Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Удивительный мир слов

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕИТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

ПО КУРСУ «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР СЛОВ»

  1. КЛАСС

Пояснительная записка


Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:

  • Осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;

  • Знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;

  • Овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.

В факультативном курсе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.

В течение 2013/14 учебного года возможна корректировка планирования в связи с государственными праздниками.

Структура программы. Программа включает тир раздела:

- пояснительная записка;

- основное содержание факультатива;

- тематическое планирование с указанием количества часов, отведенных на изучение каждого раздела.

Общая характеристика курса. «Удивительный мир слов» - внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создает условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области»Филология» за счет углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.

Ценностные ориентиры содержания курса:

- развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;

- формирование представлений о языке как универсальной ценности;

- изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;

- развитие представлений о различных методах познания языка ( исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т.п.);

- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;

- развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

- включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса. В процессе изучения данного курса ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углубленного изучения курса русского языка.

Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.

Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе факультатива имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т.п.

Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументировано представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.

Факультатив направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.

Особенности содержания обучения. Объектом изучения факультатива являются язык и речь. В основное содержание программы включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учетом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.

Содержание факультатива строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

- обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;

- уделять внимание ситуациям, где ребенок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;

- использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.

Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.

Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несет в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражения личного интереса и отношения к фактам языка и понимание значения языка как явления национальной культуры.

УУД в ходе изучения программы

  • Тема «Из истории языка»: наблюдать использование устаревших и новых слов в тексте; уточнять значение слова по словарю; формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы; осуществлять поиск информации для выполнения задания с использованием учебной литературы; самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта; оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.

  • Тема «Загадки простого предложения»: наблюдать и анализировать порядок слов в простом предложении, строить рассуждения о том, как взаимосвязаны порядок слов в предложении и его смысл; устранять допущенные ошибки в порядке слов в предложении; наблюдать за интонационным оформлением восклицательных и вопросительных предложений; исследовать взаимосвязь логического ударения и смысла предложения; контролировать действия партнерах и оказывать необходимую взаимопомощь; анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста-описания; составлять письменное высказывание по предложенному образцу; соотносить схемы предложений с их моделями; анализировать смысл предложения и выявлять на основе анализа место постановки запятой.

  • Тема «О существительных по существу»: формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению; наблюдать использование существительных общего рода, на основании наблюдений выводить закономерности их употребления; на основе наблюдения форм имен существительных в текстах строить рассуждения о способах выражения числа у имен существительных в русском языке; соблюдать нормы литературного языка в образовании падежных форм и форм множественного числа имен существительных; воспринимать на слух и понимать информационный текст.

  • Тема «Такие разные признаки предметов»: составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств; анализировать особенности строения современных обращений и в историческом прошлом; соблюдать нормы русского литературного языка в образовании и использовании степеней сравнения имен прилагательных.





Календарно-тематическое планирование

ПО КУРСУ «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР СЛОВ»

  1. КЛАСС

Дата занятия

№ п/п

Тема урока

Примечания (ИКТ)

План.

Реал.


«Из истории языка»

1

Старые и новые слова в языке.

2

Сокровища бабушкиного сундука.

3

Как появляются новые слова. Сравнение толкований слов в словаре В.И.Даля и в современных словарях.


«Загадки простого предложения»

4

«Велосипед разбил трамвай» или непорядки в предложении.

5

Важные мелочи. Интонации в предложении.

6

Значение второстепенных членов предложения.

7

Требуется определение.

8

Важные обстоятельства.

9

Необходимо дополнить.

10

«Дама сдавала в багаж: диван, чемодан, саквояж..»

11

Стройтесь в ряд! Значение однородных членов предложения.

12

Запятые, по местам!


«Лабиринты грамматики»

13

Слово в грамматике

14

Как «работают» слова в грамматике, или для чего нужна Грамматика


«О существительных по существу»

15

«Лебедь белая плывет»

16

Может ли род быть общим?

17

Как на уроках русского языка может пригодиться счет?

18

Как быть, если нет окончания?

19

Один, два, много

20

Почему именительный падеж назвали именительным?

21

Как «работает» родительный падеж?

22

«Щедрый» падеж

23

Винительный падеж - великий маскировщик

24

Падеж-работяга

25

Любимая «работа» предложного падежа

26

Кому принадлежат имена собственные


Такие разные признаки предметов

27

Поговорим о качествах, цветах, свойствах и характерах.

28

«Красны девицы» и «добры молодцы»

29

Все познается в сравнении.

30

Всегда ли «умный - умнейший»: сравниваем и оцениваем.

31

Что из чего и для чего? Значение относительных прилагательных.

32

Что кому принадлежит? Притяжательные прилагательные.

33

Еще одна обязанность притяжательных прилагательных. Образование некоторых русских фамилий.

34

«Крокодиловы слезы». Использование притяжательных прилагательных во фразеологизмах.

35

Игра - подведение итогов «Подбери словечко»



© 2010-2022