Конспект урока: Правописание не с глаголами 4 класс

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка

Дата:11.02.2016 Тема: "Правописание частицы НЕ с глаголами" (4-й класс) Структура урока в технологии деятельностного подхода 1. Орг. момент.

  • включение детей в деятельность;
  • выделение содержательной области.
Постановка учебной задачи.
  • актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
  • создание проблемной ситуации;
  • выявление и фиксирование в громкой речи:
где и почему возникло затруднение; темы и цели урока.
  1. «Открытие» детьми нового.
    • организация самостоятельной исследовательской деятельности;
    • выведение алгоритма.
Первичное закрепление
  • выполнение заданий с проговариванием в громкой речи
Самоанализ и самоконтроль. Итог урока. Рефлексия.



Тема:"Правописание частицы НЕ с глаголами"

Цели урока.

Образовательные:

  • расширить знания детей о служебных частях речи

  • углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, положительный и отрицательный смысл глаголов)

  • познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами

  • обеспечить усвоение нового материала с помощью упражнений

Воспитательные:

  • воспитание культуры учебного труда

  • создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе

  • содействие формированию этических норм поведения, воспитание бережного отношения к окружающим людям, уважение к труду

  • развитие работоспособности и профилактика утомления (в т.ч. зрительного) целях решения физического и санитарно - гигиенического воспитания

Развивающие:

  • развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами

  • развивать навыки точного употребления глаголов в речи

  • побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся

  • развивать умение анализировать и классифицировать, делать самостоятельные выводы

  • развивать внимание и память учащихся

  • развивать умение слушать товарищей

  • развивать положительные эмоции учащихся, создавая ситуации занимательности и удивления

Урок-исследование

Урок

Ф.И._____________________________

Чистописание и

определение темы

Работа в паре «Да или нет»

Игра «Трудолюбивые и ленивые»

Работа с пословицами

Работа с текстом

«Друзья природы»

Работа в группе с глаголами-исключениями

Итого.

«3» - выполнил задание правильно и самостоятельно;

«2» - при выполнении задания возникли трудности.

«1»-выполнил с помощью товарищей

18-17 баллов- «5» , 16-13 баллов-«4» , 12-5 баллов-«3»

Твоя оценка: _____

Оценка учителя: _____

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие гостей.

Проверка готовности к уроку

Запись в тетради числа.

Душу и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.

А ваш труд -это учёба.

Итак, начинаем урок русского языка.

Трудимся так, чтобы всем было интересно.

Открываем тетради, записываем число.

2. Актуализация знаний

-Ребята .о какой части речи мы часто говорили прошлых на уроках русского языка ?

Дети: о глаголе.

Прием «Верные и неверные утверждения». (элемент технологии критического мышления) Работа в паре. (Слайд 2)

На слайде записаны верные и неверные утверждения по теме урока, дети должны, опираясь на знания и интуицию определить где верные, а где неверные утверждения.

Глагол - это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? и что сделать?

-Глагол - это часть речи, которая обозначает признак предмета.

-Глагол в предложении бывает сказуемым.

-Глагол может изменяться по временам, лицам и числам.

-Глагол имеет три спряжения.

-Глагол имеет два вида: совершенный и несовершенный.

Индивидуальные карточки у доски два ученика

Карточка №1

1.Найди главные и второстепенные члены предложения.

В лесу наступило3 ясное утро.

2.Наступило- гл .вопрос ,н.ф. ,вид,спряжение ,число, время,лицо.

Карточка №2

1.Разбери по составу.

Увид_л, примет_ли ,бегала.

5.От данных глаголов образуй глаголы в прошедшем времени.

появиться- заплатить

выбирать торопиться-

. Чистописание ( фронтальная работа) (Слайд 3)

На доске:

и, от, об, под, за, на, над, перед, не

Правда в огне (не) горит и в воде (не) тонет.

Что вы можете сказать о словах, которые написаны?

На какие группы можно разделить слова?

Постановка проблемы

НЕ стоит в скобках. Как надо писать частицу НЕ с глаголами?

3. Постановка цели урока.

- Ребята , вы догадались о чем мы сегодня будем говорить?

Дети:Сегодня мы с вами должны научиться правильно писать глаголы с частицей НЕ.

4. Организация восприятия и осмысления новой информации. (Слайд 6)

Словарная работа: На слайде словарные слова : Лаять ,жужжать ,готовить ,кипеть,веять,желать .(Назвать только глаголы )

(Наблюдение за лексическим значением глаголов с частицей НЕ и без нее.)

Игра «Трудолюбивые и ленивые»

Лаять не лаять

жужжать не жужжать

готовить не готовить ,

кипеть не кипеть

веять не веять

желать . не желать .

Дети: Лаять ,жужжать ,готовить ,кипеть, веять, желать.

- Какой смысл имеют данные глаголы: положительный или отрицательный?

- Почему вы так считаете?

Дети: Эти глаголы имеют положительный смысл.

Действия, которые обозначают данные глаголы, осуществляются, происходят.

- Сейчас я перед каждым глаголом напишу НЕ. (Учитель вносит дополнения в запись на доске) Какой смысл стали иметь глаголы?

Дети: Глаголы стали иметь отрицательный смысл.

- Почему вы так считаете?

Дети: Т.к. действия, которые теперь обозначают глаголы, не осуществляются.

- Какой же смысл придает глаголам частица НЕ?

Дети: Частица НЕ придает глаголам отрицательный смысл.

5. Первичная проверка понимания (словесный репродуктивный метод)

- Обобщите наши рассуждения.

Дети: Частица НЕ придает глаголам отрицательный смысл и пишется с глаголами отдельно.

- Правописание НЕ с глаголами - это орфограмма.

6. Физкультминутка.

7. Организация усвоения путем воспроизведения информации и упражнений в её применении. Первичное закрепление новых знаний.

(Работа с учебником)

- Прочитайте правило на с. 13.

- Кто уже запомнил и может повторить?

Ответы детей. (2-3 человека)

Упражнение в написании глаголов с частицей НЕ.

Работа по группам:

Группа №1 Самостоятельно выполняют , но когда будут отчитываться (Слайд 16)для проверки

Выполнение упражнения №34 (3 пословицы) по заданию учебника. . Запишите пословицы в тетрадь.

После драки кулаками не машут.

Не учи рыбу плавать.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Группа №2 Самостоятельно выполняют , но когда будут отчитываться (Слайд 14)для проверки

1. Дополни пословицы. На каждой парте карточка с заданием. Запишите пословицы в тетрадь

По воробьям из пушки _____ стреляют.

В решете воду ______ удержишь.

Слезами горю ______ поможешь.

Группа №3 Самостоятельно выполняют , но когда будут отчитываться (Слайд 15)для проверки

2. Составьте предложение из разрезных карточек. Исправь ошибки. Запишите пословицы в тетрадь.

.Друг в беде бросит.

Бросай друга в несчастье.

Дружба - как стекло, разобьёшь - склеишь

Группа №4 Работа с учителем Слайд 12

Кто (не) стыдится спрашивать,

узнает многое.

Чего (не) знаешь, о том (не) говори.

Волков бояться - в лес (не) ходить.

(Слайд 13)для проверки

Проверка и оценка работ.

8.Проблема

Вы вывели правило ,что не с глаголами пишется раздельно

А как же быть с такими примерами? Слайд 17

.Видеоролик : лингвистическая сказка «Не с глаголами» 9. Лексическая работа.Слайд 18 Определение значение слов. Давайте, объясним их смысл. Негодовать - возмущаться, быть недовольным Недоумевать - синонимы - растеряться, не понимать, теряться в догадках, ума не приложить. Какими действиям человек показывает недоумение - чешет затылок, пожимает плечами, округляет глаза Неволить - принуждать, заставлять делать что-то Ненавидеть - чувствовать вражду и отвращение Недомогать - испытывать болезненное состояние Нездоровится - болеть, хворать Попробуйте догадаться, почему в этих словах частица НЕ пишется слитно с глаголами? (Без НЕ эти глаголы не употребляются.)

Учимся исправлять ошибки .Допиши частицу не.Как ее нужно писать с данными глаголами?

Я навижу рано вставать . Миша доумевал ,за что ему поставили двойку.Сестре здоровится .Он годовал против лжи.

10.Закрепление нового материала

Работа по группам

(Дети не знают , что получится текст. Предлагаю по одному предложению в каждую группу на разрезанных карточках . Дети исправляют ошибки. Записывают свое предложение и зачитывают. При проверке выясняют ,что это текст . Говорим о бережном отношении к природе.)

Текст «Друзья природы» Слайд 22

Природу надо охранять. Друг портит деревья в лесу, режет кору, ломает ветки. Друг разрушает птичьи гнёзда, разжигает костры. Друзья природы оставляют мусор в лесу.

11.Итог урока Рефлексия .(словесный репродуктивный метод)Слайд 24

- Какова была тема урока?

- Какие новые правила вы усвоили на уроке?

- А каким правилам воспитанных людей вы можете научить своих младших товарищей?

Не ругайтесь, не деритесь,
не стоните, не дразнитесь,
не кричите, не спишите,
вместе НЕ не напишите!

Подчеркните , что соответствует вашему мнению .

Урок

Я на уроке

Итог

Интересный

Работал

Понял материал

Скучный

Отдыхал

Узнал больше, чем знал

Безразличен мне

Помогал другим

Не понял

12. Домашнее задание к следующему уроку.

Упр 31 стр 13 правило.

- Молодцы! Я рада, что вы все запомнили. Дома постарайтесь ещё найти пословицы, в которых есть частица НЕ с глаголами, и запишите их в тетрадь, а завтра мы с вами поделимся своими находками.

А те, кто посчитает задание трудным, могут воспользоваться упражнением из учебника.

Ведь не стыдно не знать, стыдно не учиться.

© 2010-2022