Разработка урока по русскому языку для 2 класса по теме Однокоренные (родственные) слова

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык

2 класс Тема: Однокоренные (родственные) слова Цели:

  • Сформировать понятие «родственные (однокоренные) слова», «корень слова»
  • Развивать умение распознавать однокоренные слова по двум признакам.
  • Совершенствовать навыки сотрудничества с учителем и одноклассниками.
Планируемые результаты:
Предметные: знать признаки родственных слов. Познавательные: уметь находить родственные слова, уметь анализировать, сравнивать. Регулятивные: уметь определять проблему, выдвигать цель, версии, работать по алгоритму. Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог, достаточно полно и четко выражать свои мысли, организовывать работу в паре. Личностные: освоение личного смысла учения, желание продолжать свою учебу.

Ход урока


Оргмомент

Проверьте, дети, все ль в порядке:

Учебник, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь,

С усердием учитесь.


Ребята, сегодня на уроке нам предстоит серьезная работа. Я очень надеюсь на вашу помощь. Откройте тетради, правильно положите ее на парте, запишите дату.

  • Начнем урок с минутки чистописания.

  • Нарисуем узор из элементов букв………………….

Создание проблемной ситуации
  • Посмотрите на картинку. Кто на ней изображен? (Мама, папа, дочка, сын, бабушка, дедушка.)

  • Как их можно назвать одним словом? (Семья)

  • По каким признакам вы догадались, что это семья? (они похожи.)

  • Кем они приходятся друг другу? (Родственниками.)

  • Прочитайте слова:

рисовать

рисунок

рисование

рис

  • Чем похожи эти слова? (В них есть общая часть)

  • Значит, их можно назвать родственными? (Одни говорят да, другие - нет.)

Формулирование проблемы

  • Какой возникает вопрос? Что стоит выяснить? (Какие слова называются родственными?)

  • Над какой темой мы будем работать? (Родственные слова)

  • Сформулируйте цели урока. (Понять какие слова называются родственными. Учиться находить родственные слова среди других слов.)

Поиск решения проблемы

  • Послушайте сказку.

  • Жил-был корень -сад-. Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нем слова. У всех была одна общая часть, та, что человек посадил сначала.

  • Как вы думаете, какие слова могли вырасти на этом дереве? (Сад, садовник, посадил, посадка, садовый, приусадебный, рассада, посадки и т.д.)

  • Чем похожи все эти слова? (В них общая часть -сад-.)

  • А какой смысл содержится в этой части? (Говорится о саде.) Так, что же можно сказать обо всех этих словах? (Они не только похожи, но и имеют общий смысл.)

  • Можно ли их назвать родственными? (Можно.)

  • Попробуйте сформулировать, какие слова называются родственными?

  • Посмотрите на наше дерево и скажите, как называется общая часть этих слов? (Корнем)

  • Предлагаю послушать профессора и выяснить верно ли мы сделали вывод. Слушаем диск)

  • Вернемся к словам, с которыми работали в начале урока. Что сейчас вы можете о них сказать? (Слово рис лишнее, т.к. не имеет общего смысла.)

Выражение решения. Применение нового знания.

  • Чье мнение оказалось верным?

Физминутка

  • Попробуем вывести алгоритм при нахождении однокоренных (родственных) слов.

  • С чего начнем? (Найдем общую часть.)

  • Какой следующий шаг? Определим смысл слова. Найдем близкие слова.)

Алгоритм

1.Общая часть.

2.Близкие по смыслу.


  • Пользуясь этим алгоритмом, предлагаю выполнить задание с диска. Помочь паучку соединить родственные слова. Работу будем выполнять цепочкой.

  • Прочитайте пословицы:

Маленькое дело лучше большого безделья.

Думай, да чтобы не передумать.

  • Как вы понимаете их смысл?

  • Выпишете из них однокоренные слова. (Работа выполняется самостоятельно)

  • Следующее задание из учебника, с. 43, упр.57. Прочитайте задание. Все ли слова понятны?

  • Как вы понимаете значение слова винтить, винтовой?

  • Это задание выполняете в парах. С последующей проверкой.

  • Послушайте сказку, которая называется «Чужак»

  • Ребята, а кто такой чужак? (Чужой человек)

  • Послушайте и скажите, кто же оказался чужаком. (Сказку читает ученик)

Чужак


Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями заигрывает. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

  • Кто же оказался чужаком, и почему вы так думаете? (Водитель)

  • Помогите найти ему родственников. (Водит, приводит, заводит…..)

  • Прочитайте слова, которые записаны на карточках. (желток, железо, желтый; печурка, печать, печка; носильщик, нос, носатый.)

  • В каждой группе зачеркните лишнее слово. Оставьте однокоренные слова.

  • А сейчас, ребята, я вам предлагаю вырастить словесные деревья. Работать вы будете группами. Каждой группе раздаю по 4 деревца. Каждый член группы берет себе одно дерево и выращивает слова с тем же корнем. Потом вы друг у друга проверяете. Если кто-то испытывает затруднение, то вся группа помогает. Когда все словесные деревья выращены, сообщаете о готовности группы. Затем идет проверка. (Слова: кот, еж, цвет, дом)

Итог урока

  • Над какой темой сегодня работали?

  • Какие слова называются родственными?

  • Что такое корень?

  • Как еще называют родственные слова?

  • Ребята, как вы думаете, зачем мы изучаем эту тему?

Рефлексия

  1. Урок полезен, все понятно.

  2. Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.

  3. Еще придется потрудиться.

  4. Да, трудно все-таки учиться!

- Прикрепите свое деревце рядом с тем высказыванием, которое соответствует вашей самооценке.

Домашнее задание

РТ с. 17, упр. 131.

4


© 2010-2022