Статья Методика Зайцева обучение письму

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДИКА ЗАЙЦЕВА В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ

Г.Б. Марзатаева воспитатель ГККП Ясли-сад №28

г. Павлодар


Стратегией развития Республики Казахстан до 2050 года перед системой образования поставлена цель - обеспечить создание национальной модели образования и её интеграцию в международное образовательное пространство. Без применения современных, инновационных технологий в обучении это невозможно. В своём докладе я хочу поделиться опытом и познакомить коллег с методикойЗайцева Николая Александровича, которая очень эффективно помогает мне в работе с детьми при подготовке их к школе. Метод кубиков Зайцева инновационный, он не похож ни на один из ныне существующих методик обучения чтению. Основные положения своей методики Николай Александрович раскрывает в книге «Письмо. Чтение. Счёт». В первую очередь это: 1. Не фонемный, а складовой принцип. В этом случае слово делится не на слоги, а на склады и не имеет вариативности: ко-ш-ка. 2. По мнению Н.А. Зайцева «Путь к чтению лежит через письмо». Чтением Зайцев называет процесс превращения знаков в звуки, а письмом обратный процесс. 3. Зайцев отвергает широко распространённое мнение, что прежде, чем научиться читать, нужно знать название всех букв алфавита. 4. Методика не рекомендует вводить терминологию, особенно на первом этапе обучения грамоте. 5. В качестве наглядных средств и одновременно технического оснащения Н.А. Зайцевым разработаны специальные складовые таблицы и кубики. На гранях кубиков располагаются склады, каждый склад написан на соответствующем цветовом фоне: жёлтом, сером или коричневом, в зависимости от характеристики склада. 6. Цвет кубиков логически оправдан и связан со звуком, издаваемом каждым кубиком. «Золотые» кубики обозначают гласные, они самые звонкие, заполняются консервной жестью. «Железные» имеют серый цвет, обозначают звонкие согласные и заполняются крышечками от пластиковых бутылок. «Деревянные» имеют коричневый цвет и заполняются кусочками дерева. Кубики имеют разный размер- твердые склады на кубиках большого размера, маленькие-на маленьких. Эта особенность кубиков объясняется тем, что появляется реальная возможность объяснить твердость и мягкость через объём речевого анализатора-он увеличивается при произнесении твердого звука и уменьшается при произнесении мягкого. Занятия по методике Зайцева я строюв форме игры, соревнования. Дети не сидят за столами, а свободно передвигаются по кабинету, сами выбирают вид деятельности, игры. Использование мноюскладовых таблиц решает проблему охраны здоровья детей, в частности зрения и осанки. Ребенок не сидит, согнувшись за столом, он стоит перед таблицей, указкой показывая нужный склад, «песенки» твердых согласных поются стоя на мысочках, «песенки» мягких согласных- на корточках. Эти движения Зайцев объясняет разностью резонаторов речевого аппарата при произнесении согласных твердых и мягких. Я предлагаю постукивать руками в такт «песенкам», разрешаю детям подпрыгивать на месте. Методики Н. Зайцева характеризуются специалистами (физиологами, медиками, психологами) как природосообразные, здоровьесберегающие и универсально-адаптивные, учитывающие индивидуальные особенности различных групп детей, в том числе и с особенностями психофизического развития. Методика Н. Зайцева помогает мне решать ниже следующие вопросы: 1. обучение чтению; 2. основы математики (счет, занимательная геометрия, простые вычисления); 3. подготовка к письму. В основе методик Н. А. Зайцева лежит неукоснительное соблюдение основных дидактических принципов, которые все знают, но которые нигде не выполняются: 1. От общего к частному и от частного к общему. 2. От конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому. 3. Обеспечение наглядности (не только от слова глядеть) с использованием различных каналов восприятия. 4. Системная подача материала. 5. Алгоритмизация учебных действий. 6. Учет физиологии восприятия учебной информации. Обучение чтению ведется на основе аналитико-синтетического метода с использованием складовых блоков и проходит в виде веселой и увлекательной игры, в ходе которой дошкольники успевают начать читать раньше, чем это им прискучит. Буквы на кубиках и в таблицах такого размера, что хорошо видны и с десяти метров, - важно, чтобы с самого начала дети не испытывали никаких напряжений зрения. Таблицы располагаются на стене, нижний их край на высоте 165-170 см от пола, - во избежание нарушений осанки, нужно почаще работать стоя, с поднятой головой. Под таблицами полка в три доски, чтобы на ней слова из кубиков составлять. Кубики различаются по цвету, объёму, весу, по звучанию наполнителя, раздающемуся при их встряхивании. Цель - обеспечить непроизвольное, быстрое, надёжное запоминание.Письмо указкой по клеточкам таблиц подключает ещё и «память тела»: сверху, снизу, слева, посредине или справа нужные буквы расположены. Разыскивая книги на полках, мы не только их цвет, толщину, высоту припоминаем, но и местоположение: ноги сами, куда нужно переступают, рука тянется, голова поворачивается. И только в последнюю секунду фокусируется взгляд. Результаты, сопровождающие процесс обучения чтению: - появляются навыки грамотного письма, - выправляются логопедические недостатки, - речь становится чище и отчётливей, благодаря постоянному проговариванию и пропеванию складов, - быстро расширяется словарный запас, - формируется логическое мышление, - развивается способность самостоятельно работать, умение добывать нужные знания. Развитие математических способностей: - счёт - сложение, вычитание - развитие логического мышления - развитие двигательной памяти, внимания. Эффективность Как показывает широчайший опыт применения методики, через 15-20 часовых занятий дети четырех-пяти лет начинают читать, складывать и вычитать в пределах ста. К шести-семи годам, при двух занятиях в неделю, не менее 80-90% детей способны учиться по нынешним программам для второго, третьего, и даже четвертого классов. Также на занятиях мы: √ Поём, танцуем, играем под музыку √ Занимаемся артикуляционной, речеслуховой гимнастикой √ Развиваем мелкую моторику, готовим руку к письму (играем в пальчиковые игры, выполняем различные письменные работы) √ Делаем творческие работы (аппликация, рисование, лепка и т.д.) Кубики Зайцева" - уникальное пособие для обучения ребенка чтению, дети начинают читать уже через несколько получасовых занятий.

Список литературы:

1. Готовимся к школе: программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников.Под ред. С.Г. Шевченко.-М.:1997.

2. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно: устранение недостатков устной и письменной речи.-СПб.-М.:1996.

3. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо: обучение, развитие и исправление недостатков.-М.-Л.1995.

4. Зайцев Н.А. Письмо, чтение,счет: учебник нового типа для учителей, воспитателей, родителей.-СПб.:1997.

© 2010-2022