Конспект урока по русскому языку Удвоенные согласные

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Слова с удвоенными согласными».

Цели: формировать умение правильно произносить и писать слова с удвоенными согласными; повторить правила переноса слов с удвоенными согласными; расширять словарный запас учащихся; развивать фонематический слух, память, мышление, речь учащихся, каллиграфические и орфографические умения и навыки; формировать желание изучать родной язык; воспитывать творческое отношение учебному труду;

Планируемые результаты: учащиеся научатся слышать слова с удвоенной согласной в корне, правильно обозначать их на письме; аргументировано отвечать, доказывать своё мнение.

Личностные: сформировать учебную мотивацию, контролировать и оценивать свои результаты.

Коммуникативные: продолжить развивать способность работать в парах, опираться на помощь товарищей.

Совершенствовать умения слушать и слышать, работая в парах, воспитывать взаимопонимание .

Оборудование :

Мультимедийный проектор. Презентация урока.

Карточки для проверки знаний темы (к самостоятельной работе и работе в парах).

Иллюстрации к уроку.

Словарь иностранных языков.

Толковый словарь Ожегова.

Ход урока

1.Орг. момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка буду вести я. Зовут меня Татьяна Александровна. Надеюсь, что урок для вас будет поучительным и интересным.

Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.

- Ребята, вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступаем к работе.

Запись даты урока в тетрадях уч-ся.

- Откройте тетради, отступите от домашней работы две строки, на третьей запишите число. Сегодня 15 декабря. Классная работа.

2.Проверка дом. задания

Какую орфограмму вы повторяли на прошлом уроке? А как проверить написание непроизносимой согласной?

У вас в домашнем задании есть слова с непроизносимым согласным. Называю 3 слова. Произнесите слово так, как оно у вас записано. Назовите его проверочное слово.

3.Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы урока.

На доске картинки : Ванна Антенна Нарцисс

(На обратной стороне картинок подписи)

Как все эти предметы связаны друг с другом? Вы можете выдвигать все версии, даже фантастические. ( Ответы детей).

Например, мои дети придумывали:

Дизайнеры ввели новую моду : раскрашивать ванну нарциссами.

Ученые изобрели ванну с антенной, в которой могут расти нарциссы.

Что же общего в написании этих слов? ( У всех слов одна и та же орфограмма) Таким образом, мы пришли к названию темы нашего урока: написание слов с удвоенными согласными.

4. Чистописание. Актуализация знаний

Показываю буквы:

мм пп лл рр

- Можно ли сказать, что это слоги? (Нет, состоят из двух согласных, а в слоге должен быть гласный)

- Запишите данные соединения себе в тетрадь в алфавитном порядке, соблюдая при этом высоту букв и наклон.
Проверка.
- В каком порядке записали буквы? (л, м, п, р)
- Что общего в предложенных мною сочетаниях букв? (Согласные, удвоенные).

5. Сообщение учителя.

- Вы уже знаете, что почти все слова с удвоенными согласными - это ИНОСТРАНЦЫ? У себя на родине они писались с двойными согласными, наверное, поэтому им и оставили это написание, как связь с родиной.

Узнать о происхождении слов можно обратившись к специальному словарю, который так и называется «Словарь иностранных слов» (показать).

В результате общения народов мира, люди делятся не только достижениями науки, культуры, но и заимствуют слова.

Например: слово АЛЛЕЯ заимствовано в 18 веке из французского языка, где АЛЛЕ значит -дорога.

Французское

Русское

Clаsse

Класс

Profession

Профессия

Gruppe

Группа


Послушайте, как я буду произносить эти слова.

Как произносится звук, который обозначается двумя буквами? (один долгий звук).

Давайте произнесем эти слова еще раз.

Произношу я, а потом дети.

А какие буквы пишем, когда произносим один долгий звук? ( удвоенные согласные)

Давайте обратимся к учебнику. Что там написано?

6. Чтение правила с.97 учебника





7.Работа по теме урока :

А). Упражнение в написании слов с удвоенными согласными

Слуховой диктант. «Послушай и скажи».

В русском языке очень много слов, сходных по звучанию.

Кто получит низкий ба (л, лл),
Не придёт на школьный ба (л, лл).

- Назовите слова, сходные по звучанию. Объясните значение этих слов.

Если обратиться к толковому словарю , то там мы сможем прочитать толкование этих слов.

Бал - большой праздничный вечер с танцами.

Балл - цифровая оценка учебных достижений учащегося, отметка.

Чем отличается произношение и написание выделенных слов?

В каком случае мы напишем удвоенную согласную? Почему?

Запись предложений.

Б) Работа по учебнику. (с. 97 упр.195.)

В)А в вашем учебнике есть аналогичное задание. И оно будет задано на дом.

На следующий урок вы должны устно объяснить лексическое значение слов, сходных по звучанию, которые записаны в упр.195 и записать пары словосочетаний.

А 2 уровень( усложненное задание) составить с этими словосочетаниями предложения.

Прочитать слова с удвоенной согласной.

Г) Буквенно-звуковой анализ слова балл- ( бал:) - 4б., 3зв., 1 сл. ( 2 согласные обозначают 1 долгий звук)

Почему у нас звуков меньше, чем букв?

Вывод.

-Когда же надо писать двойные согласные в слове?

(Когда при произношении согласный произносится как один долгий звук.)

Физминутка « Елочка»

8.Работа с карточками (в парах).

Возьмите карточку №1.

Подчеркнуть слова с удвоенными согласными.

В нашем классе все ребята чем-то увлекаются. Филипп собирает коллекцию марок. Эмма любит отгадывать кроссворды. Вокруг неё всегда группа ребят. Кирилл ходит в бассейн, а ещё он хоккеист . Инна играет в настольный теннис.

Проверка. Когда будете произносить слова, произносите их согласно изученному правилу. При чтении удвоенных букв произносите как один долгий звук.

9.Работа в парах ( самопроверка).

Возьмите голубую полоску и в ней отмечайте знаком «+» или «- «

- Я читаю слова. Если я произношу звук долго и вы считаете, что в этом слове пишется удвоенная согласная, ставите «+», если в слове нет удвоенных согласных, ставите «-».

Аллея, алый, сумма, сумка, хоккеист, иллюминатор, коллекция, колючий.

- Проверяем работы Ответ: +,-,+,-,+,+,+,-.

10. « Корзина понятий».

Удвоенные согласные

(по щелчку)

Слова из других языков

Звук один, а букв две

Непроверяемые орфограммы

11. Выведение правила переноса слов.

- Мы очень часто записываем слова, и некоторые слова могут не уместиться на одной строчке. А как надо выполнить перенос слов с удвоенными согласными с одной строки на другую?

Вернемся к нашей карточке. Устно разделите слова для переноса:

коллекция, хоккеист, теннис, Эмма.

Вывод:

При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят.

- Посмотрите, в каких случаях слова правильно разделены для переноса? Назовите эти слова.

ак-куратно тро-ллейбус

бас-сейн пер-рон

касс-са ал-лея

Запись этих слов.

А какое слово перенесено неправильно?

Записать слово троллейбус и разделить для переноса.

12.Работа над словарным словом троллейбус.

Б) Значение слова «троллейбус»

По словарю иностранных слов троллейбус - (англ. от trolley - контактный провод и bus - автобус.

Первый троллейбус создан в 1882 г. в Германии.

Троллейбус - многоместная электрическая транспортная машина, идущая по безрельсовым путям (толковый словарь С. Ожегова)

13.Самостоятельная работа.

Игра «Фотограф».

Сфотографировать глазками слова с удвоенными буквами из предложений и разделить эти слова для переноса.

Ал-ла собрала кол-лекцию марок.

Шестой день недели - суб-бота

Дорога с рядами деревьев по сторонам- ал-лея

Если будет время составить сенкант к слову телеграмма.

Телеграмма

Срочная, поздравительная

Сообщает, поздравляет, предупреждает

Папа прислал бабушке поздравительную телеграмму.

Новость, сообщение, информация.

14. Итог урока.

Ребята вам огромное спасибо за урок. Мне было очень приятно с вами работать. И огромное спасибо вашей учительнице, которая научила вас так работать

В красивой упаковке конфеты. Их название «Гулливер». Почему я выбрала именно эти конфеты? Какая орфограмма в слове Гулливер? А как произносится звук при чтении удвоенного согласного ?

А если мне надо это слово перенести?

16. Домашнее задание.

Стр. 97 правило; стр. 97 упр. 195





© 2010-2022