- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока: Правописание не с глаголами 4 класс
Конспект урока: Правописание не с глаголами 4 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Николаева Д.В. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок русского языка
Дата:11.02.2016 Тема: "Правописание частицы НЕ с глаголами" (4-й класс) Структура урока в технологии деятельностного подхода 1. Орг. момент.
- включение детей в деятельность;
- выделение содержательной области.
- актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
- создание проблемной ситуации;
- выявление и фиксирование в громкой речи:
- «Открытие» детьми нового.
- организация самостоятельной исследовательской деятельности;
- выведение алгоритма.
- выполнение заданий с проговариванием в громкой речи
Тема:"Правописание частицы НЕ с глаголами"
Цели урока.
Образовательные:
-
расширить знания детей о служебных частях речи
-
углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, положительный и отрицательный смысл глаголов)
-
познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами
-
обеспечить усвоение нового материала с помощью упражнений
Воспитательные:
-
воспитание культуры учебного труда
-
создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе
-
содействие формированию этических норм поведения, воспитание бережного отношения к окружающим людям, уважение к труду
-
развитие работоспособности и профилактика утомления (в т.ч. зрительного) целях решения физического и санитарно - гигиенического воспитания
Развивающие:
-
развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами
-
развивать навыки точного употребления глаголов в речи
-
побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся
-
развивать умение анализировать и классифицировать, делать самостоятельные выводы
-
развивать внимание и память учащихся
-
развивать умение слушать товарищей
-
развивать положительные эмоции учащихся, создавая ситуации занимательности и удивления
Урок-исследование
Урок
Ф.И._____________________________
Чистописание и
определение темы
Работа в паре «Да или нет»
Игра «Трудолюбивые и ленивые»
Работа с пословицами
Работа с текстом
«Друзья природы»
Работа в группе с глаголами-исключениями
Итого.
«3» - выполнил задание правильно и самостоятельно;
«2» - при выполнении задания возникли трудности.
«1»-выполнил с помощью товарищей
18-17 баллов- «5» , 16-13 баллов-«4» , 12-5 баллов-«3»
Твоя оценка: _____
Оценка учителя: _____
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие гостей.
Проверка готовности к уроку
Запись в тетради числа.
Душу и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.
А ваш труд -это учёба.
Итак, начинаем урок русского языка.
Трудимся так, чтобы всем было интересно.
Открываем тетради, записываем число.
2. Актуализация знаний
-Ребята .о какой части речи мы часто говорили прошлых на уроках русского языка ?
Дети: о глаголе.
Прием «Верные и неверные утверждения». (элемент технологии критического мышления) Работа в паре. (Слайд 2)
На слайде записаны верные и неверные утверждения по теме урока, дети должны, опираясь на знания и интуицию определить где верные, а где неверные утверждения.
Глагол - это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? и что сделать?
-Глагол - это часть речи, которая обозначает признак предмета.
-Глагол в предложении бывает сказуемым.
-Глагол может изменяться по временам, лицам и числам.
-Глагол имеет три спряжения.
-Глагол имеет два вида: совершенный и несовершенный.
Индивидуальные карточки у доски два ученика
Карточка №1
1.Найди главные и второстепенные члены предложения.
В лесу наступило3 ясное утро.
2.Наступило- гл .вопрос ,н.ф. ,вид,спряжение ,число, время,лицо.
Карточка №2
1.Разбери по составу.
Увид_л, примет_ли ,бегала.
5.От данных глаголов образуй глаголы в прошедшем времени.
появиться- заплатить
выбирать торопиться-
. Чистописание ( фронтальная работа) (Слайд 3)
На доске:
и, от, об, под, за, на, над, перед, не
Правда в огне (не) горит и в воде (не) тонет.
Что вы можете сказать о словах, которые написаны?
На какие группы можно разделить слова?
Постановка проблемы
НЕ стоит в скобках. Как надо писать частицу НЕ с глаголами?
3. Постановка цели урока.
- Ребята , вы догадались о чем мы сегодня будем говорить?
Дети:Сегодня мы с вами должны научиться правильно писать глаголы с частицей НЕ.
4. Организация восприятия и осмысления новой информации. (Слайд 6)
Словарная работа: На слайде словарные слова : Лаять ,жужжать ,готовить ,кипеть,веять,желать .(Назвать только глаголы )
(Наблюдение за лексическим значением глаголов с частицей НЕ и без нее.)
Игра «Трудолюбивые и ленивые»
Лаять не лаять
жужжать не жужжать
готовить не готовить ,
кипеть не кипеть
веять не веять
желать . не желать .
Дети: Лаять ,жужжать ,готовить ,кипеть, веять, желать.
- Какой смысл имеют данные глаголы: положительный или отрицательный?
- Почему вы так считаете?
Дети: Эти глаголы имеют положительный смысл.
Действия, которые обозначают данные глаголы, осуществляются, происходят.
- Сейчас я перед каждым глаголом напишу НЕ. (Учитель вносит дополнения в запись на доске) Какой смысл стали иметь глаголы?
Дети: Глаголы стали иметь отрицательный смысл.
- Почему вы так считаете?
Дети: Т.к. действия, которые теперь обозначают глаголы, не осуществляются.
- Какой же смысл придает глаголам частица НЕ?
Дети: Частица НЕ придает глаголам отрицательный смысл.
5. Первичная проверка понимания (словесный репродуктивный метод)
- Обобщите наши рассуждения.
Дети: Частица НЕ придает глаголам отрицательный смысл и пишется с глаголами отдельно.
- Правописание НЕ с глаголами - это орфограмма.
6. Физкультминутка.
7. Организация усвоения путем воспроизведения информации и упражнений в её применении. Первичное закрепление новых знаний.
(Работа с учебником)
- Прочитайте правило на с. 13.
- Кто уже запомнил и может повторить?
Ответы детей. (2-3 человека)
Упражнение в написании глаголов с частицей НЕ.
Работа по группам:
Группа №1 Самостоятельно выполняют , но когда будут отчитываться (Слайд 16)для проверки
Выполнение упражнения №34 (3 пословицы) по заданию учебника. . Запишите пословицы в тетрадь.
После драки кулаками не машут.
Не учи рыбу плавать.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Группа №2 Самостоятельно выполняют , но когда будут отчитываться (Слайд 14)для проверки
1. Дополни пословицы. На каждой парте карточка с заданием. Запишите пословицы в тетрадь
По воробьям из пушки _____ стреляют.
В решете воду ______ удержишь.
Слезами горю ______ поможешь.
Группа №3 Самостоятельно выполняют , но когда будут отчитываться (Слайд 15)для проверки
2. Составьте предложение из разрезных карточек. Исправь ошибки. Запишите пословицы в тетрадь.
.Друг в беде бросит.
Бросай друга в несчастье.
Дружба - как стекло, разобьёшь - склеишь
Группа №4 Работа с учителем Слайд 12
Кто (не) стыдится спрашивать,
узнает многое.
Чего (не) знаешь, о том (не) говори.
Волков бояться - в лес (не) ходить.
(Слайд 13)для проверки
Проверка и оценка работ.
8.Проблема
Вы вывели правило ,что не с глаголами пишется раздельно
А как же быть с такими примерами? Слайд 17
.Видеоролик : лингвистическая сказка «Не с глаголами» 9. Лексическая работа.Слайд 18 Определение значение слов. Давайте, объясним их смысл. Негодовать - возмущаться, быть недовольным Недоумевать - синонимы - растеряться, не понимать, теряться в догадках, ума не приложить. Какими действиям человек показывает недоумение - чешет затылок, пожимает плечами, округляет глаза Неволить - принуждать, заставлять делать что-то Ненавидеть - чувствовать вражду и отвращение Недомогать - испытывать болезненное состояние Нездоровится - болеть, хворать Попробуйте догадаться, почему в этих словах частица НЕ пишется слитно с глаголами? (Без НЕ эти глаголы не употребляются.)
Учимся исправлять ошибки .Допиши частицу не.Как ее нужно писать с данными глаголами?
Я навижу рано вставать . Миша доумевал ,за что ему поставили двойку.Сестре здоровится .Он годовал против лжи.
10.Закрепление нового материала
Работа по группам
(Дети не знают , что получится текст. Предлагаю по одному предложению в каждую группу на разрезанных карточках . Дети исправляют ошибки. Записывают свое предложение и зачитывают. При проверке выясняют ,что это текст . Говорим о бережном отношении к природе.)
Текст «Друзья природы» Слайд 22
Природу надо охранять. Друг портит деревья в лесу, режет кору, ломает ветки. Друг разрушает птичьи гнёзда, разжигает костры. Друзья природы оставляют мусор в лесу.
11.Итог урока Рефлексия .(словесный репродуктивный метод)Слайд 24
- Какова была тема урока?
- Какие новые правила вы усвоили на уроке?
- А каким правилам воспитанных людей вы можете научить своих младших товарищей?
Не ругайтесь, не деритесь,
не стоните, не дразнитесь,
не кричите, не спишите,
вместе НЕ не напишите!
Подчеркните , что соответствует вашему мнению .
Урок
Я на уроке
Итог
Интересный
Работал
Понял материал
Скучный
Отдыхал
Узнал больше, чем знал
Безразличен мне
Помогал другим
Не понял
12. Домашнее задание к следующему уроку.
Упр 31 стр 13 правило.
- Молодцы! Я рада, что вы все запомнили. Дома постарайтесь ещё найти пословицы, в которых есть частица НЕ с глаголами, и запишите их в тетрадь, а завтра мы с вами поделимся своими находками.
А те, кто посчитает задание трудным, могут воспользоваться упражнением из учебника.
Ведь не стыдно не знать, стыдно не учиться.