарем
-
Определение темы урока
Составим пары из слов ( друг товарищ, враг, коса)
Какие получились пары как можно назвать их?
Какое слово не вошло в пару?
1.Ребята пишут слова , работают со словом в толковом словарем.
2.Составляют пары определяют тему урока.
Коммуникативные (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами)
Регулятивные (умение определять цель деятельности на уроке)
3. Выявление
места и причины затруднений
(постановка
учебной задачи)
Это слово омоним.
Так что же такое омонимы?
- Хотите узнать, что это за слова?
Для этого нам необходимо выполнить задание.
Целепологание
Регулятивные целеполдогание
4. Построение
проекта выхода
из затруднения
1. Коса - девичья коса, прическа
2. Коса - орудие труда для срезания травы
3. Коса - песчаная отмель
- Что общего у этих слов? (Они произносятся и пишутся одинаково)
- Чем они отличаются? (Слова имеют разное лексическое значение)
Вывод: это есть омонимы.
Работают с толковым словарем и ищут лексическое значение. Делают вывод
Коммуникативные (умение слушать и понимать других)
5. Реализация
построенного
проекта
- Давайте выполним упражнение 1.
Читаем задание. Что необходимо сделать, чтобы выполнить задание? (Работать со словарной статьей)).
- Сколько значений имеет слово ключ. (Три значения). Почему? (Это многозначное слово, все значения связаны по смыслу)
- Почему слово ключ записано в словаре два раза? (Значения слов разные, значит это слова-омонимы)
Работают с толковым словарем и ищут лексическое значение. Делают вывод
Работа с презентацией
Познавательные (умение выявлять сущность, особенности объектов; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке) 6. Первичное закрепление
Прочитайте предложения. Что необходимо сделать, чтобы смысл предложений стал ясен?
(В слове необходимо поставить ударение)
Давайте дополним предложение так, чтобы было понятно, о каком предмете идет речь.
Какие слова мы будем использовать? (Имена прилагательные, чтобы указать характерные признаки предмета)
Запишите три предложения на выбор, используя слова для справок.
Вывод: иногда различать слова-омонимы помогает ударение или слова в предложение.
Работают с презентацией и словарем. Записывают предложения.
Познавательные (умение на основе анализа объекта делать выводы) 7. Самостоятельная работа с самопроверкой
Прочитайте предложение на экране.
Старик ел хлеб сухой, откуда под столом рыбьи кости?
В предложении орфографическая ошибка.
- Запишите омонимы в тетрадь
Хлеб сухой - хлеб с ухой.
Работа в парах.
- А сейчас давайте проверим, как вы сможете самостоятельно найти слова омонимы.
Выполняем упражнение 4.
Заполняем таблицу
Проверяем правильность выполнения.
Работают в группах
Регулятивные (умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем) 8.Включение в систему знаний и повторение.
Фронтальная работа над упражнением 5 с комментированием.
Веснушкам нету сноса:
Не исчезают с носа.
Я, не жалея мыла,
Нос терпеливо мыла.
Зависело б от мыла.
Веснушки я б отмыла.
Задание: Найди слова - омонимы. Выпиши омонимы парами. В чём особенность каждой пары? Объясни устно
Находим и объясняем значение омонимов.
Записывают слова из упражнения
Познавательные (умение выявлять сущность, особенности объектов; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке) 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- С каким новым термином вы познакомились сегодня на уроке?
- Что такое омонимы?
Приведите примеры.
Итак, сегодня мы с вами убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы умели пользоваться этим богатством в своей устной и письменной речи.
Подводят итог своей работы.
Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей)
Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)