С. А. Клычков Весна в в лесу

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект учебного занятия с использованием ЦОР

Учитель начальных классов - Стругова Лариса Геннадьевна

Класс: 4

Тема учебного занятия: «Поэзия С.А. Клычкова «Весна в лесу»

Тип учебного занятия: изучение нового материала

Цели и задачи учебного занятия:

Образовательные:

Познакомить с творчеством писателя;

Обеспечение целостного восприятия и осмысления поэтического текста;
Учить видеть в природе прекрасное при помощи поэта и художника

Развивающие:

Развивать поэтический слух.

Развитие навыков анализа лирического произведения.

Развитие творческого воображения, творческой активности учащихся.

Обогащать словарный запас детей.

Воспитательные:

Воспитание интереса к живописи, к музыке.

Воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе.

Оборудование:

Компьютер, экран, проектор

Этапы урока:

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания.

III. Подготовка к восприятию стихотворения

IV. Чтение и анализ стихотворения «Весна в лесу».

V. Физкультминутка

VI. Работа по содержанию

VII. Подготовка к выразительному чтению

VIII. Чтение стихотворения детьми вслух

IX. Викторина «Стихи о весне. Отгадай автора»

X. Итог урока

XI. Запись домашнего задания







Ход учебного занятия:

I этап

учебного занятия



Время


Цель

Компетенции


Методы


Формы


Используемые ЦОРы

Знания

Умения

Организационный момент


1мин.

Подготовка учащихся к работе

Организация внимания и внутренней готовности

Умение организоваться, быстро включиться в деловой ритм


словесный


фронтальная

Слайд №1

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Урок начинается с чтение учителем стихотворения

Вот книжки на столе, а вот - тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки,

И не досуг дуть на корабль бумажный - Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный.

Включение в деловой ритм, подготовка к работе.

II этап

учебного занятия



Время


Цель

Компетенции


Методы


Формы


Используемые ЦОРы

Знания

Умения

Проверка домашнего задания


4 мин.

Проверить готовность к домашней работе


Содержание стихотворения

Выразительно читать, комментировать свои рисунки


словесный, наглядный


фронтальная


Деятельность учителя

Деятельность ученика - Пастернак «Золотая осень»

Ученики выходят к доске, выразительно читают домашний текст.

Демонстрируют свои рисунки с обсуждением.

III этап

учебного занятия



Время


Цель

Компетенции


Методы


Формы


Используемые ЦОРы

Знания

Умения

Подготовка к восприятию стихотворения.


5 мин.

Познакомить детей с автором произведения, названием произведения

Признаки времен года

Внимательно слушать


словесный,


фронтальная

Слайд № 2,

№ 3, № 4, № 5

Деятельность учителя

Деятельность ученика - Удивительную зелёную страну населяют удивительные жители, в перьях, шерсти, чешуе! Встречи здесь неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу. У нас есть всё для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать. Глаза, чтобы видеть. И сердце, чтобы всё понять! «Где же эта страна ?», - спросите вы… Она не за морями, не за горами, а рядом с нами!

- Прочитайте слова А. Толстого и предположите тему сегодняшнего урока. «Всё весны дыханием согрето, Всё кругом и любит и поёт» А. Толстой. - Правильно, сегодня мы будем говорить о весне, о разных её образах, а также продолжим знакомство с одним из разделов учебника «Поэтическая тетрадь», познакомимся с творчеством поэта Сергея Клычкова и с его стих-ем «Весна в лесу».

Несколько слов о писателе: Клычков Сергей Антонович (Лешенков) родился в 1889 году в семье башмачника и крестьянки, в деревне Дубровки Тверской губернии.. Родители сыграли большую роль в формировании внутреннего мира будущего писателя. Клычков так писал о себе: «Языком я обязан лесной бабке, речистой матушке Фёкле Алексеевне и мудрому отцу моему, а больше всего нашему полю за околицей и чертухинскому лесу» С детства любил подолгу гулять и наблюдать за природой. Родная деревня стала местом действия прозаических произведений Клычкова. В 1911 году стихи молодого поэта были включены в сборник стихотворений наряду со знаменитыми поэтами. Клычков вступил в литературу как поэт, писавший в жанре народной песни. Для его стихов были характерны песенная нежность, внешняя лёгкость в сочетании с не высказанной открытой печалью.

1)

- О чём нам говорит название этого произведения?

- А вот вряд ли кто из вас задумывался, что за один сезон мы проживаем три весны.

- Начало всей весны - это Весна Света. Слайд

- Посмотрите на картину и опишите Весну Света? Солнце нестерпимо яркое, чистое, красивы тени на снегу: то синие от неба, то желто - коричневые от земли. Воздух ранней весной прозрачный, чистый, чуть морозный. Небо ярко - голубое, почти синего цвета. Теперь светлого времени будет больше и больше. Настоящий праздник Света.

- Дальше начинается В е с н а B о д ы. (слайд) Расскажите о ней. - А как вы думаете, третья Весна как называется?

-Ребята, как можно определить Весну Зелени? (слайд)

Ученики внимательно слушают, отгадывают загадку.

- О весне


- О весне, о весенних изменениях в лесу, о пробуждении природы


Весна Зелени Всех оттенков зеленого цвета распускаются листочки.

I V этап

учебного занятия



Время


Цель

Компетенции


Методы


Формы


Используемые ЦОРы

Знания

Умения

Чтение и анализ стихотворения «Весна в лесу».


8 мин.

Обеспечение целостного восприятия и осмысления поэтического текста

Признаки наступления весны.

Умение внимательно слушать и отвечать на поставленные вопросы, работать со словарем настроений


словесный


фронтальная

Слайд № 6,

№ 7, № 8, № 9

Деятельность учителя

Деятельность ученика


2) Чтение стихотворения учителем. - Какое чувство вызвало у вас это стихотворение? Почему?

Приготовьте « Словари настроений»

3) Работа со «Словарём настроений»(см. приложение №1).

4) Лексическая работа:
- Сейчас вы перечитаете стихотворение самостоятельно
- В стихотворении встречается устаревшая лексика:

утренник- начало дня
груда- большая куча чего-нибудь
рудый- вымерший, грубый
дрем - полусон, состояние, при котором хочется спать.
яр - глубокий, заросший овраг
никнуть- опускаться, пригибаться
истома-чувство приятной расслабленности
бор- хвойный лес
странник (устар.)- человек, странствующий пешком, обычно на богомолье

- Как относится поэт к весеннему лесу?

-Найдите действующих лиц, персонажей. Возьмите карандаш и подчеркните.

-Почему их так много?

- Можно ли назвать стихотворение "Весна в лесу" лирическим?

- Бодрое, пробуждение, восхищение, радость


Работа с Толковым словарём

- С восхищением, любовью, он радуется пробуждению весеннего леса, ещё он ему нравится, хочет уйти в лес до завтра.

Зайцы, дятел, медведь, сойки, глухари, чудный страничек.

Подробнее рассказать кто, что делает весной- Да, в нём красота родной природы

V этап

учебного занятия



Время


Цель

Компетенции


Методы


Формы


Используемые ЦОРы

Знания

Умения

Физкультминутка


1 мин.

Переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением


Умение организоваться, быстро включиться в деловой ритм


словесный,

коллективная работа


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу

Руки согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем

Это к нам птицы летят

Как они сядут, тоже покажем

Крылья сложили назад

VI этап

учебного занятия



Время


Цель

Компетенции


Методы


Формы


Используемые ЦОРы

Знания

Умения

Работа по содержанию


16 мин.

Осмысления поэтического текста, развитие навыков анализа лирического произведения

Организация внимания и внутренней готовности

Умение организоваться, быстро включиться в деловой ритм


словесный

фронтальная

Слайд № 10 - 16

Деятельность учителя

Деятельность ученика


- Какое время суток изображено в стихотворении? - Найдите действующих лиц, персонажей; возьмите карандаш и подчеркните тихонько. - О ком и о чём пишет автор? - Почему так много действующих лиц?
Чтение первой строфы. - О чем эти строки? - Найдите слова, которые зовут нас в лес? - Почему автор приглашает нас рано в утренник?
Чтение второй строфы. - Кого встречаем в лесу? - Почему зайцы собираются грудой? - Какие звуки леса мы слышим? - Какой ствол выбирает дятел?

- Прочитайте эпизод, как дятел почуял раннюю весну.
Комментарии о пользе дятла:
- Дятла называют «лесным санитаром». Почему?

Чтение третий строфы.

- Прочитайте 3 пятистишье про себя и подумайте, в каком темпе надо её прочитать?

А почему? Докажите! (не быстро) (тягучий - медленный, побродить - идти не быстро)

Почему - багровый хребет? Посмотрите на солнышко. (отсвет зари)

Медведь щурится в лому - как понимаете?

Почему же медведь щурится?

Прочитаем вслух, соблюдая выбранный темп.

- Посмотрите, внимательно на 2 3 пятистишье, какие цвета встречаются? Красногрудый, рудый, багровый. Это оттенки красного. - Почему поэт выбрал оттенки красного? Когда солнышко поднимается оно красное

- Такой приём называется цветопись. доска Чтение четвертой строфы. - Почему автор хочет уйти в бор? - Сои - кто это? Сойка - пестрая лесная птица семейства вороновых. - Глухари кружатся, как вы себе это представляете?

Чтение пятой строфы. - Прочитайте последнее четверостишье. О каком « чудном странничке « с золотыми кудрями говорит поэт? (Это месяц апрель. Автор олицетворяет его со странничком , то есть с путешественником. Очень часто в русских приметах, поговорках, стихотворениях весну называют красна девица и на картинах изображают её в образе красивой девушки.)

- А каким вы представляете Весну?

- Какие художественные приёмы использует автор свойственные только поэтической речи? Найдите их, подчеркните карандашом. Назовите. Какие слова используем. Эпитет - это яркое образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету. Например: золотая осень, синее море, белоснежная зима, бархатная кожа, хрустальный звон.

Сравнение - это художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим.

Олицетворения - это перенос характеристик, свойств, умений, присущих одушевленным, живым существам на неодушевленные предметы или абстрактные понятия -Какие рисунки можно нарисовать к стихотворению?

- А какие птицы прилетают к нам весной?

- Грачей называют вестниками весны. Давайте вспомним пословицы и поговорки о грачах.


Ответы детей.
- Чтобы лучше рассказать о весне в лесу, об изменениях в природе.

- Автор зовет нас в лес

- Тепло, мягкий мох - Чтобы больше успеть увидеть, наблюдать за изменениями в природе

- Зайца и дятла

- Место сухое

- Капель, звук дятла

- Рудый

- Отсвет зари

- Он хочет наблюдать за пробуждением весны.

- Это птицы сойки, они клохчут как курицы.

- Глухари танцуют друг перед другом, распустив крылья

- Так поэт описывает образ Весны

- Весна-это красивая молодая девушка .Волосы у нее длинные золотистые, как весеннее солнышко, глаза синие, как чистое небо. Она изящная, шагает легкой таинственной походкой. Одета она в пышный, длинный сарафан. На голове у нее венок из цветов. В руке у нее волшебный посох. Где коснется ее волшебный посох, все оживает. Рядом с ней идут ее друзья: птицы, насекомые, животные.
- Весна -это красивая девочка. У нее длинные волосы, голубые ,как небо глаза. На ней пышное желтое платье. Бегает она босиком, весеннего снега не боится, звонко и весело хохочет .Где коснутся земли маленькие босые ноженьки девчонки, там травка зеленая появляется, где коснутся голых деревьев ее маленькие ручонки, там смолистые душистые почки начинают раскрываться. От ее звонкого смеха насекомые просыпаются, птицы начинают громче петь, цветочки нежные появляются .
- Лесную опушку, зайцев грудой, как медведь просыпается от зимней спячки, как весело стучит дятел по дереву

-Грачи, журавли, скворцы, жаворонки, ласточки.

Грач на горе - весна на дворе.

Увидел грача - весну встречай.

Грач в воздухе - весна на улице.

Коли грачи прямо на гнездо летят - дружная весна.

VII этап

учебного занятия



Время


Цель

Компетенции


Методы


Формы


Используемые ЦОРы

Знания

Умения

Подготовка к выразительному чтению


4 мин.

Добиваться осознанного, выразительного чтения; развивать поэтический слух.

Содержание этого и других

стихотворений

Слушать и видеть знаки препинания


словесный


фронтальная


Деятельность учителя

Деятельность ученика

-А сейчас мы послушаем несколько стихотворений о весне?
-Подумайте, пожалуйста. какое настроение в данных стихотворениях?
Учащиеся читают стихотворения наизусть:
- А.Н. Плещеев «Весна»
- Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится»
-Ф. И. Тютчев « Весенние воды»
- Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза»

-Какое настроение в этих стихотворениях?

Ученики внимательно слушают.

Ученики рассказывают приготовленные ими раннее стихи.

- Почти во всех стихотворениях о весне настроение весёлое, радостное, звонкое, воспевающее, восхищённое

VIII этап

учебного занятия



Время


Цель

Компетенции


Методы


Формы


Используемые ЦОРы

Знания

Умения

Чтение стихотворения детьми вслух


3 мин.

Добиваться осознанного, выразительного чтения;

развивать поэтический слух.

Текста стихотворения

С выражением прочитать стихотворение, через чтение передать мысль стихотворения


словесный


фронтальная


Деятельность учителя

Деятельность ученика

1) Подготовка к выразительному чтению.

-Что значит прочитать выразительно?

- Заметьте, что в конце 3-4 строк в первых трёх столбцах нет ни точек, ни запятых. О чём это говорит?

-Какую интонацию вы выберете: медленную, среднюю, быструю?

-Прочитайте выразительно.

2)Выразительное чтение.


- Там нет пауз.

IX этап

учебного занятия



Время


Цель

Компетенции


Методы


Формы


Используемые ЦОРы

Знания

Умения

Викторина

«Стихи о весне. Отгадай автора».


1 мин.

Развитие творческой активности учащихся

Стихотворений о весне различных поэтов

Определять названия произведений


словесный


фронтальная

Слайд № 17

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Ребята, сейчас вам предстоит отгадать автора произведений.

Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит

Ласточка примчалась
Из-за бела моря

Я пришел к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало,


Ученики отвечают на вопросы

- Ф.И.Тютчев

- А.Майков

- А.А.Фет

X этап

учебного занятия



Время


Цель

Компетенции


Методы


Формы


Используемые ЦОРы

Знания

Умения

Итог урока


1мин.

Подвести итоги работы учащихся на уроке


понимать идею произведения


словесный


фронтальная

Слайд № 18

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Что полезного и интересного вы узнали сегодня уроке?

- Что нам дарит весенняя природа?

Ученики отвечают на вопросы

- Говорили о красоте весенней природы в стихах, о бережном отношении к ней

- Радость, красоту, хорошее настроение


XI этап

учебного занятия



Время


Цель

Компетенции


Методы


Формы


Используемые ЦОРы

Знания

Умения

Запись домашнего задания


1мин.

Сообщить учащимся о домашнем задании


Своевременно вести записи в дневнике


словесный


фронтальная

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Записываем домашнее задание:

Стр.63-64-выразительное чтение стихотворений, нарисовать и описать образ Весны из стихотворения.


Ученики записывают домашнее задание










Грач на горе - весна на дворе.

Грач в воздухе - весна на улице.

Коли грачи прямо на гнездо летят - дружная весна.

Увидел грача - весну встречай.

бодрое

пробуждение

восхищение

радость



С. А. Клычков Весна в в лесу

беспокойное прихотливое
бодрое
радостное
весёлое светлое
грустное смешное
солнечное
загадочное сочувствующее

пробуждение



сердитое
воспевающее трепетное
восторженное сказочное
высмеивающее скорбное
героическое

ожидание перемен

добродушное

волшебное

восхищение





С. А. Клычков Весна в в лесу



С. А. Клычков Весна в в лесуС. А. Клычков Весна в в лесу


Словарь настроений


Словарь настроений

© 2010-2022