- Преподавателю
- Начальные классы
- Особенности организации образовательного процесса по предмету «Самопознание»
Особенности организации образовательного процесса по предмету «Самопознание»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Колова Л.В. |
Дата | 29.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Колова Л.В.
заместитель директора по УВР,
учитель начальных классов,
учитель самопознания
КГУ «Школа - гимназия № 10» акимата города Рудного
Особенности организации образовательного процесса по предмету «Самопознание»
В XXI веке духовность человека, его творческий интеллект, открытость инновациям расцениваются как основной капитал общества. В соответствии с Государственной программой развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы создаются благоприятные условия для реализации компетентностного подхода в образовании в целях достижения человеком вершин личностного и профессионального роста. Вместе с тем, становится очевидным, что современная образовательная система Республики Казахстан ориентируется на развитие нравственности и духовности. Большое значение придается гармонизации общечеловеческих, национальных, этнокультурных и личностных ценностей, развитию целостного мировоззрения, гражданского сознания, жизненных навыков и творческой активности учащихся. Нравственность выступает показателем общей культуры человека, его достоинств, приверженности общечеловеческим ценностям. В ценностном постижении мира неизмеримо возрастает роль самопознания. Именно оно помогает личности осознать смысл жизни, свое предназначение. Нравственно-духовное образование ориентируется на максимальное раскрытие личностного потенциала, воспитание в процессе самопознания хорошего человека.
Самопознание раскрывает и развивает способности личности любить бескорыстно, верить в себя и в свои силы, творить добро, больше познавать и самосовершенствоваться, достигать гармонии в физическом, психическом, духовном, социальном и творческом развитии.
Самопознание, как учебный предмет, выполняет ключевую роль в нравственно-духовном развитии личности. Автор проекта: Первая Леди страны, Президент Фонда «Бобек» Сара Алпысовна Назарбаева. Проект развивается на базе национального научно - практического оздоровительного центра «Бобек» в Алматы. При центре «Бобек» работает Институт гармоничного развития человека, который формирует научно - методическую базу предмета «Самопознание». Каждый человек хотя бы раз в жизни задавал себе вопросы: «Кто я?», «Какой я?», «В чем смысл моего существования?» Разные люди по-разному отвечают на эти сложные философские вопросы. Одни так и не находят на них ответа, другие пытаются дать себе развернутую характеристику, определить перспективы своей жизнедеятельности, третьи остаются неудовлетворенными своей жизнью, своей невостребованностью. У человека, как у существа разумного, существует фундаментальная потребность самопознания, которая отсутствует у животных. Действительно, внутренний мир каждого из нас - это неисчерпаемая вселенная, такая же бесконечная, как и космос. Можно прожить жизнь, так и не заглянув в некоторые его потаенные уголки. Поэтому на протяжении всей истории человечества интерес к самопознанию оставался неизменным и остается сейчас. Недаром на фронтоне одного из храмов в Древней Греции начертано «Познай самого себя».
Самопознание - это совокупность и последовательность действий, в результате чего достигается цель, т.е. знание о себе, образ Я, Я - концепция.
Структуру самосознания можно изобразить следующим образом: Образ Я
- Эмоционально - ценностное отношение
- Самопознание
- Саморегулирование
- Самоконтроль
- Самооцениевание
- Саморазвитие и самосовершенствование
Базовое содержание образования по предмету самопознание включает четыре основных раздела:
- Познание человеком самого себя.
- Человек и общество.
- Человек и окружающий мир.
- Духовный опыт человека.
В календарно-тематических планах разделы обозначены следующим образом: 1.Радость познания 2.Учимся общению 3.Быть человеком 4.Как прекрасен этот мир! Каждый раздел рассчитан на 8 часов, на которых рассматриваются от 4 до 8 тем. Знакомство учащихся с каждой темой предполагает закрепление изученных знаний об общечеловеческих ценностях, а также знакомство с новыми понятиями.
Учебная нагрузка и ее распределение Обязательное изучение самостоятельного предмета самопознание реализуется в рамках инвариантной части учебного плана. Учебная нагрузка предмета самопознание составляет: - в старшей группе дошкольного образования - по 1 часу неделю, всего 32 часа в году; - в предшколе - по 1 часу в неделю, всего 32 часа в учебном году; - во всех классах общеобразовательной школы (1-12 классы - по 1 часу в неделю, всего 32 часа в учебном году. В рамках вариативной нагрузки может быть использован час учебного времени для организации занятий по выбору в начальной школе, для изучения курсов по выбору в основной: школе и прикладных курсов в условиях профильного обучения на старшей ступени школы. Спроектированные по модульном; принципу, эти курсы могут быть разной продолжительности (от 32 до 64 часов) и различного характера.
Кроме того, реализация нравственно-духовного образована предполагает обогащение идеями самопознания содержания: всех обязательных учебных предметов и внешкольных мероприятии, а также образовательных стандартов, учебных программ, учебников и учебно-методических комплексов по каждой дисциплине. Обучение самопознанию происходит на основе интерактивной методики, признании уникальности личности каждого участника образовательного процесса. Человеческие ценности усваиваются через доступное каждому возрасту мировосприятие. Познание себя, других людей, взаимоотношений с окружающим миром, постижение истины и любви как высшего смысла человеческой жизни происходят в неформальной, доверительной обстановке, в которой дети свободно размышляют, высказывают свое мнение, раскрывают свои таланты и способности. На уроках самопознания ведется откровенный диалог с учителем, в социально-ролевых играх и тренингах исследуется мир человеческих взаимоотношений, происходит обмен жизненными наблюдениями, развиваются навыки практического служения обществу. С учетом специфики самопознания используются разные виды нестандартных уроков, обладающие здоровьесберегающим потенциалом: уроки-размышления, уроки-дискуссии, театрализованные уроки, уроки творчества, уроки-конкурсы, уроки-фантазии, уроки-концерты, уроки-экскурсии, уроки-игры и другие. В процессе обучения самопознанию применяется ряд методических приемов: «Круг радости» - используется в начале занятия. Учитель с детьми образует круг где все свободно общаются друг с другом, исполняют различные песни, читает стихи. Педагогический смысл «Круга радости» заключается в том, чтобы каждый ребенок чувствовал себя принятым в знакомый ему большой дружеский круг, где с пользуется доверием и сам доверяет другим. «Минутка тишины» - приём релаксации, полной тишине у ребенка регулируется ритм сердца, устанавливается ровное дыхание, снижается напряженность тела. Помогает сконцентрировать свои мысли, осмыслить своё внутреннее «Я», лучше осознать свои чувства и эмоции. Учителю рекомендуется при выполнении данного упражнения обратить особое внимание на позу ребенка, его умение расслабиться.
«Наедине с собой» - этот прием позволяет ребенку прислушаться к самому себе, к своему сердцу. Он стимулирует развитие эмоций, чувств, способность к рефлексии в целом. Этот приём благотворно влияет на детей, развивает воображение и обычно используется, когда необходим переход к новому осмыслению материала. В этих целях, наряду с речью учителя, применяется также музыкальное сопровождение (классическая музык звуки природы и т.д.).
«Чтение» - метод, направленный на расширение знаний представлений школьника о ценностях и нравственных качествах человека, развитие у него умения учиться. В целях развития познавательных интересов учащихся рекомендуется чтение художественных произведений совместно со взрослыми или самостоятельно. «Цитата урока» - обязательный элемент занятия по самопознанию, способствующий эмоционально-образному восприятию учебного материала, активизации познавательного интереса учащихся. В качестве цитаты урока могут использоваться пословицы, крылатые слова, афоризмы. «Рассказ учителя», «Рассказ ученика» - важный вид речевой и мыслительной деятельности, который создаёт благоприятные условия для коллективного прослушивания рассказов, сказок, притч, стихотворений. Дети учатся слушать и слышать, чувствовать и сопереживать, размышлять и рассуждать. Применяются различные виды пересказа произведения: с остановкой, с элементами инсценирования.
«Беседа» - это форма общения в виде вопросов и ответов, дидактический приём, позволяющий осмыслить содержание темы. Каждый учащийся может высказать свое мнение, выразить свое отношение к теме, задать волнующие его вопросы. Педагог развивает у учащихся способности к размышлению, обучает их умению выражать свое мнение и отношение к ситуациям и поступкам.
«Игра», «Упражнение» - методы обучения, которые рекомендуются для активизации познавательного интереса детей и закрепления усвоенных понятий и умений. Через игровую деятельность и упражнения осуществляется проекция учебного материала на индивидуальный опыт учащихся. Благодаря играм и упражнениям, школьники приобретают навыки позитивного общения со сверстниками, усваивают жизненные навыки.
«Творческая деятельность» - важная составляющая занятий по самопознанию. Может осуществляться в форме различных видов самостоятельной и коллективной деятельности: рисование, изготовление макетов, коллажей, сочинение стихов, притчей, песен и т.д. Прием помогает раскрыть творческий потенциал, выразить свое «Я» через символы, образы и действия. Совместная творческая деятельность способствует осознанию учащимися значимости таких качеств, как сотрудничество, терпимость, внимательность, умение высказывать собственное мнение и уважать мнение других; формирует у детей уверенность в своих силах и творческих возможностях; воспитывает чувство ответственности и самостоятельности. «Размышление над ситуацией» - методический прием, способствующий развитию способности детей давать оценку конкретным жизненным ситуациям, формированию их ответственности за собственные мысли, дела и поступки. Обсуждение ситуаций позволяет выработать у детей склонность к размышлениям, адекватной оценке себя и других, умение позитивно строить взаимодействие с окружающим миром.
«Просмотр видеоматериалов (фрагментов фильмов, мультфильмов и др.)» - методический прием, позволяющий представить учебную информацию в доступной наглядной форме. Яркие художественные образы усиливают восприятие и усвоение детьми содержания изучаемого материала. «Споёмте, друзья» - методический прием, который предполагает совместное исполнение песен на уроке. Пение оказывав] благотворное влияние на настроение и самочувствие учащихся ' )тот прием применяется на любом этапе занятия. «Разминка» - компонент занятий по самопознанию, который необходим для снятия нагрузки, преодоления усталости снижения утомляемости. Разминка проводится в форме короткой игры, направленной на переход от одного вида деятельности к другой. Использование данного приема стимулирует хороши? настрой в группе, развивает внимание, скорость реакции, способствует сплоченности в коллективе.
«Инсценирование» - данный прием используется на занятиях по самопознанию для организации более эффективной эмоционально-чувственного восприятия содержания урока через: разыгрывание детьми различных ситуаций.
«Обобщение» - методический прием, направленный на достижение своеобразного логического итога занятия, который учитель подводит сам или совместно с детьми. «Круг «От сердца к сердцу» - методический приём, который обычно завершает учебное занятие, предусматривает обмет впечатлениями, пожеланиями друг другу и позволяет педагогу определить эмоциональное состояние каждого ребенка, степени понимания им темы занятия.
«Домашнее задание» - прием, призванный закрепить интерес ученика к теме и полученные на уроке знания, умения и навыки. Учащиеся могут выполнять домашние задания в тетради самостоятельно или вместе со старшими, что помогает детям и взрослым лучше понимать друг друга. Важным условием организации учебного процесса по самопознанию является создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей эмоциональный комфорт соответственно возрастным, психофизиологическим особенностям детей. Чередование разных видов деятельности на уроке обеспечивает положительную мотивацию к учебе.
Занятия по самопознанию проводятся в подгруппах (10-15 человек) в специально оборудованных кабинетах, оснащенных аудио- и видеотехникой, наглядными и дидактическими материалами.
Широкая вариативность форм и методов проведения занятий по самопознанию предусматривает их организацию и за пределами специализированного кабинета (в концертном зале, на пришкольном участке, на природе, в музее, картинной галерее, театре и т.д.).
Внеучебная деятельность по самопознанию предусматривает практическое применение полученных знаний в повседневной жизни и активное участие в служении обществу. Для каждого уровня образования используется учебно-методический комплекс, состоящий из типовой программы, учебника, учебно-методического пособия, хрестоматии, тетради по самопознанию, наглядно-иллюстративных, дидактических, аудио и видеоматериалов.
Особая роль в процессе самопознания отводится учителю, который должен в совершенстве владеть современными методами обучения и воспитания, знанием психологии, умением самостоятельно конструировать педагогический процесс с учетом возрастных особенностей детей. Учитель самопознания использует на уроках разнообразные традиционные и нетрадиционные, интерактивные формы и методы обучения, что помогает раскрыть творческий потенциал личности, ее способности и возможности.
Литература:
- ГОСО РК по предмету «Самопознание».
- Методические рекомендации по ведению предмета Самопознание.