Конспект урока по окружающему миру Реки и озёра2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Схема конспекта урока Предмет окружающий мир _Класс_2 «а» Тема урока_Реки и озера. Цели: познакомить с особенностями рек

Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом) 1.

Организационный момент, включающий:

  • Настроить ребят на работу


Прозвенел и смолк звонок Начинается урок. -У всех хорошее настроение, светит солнышко и давайте поделимся хорошим настроением со всеми. Все настроились на работу.
-Сегодня ребята у нас необычный урок, мы отправимся с вами в путешествие. -Скажите, а на чём можно совершить путешествие?
Но чтобы нам отправиться путешествовать, вы должны ответить на некоторые вопросы.









2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

Проверить знания детей по теме : материки и океаны.

Закрепить знания учащихся





- Сколько материков на Земле? (6) Покажите их на карте.
- А сколько частей света? (6) Покажите их на карте.
- Чего на Земле больше: суши или воды? (воды)
- Какие океаны вы знаете? ( показать на карте)
- Что на карте показывается голубой линией?
- О каких свойствах воды вы знаете? (она переходит из одного состояния в другое)
- Как называется этот процесс в природе? (круговорот воды в природе)
- Как из воды сделать лёд?
- А как превратить воду в пар?

3.

Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

  • Познакомить с реками и озёрами мира.

  • Научить правильно показывать реки на карте

  • Познакомить с особенностями рек (равнинные и горные реки)

  • Познакомить с особенностями озёр ( пресные, соленые, проточные, бессточные, которые не имеют поверхностного стока или подземного отвода воды в соседние водосборы)

  • Научить находить важнейшие озера на карте.

  • Учить работать в группе



- Подумайте и отгадайте, куда мы отправимся с вами в путешествие? Не конь, а бежит, Не лес, а шумит. ( река) Чтоб о водах России знать, Надо карту уметь читать, Быть внимательным, уметь наблюдать И конечно, рассуждать. Итак, мы отправляемся в путешествие на корабле - паруснике. - Вы готовы к путешествию по водным просторам? - Вы уже поняли, что мы будем говорить о реках. - Каким цветом на карте показаны реки? - Посмотрите на карту мира, и вы увидите на ней множество голубых нитей, покрывающих Землю сложным узором. Это реки нашей планеты. Через горы, равнины, леса несут они свои воды - чистые и мутные, студеные и тёплые, пресные и солёные. Одни реки - могучи и полноводны, другие скромны и незаметны. Есть в мире много всяких рек, Великих, сильных, полноводных, Коварных, тихих, благородных, Коварных, тихих, благородных, Воспел их в песнях человек Есть Дон, Кубань, Урал, Ока, Есть Волга матушка-река. Меконг, Янцзы и Хуанхэ, Где жёлтый берег вдалеке. Амур, Даугава и Миссури, Рассветы там синей лазури. Я слышал Конго, есть река, Темна, опасна, глубока. Есть Амазонка, Ориноко, Текут они в дали далёкой, Есть Нил великий, Ганг огромный, Есть множество - больших и скромных… - Чтобы говорить о реках, надо узнать все части реки. Показ мультфильма «Заяц Коська и родничок» - Какое явление природы вы увидели? (круговорот воды в природе) (показано начало реки, притоки, течение реки) - Начало реки называется истоком, место впадения устьем. - Как начинается река? Есть горные и равнинные реки. Маленькие речки и ручейки называются притоками реки. У реки есть правый и левый берега. Для того чтобы это определить , надо встать по течению реки: слева будут левые притоки, а справа - правые. Река - это постоянный водоток. Начинается река с истока. Исток - место, где рождается река. Началом реки может быть родник. Движение воды в реке образует течение. У горных рек течение может быть быстрое, бурное, т.к. река стекает по крутым склонам. У равнинных рек течение спокойное.

Откройте учебники на с. 104. Найдите схему частей бассейна реки. (дети работают с учебником, называют части речи.) -Как называется начало реки? - В каком направлении течёт река: к устью или к истоку? - Как определить, где у реки правый берег, а где левый? - Изобразите на макете из пластилина реку. - Что вы изобразили? ( исток, русло, притоки, устье)

- Начало реки называется истоком, место впадения устьем. Прочитайте в учебнике «Сказку о могучем ручейке.» с.108 Реки и ручьи изменяют земную поверхность. ФИЗМИНУТКА Рыбки весело резвятся В чистой тёпленькой воде, То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке. Объяснение учителя Ребята есть ещё на карте кроме рек, которые обозначаются тоже голубым цветом это озёра. Озёра - это природные водоёмы со стоячей водой. У озёр есть берега, но нет левого и правого берега. В озёра впадают реки. Земная поверхность, с которой по ручьям и рекам собирается вода в озёро, называется бассейном. Если из озера вытекает река, оно называется проточным. Если вода из озера не вытекает, его называют бессточным. - Приготовьте изготовленные макеты. Сейчас мы на макете вылепим озеро. Лепить будем сначала углубление в пластилине. Затем нальём в углубление воды. В жарком климате озёрная вода часто бывает солёной. Её пить нельзя. Поэтому не зря мы с вами в это путешествие запаслись питьевой водой. Жаркое солнце превращается в пар. Растворенная соль не испаряется, а остается в озере. В умеренном климате вода в озёрах пресная, пригодная для питья. Эту воду используют заводы, фабрики для работы. Но часто эти заводы и фабрики сливают свои отходы в реки и озёра, водоёмы загрязняются, и питьевой воды остается мало. Важно, чтобы в водоемы возвращалась чистая вода. Для этого заводы должны строить специальные очистные сооружения. Дети находят на карте озера и показывают их. 4.

Закрепление учебного материала

Проверить работу по группам

Как ребята умеют находить реки на карте

Проверить как дети научились определять левый берег, правый берег.

Умение ребят находить на карте важнейшие озёра.

Умение работать с контурными картами. Ребята работают по группам. Работа с контурными картами. Задание 1. Найти реки в разных частях света. - Как правильно показать реки? ( от истока к устью) Дополнить предложение: «Показывать реки надо от истока к устью.» 1 вариант: Европа и Азия (Волга, Дунай, Обь, Енисей, Лена, Амур) 2 вариант: Америка (Миссисипи, Амазонка), Африка (Нил, Конго) Дети показывают реки на карте полушарий и отмечают на контурной карте. Задание 2. - Куда плывет ваш герой? 1 ряд. «Слева от меня на правом берегу я видела их леса и поля», - грустно проговорила русалочка, мечтавшая хоть об одном дне человеческой жизни. 2 ряд. Справа от лодочки, в которой стоял оловянный солдатик, на правом берегу бежали мальчики и хлопали в ладоши. 3 ряд. Лист с Дюймовочкой плыл всё дальше. Слева от неё на левом берегу сидели в кустах птички, смотрели на неё и пели. Задание 3. Но не только наши любимые герои могут оказаться в беде. Экологическая тревога «Река в беде». Текла по равнине Прозрачная речка с чистой водой. Построили на её берегу завод, и побежала в речку по трубам грязная, отработанная вода. И стала речка грязной - Разноцветной. Нельзя так губить природу. - Придумайте запрещающий знак «Речке нужна помощь». Дети находят на карте озёра и показывают их. - Какое самое большое озеро? (Каспийское море) - Самое глубокое озеро - Байкал?


5. Задание на дом, включающее:

  • Углубить знания учащихся по теме: реки и озёра.

  • Уметь добывать информацию из дополнительных источников.

С. 104-109, отвечать на вопросы. Подготовьте рефераты о любой реке или озере. - Где вы можете найти материал? (интернет, энциклопедии, справочники) - Что нового вы узнали на уроке? - Чему научились на уроке? - Что было трудно? - Кто еще бы хотел отправиться в путешествие? Теперь мы благополучно закончили наше путешествие. Все молодцы! Спасибо за хорошую работу.


















© 2010-2022