Особенности организации образовательного процесса по предмету «Самопознание»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Колова Л.В.

заместитель директора по УВР,

учитель начальных классов,

учитель самопознания

КГУ «Школа - гимназия № 10» акимата города Рудного


Особенности организации образовательного процесса по предмету «Самопознание»
В XXI веке духовность человека, его творческий интеллект, открытость инновациям расцениваются как основной капитал общества. В соответствии с Государственной программой раз­вития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы создаются благоприятные условия для реализации компетентностного подхода в образовании в целях достижения человеком вершин личностного и профессионального роста. Вместе с тем, становится очевидным, что современная обра­зовательная система Республики Казахстан ориентируется на развитие нравственности и духовности. Большое значение при­дается гармонизации общечеловеческих, национальных, этно­культурных и личностных ценностей, развитию целостного ми­ровоззрения, гражданского сознания, жизненных навыков и творческой активности учащихся. Нравственность выступает показателем общей культуры че­ловека, его достоинств, приверженности общечеловеческим ценностям. В ценностном постижении мира неизмеримо возрастает роль самопознания. Именно оно помогает личности осознать смысл жизни, свое предназначение. Нравственно-духовное образова­ние ориентируется на максимальное раскрытие личностного по­тенциала, воспитание в процессе самопознания хорошего чело­века.
Самопознание рас­крывает и развивает способности личности любить бескорыстно, верить в себя и в свои силы, творить добро, больше познавать и самосовершенствоваться, достигать гармонии в физическом, пси­хическом, духовном, социальном и творческом развитии.
Самопознание, как учебный предмет, выполняет ключевую роль в нравственно-духовном развитии личности. Автор проекта: Первая Леди страны, Президент Фонда «Бобек» Сара Алпысовна Назарбаева. Проект развивается на базе национального научно - практического оздоровительного центра «Бобек» в Алматы. При центре «Бобек» работает Институт гармоничного развития человека, который формирует научно - методическую базу предмета «Самопознание». Каждый человек хотя бы раз в жизни задавал себе вопросы: «Кто я?», «Какой я?», «В чем смысл моего существования?» Разные люди по-разному отвечают на эти сложные философские вопросы. Одни так и не находят на них ответа, другие пытаются дать себе развернутую характеристику, определить перспективы своей жизнедеятельности, третьи остаются неудовлетворенными своей жизнью, своей невостребованностью. У человека, как у существа разумного, существует фундаментальная потребность самопознания, которая отсутствует у животных. Действительно, внутренний мир каждого из нас - это неисчерпаемая вселенная, такая же бесконечная, как и космос. Можно прожить жизнь, так и не заглянув в некоторые его потаенные уголки. Поэтому на протяжении всей истории человечества интерес к самопознанию оставался неизменным и остается сейчас. Недаром на фронтоне одного из храмов в Древней Греции начертано «Познай самого себя».
Особенности организации образовательного процесса по предмету «Самопознание»








Самопознание - это совокупность и последовательность действий, в результате чего достигается цель, т.е. знание о себе, образ Я, Я - концепция.
Структуру самосознания можно изобразить следующим образом: Образ Я

  • Эмоционально - ценностное отношение
  • Самопознание
  • Саморегулирование
  • Самоконтроль
  • Самооцениевание
  • Саморазвитие и самосовершенствование
Самопознание как процесс может быть представлен следующим образом: обнаружение → фиксация → анализ → оценка → принятие.
Базовое содержание образования по предмету самопознание включает четыре основных раздела:
  1. Познание человеком самого себя.
Тематика раздела направлена на изучение ценностей: самопознание, нравственность, человек, жизнь, духовность, красота, мудрость, истина, гармония, дружба, любовь, общение, здоровье, труд и на раскрытие целостного процесса развития гармоничной личности.
  1. Человек и общество.
Тематика раздела направлена на изучение ценностей: человек, труд, мастерство, семья, дети, общество, родина, патриотизм, этика , раскрытие роли человека в обществе.
  1. Человек и окружающий мир.
Тематика раздела направлена на изучение ценностей: ….. включает знания об окружающем мире и месте человека в нём..
  1. Духовный опыт человека.
Тематика раздела направлена на изучение ценностей: …раскрытие ценностей в духовном опыте человечества.
В календарно-тематических планах разделы обозначены следующим образом: 1.Радость познания 2.Учимся общению 3.Быть человеком 4.Как прекрасен этот мир! Каждый раздел рассчитан на 8 часов, на которых рассматриваются от 4 до 8 тем. Знакомство учащихся с каждой темой предполагает закрепление изученных знаний об общечеловеческих ценностях, а также знакомство с новыми понятиями.

Учебная нагрузка и ее распределение Обязательное изучение самостоятельного предмета самопознание реализуется в рамках инвариантной части учебного плана. Учебная нагрузка предмета самопознание составляет: - в старшей группе дошкольного образования - по 1 часу неделю, всего 32 часа в году; - в предшколе - по 1 часу в неделю, всего 32 часа в учебном году; - во всех классах общеобразовательной школы (1-12 классы - по 1 часу в неделю, всего 32 часа в учебном году. В рамках вариативной нагрузки может быть использован час учебного времени для организации занятий по выбору в начальной школе, для изучения курсов по выбору в основной: школе и прикладных курсов в условиях профильного обучения на старшей ступени школы. Спроектированные по модульном; принципу, эти курсы могут быть разной продолжительности (от 32 до 64 часов) и различного характера.
Кроме того, реализация нравственно-духовного образована предполагает обогащение идеями самопознания содержания: всех обязательных учебных предметов и внешкольных мероприятии, а также образовательных стандартов, учебных программ, учебников и учебно-методических комплексов по каждой дисциплине. Обучение самопознанию происходит на основе интерактив­ной методики, признании уникальности личности каждого уча­стника образовательного процесса. Человеческие ценности усваиваются через доступное каж­дому возрасту мировосприятие. Познание себя, других людей, взаимоотношений с окружающим миром, постижение истины и любви как высшего смысла человеческой жизни происходят в неформальной, доверительной обстановке, в которой дети сво­бодно размышляют, высказывают свое мнение, раскрывают свои таланты и способности. На уроках самопознания ведется откровенный диалог с учи­телем, в социально-ролевых играх и тренингах исследуется мир человеческих взаимоотношений, происходит обмен жизненны­ми наблюдениями, развиваются навыки практического служе­ния обществу. С учетом специфики самопознания используются разные ви­ды нестандартных уроков, обладающие здоровьесберегающим потенциалом: уроки-размышления, уроки-дискуссии, театрали­зованные уроки, уроки творчества, уроки-конкурсы, уроки-фантазии, уроки-концерты, уроки-экскурсии, уроки-игры и дру­гие. В процессе обучения самопознанию применяется ряд методических приемов: «Круг радости» - используется в начале занятия. Учитель с детьми образует круг где все свободно общаются друг с другом, исполняют различные песни, читает стихи. Педагогический смысл «Круга радости» заключается в том, чтобы каждый ребенок чувствовал себя принятым в знакомый ему большой дружеский круг, где с пользуется доверием и сам доверяет другим. «Минутка тишины» - приём релаксации, полной тишине у ребенка регулируется ритм сердца, устанавливается ровное дыхание, снижается напряженность тела. Помогает сконцентрировать свои мысли, осмыслить своё внутреннее «Я», лучше осознать свои чувства и эмоции. Учителю рекомендуется при выполнении данного упражнения обратить особое внимание на позу ребенка, его умение расслабиться.
«Наедине с собой» - этот прием позволяет ребенку прислушаться к самому себе, к своему сердцу. Он стимулирует развитие эмоций, чувств, способность к рефлексии в целом. Этот приём благотворно влияет на детей, развивает воображение и обычно используется, когда необходим переход к новому осмыслению материала. В этих целях, наряду с речью учителя, применяется также музыкальное сопровождение (классическая музык звуки природы и т.д.).
«Чтение» - метод, направленный на расширение знаний представлений школьника о ценностях и нравственных качествах человека, развитие у него умения учиться. В целях развития познавательных интересов учащихся рекомендуется чтение художественных произведений совместно со взрослыми или самостоятельно. «Цитата урока» - обязательный элемент занятия по самопознанию, способствующий эмоционально-образному восприятию учебного материала, активизации познавательного интереса учащихся. В качестве цитаты урока могут использоваться пословицы, крылатые слова, афоризмы. «Рассказ учителя», «Рассказ ученика» - важный вид рече­вой и мыслительной деятельности, который создаёт благоприят­ные условия для коллективного прослушивания рассказов, ска­зок, притч, стихотворений. Дети учатся слушать и слышать, чувствовать и сопереживать, размышлять и рассуждать. Приме­няются различные виды пересказа произведения: с остановкой, с элементами инсценирования.
«Беседа» - это форма общения в виде вопросов и ответов, дидактический приём, позволяющий осмыслить содержание те­мы. Каждый учащийся может высказать свое мнение, выразить свое отношение к теме, задать волнующие его вопросы. Педагог развивает у учащихся способности к размышлению, обучает их умению выражать свое мнение и отношение к ситуациям и по­ступкам.
«Игра», «Упражнение» - методы обучения, которые реко­мендуются для активизации познавательного интереса детей и закрепления усвоенных понятий и умений. Через игровую дея­тельность и упражнения осуществляется проекция учебного ма­териала на индивидуальный опыт учащихся. Благодаря играм и упражнениям, школьники приобретают навыки позитивного об­щения со сверстниками, усваивают жизненные навыки.
«Творческая деятельность» - важная составляющая заня­тий по самопознанию. Может осуществляться в форме различ­ных видов самостоятельной и коллективной деятельности: рисо­вание, изготовление макетов, коллажей, сочинение стихов, притчей, песен и т.д. Прием помогает раскрыть творческий по­тенциал, выразить свое «Я» через символы, образы и действия. Совместная творческая деятельность способствует осознанию учащимися значимости таких качеств, как сотрудничество, тер­пимость, внимательность, умение высказывать собственное мнение и уважать мнение других; формирует у детей уверен­ность в своих силах и творческих возможностях; воспитывает чувство ответственности и самостоятельности. «Размышление над ситуацией» - методический прием, спо­собствующий развитию способности детей давать оценку конкретным жизненным ситуациям, формированию их ответствен­ности за собственные мысли, дела и поступки. Обсуждение си­туаций позволяет выработать у детей склонность к размышле­ниям, адекватной оценке себя и других, умение позитивно стро­ить взаимодействие с окружающим миром.
«Просмотр видеоматериалов (фрагментов фильмов, мультфильмов и др.)» - методический прием, позволяющий представить учебную информацию в доступной наглядной фор­ме. Яркие художественные образы усиливают восприятие и ус­воение детьми содержания изучаемого материала. «Споёмте, друзья» - методический прием, который предпо­лагает совместное исполнение песен на уроке. Пение оказывав] благотворное влияние на настроение и самочувствие учащихся ' )тот прием применяется на любом этапе занятия. «Разминка» - компонент занятий по самопознанию, кото­рый необходим для снятия нагрузки, преодоления усталости снижения утомляемости. Разминка проводится в форме короткой игры, направленной на переход от одного вида деятельности к другой. Использование данного приема стимулирует хороши? настрой в группе, развивает внимание, скорость реакции, способствует сплоченности в коллективе.
«Инсценирование» - данный прием используется на занятиях по самопознанию для организации более эффективной эмоционально-чувственного восприятия содержания урока через: разыгрывание детьми различных ситуаций.
«Обобщение» - методический прием, направленный на дос­тижение своеобразного логического итога занятия, который учитель подводит сам или совместно с детьми. «Круг «От сердца к сердцу» - методический приём, кото­рый обычно завершает учебное занятие, предусматривает обмет впечатлениями, пожеланиями друг другу и позволяет педагогу определить эмоциональное состояние каждого ребенка, степени понимания им темы занятия.
«Домашнее задание» - прием, призванный закрепить интерес ученика к теме и полученные на уроке знания, умения и навыки. Учащиеся могут выполнять домашние задания в тетради самостоятельно или вместе со старшими, что помогает детям и взрослым лучше понимать друг друга. Важным условием организации учебного процесса по само­познанию является создание здоровьесберегающей среды, обес­печивающей эмоциональный комфорт соответственно возрас­тным, психофизиологическим особенностям детей. Чередование разных видов деятельности на уроке обеспечивает положитель­ную мотивацию к учебе.
Занятия по самопознанию проводятся в подгруппах (10-15 человек) в специально оборудованных кабинетах, оснащенных аудио- и видеотехникой, наглядными и дидактическими мате­риалами.
Широкая вариативность форм и методов проведения занятий по самопознанию предусматривает их организацию и за преде­лами специализированного кабинета (в концертном зале, на пришкольном участке, на природе, в музее, картинной галерее, театре и т.д.).
Внеучебная деятельность по самопознанию предусматривает практическое применение полученных знаний в повседневной жизни и активное участие в служении обществу. Для каждого уровня образования используется учебно-методический комплекс, состоящий из типовой программы, учебника, учебно-методического пособия, хрестоматии, тетради по самопознанию, наглядно-иллюстративных, дидактических, аудио и видеоматериалов.
Особая роль в процессе самопознания отводится учителю, ко­торый должен в совершенстве владеть современными методами обучения и воспитания, знанием психологии, умением самостоя­тельно конструировать педагогический процесс с учетом возрас­тных особенностей детей. Учитель самопознания использует на уроках разнообразные традиционные и нетрадиционные, интерак­тивные формы и методы обучения, что помогает раскрыть творче­ский потенциал личности, ее способности и возможности.
Литература:

  1. ГОСО РК по предмету «Самопознание».
  2. Методические рекомендации по ведению предмета Самопознание.
© 2010-2022