Рабочая программа по русскому языку для 4 класса ОС Школа 2100

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

Утверждаю Согласовано Рассмотрено

Директор СОШ №5 Методический совет на заседании МО

протокол № протокол №_______

« » 2015 г « » 2015 г. « » 2015 г

Рабочая программа

по предмету русский язык

для 4 «Г» класса




Учитель: Москвина Елена Николаевна 1 категория

г. Рыбинск, 2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе документов: 1.Федеральный закон РФ « Об образовании в Российской Федерации». Приказ № 273 - ФЗ от 29.12.2012г. 2.ФГОС НОО. Приказ Минобрнауки России от 06.10.09 № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО». 3. ООП НОО СОШ №5 г. Рыбинска, утвержденная приказом № 01-15/192-06 от 27.05.11. 4.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г. № 1067 г., зарегистрирован в Минюсте РФ 30 января 2013 г. № 26755.

5.Авторской программы Е.В.. Бунеевой, Р.Н. Бунеева «Русский язык», (Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов для начальной школы / Под научной редакцией Д.И.Фельдштейна. - М.:Баласс, 2011 г.- 432 с.).

6. Письмо ДО ЯО от 13.02.2015 № 254/01 - 10 «Об использовании учебников».

7. Методическое письмо о преподавании учебных предметов в начальных классах общеобразовательных учреждений Ярославской области в 2015/2016 уч.г. Авторская программа по русскому языку используется без изменения содержания.
Цель определяется как развитие личности ребенка на основе формирования в деятельности, средствами предмета «русский язык». Цель на учебный год: формирование у обучающихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира, знаково - символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке. В соответствии с этой целью ставятся задачи: - развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и этической ценности, гордости и уважения к языку, как части русской национальной культуры; - осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой; - формирование у детей чувства языка; - воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой; - сообщение необходимых знаний и формирование умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке. Общая характеристика учебного предмета Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи обучающихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества В предмете «Русский язык» реализуются следующие сквозные линии развития обучающихся средствамреи предмета. Система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, состав числа, грамматика (морфология и синтаксис); Орфография и пунктуация; Развитие речи и чувства языка. Овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

Место учебного предмета в учебном плане Рабочая программа по русскому языку рассчитана на 170 часов в год из расчета 5часов в неделю. Продолжительность учебного года 34 учебные недели без учета промежуточной аттестации. На 35 учебной неделе проводится промежуточная аттестация в форме диктанта.

Общая характеристика классного коллектива Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 4 «Г» класса и специфики классного коллектива, обучающихся по ОС «Школа 2100». В классе обучаются 23 человека, из которых мальчиков - 12, девочек - 11.

Результаты диагностики и наблюдений показали, что по своему развитию класс делится на 3 группы: 3 человека- с высоким уровнем обучаемости (Чвилева В., Кочнева М., Таланов Д.) Эти дети с удовольствием посещают школу. Осознают важность и необходимость учения. У них сформировано отношение к себе, как к школьнику. Дети уравновешенные. Дети владеют развёрнутой системой мотивов, присутствуют элементы познавательных мотивов. Выражена мотивация достижения успеха. Быстро включаются в работу. Умеют сравнивать, анализировать, делать выводы. Любознательны, развиты познавательные процессы, зрительная, слуховая память. У детей этого уровня развито произвольное внимание. Они способны распределять и легко переключать внимание. Любят рассуждать, устанавливать причинно- следственные связи. Развиты такие мыслительные операции как: анализ, синтез, сравнение. Ответы этих детей отличаются глубиной, содержательностью. Хорошо развита речь, эмоциональна, выразительна. Развито творческое воображение. удовольствием общаются с товарищами, помогают и объясняют им. 14 человек - со средним уровнем обучаемости.( Атаханов Г, Егорова К., Князьков К., Коршунов С., Никитина Д., Пудовкин А., Рыбакова А., Сенькин И., Скакунов А., Трошина А., Чеканова Д., Юнусов Э., Яхонтова В.,Обойщикова А.) Эти дети проявляют интерес к учёбе по - разному. Отношение к себе, как к школьнику практически сформировано. Они обладают средним уровнем познавательной активности и самостоятельности. Проявляют интерес не ко всем школьным предметам, но всё-таки добиваются хороших результатов в учёбе. Эти дети не сразу усваивают учебный материал, требуется 1-2 раза повторить нужные определения, правила, рассуждения, выводы. По ходу работы допускает немногочисленные ошибки, которые не замечает, но при указании на них может исправить сам. Преобладает механическая память. У детей этого уровня недостаточно развито произвольное внимание. Лучше развито непроизвольное внимание. Преобладает наглядно-образное мышление, формируется и развивается - логическое. Рассуждают и делают обобщения, выводы с помощью учителя или сильных учащихся. Воображение развито хорошо. Развивается творческое воображение. Эти дети меньше читают, но умеют отвечать на вопросы, затрудняются выполнять творческие работы. В конечном результате учебный материал усваивают. Характер учебных действий - среднего уровня. Дети этого уровня способны хорошо учиться. 6 человек - с низким уровнем обучаемости. (Рыбин В., Жданов К., Микляев Е., Чирисов А., Гладкова А., Григорьева А.) Дети с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. У ребят этой группы отношение к школе положительное, но школа больше привлекает внеучебными сторонами. Они обладают низким уровнем познавательной активности и самостоятельности. Учебную задачу принимает лишь частично, может не сохранить её в принятом объёме до конца занятия. Ошибки не замечает и не исправляет ни по ходу занятия, ни в конце. У этих детей внимание рассеянное. Преобладают непроизвольные внимание и восприятие. Они тяжело переключают внимание с одного вида деятельности на другой. У них преобладает непроизвольное запоминание. Процесс написания, решения, ответа опережает процесс обдумывания, анализа. Повторение правила необходимо подкреплять практической работой с объяснением каждого действия, рассуждения, что делать вначале, что потом. Они нуждаются в постоянном напоминании, повторении, индивидуальной помощи, контроле со стороны учителя. Развито наглядно-образное мышление. Без опоры на наглядный материал не умеют осуществлять простейшие мыслительные операции. С трудом находят различия и сходство. Эта группа детей плохо читает, затрудняется рассказывать, обобщать, делать выводы. Учебные действия - предметные. Не развит самоконтроль. В работе с этими детьми будет применяться индивидуальный подход при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей. Выбор форм и методов освоения учебного материала должны соответствовать их личностных и индивидным особенностям: дефицит внимания, медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного), плохая память. В соответствии с моделью контроля и оценивания, разработанной в Образовательной системе «Школа 2100» ученики могут продемонстрировать свой уровень усвоения учебного материала - в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и программы «Школа 2100» ( необходимый (базовый) уровень, повышенный уровень, а в отдельных заданиях - максимальный (сверх программы). Уровень показывает степень самостоятельности в освоении каждого умения.

В классе обучается ребенок с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии МОУ ППМС «Центр помощи детям». В соответствии с примерным учебным планом на 2015-2016 учебный год для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с ОВЗ на ступени начального общего образования (1-4 классы, осваивающие ФГОС НОО) на преподавание русского языка отведено 5 часов в неделю, что совпадает с количеством часов общеобразовательного класса. При проведении уроков учитываются индивидуальные и психологические особенности ребенка с ОВЗ, которые отражены в приложении. Содержание учебной работы ориентировано на «зону ближайшего развития» ученика с ОВЗ. В каждый урок включаются коррекционно-развивающие упражнения для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер, включение заданий с опорой на зрительные, слуховые, тактильные анализаторы, задается разноуровневое домашнее задание. Результаты учебной деятельности обучающего с ОВЗ оцениваются по критерию относительной успешности т. е. чтобы ученик через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверил в свои возможности, испытал чувство успеха, которое будет сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться. На уроках русского языка в соответствии с уровнем подготовленности обучающихся, используются: Методы обучения: наглядности, игровой, беседа, творческие задания, самостоятельные, проверочные, контрольные, практические работы; списывание готового материала с текста учебника, выполнение заданий по образцу, анализ по алгоритму; работа с книгой, комментирование практических действий, выводы, наблюдение

Основной и ведущей формой обучения русскому языку является урок, в основе которого лежит системно - деятельностный подход, организация проблемного диалога. Формы: урок, проект, экскурсия, фронтальная работа, групповая работа, парная работа.

Педагогические технологии: - Дифференцированное обучение. - Проектные творческие технологии (Метод проектов в технологическом образовании школьников). - Технология оценивания. - Здоровьесберегающая технология. - Проблемно-диалогическая. - Формирование типа правильной читательской деятельности.

Система оценки достижений планируемых результатов, критерии оценивания основываются на технологии оценивания разработанной Д.Д.Даниловым в Образовательной системе «Школа 2100» ( ООП Целевой раздел. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО). Контроль: проверочная работа, списывание, словарный диктант, диктант, защита проекта, тест, диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Согласно Уставу школы проводится административный контроль: входная контрольная работа, административная контрольная работа за 1-е и 2-е полугодие. Проект «Синонимы и антонимы в нашей речи» - 2ч., «Роль имен прилагательных в речи» - 2ч.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей. Ценность жизни - реализуется в отношении к другим людям. Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений. Ценность природы - воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты упражнений. Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к языку как виду искусства средством общения. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Ценность труда и творчества - формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности. Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Ценность патриотизма - любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей. Ценность человечества - сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Планируемые результаты освоения обучающимися: Личностные УУД: - умение осознавать и определять (называть) свои эмоции и других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; - интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология,

технология продуктивного чтения.
Метапредметные: Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Регулятивные УУД: - Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения, чтобы: Принимать и сохранять учебную задачу Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации, в том числе во внутреннем плане Учитывать правило в планировании и контроле способа решения Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату Адекватно воспринимать оценку учителя Различать способ и результат действия Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Выполнять учебные действия в материализованной, горомкоречевой и умственной форме самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: Использовать знаково-символические средства и овладеть действием моделирования; Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; Строить речевое высказывание в устной и письменной форме; Выделять существенную информацию из текстов разных видов; Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ с выделением существенных и не существенных признаков и синтез как составление целого из частей; устанавливать причинно-следственные связи и аналогии; строить рассуждения в форме простых суждений; Коммуникативные УУД: Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах, для формирования умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество, адекватно передавать информацию и условия деятельности в речи. оформлят ь свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; умение задавать вопросы. Предметные: Обучающиеся научатся: осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. Реализовать в устном и письменном общении потребность в творческом самовыражении Использовать язык с целью поиска необходимой информации. Осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры и применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Овладеют умением проверять написанное. Находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение. Обучающиеся получат возможность научится: - опознавать изученные части речи по их признакам; - разбирать слово как часть речи с указанием изученных признаков; - видеть в словах изученные орфограммы, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические); - находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами; - производить звукобуквенный анализ слов; - пользоваться толковым словарем; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам; - различать простое предложение из 2-3 частей (с союзами и, а, но или без союзов); - ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из 2-3 частей (без союзов, с союзами и, а, но), в предложениях с прямой речью (слова автора плюс прямая речь); - производить синтаксический разбор простого и сложного предложений; - разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок; - писать изложение текста повествовательного характера (90-100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему (20-25 предложений);

- читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть типом правильной читательской деятельности: самостоятельно осмыслять текст до чтения, во время чтения и после чтения; делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану.

Содержание учебного предмета «Русский язык»

В связи с методическими рекомендациями авторов программы количество отведенных часов распределено следующим образом: Повторение. (17 ч)

Предложение. Текст. (35 ч) Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзоми, с бессоюзной связью). Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения. Развитие пунктуационных умений обучающихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов. Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения. Имя существительное. (45 ч) Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения. Падеж имён существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над ролью имён существительных в речи. Орфограммы: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце. Имя прилагательное (20 ч.) Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имён прилагательных в тексте. Тематические группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. Орфограмма - безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц). Глагол. (40 ч) Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределенной форме. Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); -тся, -ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени. Повторение. (13 ч) Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему). Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.

Программа реализуется через учебно - методический комплект:

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.- М.: «Баласс», 2013.

«Русский язык» 4 класс

Учебник

3.

Бунеева Е.В. - М.: «Баласс», 2015

Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс: варианты 1, 2.

Пособие для ученика

Комиссарова Л.Ю- М.: «Баласс», 2015

Дидактический материал по русскому языку для 4 класса

Пособие для ученика

Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю. , Яковлева М.А. -М.: «Баласс», 2014.

Методическим рекомендациям для учителя «Русский язык» . 4 класс».

Методические рекомендации для учителя.

Авторская программа Е.В.. Бунеевой, Р.Н. Бунеева «Русский язык», (Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов для начальной школы / Под научной редакцией Д.И.Фельдштейна. - М.:Баласс, 2011 г.- 432 с.).

Сборник программ

Р.Н.Бунеев, Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., А.В.Горячев, Д.Д.Данилов, С.А.Козлова, Л.Н.Петрова, О.В.Пронина, А.Г.Рубин, Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных личностных результатов начального образования. 3- 4 класс.-М.:Баласс, 2014.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)

Рабочая тетрадь

Интернет ресурсы для учителя: Интернет ресурсы для детей:

scool-collection.edu.ru/ kostyor.ru/

1september.ru/ lukoshko.net/index.shtml

viki.rdf.ru/ teremoc.ru/index.php

nachalka.com/photo /www/kinder.ru/

uchportal.ru/load/46

vidahl.agava.ru/

annik-bgpu.km.ru/

ru.wikipedia.org/

Материально - техническое обеспечение

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Дидактическое и методическое обеспечение

1.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник. 4 класс. - М.: Баласс, 20123

26 шт.

2.Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс: варианты 1, 2. - М.: Баласс, 2015

26 шт.

4.Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю. , Яковлева М.А. Методические рекомендации для учителя 4 класс -М.: Баласс, 2014.

1 шт.

5.Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал по русскому языку. 4 класс. -М. : Баласс, 2015.

26 шт.

6 Р.Н.Бунеев, Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., А.В.Горячев, Д.Д.Данилов, С.А.Козлова, Л.Н.Петрова, О.В.Пронина, А.Г.Рубин, Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных личностных результатов начального образования. 3- 4 класс.-М.:Баласс, 2014.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)

26 шт.

7. Авторская программа Е.В.. Бунеевой, Р.Н. Бунеева «Русский язык», (Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов для начальной школы / Под научной редакцией Д.И.Фельдштейна. - М.:Баласс, 2011 г.- 432 с.).

1 шт.

Технические средства

1. компьютер

1 шт.

2. флешка

1 шт.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Название раздела

Кол-во

часов

Характеристика основных видов

учебной деятельности обучающихся

Формируемые УУД

Предметные результаты

1.

Повторение.

17 ч.

Знакомиться с новым учебником, использовать приёмы ознакомительного и просмотрового чтения. Проводить фонетический разбор слов. Группировать звуки по их характеристикам. Группировать слова с изученными орфограммами, графически объяснять выбор написания. Писать изложение текста-повествования с предварительной подготовкой. Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения.

Познавательные УУД: понимает цель чтения и осмысливает прочитанное; определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы; Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);

Коммуникативные УУД: строит монологическое высказывание, участвует в учебном диалоге, аргументирует свою точку зрения;

- умеет слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать

с ними при работе

в группе;

- проявляет интерес и уважение к различным точкам зрения.

Личностные УУД: - проявление устойчивого познавательного интереса к рус. языку. Обучающийся научится: -правильно списывать и писать под диктовку текст с изученными орфограммами; -писать обучающее изложение; -выполнять звуко-буквенный анализ доступных слов, выделять части слова, -распознавать части речи; -определять вид предложения по цели высказывания и интонации, выделять главные члены предложения и словосочетания; -находить в словах изученные орфограммы и исправлять орфографические ошибки; -правильно переносить слова; Обучающийся получит возможность научиться: -читать и составлять схемы слов, орфограмм, предложений.

2.

Предложение. Текст.

35 ч.

Различать простые и сложные предложения на слух и в письменном тексте. Характеризовать (на основе коллективного анализа) основные признаки текста. Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения. Оформлять пунктуационно предложения с одно- родными членами и союзами и, а, но. Проверять и редактировать текст сочинения. Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, работать по алгоритму Создавать устное высказывание на грамматическую тему по предварительно составленному плану. Выделять на слух и в тексте предложения с пря- мой речью (слова автора плюс прямая речь). Письменно пересказывать текст (писать подробное изложение).

Коммуникативные УУД:

Высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы. Личностные УУД: проявлять интерес к процессу письма, к способам решения новой частной задачи.

Познавательные УУД: использует сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывает суждения по результатам сравнения; делает выводы на основе обобщения знаний; Понимает цель и осмысливает прочитанное; определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы; Регулятивные УУД: вырабатывает критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; осознаёт уровень и качество выполнения работы.


Обучающийся научится: находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами; различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов); ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но. читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану; воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова; Обучающийся получит возможность научиться: оформлять на письме предложения с прямой речью; производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного; писать сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки.

3.

Имя существительное

45 ч.

Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи. Накапливать опыт по выявлению грамматических признаков, общих для самостоятельных частей речи. Определять грамматические признаки имён существительных, начальную форму. Относить имя существительное к одному из трёх склонений, определять падеж. Составлять совместно с учителем алгоритм определения склонения имени существительного, работать по алгоритму, осуществлять самоконтроль. Накапливать опыт употребления имён существительных в речи Определять грамматические признаки имён существительных (морфологический разбор). Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание.

Познавательные УУД: находит в справочниках, словарях необходимую информацию; определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы; Коммуникативные УУД: умеет слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; выступает перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями. Личностные УУД: - стараться сдерживать себя, высказывать просьбы, предло­жения, несогласие в социально приемлемой форме; - проявлять интерес к письменной форме общения; - обнаруживать настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности.

Регулятивные УУД : - выделяет учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного; - вырабатывает критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; - сопоставляет свою оценку с оценкой другого ; осознает уровень и качество выполнения. Обучающийся научится:

- распознавать имена существительные; -находить в словах изученные орфограммы и исправлять орфографические ошибки; -правильно списывать и писать под диктовку текст с изученными орфограммами; -писать обучающее изложение.


Обучающийся получит возможность научиться:

-выполнять морфологический разбор изученных частей речи

4.

Имя прилагательное

20 ч.

Наблюдать роль прилагательных в речи. Называть грамматические признаки имен прилагательных (морфологический разбор), определять начальную форму. Обнаруживать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных, графически объяснять написание, осуществлять самоконтроль. Накапливать опыт употребления в речи имен прилагательных (обучающее изложение и сочинение-описание). Выделять в тексте и конструировать словосочетания прил.+сущ

Регулятивные УУД:

-Определение цели учебной деятельности с одноклассниками и учителем

-Составление алгоритма решения учебной задачи самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем

-Прогнозировать, контролировать и корректировать способ и результат решения учебной задачи по ранее составленному плану

-Оценивание успешности решения учебной задачи по критериям определенным совместно с одноклассниками и учителем.

Личностные УУД: -интерес к письму, к созданию собственных текстов.

Коммуникативные УУД: -оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации.

Познавательные УУД: -вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; -извлекать информацию, представленную в разных формах сплошной текст; несплошной текст; - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; - осуществлять анализ и синтез; -устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения.

Обучающийся научится: знать типы текстов, их признаки, понятие «антонимы», грамматические признаки имен прилагательных; по вопросу определять безударное окончание имен прилагательных; составлять предложения и текст с использованием данных словосочетаний, выполнять письменную творческую работу; грамотно оформлять текст на письме, находить и исправлять орфографические и речевые ошибки в тексте.

Обучающийся получит возможность научиться:

определять признаки двух типов текстов, объяснять роль имен прилагательных в текстах-описаниях, уточнять роль имен прилагательных-антонимов в речи, выполнять разбор имен прилагательных по алгоритму.

5.

Глагол

40 ч.

Выделять неопределенную форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную. Определять грамматические признаки глагола (морфологический разбор). Совместно составлять алгоритм определения спряжения глагола и выбора буквы безударного гласного в личных окончаниях глаголов. Накапливать опыт использования глаголов в речи. Называть и систематизировать грамматические признаки глагола.

Регулятивные УУД:

-работать по плану,

-корректировать свою деятельность;

- составлять план решения учебной проблемы;

-вырабатывать критерии оценки своей работы и работы других; Познавательные УУД:

-извлекать информацию, представленную в разных формах;

-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-осуществлять анализ и синтез;

Коммуникативные УУД:

-адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; -высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Личностные УУД:

-интерес к изучению языка.

Обучающийся научится: знать роль глаголов в нашей речи; постоянные и непостоянные признаки глаголов, понятия «неопределенная форма глагола», «инфинитив». Обучающийся получит возможность научиться:

правильно писать глаголы с частицей НЕ, определять время, число и род глаголов.

составлять научный текст о глаголе, выполнять морфологический разбор глаголов.

6.

Повтороение

13 ч.

Систематизировать и обобщать изученный материал. Продуцировать устные связные высказывания на лингвистические темы по изученному материалу. Анализировать звуко-буквенный состав, морфемный состав, лексическое и грамматическое значение слова.

Познавательные УУД: использует сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывает суждения по результатам сравнения; делает выводы на основе обобщения знаний; извлекает информацию, представленную в разных формах; определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы; Регулятивные УУД : - выделяет учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного; - вырабатывает критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; - сопоставляет свою оценку с оценкой другого ; осознает уровень и качество выполнения ; - работая по плану, сверяет свои действия с целью и при необход имости исправляет. Коммуникативные УУД: строит монологическое высказывание, участвует в учебном диалоге, аргументирует свою точку зрения; проявляет интерес и уважение к разным точкам зрения ; выступает перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями; умеет слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе. Личностные УУД: - стараться сдерживать себя, высказывать просьбы, предло­жения, несогласие в социально приемлемой форме; - проявлять интерес к письменной форме ообщения.

Обучающийся научится:

знать основные правила орфографии русского языка.

Обучающийся получит возможность научиться:

уметь применять правила на практике.

ИТОГО:

170 ч.


Поурочное планирование

п/п

Тема урока

Контроль

Примечание

Повторение (17ч.)

1

Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.

Текущий. Беседа по вопросам.

2

Повторение фонетики и графики.

Текущий. Устный опрос.

3

Слог и ударение.

Текущий. Устный опрос.

4

Фонетический разбор слова.

Текущий. Устный опрос.

5

Входная административная контрольная работа.

Административный контроль. Контрольная работа.

6

Работа над ошибками. Повторение орфографии.

Текущий. Взаимопроверка.

7

Повторение изученных орфограмм и их графическое обозначение.

Словарный диктант.

Текущий.

Словарный диктант.

8

Письмо слов с изученными орфограммами.

Текущий. Устный опрос.

9

Повторение состава слова.

Текущий. Устный опрос.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint

«Состав слова».

10

Входная комплексная диагностическая работа.

Итоговый.

Диагностическая работа.

11

Повторение изученного о частях речи.

Текущий. Устный опрос.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint

«Части речи».

12

Повторение изученного по синтаксису.

Текущий. Устный опрос.

13

Развитие речи. Обучающее изложение «Золотой рубль».

Текущий.

Творческая работа.

14

Анализ изложения. Работа над ошибками.

Текущий. Устный опрос.

15

Письмо слов с изученными орфограммами.

Текущий.

Взаимопроверка.

16

Контрольное списывание №1 по теме: «Повторение».

Итоговый. Контрольное списывание.

17

Обобщение по разделу «Повторение».

Работа над ошибками.

Текущий.

Взаимопроверка.

Предложение. Текст. (35ч.)

Простое предложение. Предложение с однородными членами (13ч.)

18

Отличие простого предложения от сложного.

Текущий.

Взаимопроверка.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint

«Предложения простые и сложные».

19

Предложения с однородными членами в художественном тексте. Однородные члены без союзов и с союзом и.

Словарный диктант.

Текущий.

Словарный диктант.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint

«Предложения с однородными членами».

20

Запятая в предложениях с однородными членами, соединенными союзами И, А, НО

Текущий. Устный опрос.

21

Развитие речи. Обу­чающее изложение «Что я люблю» Развитие Составление плана. Орфографическая подготовка.

Текущий.

Творческая работа.

22

Развитие речи. Обучающее изложение «Что я люблю» (завершение).

Текущий.

Творческая работа.

23

Анализ изложений и работа над ошиб­ками. Запятая в предложениях с однородными членами

Текущий.

Взаимопроверка.

24

Развитие речи. Обу­чающее сочинение «Что я люблю». Составление плана. Орфографическая подготовка. Ключевые слова.

Текущий.

Творческая работа.

25

Развитие речи. Обучающее сочинение «Что я люблю» (завершение).

Текущий.

Творческая работа.

26

Анализ сочинений и работа над ошиб­ками. Запятая в предложениях с однородными членами.

Текущий.

Взаимопроверка.

27

Проверочная работа №1 по теме: «Простое предложение. Предложение с однородными членами».

Тематический.

Проверочная работа.

28

Запятая в предложениях с однородными членами, соединенными союзами И, А, НО.

Текущий.

Самоконтроль.

29

Проверочный диктант №1 по теме: «Предложение с однородными членами»

Тематический.

Проверочный диктант

30

Анализ работы. Работа над ошибками. Закрепление по теме: «Преложения с однородными членами».

Текущий.

Взаимопроверка.

Сложные предложения с союзами и, а, но.(11ч)

31

Отличие простого предложения от сложного.

Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.

Текущий контроль: индивидуальные карточки (из простых предложений составить сложные)

32

Запятая в сложном предложении с союзами И, А, НО

Текущий. Устный опрос

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint

«Знаки препинания в сложном предложении».

33

Запятая в сложном предложении с союзами А,И, НО (закрепление).

Текущий контроль: тест.

34

Запятая в сложном предложении с союзами И, А, НО и

в простом предложении с однородными членами и союзами И, А, НО

Текущий. Устный опрос.

35

Развитие речи. Составление устного рассказа на грамматическую тему по плану. Свободный диктант «Мечты о подвиге»

Текущий.

Творческая работа.

36

Запятая в сложном предложении.

Текущий.

Взаимопроверка.

37.

Контрольный диктант №1 за 1 четверть.

Итоговый.

Контрольный диктант.

38.

Работа над ошибками. Повторение и обоб­щение материала по теме «Сложные пред­ложения с союзами и, а, но».

Текущий.

Взаимопроверка.

39.

Развитие речи. Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома».

Текущий.

Творческая работа.

40.

Редактирование сочинения. Контрольный словарный диктант.

Тематический.

Словарный диктант.

41.

Упражнения на повторение. Проверочная работа №2 по теме: «Сложные предложения»

Тематический.

Проверочная работа.

Предложение с прямой речью (11ч.)

42

Понятие о прямой речи. Предложения с прямой речью.

Текущий.

Самоконтроль.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint

«Предложения с прямой речью».

43

Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора.

Текущий.

Самоконтроль.

44

Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора.

Текущий.

Самоконтроль.

45

Развитие речи. Обучающее сочине­ние «Что сказала мама». Использова­ние предложений с прямой речью в письменной речи.

Текущий.

Творческая работа.

46

Анализ сочинений. Запись цитаты в ви­де предлож. с прямой речью

Текущий.

Взаимопроверка.

47

Знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью.

Текущий.

Самоконтроль.

48

Развитие речи. Обучающее изложе­ние «В здоровом те­ле - здоровый дух».

Текущий.

Творческая работа.

49

Анализ изложений и работа над ошиб­ками в изложении.

Знаки препинания в предложении с прямой речью.

Текущий.

Взаимопроверка.

50

Знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью.

Словарный диктант.

Текущий.

Словарный диктант.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint

«Знаки препинания в предложениях с прямой речью».

51

Проверочный диктант №2 по теме: «Предложения простые и сложные».

Тематический.

Проверочный диктант

52

Анализ диктанта. Постановка знаков препинания в простых и сложных предложениях.

Текущий.

Взаимопроверка.

Слово. Части речи и члены предложения. Имя существительное(45ч.)

Повторение об имени существительном (5ч.)

53.

Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных.

Текущий.

Взаимопроверка.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint

«Имя существительное».

54.

Постоянные и непостоянные признаки имен существительных.

Текущий.

Самоконтроль.

55.

Развитие речи. Сочинение-миниатюра «Вид из окна».

Текущий.

Творческая работа.

56.

Проект «Синонимы и антонимы в нашей речи» (запуск проекта).

Тематический. Сбор информации по проекту.

57.

Проект «Синонимы и антонимы в нашей речи» (защита проекта).

Тематический. Защита проекта.

Изменение имен существительных по падежам (12ч.)

58.

Словоизменение имен существительных.

Текущий. Беседа по вопросам

59.

Изменение имен существительных по падежам.

Текущий. Беседа по вопросам

60.

Изменение по падежам имен существительных в единственном и во множественном числе.

Текущий.

Самоконтроль.

61.

Развитие речи. Обучающее изложение по рассказу Э. Шима «Жук на ниточке»

Текущий.

Творческая работа.

62.

Анализ изложений. Именительный и винительный падежи.

Текущий.

Взаимопроверка.

63.

Контрольный диктант № 2 за 2-ю четверть.

Итоговый.

Контрольный диктант.

64

Работа над ошибками. Родительный падеж.

Текущий.

Взаимопроверка.

65

Дательный падеж

Текущий.

Самоконтроль.

66

Творительный и предложный падеж.

Текущий.

Самоконтроль.

67

Административная контрольная работа за 1-е полугодие.

Административный.

Контрольная работа.

68

Обобщение знаний о падежах. Составление устного рассказа «Что я знаю об изменении имен существительных по падежам» Тренажер.

Текущий.

Взаимопроверка.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint

«Падежи».

69

Проверочная работа №3 по теме: «Изменение имен существительных по падежам»

Тематический.

Проверочная работа.

Три склонения имен существительных (7ч.)

70.

Три склонения имен существительных.

Текущий.

Самоконтроль.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint

«Три склонения имен существительных».

71.

Склонение имен существительных.

Словарный диктант.

Текущий.

Словарный диктант.

72.

Несклоняемые имена существительные и особенности их употребления.

Текущий. Беседа по вопросам

73.

Морфологический разбор имени существительного.

Текущий.

Самоконтроль.

74.

Закрепление по теме «Три склонения имен существительных»

Текущий.

Взаимопроверка

75.

Развитие речи. Обучающее сочинение « Пальчики оближешь!»

Текущий.

Творческая работа.

76.

Анализ работ и работа над ошибками. Морфологический разбор имени существительного.

Текущий.

Взаимопроверка.

Правописание ь после шипящих на конце имен существительных (8ч.)

77

Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода.

Текущий.

Самоконтроль.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint

«Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода».

78

Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода.

Текущий.

Взаимопроверка.

79

Правописание слов с орфограммой ь на конце имен существительных женского рода.

Текущий.

Самоконтроль.

80

Закрепление по теме: « ь на конце имен существительных женского рода».

Текущий.

Взаимопроверка.

81

Проверочная работа №4 на тему: «Мягкий знак после шипящих на конце существительного».

Тематический.

Проверочная работа

82

Работа над ошибками. Буква Ь после шипящих на конце имен существительных.

Текущий.

Взаимопроверка.

83

Проверочный диктант №3 по теме «Мягкий знак на конце существительных после шипящих».

Тематический.

Проверочный диктант.

84

Анализ диктанта и работа над ошибками. Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода.

Текущий.

Взаимопроверка.

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных (13ч.)

85

Урок - исследование. Правило правописания безударных падежных окончаний имен существительных.

Текущий.

Взаимопроверка.

86

Безударные падежные окончания имен существительных.

Текущий.

Самоконтроль.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint

«Безударные падежные окончания имен существительных

87

Словарный диктант. Существительные с безударным окончанием.

Текущий.

Словарный диктант.

88

Закрепление по теме «Безударная гласная в окончаниях имен существительных мн. числа».

Текущий.

Взаимопроверка.

89

Развитие речи. Обучающее изложение «Первая газета». Орфографическая подготовка.

Текущий.

Творческая работа.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint

«Первые газеты».

90

Развитие речи. Обучающее изложение «Первая газета» (продолжение). Запись текста.

Текущий.

Творческая работа.

91

Анализ работ и работа над ошибками. Редактирование текстов творческих работ.

Текущий.

Самоконтроль.

92

Развитие речи. Обучающее сочинение-описание. «Прогулка»

Текущий.

Творческая работа.

93

Письмо слов с изученной орфограммой.

Текущий.

Самоконтроль.

94

Проверочная работа №5 по теме: «Безударные падежные окончания имен существительных»

Тематический.

Проверочная работа

95

Работа над ощибками. Безударные падежные окончания имен существительных.

Текущий.

Взаимопроверка.

96

Проверочный диктант №4 по теме: «Безударные падежные окончания имен существительных»

Тематический.

Проверочный диктант.

97

Анализ диктантаи работа над ошибками. Закрепление по теме: «Безударные падежные окончания имен существительных».

Текущий.

Самоконтроль.

Имя прилагательное (20ч.)

Повторение об имени прилагательном (5ч.)

98

Повествование и описание - два типа речи.

Текущий. Беседа по вопросам

99

Проект «Роль имен прилагательных в речи» (запуск проекта).

Тематический. Сбор информации по проекту.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint

«Имя прилагательное».

100

Проект «Роль имен прилагательных в речи» (защита проекта).

Тематический. Защита проекта.

101

Морфологический разбор имени прилагательного.

Текущий.

Самоконтроль.

102

Словарный диктант. Морфологический разбор имени прилагательного.

Текущий.

Словарный диктант

Словоизменение имен прилагательных (4ч.)

103

Изменение имен прилагательных по падежам.

Текущий.

Самоконтроль.

104

Изменение имен прилагательных по падежам.

Словарный диктант.

Текущий.

Словарный диктант.

105

Словосочетания сущ.+ прилаг.

Текущий.

Взаимопроверка.

106

Главное и зависимое слово в словосочетании.

Текущий.

Взаимопроверка.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint

«Словосочетание».

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных (11ч.)

107

Правило правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Текущий.

Самоконтроль.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint

«Безударные падежные окончания имен прилагательных».

108

Безударные падежные окончания имен прилагательных

Свободный диктант.

Текущий.

Свободный диктант.

109

Работа с орфограммой. Безударная гласная в окончании прилагательных.

Текущий.

Самоконтроль.

110

Р\р Обучающее изложение «Первое путешествие».

Текущий.

Творческая работа.

111

Редактирование творческих работ. Работа над ошибками по теме: «Безударные окончания прилагательных».

Текущий.

Самоконтроль.

112

Словарный диктант. Закрепление по теме: «Безударные окончания прилагательных».

Текущий.

Словарный диктант.

113

Р/р Обучающее сочинение-описание «Моя любимая игрушка».

Текущий.

Творческая работа.

114

Поверочная работа №6 по теме: «Безударные падежные окончания имен прилагательных»

Тематический.

Проверочная работа

115

Безударные падежные окончания имен прилагательных.

Текущий.

Взаимопроверка.

116

Проверочный диктант №5 на тему: «Безударные падежные окончания имен прилагательных».

Тематический.

Проверочный диктант.

117

Анализ диктанта и работа над ошибками. Безударные падежные окончания имен прилагательных.

Текущий.

Самоконтроль.

Глагол (36ч.)

Повторение о глаголе (4ч.)

118

Роль глаголов в предложении, в речи.

Текущий.

Самоконтроль.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint

«Глагол».

119

Правописание глаголов с частицей НЕ

Текущий. Беседа по вопросам

120

Роль глаголов в предложении и грамматические признаки глагола.

Текущий. Беседа по вопросам

121

Морфологический разбор глагола.

Текущий.

Самоконтроль.

Словоизменение глаголов (2ч.)

122

Спряжение глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения.

Текущий.

Самоконтроль.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint

«Спряжение глагола».

123

Определение спряжения глагола, если окончание ударное.

Текущий.

Самоконтроль.

Правописание безударных личных окончаний глаголов (17ч.)

124

Определение спряжения глагола, если окончание безударное.

Текущий.

Самоконтроль.

125

Закрепление по теме: «Спряжение глагола».

Текущий.

Самоконтроль.

126

Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола.

Текущий. Беседа по вопросам

127

Письмо глаголов с безударными личными окончаниями.

Текущий.

Самоконтроль.

128

Контрольный диктант № 3 за 3-ю четверть.

Итоговый.

Контрольный диктант.

129

Анализ диктанта. Разбор глагола как части речи

Текущий.

Фронтальный опрос.

.

130

Развитие речи. Сочинение по серии картин (картинки весны)

Текущий.

Творческая работа

131

Работа над ошибками, допущенными в сочинении о весне.

Текущий.

Фронтальный опрос.

132

Возвратная форма глагола. Правописание глаголов с -тся и -ться.

Текущий. Беседа по вопросам

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint

«Возвратная форма глагола».

133

Буква Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа.

Текущий.

Самоконтроль.

134

Глаголы 2-го лица ед. числа .

Текущий.

Взаимопроверка

135

Контрольное изложение №1 «Странный дуэт».

Итоговый. Контрольное изложение.

136

Работа над ошибками. Употребление глаголов 2 лица ед. числа в тексте.

Текущий. Беседа по вопросам

137

Словарный диктант. Безударная гласная в окончании глаголов 2 лица ед. числа.

Текущий.

Самоконтроль.

138

Развитие речи. Обучающее изложение «Первые школы»

Текущий.

Творческая работа

139

Редактирование творческих работ. Работа над ошибками по теме: «Глагол».

Текущий. Беседа по вопросам

140

Закрепление по теме: «Спряжение глагола».

Текущий.

Самоконтроль.

Разбор глагола по составу (13ч.)

141

Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом.

Текущий. Беседа по вопросам

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint

«Разбор глагола по составу».

142

Закрепление по теме: «Разбор глагола по составу».

Текущий.

Самоконтроль.

143

Р\р Сочинение «Мы в библиотеке» с творческим заданием.

Текущий.

Творческая работа

144

Работа над ошибками, допущенными в сочинении.

Текущий. Беседа по вопросам

145

Правописание глаголов с изученными орфограммами.

Текущий.

Самоконтроль.

146

Р/р Обучающее сочинение «День моей мамы»

Текущий.

Творческая работа

147

Повторение по теме «Глагол». Работа над ошибками в сочинении, редактирование текста.

Текущий.

Самоконтроль.

148

Проверочная работа №7 по теме: «Глагол».

Тематический.

Проверочная работа.

149

Работа над ошибками. Закрепление по теме: «Глагол».

Текущий. Беседа по вопросам

150

Правописание глаголов с изученными орфограммами.

Текущий.

Самоконтроль

151

Закрепление по теме: «Глагол».

152.

Морфологический разбор глаголов.

Текущий.

Взаимопроверка.

152

Проверочный диктант № 6 по теме: «Глагол».

Тематический.

Проверочный диктант.

153

Анализ диктанта и работа над ошибками. Разбор глаголов по составу.

Текущий.

Самоконтроль.

155

Разбор глаголов по составу. Контрольный словарный диктант.

Итоговый. Контрольный словарный диктант.

156

Закрепление по теме «Глагол», орфографических, пунктуационных и языковых умений.

Текущий.

Самоконтроль.

157

Комплексная диагностическая работа за год.

Итоговый.

Диагностическая работа.

Повторение (13ч.)

158

Повторение материала изученного в разделе «Слово».

Текущий. Беседа по вопросам.

159

Административная контрольная работа за 2-е полугодие.

Итоговый. Административная контрольная работа.

160

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

Текущий.

Самоконтроль.

161

Повторение по теме: «Предложение», «Текст».

Текущий.

Взаимопроверка

162

Контрольный диктант № 4 за 4-ю четверть

Итоговый.

Контрольный диктант.

163

Анализ работы и работа над ошибками.

Текущий.

Самоконтроль.

164

Повторение по теме: « Имя существительное».

Текущий.

Взаимопроверка

165

Повторение по теме: «Имя прилагательное».

Текущий.

Взаимопроверка

166

Развитие речи. Обучающее сочинение «О чем рассказывает слово».

Текущий.

Творческая работа

167

Анализ работы. Редактирование текста.

Текущий.

Самоконтроль.

168

Повторение по теме: «Глагол».

Текущий.

Взаимопроверка

169

Урок-игра «Части речи и члены предложения».

Текущий.

170

Урок-игра «Кто хочет стать отлични­ком».

Текущий.



ПРИЛОЖЕНИЕ

п/п

Тема проекта

Кол - во часов

1.

Проект «Синонимы и антонимы в нашей речи».

2 ч.

2.

Проект «Роль имен прилагательных в речи».

2 ч.

ИТОГО:

4 ч.




Основные понятия

Алфавит - это (от названий первых двух букв греч. азбуки alpha и beta - в среднегреческом произношении "вита") совокупность графических знаков (букв), расположенных в принятом для данного языка (или языков) порядке.

Антонимы - слова с противоположным значением.

Безударные гласные в корне (две безударные гласные) - нужно поставить ударение, выделить в слове корень, подчеркнуть буквы, обозначающие безударные гласные звуки, подобрать первое проверочное слово, подобрать второе проверочное слово.

Вопросительное предложение - это предложение, выражающее вопрос.

Восклицательное предложение - это предложение, в котором выражение содержания мысли сопровождается выражением чувства говорящего.

Главные члены предложения - это грамматическая основа предложения.

Глагол - это часть речи, а) обозначающая действие или состояние как процесс; б) выражающая это значение при помощи категорий вида, залога, времени, лица, наклонения (морфологический признак); в) выполняющая в предложении в основном функцию сказуемого (синтаксический признак).

Грамматическая основа предложения - это главные члены предложения, подлежащее и сказуемое.

Дефис - это (нем. Divis от лат. divisio - разделение) соединительная черточка между частями сложного слова при полуслитном написании или между двумя словами, находящимися в отношениях определяемого слова и приложения к нему либо образующими сложносоставное слово, между морфологическими частями слова, между элементами слов при сокращенном написании.

Двоеточие - это знак препинания, который ставится;

1) после обобщающего слова перед перечислением однородных членов. О хота с острогою требует трех условий: темной ночи, светлой воды и совершенно ясной погоды (Аксаков);

2) в бессоюзном сложном предложении между состовляющими его частями, если во второй части содержится разъяснение или раскрытие содержания первой части, указание на основание, причину того, о чем говорится в первой части.

3) после авторских слов перед прямой речью.

4) в газетных заголовках, распадающихся на две части: первая (именительный темы) называет общую проблему, место действия, лицо, а вторая содержит конкретизацию указанного в первой части.

Знаки препинания в предложении с однородными членами - помогают выразить мысль и понять смысл написанного предложения. Запятая разделяет однородные члены предложения. Если два однородных члена предложения соединяет союз и, запятая между ними не ставится.

Имя прилагательное - это часть речи, характеризующаяся: а) обозначением признака предмета (качества, свойства, принадлежности и т. д.) (семантический признак); б) изменяемостью по падежам, числам, родам (морфологический признак); в) употреблением в предложении в функции определения и именной части составного сказуемого (синтаксический признак).Формы рода, падежа и числа прилагательных несамостоятельны: они выполняют функцию грамматических форм согласования с определяемыми существительными.

Имя существительное - это часть речи, характеризующаяся: а) значением предметности (семантический признак); б) выражением этого значения при помощи категорий рода, числа и падежа, а также одушевленности и неодушевленности(морфологический признак); в) употреблением в предложении в функции морфологизованного подлежащего и дополнения (синтаксический признак).

Логическое ударение - выделение с помощью интонации одного слова в предложении. Оно выделяет то слово, которое более важно по смыслу.

Местоимение - самостоятельная часть речи. Местоимения я, ты, он, она, оно, мы, вы, они не называют людей, животных или предметы, а только на них указывают. Они отвечают на те же вопросы, что и имена существительные.

Наречие - самостоятельная часть речи. Наречия отвечают на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? и относятся к глаголам. Наречия не изменяются.

Начальная форма глагола - неопределенная форма глагола.

Неодушевленные имена существительные - отвечают на вопрос что?

Неопределенная форма глагола - это начальная форма глагола. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать? По ней нельзя определить ни время, ни число глагола.

Непроизносимые согласные - это те согласные звуки, которые не произносятся в потоке речи. Чтобы не ошибиться в написании слова с непроизносимым согласным звуком в корне, надо подобрать такое проверочное однокоренное слово, чтобы этот звук оказался перед гласным и стал произносимым.

Нераспространенные предложения - это предложения, которые состоят только из главных членов (подлежащего и сказуемого)

Однородные члены предложения - это несколько подлежащих при одном сказуемом или несколько сказуемых при одном подлежащем. Они произносятся с интонацией перечисления, отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения.

Одушевленные имена существительные - отвечают на вопрос кто?

Основа слова - это часть слова без окончания. В корне заключен общий смысл всех однокоренных слов. А в основе - значение данного, именно этого слова.

Окончание (флексия) - это служебная морфема, находящаяся за пределами основы и служащая для выражения синтаксических отношений данного слова к другим словам в словосочетании и в предложении.

Побудительное предложение - это такое предложение по цели высказывания, когда мы просим что-то сделать (побуждаем другого человека к действию).

Повествовательное предложение - это такое предложение по цели высказывания, когда мы повествуем (рассказываем) о чем-то.

Подлежащее - это главный член двусоставного предложения, грамматически независимый от других членов предложения, обозначающий предмет мысли, признак которого определяется сказуемым.

Предлог - это служебная часть речи, объединяющая слога, которые в сочетании с косвенными падежами имен существительных (местоимений, числительных, склоняемых субстантивированных слов) выражают различные отношения между формами имени и другими словами в словосочетании и предложении. Каждый предлог употребляется с определенным падежом.

Приставка (префикс) - это служебная морфема, стоящая перед корнем (непосредственно или перед другой приставкой).

Простое предложение - это предложение, в котором одна грамматическая основа.

Разделительный ь - пишется в корне слова после букв согласных перед буквами е, ю, я, и.

Разделительный ъ - пишется между приставкой и корнем: после приставок, оканчивающихся на букву согласного, перед буквами е, ю, я.

Распространенные предложения - это предложения, в которых есть и главные, и второстепенные члены.

Род имен существительных - имена существительные бывают или мужского, или женского, или среднего рода. Имена существительные мужского рода имеют нулевое окончание или окончания а, я. Имена существительные женского рода имеют окончания а, я или нулевое. Имена существительные среднего рода имеют окончания о, е.

Сказуемое - это главный член двусоставного предложения, грамматически зависящий от подлежащего, обозначающий активный или пассивный признак того предмета, который выражен подлежащим.

Суффикс - это (от лат. suffixus - прибитый, приколоченный) служебная морфема, находящаяся после корня (непосредственно или после другого суффикса) и служащая для образования новых слов или их несинтаксических форм.

Текст - состоит из предложений. Предложения в тексте связаны по смыслу. В тексте о ком-то или о чем-то говорится. Тему текста можно определить по заглавию. В тексте выделяются части: начало, основная часть, концовка. Понять текст - значит вычитать информацию, данную в явном виде и в неявном виде, и понять его главную мысль.

Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня - пишутся на стыке приставки и корня в тех словах, где приставка оканчивается, а корень начинается одним и тем же согласным звуком.

Части речи - это самостоятельные части речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы, наречия, местоимения), служебные (предлоги, союзы), междометия.

Части слова - окончание (изменяемая часть слова, служащая для связи слов в предложении), приставка (часть слова, служащая для образования новых слов), суффикс (часть слова, служащая для образования новых слов).

Частица не с глаголом - отрицательная частица не с глаголами пишется раздельно.

Чередование согласных звуков в корне - когда в корне однокоренных слов один согласный звук заменяется другим (г/ж, х/ш, к/ч, с/з, д/ж).

Число имен существительных - имена существительные изменяются по числам и имеют форму единственного и множественного числа. Для обозначения одного предмета употребляются имена существительные в единственном числе. Для обозначения нескольких предметов употребляются имена существительные во множественном числе.

Ударение - это выделение одного из слогов в составе слова (или слова в составе речевого такта - синтагмы, или синтагмы в составе фразы) различными фонетическими средствами (усилением голоса, повышением тона в сочетании с увеличением длительности, интенсивности, громкости). Фонетика - это (греч. phonetike от phnne - звук) термин, который имеет несколько значений: 1. Раздел языкознания, изучающий способы образования и акустические свойства звуков человеческой речи. 2. Артикуляционные (физиологические) и акустические свойства звуков данного языка. Цитата - это (от лат. citare призывать, называть) точная дословная выдержка из какого-либо текста или высказывания. По правилам русской пунктуации цитата заключаются в кавычки.


© 2010-2022