Конспект внеклассного мероприятия для начальных классов Коми узор

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие «Коми узор» (орнамент)


Филиппова Марина Анатольевна, учитель начальных классов

Цель: Познакомить обучающихся с историей возникновения коми орнамента.

Задачи:1. Вызывать интерес к искусству коми народа.

2. Способствовать развитию воображения.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Звучит песня «Коми муой» (заходит учитель в коми национальной одежде) - Видза оланныд челядь да дона гостьяс! Здравствуйте ребята и дороги гости! 2. Вступительная беседа. - Я, Коми Ань, хочу вам рассказать о жизни коми народа. - Скажите, как называется наша малая Родина? (Усть-Ухта) - С давних пор коми народ строили свои дома по берегам рек Коми Республики. Слайд 1. - Так же и образовалось село Усть-Ухта. - Ребята, почему коми народ строили свои дома по берегам рек? Чем они занимались? (ответы детей) - Мужчины - папы ходили на рыбалку, охоту - они добывали еду. Женщины - мамы - готовили еду, шили одежду всей семье, а дети пока были совсем маленькими - играли, когда подрастали - помогали взрослым. Всю посуду тоже делали своими руками, а чтобы посуда, одежда, мебель были красивыми, люди придумывали узоры (орнамент). Слайд 2, 3 - Сегодня, я хочу вас познакомить с коми орнаментом. Но вначале послушайте стихотворение:

«А что такое орнамент?»

Оглядись, посмотри, как красиво -
Из орнаментов разных узор.
На одежде, рукавичках. Красный с белым,
На клеёнке штришками «забор»,

Разрисован и бабушкин фартук,
На платочках - квадратиков ряд,
И на мамином сереньком платье,
На кайме ярко стразы горят.

Кружева на салфетках, накидках,
Составляют цветочный набор,
А на стёкла зимою налипнет,
Из снежинок и льдинок узор.
- Ребята, скажите, что такое орнамент? (ответы детей) 3. Основная часть. - Орнамент - это украшение изделия различными геометрическими, растительными или животными элементами. Слайд 4. - Орнамент служит не только украшением, но и заговором от злых сил природы (объяснить), поэтому вышивались эти узоры там, где одежда кончалась, на подоле, на манжетах, у воротника. Слайд 5. - Рукодельницы украшали орнаментом пояса. Пояс оберегал от нечистой силы, а охотнику помогал не заблудиться в лесу. Слайд 6.. - Ребята, носят ли сейчас такие пояса? Где мы можем их увидеть? - В орнаментах встречаются простые геометрические элементы. Слайд 7. - Так же было распространено узорное вязание. Узор выглядит так, словно элементы орнамента вкладываются в один другой. Слайд 8. - Ребята, а для чего вывязывали узор? - Вещь становилась теплее, и узор исполнял роль оберега. - Орнамент можно разделить на несколько групп: Слайд 9. * орнаменты, связанные с орудиями труда; * с растительным миром; Слайд 10 * с изображениями людей. Слайд 11, 12 - Орудия труда и другие предметы. Слайд 13. Перна - наиболее распространенный орнамент Коми. Перна имеет древнее происхождение, защищает от злых духов и нечистой силы, кроме того, служит символом вечных стремлений и счастья. - Так же представители животного мира. У народа коми олень считается священным животным, потому что выручает в суровые зимние морозы не только в качестве транспорта, но и это ещё и одежда. Слайд 14 - Ребята, что шьют из шкуры оленя? (Показ пим, в качестве узора используют орнамент). - Поэтому лучшим подарком для коми оленеводов будет, несомненно, олень - верный друг в беде и радости. Слайд 15,16. - Так же изображали людей. - Солнце (Слайд 17) - популярный коми орнамент. Солнце дарит тепло и защиту. Если в центр символического изображения солнца добавить точку, то толкование узора меняется, он символизирует росток будущей жизни. Именно такой орнамент вышивали девушки на одежду в качестве приданого (когда отдают девушку замуж, ей должны дать постель, одеяло, подушки…). Девочки и старушки такой узор не носили никогда. - Ребята, даже изображение коми орнамента можно встретить на гербах городов Республики Коми (объяснить) Слайд 18 - Сейчас, я у вас проверю, как вы запомнили орнаменты. (на доске 2 рисунка. ) - Я прочитаю рассказ, который придумала сама, а вы попробуйте угадать, где этот рассказ нарисован. Слушайте внимательно. ( Пройдя через густой лес можно выйти к быстрой реке, в которой водятся много рыбы. Завтра на обед будет вкусная уха). - Попробуйте придумать ко второй картинке рассказ. (Возле чума оленеводы пасут своих оленей.) Игра «Найди пару». Учитель перемешивает несколько пар варежек. Дети находят пары. Когда дети находят пары, они здороваются друг с другом за руку. - Ребята, с помощью коми орнамента также украшали и одежду. Из чего состояла мужская одежа? (штаны (гач), рубашка (дором)) Из чего состояла женская одежа? (сарафан (сарапан), кофта (сос), платок (чышъян), передник (партук)). Слайд 19 4. Практическая работа. - Все ли перечисленные атрибуты женского коми костюма одеты на мне? Чего не хватает? - Сейчас, ребята, будете украшать передник, используя коми орнамент. (Работа детей) Звучит музыка. - Мне все передники понравились. 5. Рефлексия. Итог занятия. Слайд 20.

© 2010-2022