Методическая статья Создание видеопроекта

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
В учебных заведениях активно применяются информационные технологии в обучении, постоянно идет поиск новых перспективных методов. Для эффективного усвоения учебного материала педагог наряду с лекционными, практическими и контрольными заданиями может использовать и обучающие видеофильмы. Наиболее привлекательным и перспективным направлением развития образовательных видеотехнологий является создание собственных видеофильмов. Наиболее высокий уровень самостоятельности обеспечивает школьникам проектная деятельность. Учащиеся выступают в роли разработчиков и исполнителей проекта. В результате деятельности у школьников формируются универсальные полезные навыки (умение ставить задачи и выполнять намеченное, рационально распределять свою работу, умение сотрудничать и т.д.), а также решаются специальные воспитательные задачи. Проектная деятельность позволяет удовлетворить одну из главных потребностей этого возраста - почувствовать себя взрослым, проявить себя в социально значимой деятельности. Учащиеся готовят проекты в форме презентаций и видеофильмов. Наибольший интерес у школьников вызывают создание видеофильмов. Учитель предоставляет тему. Учащиеся делятся на группы, самостоятельно пишут сценарий, распределяют роли и обязанности. Продолжительность фильмов составляет от 3 до 5 минут. Срок выполнения - от 1 до 4 недель. Оцениваем мы их по тому как раскрыта тема, обсуждаем правильность и ошибочность сюжета. Перед просмотром мы ставим задачу учащимся определить правильность раскрытия темы и найти ошибки. Ценность этих проектов заключается в использовании как методический материал на уроках, как дополнительный материал на классных часах.

«Этапы создания видеопроекта» Совокупность работ над видеофильмом включает в себя: - выбор темы; - поиск информации; - написание сценария; - распределение ролей и репетиция; - изготовление костюмов, декораций, кукол; - процесс съемки; - монтаж готового фильма из видеоклипов и его oзвучивание. Фильмы, над которыми работают дети, могут быть анимационными, документальными, игровыми. Можно снимать интервью и ток-шоу, учебные фильмы на базе проводимых лабораторных и практических работ - поле деятельности очень широко. Видеопроекты позволяют вовлечь в процесс продуктивной деятельности большое количество детей, предоставив им возможность попробовать себя в разных ролях: сценариста, декоратора, художника, мастера по куклам, актера, кукловода, режиссера, видео- и звукооператора, редактора и др. При работе над видеопроектом дети не только овладевают чисто техническими навыками производства фильма. Они включаются в процесс творчества, активно мыслят и говорят. Выбор подходящих тем и сюжетов, написание вариантов сценария, обсуждение сценария, обсуждение текстов, подбор материалов для анимирования и декораций, сам процесс съемки и монтаж готовых фильмов, написание титров или текста закадровой речи проходят в обстановке коллективного обсуждения. Когда надо не только представить свои идеи и работы, но еще и обосновать свою точку зрения. Изготовление героев и декораций из пластилина, разных видов бумаги и картона, ткани, природных и поделочных материалов, рисование фонов и заставок, поиск подходящей музыки для озвучивания тоже неотъемлемая часть работы над видеопроектом. Съемки и монтирование фильмов требуют большой технической сноровки, тщательности в подборе отснятого материала. В написании закадрового текста или текста титров надо соблюсти требования понятности и краткости. Общие замечания к работе над видеопроектами в школе таковы/ Ученики совместно с учителем выбирают тему видеопроекта. Тема должна быть интересна ученикам и предоставлять возможность детям поделиться личным жизненным опытом. В то же время хорошо, чтобы темы перекликались с учебным материалом или событиями школьной жизни; Процесс работы не должен растягиваться на очень длительное время; Дети должны заранее понимать, какой продукт получится на выходе и где они будут его демонстрировать. При организации видеопроектов в дополнительном образовании возможна более тщательная и длительная работа, так как жесткие временные ограничения отсутствуют, круг детей гораздо уже, чем на уроке. Кроме того, в творческие объединения, которые занимаются съемкой фильмов, приходят дети по своему выбору, что, несомненно, сказывается на их работоспособности.
Хочется подчеркнуть, что на повышение мотивации ребенка к учению и эффективное развитие его творческих и интеллектуальных способностей огромное влияние оказывает деятельностная организация учебного процесса, когда интересно работать и ученику, и учителю.
Остановимся подробнее на самой технологии создания видеофильмов. Технология создания видеофильма - это целостный творческий процесс, разбитый на определенные этапы и направленный на достижение главного результата - создание видеофильма. Каждому этапу свойственны особые задачи и средства, позволяющие решить эти задачи.
1 этап: выбор темы видеофильма. Этот этап носит информационно-мотивационный характер. Если Вы участвуете в создании видеофильма, то на этом этапе Вы выступаете в роли автора сценария и прежде всего должны определить для себя что хотите снимать и зачем. Можно смело сказать, что хороший фильм - это, в первую очередь, удачно выбранная тема, а во-вторых - интересный, хорошо разработанный сценарий.
2 этап: Определиться со звуком и музыкой. Звук бывает синхронный и несинхронный. Синхронный звук, как правило, используется при проведении событийных видеосъемок, при съемке монологов, для передачи атмосферы места действия. Это, естественно, и голос человека, это и другие звуки, участвующие в действии (записанные как синхронно, так и наложенные на видеозапись уже после проведения съемок). Несинхронные звуки могут создавать определенный эмоциональный настрой, объяснять поступки героев, усиливать звуковую характеристику персонажей и т. д.
3 этап: Когда вся эта работа проделана, можно садиться за сценарий. Фильм складывается из кадров, сцен и эпизодов. Кадр наименьшая динамическая единица фильма. Снимаемый или съемочный кадр несколько длиннее того, который будет виден на экране после монтажа фильма (этот кадр называют монтажным). Для каждого кадра нужно выбрать наиболее подходящий для него план (масштаб съемки). Решающим в этом является выразительность кадра и необходимость передачи каких-либо содержащихся в нем сведений. Эпизод - относительно завершенная часть фильма, не требующая единства места, но обладающая единством действия и темы. Сцена - элемент действия, который характеризуется и единством места. Рекомендуемые этапы создания сценария: 1. Планируются эпизоды. 2. Определяется задача каждого эпизода. 3. Определяется драматургическая последовательность эпизодов. 4. Эпизоды делятся последовательно на сцены. 5. Ставятся задачи для этих сцен. 6. Уточняется характер действия. 7. Определяются роли действующих лиц.
4 этап: проведение видеосъемок. Когда написан сценарий, выбраны соответствующие сюжеты, место проведения съемок, определились с музыкой и самое главное есть видеокамера, можно приступать к съемке фильма.
5 этап: составление монтажного плана. Монтажный план - это перечень кадров, составленный в том порядке, в котором эти кадры должны быть расположены в фильме. Такой план ускоряет работу по монтажу, предохраняет от ошибок, позволяет ориентироваться в форме будущей картины, облегчает написание текста и озвучивание. План составляется после тщательного ознакомления со всем снятым материалом и определения основной концепции монтажа фильма (отсюда-то название: план монтажа фильма).
6 этап: монтаж фильма. Разработка конструкции, объединяющей содержание в единое целое. Задача конструкции - сохранить все в равновесии и гармонии. Основная роль тут отводится систематизации видеоматериала в определенном логическом порядке в соответствии с требованиями драматургии и кинематографической фотогеничности. Конструкция в противоположность концепции иногда может быть творческим приемом, т.е. она является лишь элементом упорядочивающим готовый, но еще сырой материал, раньше всего в процессе монтажа фильма. Общие композиционные закономерности построения фильма по-своему преломляются в микромире фильма - эпизоде. При этом следует учесть, что в кино, как и любом искусстве, форма играет чрезвычайно важную роль, но она не должна доминировать над содержанием. Только единство содержания и формы, равновесие между ними и содружество могут дать необходимый результат. Длинным может быть рабочий материал для просмотра или хранения в архиве, а фильм должен быть кратким, лаконичным, емким по содержанию, "скупым", но выразительным и точно отвечать своей главной задаче - ради чего он снимался







© 2010-2022