Урок обучения грамоте по теме: Буква Ф

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

С.В.Мишина, учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа №56» г.Новокузнецка

Конспект урока обучения грамоте.

(Программа «Школа 2100»)

Тема урока: Звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов. Написание слов и соединений со строчной буквой ф. Цель: знакомство с согласными звуками [ф], [ф] и буквой ф. Задачи: формировать умение выделять звук в слове и записывать его соответствующей буквой, овладевать начертаниями письменных букв; развивать умение слышать и слушать; обогащать словарный запас обучающихся; воспитывать культуру поведения при работе в группах; воспитывать аккуратность, умение радоваться успехам друзей. Формирование УУД: Познавательные УУД: формируем умения: - извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, - представлять информацию в виде схемы, - выявлять сущность, особенности объектов, - на основе анализа объектов делать выводы. Регулятивные УУД: формируем умение: - высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, -прогнозировать предстоящую работу (составлять план), -осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: формируем умение: - слушать и понимать речь других, - строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами, - участвовать в диалоге на уроке, работать в паре. Личностные УУД: формируем умение: - высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, - оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией, -формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Оборудование: компьютер, предметные картинки, модели звуков, раздаточный материал (в конверте), рисунки «На что похожа буква», образец написания буквы и слогов, картинки для самостоятельной работы. I. Организация начала урока. Улыбнулись друг другу, садитесь. Руки? На месте! Ноги? На месте! Локти? У края! Спина? Прямая!

IΙ. Актуализация знаний 1.Побуждающий диалог. -К нам торопится один гость. Догадайтесь, кто он?

Днем молчит,
Ночью кричит,
По лесу летает,
Прохожих пугает

Ответ: Филин

(slavclub.ru/zagadki/ptici/1372-filin.html)

- А кто такой филин? Где можно найти толкование слова?

  • звучит фонограмма «Звуки филина»( poiskm.com/artist/464889-Zvuki-Lesa)
-Узнали? Но пришёл он не один. Посмотрите.
  • на доске: рисунок филина (chool-collection.edu.ru/), звуковичок.
Урок обучения грамоте по теме:Буква Ф IΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.

- Откройте учебники на с. 140-141.

- Рассмотрите страницу. Определите тему урока. Назовите её.

- Давайте составим план урока.

Составление плана урока.

План (примерный)

Знакомство с новыми звуками и буквой.

  1. Звуко-буквенный анализ слов.

  2. Чтение слогов и слов.

  3. Чтение предложений и текстов.

  4. Знакомство с написанием буквы ф.

  5. Письмо буквы, слогов, слов и предложений.

- Что нового мы узнаем сегодня?

- Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
-Сегодня мы будем работать с новым звуком и новой буквой, у нас урок «открытия» новых знаний, так как звуковичок не одет, на нём нет буквы. -Вот это нам и предстоит сегодня открыть - новый звук, новую букву и понять, чем отличается новый звук от других звуков. 3. «Открытие» нового знания. 1) Знакомство с новым звуком. -Нам нужно узнать, какой это звук. Согласный или гласный? (он согласный, при произношении встречает преграду) -Раз он согласный, что мы можем про него ещё узнать? (мягкий или твёрдый, звонкий или глухой) -Давайте узнаем, какой он, звонкий или глухой? Почему? (доказательство) -Надеваем чёрную шляпку на звуковичка (учитель прикрепляет на доске). -Как узнать бывает ли он твёрдым или мягким? (послушать, как он звучит в словах) -Филин приготовил для вас задание в конвертах (рисунки, кружочки-звуки) Отгадайте загадки:

Дом - стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется. (Фонарь) (vsemzagadki.narod.ru/)


Очень милые цветы
Голубые лепестки!
На лугах они растут
и красиво там цветут.
Проявите чуть смекалки
Те цветы зовут ... (Фиалки) (zagadochki.ru/) Звуко-буквенный анализ слова фонарь выполняется коллек­тивно, а затем дети самостоятельно выполняют звуко-буквенный анализ слова фиалка. Обращают внимание на первый звук, сравнивают его со звуком [ф]. дают характеристику новому звуку. ([ф'] - согласный глу­хой, мягкий.)

3) Подберите слова, которые начинаются с этих звуков. 4) Найдите на ленте букв, какой буквой обозначаются новые звуки.


-Дайте характеристику нового звука. -Какое слово повторялось в характеристике нового звука? Что мы можем сделать с башмачками? (надеваем синий и зелёный башмачки)
2) Знакомство с печатной буквой ф. -Звуки [ф], [ф,]обозначаются буквой ф.

  • показ печатной буквы ф.
-Что напоминает вам эта буква?
  • рисунок «На что похожа буква ф?»
-Давайте сами попробуем из листа бумаги смастерить букву ф. Урок обучения грамоте по теме:Буква Ф(knu.znate.ru/)

Это буква Ф, которая обозначает звуки [ф] и [ф']. Заштрихуйте одну половинку буквы синим карандашом, а другую - зелёным. 5) Наблюдение за графическим обликом буквы Ф. - На что похожа буква Ф? Всем известно без подсказки: Буква Ф - Как ключ от сказки. Никогда его у нас не отнимет Карабас. (В. Степанов)

Урок обучения грамоте по теме:Буква Ф

(festival.1september.ru/)


Показываем жестами: Федя ходит руки в боки. Значит, выучил уроки. (Г. Виеру)
Показываем иллюстрацию: Филин, в книжку залетев, Притворился буквой Ф. (А. Шибаев)

Урок обучения грамоте по теме:Буква Ф(allforchildren.ru/)


6) Завершение схемы-«человечка» буквы Ф в «Букваре» (с. 140).

3. Работа в прописи (с. 28). -Наша следующая задача - научиться писать строчную букву ш. -Открываем пропись (с.28) 1) Написание буквы Ф. - Из каких элементов состоит эта буква? - Рассмотрите в рамочке, как пишется буква Ф. - С чего начнём её писать? Учитель показывает на доске. 2) Обведение букв по образцу, запись элементов. 3) Написание наклонной линии на первой строке красным цветом, буквы Ф - зелёным цветом. - Как на строке расположена наклонная линия? (Выходит за ниж­нюю линию рабочей строки.) - Где у буквы Ф мы видим наклонную линию?

Физкульминутка. Игра "Совушка-сова"..

(Дети изображают маленьких птичек, один из детей "сова". Водящий произносит: "утро, день, вечер, ночь!" "Птички" летают, клюют зернышки, чирикают и т.д. Со словами "ночь" все замирают, вылетает "сова", которая до этого спала в своем гнезде. Тех ребят, которые издавали звуки и шевелились "сова" забирает в свое гнездо.) (fiskult-ura.ucoz.ru/)

ΙV. Применение нового знания 1. Работа в «Букваре» (с. 140). Чтение слогов (с. 140). - Прочитайте слоги. - Обозначьте мягкость [ф'] и твёрдость [ф] цвет­ным карандашом. - В каких словах встретятся эти слоги? - В чём различие слогов верхней и нижней строчки? - Какой согласный во всех слогах второй строчки? Почему? - Что мы сейчас делали? (Читали слова, развивали свою речь.) - Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.) 2. Разучивание скороговорки. -Чтобы хорошо произносить звуки, разучим скороговорку. У филина Фили Два филинёнка - Филька и Филимонка. Филин с филинихой Лелеют филинят. (Readik.ru- Обучение чтению) 3. Работа в прописи. 1) Чтение и запись слогов по письменному образцу (гласные и согласные разными цветами). Обозначение звуков точками. Обратить внимание детей на способ соединения букв. 2) Подбор слов с этими слогами и соединениями. 4.Физкультминутка. 5. Работа в «Букваре». Чтение слов. - Просмотрите слова на этой странице. - Есть ли что-то общее у этих слов? (Во всех словах есть Ф.) - Прочитайте слова про себя. - Прочитайте вслух слово, где звук [ф] повторяется 2 раза. (Фуфайка.) - Прочитайте слово, которое называет в шахматах короля, ферзя, слона, пешку. (Фигура.)
- Где ещё это слово мы употребляем? (В мате­матике: плоские фигуры, в скульптурном изображении.) - Прочитайте слово, которое обозначает предмет для сушки волос. (Фен.) - Прочитайте слово, которое обозначает действие. (Фыркает. Это слово имеет несколько значений. Фыркать - это значит: 1. С шумом выпускать воздух из ноздрей. 2. Смеяться, производя звук носом, губами. 3. Сердиться, выражать недовольство.) - Прочитайте слово, которое называет животный мир на Земле. (Фауна.) - Найдите слово, называющее маленький фонарь. - Как образова­лось это слово? (С помощью суффикса -ик-: фонарь + -ик- = фонарик.- Прочитайте название крупной хищной птицы. (Гриф.) - Какое соединение с буквой Ф встретилось? (иф.) - Какие ещё значения этого слова вы знаете? (1. Длинная, узкая часть музыкальных инструментов, вдоль которой натянуты струны. 2. Печать и оттиск с изображением подписи. 3. В антич­ной мифологии: крылатое чудовище с головой орла и туловищем льва.) - Прочитайте слова, которые написаны с заглавной буквы. - Выде­лите заглавную букву в этих словах. (Африка, Уфа.) - Почему эти слова написаны с заглавной буквы? (Африка - это название континента, а Уфа - название столицы Башкортостана.) - Составьте предложения с этими словами. - Прочитайте «военное» слово. (Офицер.) - Прочитайте, как называется приспособление для передачи зву­ков по проводам. (Телефон.) - В словах первого и второго столбиков выделите соответствующими цветами звуки, которые обозначает на письме буква Ф. 6. Работа в прописи (с.28) 1) Рассматривание картинки. - Есть ли слова со звуками [ф] и [ф'] на маленькой картинке? - Почему картинка такая маленькая? Что это? (Марка.) - А для чего нужны марки? 2)Составление по картинке рассказа (устно) 3)Запись слов. Из следующих слов запишите только те слоги, в которых есть буква Ф и звуки [ф], [ф']. Ком­ментированная запись слогов из слов: фонтан, форма, флажки, фотоаппарат, фуражка, фигура. - Сколько звуков [ф], а сколько [ф'] встретилось в слогах? - Что указывает на твёрдость, а что указывает на мягкость со­гласного? - Назовите гласные звуки в каждом слове. - Отметьте их красной точкой.
- Что мы сейчас делали? (Называли слова, составляли рассказ по картинке, записывали слоги.)

- Какие умения формировали? (Умение работать с информацией и умение владеть речью.) 7.Работа в «Букваре Чтение слов и предложений. 1) Чтение однокоренных слов с корнем -фото-, объяснение лекси­ческого значения. Фотография - 1. Изображение предметов на чувствительной плен­ке. 2. Снимок - изображение, полученное таким способом. 3. Учреж­дение, мастерская для съемок. Фотоаппарат - аппарат для фотографии. Фотограф, фотокорреспондент - специалист по фотографии. Фоторобот - составленное из деталей по словесному описанию изображение человека. - Что объединяет слова? (Они однокоренные.) - Выделите корень. (ПРОПЕДЕВТИКА.) 2) Однокоренные слова и формы слова с корнем -флаг-. - Объясните значение слова флаг. (Прикреплённое к стержню по­лотнище.) - Как из большого флага сделать маленький? (С помощью суффик­са -ок-. Флажок.) - Что такое флагшток? (Шест для флага.) - Какое из слов является формой слова флаг? (Флаги.) 3) Чтение предложения. - Какое предложение записано над картинками? Прочитайте. - Соответствует ли предложение картинкам? - Сколько частей в предложении? - Как догадались? - Какие слова записаны с большой буквы? - Почему? - Выделите заглавные буквы.
- Как можно поменять слова в предложении местами, чтобы смысл предложения не изменился? (Поменять местами части.) - Что мы сейчас делали? (Читали слова, развивали свою речь.) - Что нового для себя открыли? - Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)
8. Работа в прописи (с. 29). Списывание предложения с печатного образца проводится по обычному алгоритму.


9. Работа в «Букваре». Работа с текстом «Папина профессия». 1) Работа с текстом до чтения. - Прочитайте заглавие. - Кем может работать папа? - Подсказывает ли картинка, какая профессия у папыСаши? 2) Чтение текста самостоятельно. а) Выявление первичного восприятия. - Действительно ли интересная профессия у папы Саши Ефимова? б) Повторное комментированное чтение вслух. в) Обобщающая беседа. - Какой фрагмент текста изобразил наш художник? - Расскажите, что особенно любит снимать фотокорреспондент Ефимов. Докажите словами текста. (Фотопортреты мужчин, жен­щин, детей: у Сашиного папы их целая коллекция.) - Прочитайте, что ещё мы увидим на его фотографиях. - А как можно изменить предложение про растения и животных Азии и Африки? (На его фотографиях незнакомые представители флоры и фауны Азии и Африки.) - Чем увлекается Саша Ефимов? - Прочитайте голосом диктора радио. Помните, что речь диктора всегда четкая и выразительная. г) Проблемный вопрос к тексту. - А почему автору текста захотелось рассказать про профессию не просто фотокорреспондента, а именно папы Саши Ефимова? - Почему Саша будет фотокорреспондентом, как папа?
3) Работа с текстом после чтения. - Вернёмся к названию текста. Какие заголовки ещё можно подо­брать?

  1. «Любимая профессия семьи Ефимовых».
  2. «О профессии фотокорреспондента».
  3. «Профессия Сашиного папы - фотокорреспондент».

V.Самостоятельная работа (Рефлексия) -Определите, какой звук - [ф] или [ф'] есть в названиях кар­тинок, и закрась соответствующие клетки зелёным или синим цветом. Урок обучения грамоте по теме:Буква Ф (knu.znate.ru/) ΙV. Итог -Чему мы хотели научиться? -Нам это удалось? -У кого были затруднения? Какие? - Что у вас получалось сегодня лучше всего? - В чём испытали затруднения? - Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке? (school2100.ru/) -Урок закончен. Спасибо за урок!

8

© 2010-2022