Инновационные технологии. Использование интерактивных методов обучения на уроках внеклассного чтения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Инновационные технологии. Использование интерактивных методов обучения на уроках внеклассного чтения




В школах в последние годы стали широко использоваться интерактивные технологии в преподавании предметов. Исследования свидетельствуют, что интерактивное обучение дает возможность увеличить процент усвоения материала, влияет не только на сознание учащегося, но и на его чувства, волю. Использование интерактивных технологий - это способ создания атмосферы в классе, которая наилучшим образом благоприятствует общему труду, пониманию и доброжелательности, дает возможность по-настоящему реализовать личностно-ориентированное обучение. Интерактивное обучение - это специальная форма реализации познавательной деятельности, которая имеет конкретную, предусмотрительную цель - создать комфортные условия обучения, при котором каждый ученик ощущает свой успех, интеллектуальную способность. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс происходит в условиях постоянного активного взаимодействия всех учащихся. Это базируется на общем труде, взаимообучении: учитель-ученик, ученик - ученик. При этом учитель и ученик - равноправные, равнозначные субъекты обучения. Интерактивное взаимодействие исключает доминирование одного участника учебного процесса над другим, одной мысли над другой. Во время такого обучения учащиеся учатся быть демократичными, общаются с другими людьми, критично мыслят, принимают обоснованные решения. Применение интерактивного обучения осуществляется путем использования фронтальных и кооперативных форм организации учебной деятельности учащихся, интерактивных игр и методов, которые способствуют обучению умения дискутировать. Наиболее применяемыми стали:

  • при фронтальной форме работы такие технологии: микрофон, «мозговой штурм», ажурная пила, «незаконченное предложение»;
  • при кооперативной форме: работа в парах («Лицом к лицу», «один-два- все вместе»), работа в малых группах, аквариум;
  • интерактивные игры: «ролевая игра», «драматизация», «упрощенное судебное слушание»;
  • технология обучения в дискуссии: метод «Пресс», «Выбери позицию».
Главное направление деятельности начальной школы - формирование личности, которой присущи высокая культура, широкий кругозор, творческие способности. Взлелеять такую личность можно лишь применяя новые подходы к преподаванию литературы в начальной школе. Большое влияние на формирование такой личности принадлежит книге. В.А.Сухомлинский писал: «Без высокой культуры чтения нет ни школы, ни истинного умственного труда. Плохое чтение - как вымощенное болотом окно, через которое ничего не видно». Неужели необходимо в нашем XXI веке убеждать кого-то в пользе чтения? Оказывается, необходимо. Все реже и реже люди обращаются к книге. Ее заменяет телевизор. А если и читают, то удовлетворяются так называемым «легким чтением». Необходимыми умениями и навыками человек овладевает в детстве. Поэтому в младшем школьном возрасте необходимо сформировать самостоятельного читателя. Работа эта длительная, тщательная, требует терпеливого подхода к делу.

Для каждого года обучения определяют основные цели: первый класс - желание читать, любовь, стойкий интерес к книгам; второй класс - умение ориентироваться в мире книг; третий класс - умение думать над прочитанным; культура читателя; четвертый класс - литературный кругозор; художественные вкусы и пристрастия. Не следует забывать золотое правило: прежде чем дать ребенку прочитать книгу самостоятельно, необходимо на протяжении двух лет учить «технологии» чтения. Ученик начальной колы не всегда может рационально спланировать свою работу. Памятка, которая содержит последовательность выполнения действий, облегчит школьнику процесс ознакомления с книгой и станет помощником в самостоятельной работе. Памятка №1 Настраивание на книгу - Взяв в руки книгу прочитай:

  1. заголовок;
  2. фамилию автора;
  3. где и когда выдана книга, для какого возраста?
  4. аннотацию, содержание, и предисловие;
-Рассмотри иллюстрации, кто художник. -Подумай: а) о чем и о ком может рассказываться в книге? б) хотелось бы ее тебе прочитать? Памятка №2 Заповеди читателя для самостоятельной работе с книгами
  1. Прочитай предисловие, аннотацию, рассмотри иллюстрацию и определи, о каком времени рассказывает книга, о чем она.
  2. «Толстую» книгу читай частями.
  3. Читая, обращай внимание, где и с кем происходят описанные события. Попробуй представить себе и конкретную обстановку и героев.
  4. Выделяй все непонятное, формулируй вопросы и пытайся найти на них ответы самостоятельно или с помощью взрослых, иллюстраций или справочников.
  5. Закрывая книгу, еще раз подумай над ее содержанием, в целом, обнови в памяти главные события сюжета, образа персонажей и постарайся определить, чем понравилась тебе книга, а чем - нет.
Чтение - это сложный процесс, в котором участвуют зрение, мышление, речь, восприятие, память, воображение, слуховые и звуковые анализаторы. Детям не просто соединить одновременно зрительное восприятие букв и произношений звуков, слов, предложений, осознавать прочитанное, определять отношение к нему. Специфика работы на уроке чтения требует от детей многоразового перечитывания слов, предложений, текстов, которые быстро надоедают, утомляют. Как сделать чтение интересным каждому ученику? Вот некоторые советы: логическое соединение всех видов работы; четкая установка заданий; подбор упражнений для разных групп с учетом индивидуальных особенностей учащихся, максимальное использование творческого потенциала дидактики. На первом этапе овладения читательскими навыками (обучение грамоте) целесообразна игра, которая привлекает к поиску, находчивости, возбуждает желание победить. Дидактические игры для изучения грамоты: «Кто быстрее сложит слово», «Поймай звук», «Какая буква заблудилась», «Зашифрованное слово», «Веселые рифмы», «Заколдованные карточки» и другие. Шестилетки оживают, когда к ним на урок приходят их любимые друзья - сказочные герои. На уроке в первом классе можно применить интерактивную технологию - работу в группах. В игре «Из какой сказки эти предметы?» дать задание для каждой группы предложив детям предметы из сказок для обсуждения. Затем тем же группам подготовить пять вопросов по каждой группе по содержанию сказок. В.А.Сухомлинский советовал учителям начальных классов: «Научите всех детей читать так, чтобы они умели, читая, думать и думая читать». Чтобы достичь такого уровня чтения всеми учащимися, необходимо научить их анализировать текст, т.е. осмысливать его тему, идею, отношения авторов к тому, о чем он пишет, высказывать свою оценку к прочитанному. Анализ должен содействовать и усовершенствования навыков чтения. При работе над текстом целесообразно использовать словарно-лексическую работу, выборочное чтение, словесное рисование к тексту, предугадывание содержания по заголовкам; творческое продолжение авторского замысла и т.д. Беседы на уроках чтения, а особенно на уроках внеклассного чтения содействует не только развитию речи, но и дают широкий простор для высказывания собственных мыслей, утверждений, обогащению знаниями. На любом уроке внеклассного чтения заключительного этапа необходимо:
  1. Помочь каждому ребенку осознать свои индивидуальные пристрастия к чтению.
  2. Закреплять у детей желание систематически и целенаправленно читать книги.
  3. Темы урока формулировать широко (Например «Все так интересно кругом», «Наши любимые стихи»). Такой подход к формированию темы, с одной стороны, пробуждает интерес к чтению, а с другой - открывает широкие возможности для индивидуального детского творчества, формирует читательские интересы, побуждает детей размышлять, расширяет читательский кругозор и усовершенствует читательский опыт.
  4. Менять и разнообразить формы анализа детских книг. Отчет о прочитанной книге, размышление о прочитанном сочинении, сжатый пересказ прочитанного, устное аннотация книги, высказывание собственного отношения и оценочных суждений должны стать приоритетными в определении видов работы с книгой.
  5. Обеспечивать общение учащихся с книгами: необходимо читать, проникая в содержание каждого предложения, приучаться вести диалог с автором - спрашивать автора, осмысливать, понимать информацию, заложенную в тексте, получать ответы.
  6. При реализации темы и цели урока предвидеть возможность работы с тем фондом книг, который есть в школьной (сельской) библиотеке.
При работе над содержанием текста, используя интерактивный метод, следует проводить дифференцированную работу 1 группа: самостоятельное восприятие содержания текста с дополнительным усложненным заданием; 2 группа: стихотворное содержание текста, театр, (пальчиковый,

кукольный, театр теней); 3 группа: чтение вслух разными способами. Каждая группа «движима» для достижения лучшего усвоения материала, оригинальности. Для внеклассной деятельности с книгой целесообразно рекомендовать детям оформление классной библиотеки и картотеки, чтение вслух книг в группах, организация книжной выставки по указанным признакам, посещение библиотек, просмотр диафильмов, сбор материалов из детской периодики, организация в красном уголке чтения книжных разделов (например: книги - справочники, любимые стихи, сказки...), сбор иллюстраций по указанной теме, создание рекомендационных списков по указанному признаку, изготовление и оформление книг-самоделок и т.д. Английский ученый Ф.Бекон утверждал: «Чтение делает человека знающим; беседа - сообразительным; а привычка записывать - точным». В третьих-четвертых классах целесообразно завести читательские дневники, где учить детей фиксировать основные данные о прочитанной книге, а также дать возможность детям самостоятельно контролировать частоту чтения внеклассной литературы. Таблица - экран «Как мы читаем», которая демонстрируется в классе, стимулирует школьников к регулярному выполнению заданий. Внеклассная деятельность учащихся предусматривает их участие в тех мероприятиях, которые необходимо проводить в школе, классе, и которые обязательно связаны с книгой, с чтением. Среди самых распространенных является:

  • Литературные игры («Кто я», Моя биография», «Дежурная буква», «Узнай стихотворение», «Сказочная азбука», «Литературный портрет», «Волшебные клеточки» и другие).
  • Конкурсы (на лучшего чтеца стихотворений, знатока загадок, игр, произведений на заданную тему, произведений писателя).
  • Дни (любимого произведения, любимого писателя).
  • Недели детской книги, любимого писателя.
  • Литературные вернисажи, устные журналы, экскурсии и т.д.
Книжное окружение и активная самостоятельная работа с книгой формирует личность, которая хочет понять окружающий мир и изменить его. Вести ребенка в разные сферы этого мира, научить понимать их язык, помочь ребенку определить ту сферу, которая наибольшей мерой отвечает его способностям - вот такой должна быть цель учебно-воспитательного процесса в начальной школе. «Поощряя детей к знакомству с книгами, следует помнить, что обучая детей к чтению, мы одновременно занимаемся воспитанием, которое (не только должно развивать ум человека и дать ему определенный объем информации, но должны зажечь в нем жажду к серьезному труду, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой». (К.Ушинский)
© 2010-2022