- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по ритмике (3 класс)
Рабочая программа по ритмике (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Слезкина А.Е. |
Дата | 21.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
-
Пояснительная записка
Известно, что эффективность образования детей в школе во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником, быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая связь и т.д.) - всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения. Актуальность программы сегодня осознается всеми. Современная школа стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда "дух" и "тело", находятся в гармонии, необходимы меры целостно развития, укрепления и сохранения здоровья учащихся. Программа «Ритмика» 1-4 классы составлена на основе авторской программы по внеучебному предмету ритмика для учащихся 1-4 классов Беляевой Веры Николаевны "Ритмика и танец" Ритмика - это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело. Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно - творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности. На уроках ритмики постоянно чередуются нагрузка и отдых, напряжение и расслабление. К увеличению напряжения и нагрузки ученики привыкают постепенно, что благотворно сказывается потом на других уроках. Занятия по ритмике тесно связаны с обучением на уроках физкультуры и музыки, дополняя друг друга. Ведь именно уроки ритмики наряду с другими предметами способствуют общему разностороннему развитию школьников, корректируют эмоционально-волевую зрелость. У детей развивается чувство ритма, музыкальный слух и память. На уроках дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается пространственная ориентация, улучшается осанка, формируется чёткость и точность движений. Занятия ритмикой положительно влияют на умственное развитие детей: ведь каждое занятие нужно понять, осмыслить, правильно понять, осмыслить, правильно выполнять движения, вовремя включаться в деятельность, надо осмыслить соответствие выбранных движений характеру музыки. Эти занятия создают благоприятные условия для развития творческого воображения школьников. Бесспорно также их воздействие на формирование произвольного внимания, развитие памяти. Потребность детей в движении превращается в упорядоченную и осмысленную деятельность. Уроки ритмики оказывают на детей организующее и дисциплинирующее влияние, помогают снять чрезмерную возбудимость и нервозность. Уроки ритмики в целом повышают творческую активность и фантазию школьников, побуждают их включаться в коллективную деятельность класса. Постепенно ученики преодолевают скованность, у них возрастает осознание ответственности за свои действия перед товарищами, приобретают способность к сценическому действию под музыку. С использованием элементов костюма и декорации. Отработанные сценические музыкальные постановки удобно использовать при проведении детских утренников. Особенно хочется отметить ценность народных плясок и танцев. Они приобщают детей к народной культуре. Все народные танцы предназначены для совместного исполнения и совершенствуют навыки общения детей между собой. В них дети учатся внимательно относиться к партнёру, находить с ним общий ритм движения. Целью программы является приобщение детей к танцевальному искусству, развитие их художественного вкуса и физического совершенствования. Основные задачи: Обучающая: формировать необходимые двигательные навыки, развивать музыкальный слух и чувство ритма. Развивающая: способствовать всестороннему развитию и раскрытию творческого потенциала. Воспитательная: способствовать развитию эстетического чувства и художественного вкуса.
Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать.
В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к определенной цели и между предметами) осуществляется развитие представлений учащихся о пространстве и умение ориентироваться в нем.
Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений.
Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа.
Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.
Программа по ритмике состоит из четырёх разделов:
- Упражнения на ориентировку в пространстве
- Ритмико-гимнастические упражнения
- Игры под музыку
- Танцевальные упражнения
В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, занимаясь конкретным видом музыкально-ритмической деятельности. На каждом уроке осуществляется работа по всем разделам программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение. Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве. Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков. В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений. Задания на координацию движений рук лучше проводить после выполнения ритмико-гимнастических упражнений, сидя на стульчиках, чтобы дать возможность учащимся отдохнуть от активной физической нагрузки. Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить учащихся создавать музыкально-двигательный образ. Причем, учитель должен сказать название, которое определяло бы характер движения. Например: «зайчик» (подпрыгивание), «лошадка» (прямой галоп), «кошечка» (мягкий шаг), «мячик» (подпрыгивание и бег) и т. п. Объясняя задание, учитель не должен подсказывать детям вид движения (надо говорить: будете двигаться, а не бегать, прыгать, шагать). После того как ученики научатся самостоятельно изображать повадки различных животных и птиц, деятельность людей, можно вводить инсценирование песен (2 класс ), таких, как «Почему медведь зимой спит», «Как на тоненький ледок», в которых надо раскрыть не только образ, но и общее содержание. В дальнейшем (3 класс) предлагается инсценирование хорошо известных детям сказок. Лучше всего начинать со сказок «Колобок», «Теремок». В 4 классе дети успешно показывают в движениях музыкальную сказку «Муха-Цокотуха». Обучению младших школьников танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, освоение хорового шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего -с озорной плясовой. Почувствовать образ помогают упражнения спредметами. Ходьба с флажками в руке заставляет ходить бодрее, шире. Яркий платочек помогает танцевать весело и свободно, плавно и легко. Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка и др.). Исполнение танцев разных народов приобщает детей к народной культуре, умению находить в движениях характерные особенности танцев разных национальностей.
Условия реализации Программа рассчитана на 3 года обучения - 1 час в неделю 1 кл. - 33 ч., 2 кл. - 34 ч., 3 кл. - 34 ч
2. Планируемые результаты освоения учащимися
программы внеурочной деятельности
Личностные результаты Сформированность самооценки, включая осознание своих возможностей, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех, проявить себя в период обучения как яркую индивидуальность, создать неповторяемый сценический образ. Раскрепощаясь сценически, обладая природным артистизмом, ребенок может мобильно управлять своими эмоциями, преображаться, что способствует развитию души, духовной сущности человека. Метапредметные результаты
- регулятивные
-
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-
умение действовать по плану и планировать свою деятельность.
-
воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении танцевальных движений.
- познавательные
-
умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
- рассчитываться на первый, второй, третий для последующего построения в три колонны, шеренги;
- соблюдать правильную дистанцию в колонне по три и в концентрических кругах;
- самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений, руководствуясь музыкой;
- передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки: напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость и т. д.;
- передавать хлопками ритмический рисунок мелодии;
- повторять любой ритм, заданный учителем;
- задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения (хлопками или притопами).
-
коммуникативные
-
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
-
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-
участие в музыкально-концертной жизни класса, школы, города и др.;
3. Тематический план
№ п\п
Наименование раздела (модуля)
Всего часов
1 Упражнения на ориентировку в пространстве
4
2 Ритмико-гимнастические упражнения
10
3 Игры под музыку
10
4 Танцевальные упражнения
10
Итого:
34
4. Содержание программы
1. Разминка
Закрепляются знания и навыки.
2. Общеразвивающие упражнения
Упражнения на развитие координации
Координировать - значит согласовывать, устанавливать целесообразные соотношения между действиями. Например:
- приставные шаги и работа плеч: вместе, поочередно;
- приставные шаги и работа головы, повороты, круг;
- перекаты стопы, работа рук: вверх, вниз, в стороны.
Свободные комбинации.
Упражнения на улучшение гибкости
Основные направления подготовки в целом сохраняются с некоторым усложнением задач.
3. Диско танцы
1. Танец «Вару-Вару»
- шаг-приставка по одному, в парах;
- прыжки по одному, в парах;
- хлопушки по одному, в парах;
- шаг-поворот по одному, в парах;
- полностью танец по одному, в парах.
2. Танец «Сударушка»
- шаг по л. т. по одному, движения рук;
- выход в парах;
- приглашение к танцу;
- «расходимся - сходимся».
4.Бальные танцы (латиноамериканская программа)
1. Танец «Самба»
- основное движение по одному, в парах;
- самба-ход на месте по одному, в парах;
- бота-фого по одному, в парах;
- виск по одному, в парах;
- виск с поворотом;
- самба-ход;
- самба-ход в променадной позиции;
- поворот под рукой;
- Вольта
5. Индивидуальное творчество
Дается задание детям «нарисовать» любимое животное. Таким образом выявляются творческие способности учащихся, их воображение и мышление.
6. Урок-смотр знаний
Проводится в конце учебного года
5. Календарно - тематическое планирование
№
урока
Дата
Название темы
Кол-во часов
1
1 неделя
Вводное занятие. Беседа о технике безопасности на уроке, при выполнении упражнений, разучивании танцев.
1
2
2 неделя
Разминка.
1
3-4
3 неделя
4 неделя
Общеразвивающие упражнения.
2
5
5 неделя
Ритмико-гимнастические упражнения
1
6-10
6 неделя
7 неделя
8 неделя
9 неделя
10 неделя
Танец «Вару-Вару»
5
11
11 неделя
Разминка.
1
12-14
12 неделя
13 неделя
14 неделя
Упражнения на развитие координации движений.
3
15-19
15 неделя
16 неделя
17 неделя
18 неделя
19 неделя
Танец «Сударушка»
5
20
20 неделя
Разминка
1
21-22
21 неделя
22 неделя
Общеразвивающие упражнения.
2
23-24
23 неделя
24 неделя
Упражнения на координацию движений.
2
25-29
25 неделя
26 неделя
27 неделя
28 неделя
29 неделя
Танец «Самба».
5
30
30 неделя
Я - герой сказки. Любимый персонаж сказки (имитация под музыку).
1
31
31 неделя
Разминка.
1
32
32 неделя
Общеразвивающие упражнения.
1
33
33 неделя
Индивидуальное творчество.
1
34
34 неделя
Урок-смотр знаний
1
ИТОГО
34
6. Методическое обеспечение программы:
Разминку следует проводить под латиноамериканские мотивы. Обязательно иметь в наличии композиции танцев «Сударушка», «Самба», «Вару-Вару».
Знания и умения
- знать движения, выученные за год;
- знать названия движений и танцев;
- знать танцы, выученные за год;
- знать танцевальные схемы;
- уметь координировать движения;
- уметь ориентироваться в танцевальном классе;
- уметь танцевать в заданном темпе
Для реализации программы необходимо следующее оборудование:
Материальные средства:
- учебный кабинет, актовый зал;
- магнитофон;
- компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
- фонотека; диски DVD, диски DVD- караоке
- детские песни из мультфильмов (ремиксы, оригиналы и минусовки);
- наглядные демонстрационные пособия;
- коврики для выполнения упражнений;
- мячи, гимнастические палки, спортивные ленты.
7. Список литературы
-
Андреева М. Дождик песенку поет. - М.: Музыка, 1981.
-
Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. - М.: Музыка, 1979.
-
Бекина С., Ломова Т., Соковинина Е. Музыка и движение. - М.: Просвещение, 1984.
-
Бекина С., Ломова Т. Хоровод веселый наш. - М.: Музыка, 1980.
-
Бекина С., Соболева Э., Комальков Ю. Играем и танцуем. - М.: Советский композитор, 1984.
-
Бычаренко Т. С песенкой по лесенке: Методическое пособие для подготовительных классов ДМШ. - М.: Советский композитор, 1984.
-
Волкова Л. Музыкальная шкатулка. Вып. I-III. - М.: Музыка, 1980.
-
Коза-Дереза: Народные сказки с музыкой. Под ред. Н. Метлова. - М.: Музыка, 1969.
-
Медведева М. А мы просо сеяли: Русские народные игры и хороводы для детей младшего возраста. Вып. 3, 4. - М.: Музыка, 1981.
-
Метлов Н., Михайлова Л. Мы играем и поем: Музыкальные игры для детей дошкольного и младшего дошкольного возраста. - М.: Советский композитор, 1979.
-
Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. - М.: Советский композитор, 1989.
-
Луговская А. Ритмические упражнения, игры и пляски. - М.: Советский композитор, 1991.