- Преподавателю
- Начальные классы
- Методическая разработка урока литературного чтения: А П Гайдар Тимур и его команда
Методическая разработка урока литературного чтения: А П Гайдар Тимур и его команда
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Клочко Н.А. |
Дата | 26.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок чтения. "А.П. Гайдар. "Тимур и его команда"
Цели:
Познакомить учащихся с биографией А.П.Гайдара;
способствовать более прочному усвоению содержания повести "Тимур и его команда" совершенствовать умения вести диалог, участвовать в обсуждении;
учить добру, коллективизму,
воспитывать в детях желание отзываться на чужую беду, спешить на помощь человеку;
воспитывать интерес к возрождению тимуровского движения;
воспитание любви к прошлому нашей страны
расширять кругозор учащихся,
формировать устойчивый интерес к чтению.
Планируемые результаты обучения, в т. ч. формирование УУД:
Личностные УУД:
1. Формировать стремление к совершенствованию собственной речи; умение осознавать и определять эмоции героев произведения, сочувствовать и сопереживать ;
3. Развивать чувство сострадания и любви к людям, нуждающимся в помощи.
Метапредметными результатами являются:
Регулятивные УУД:
1.Ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;
2. Обдумывать последовательность своих действий;
3. Контролировать и корректировать свою работу на уроке.
Коммуникативные УУД:
1. Оформлять свои мысли в устной речи;
2. Высказывать и обосновывать свою точку зрения;
3. Работать в паре и группе.
Познавательные УУД:
1. Извлекать информацию; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Предметными результатами являются:
1Способствовать более прочному усвоению содержания повести "Тимур и его команда"
2. Самостоятельное прогнозирование содержания текста до чтения;
3. Составление сравнительной характеристики поведения героев.
4. Развитие техники чтения.
5. Формирование навыков работы с информацией.
Метапредметные связи: русский язык, изобразительное искусство, окружающий мир.
Ресурсы:
1. Техническая оснащенность: ноутбук; проектор.
2. Демонстрационный материал: «выставка книг А Гайдара», портрет, рисунки учащихся, игра- викторина.
3. Индивидуальные наглядные пособия: мини- выступления о писателе , прописи для самостоятельной работы, карточка с текстом для пантомимы для работы в группах.
4. Учебник «Литературное чтение» 3 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч 2 ( Сост. Л. А Ефросинина и др.).- 4-е изд.- М.: «Вентана- Граф», 2013.-193с.
Ход урока
I. Мативация к уроку.
Проверка готовности к уроку.. Слайд 1.
II. Вступительная беседа о писателе. Слайд 2.Родился Аркадий Петрович Голиков в 1904 году в городе Львове в семье школьного учителя . После рождения Аркадия появилось еще трое детей - его младшие сестры. Слайд 3 Когда ему исполнилось восемь лет, Слайд 4 Голиковы переехали в город Арзамас. Здесь прошли детство и юность Аркадия. В это же время была Первая мировая война и революция.Слайд 5 Четырнадцати лет Аркадий вступил в ряды Красной Армии. Он воевал, а в промежутках между боями учился и в семнадцать лет командовал полком. Он сражался на многих фронтах гражданской войны, неоднократно был ранен, а в 1924 году по состоянию здоровья вынужден был оставить армию. Но сидеть без дела он не мог и стал писателем и журналистом.Слайд 6. Впервые 7 ноября 1925 года в пермской газете «Звезда». появляется псевдоним «Гайдар». Им, в последствии, Аркадий Петрович подпишет все свои рассказы . А что обозначает это слово?.Уже 90 лет дети с интересом читают книги А.Гайдара. Есть они и у нас в библиотеке и я приглашаю вас с ними познакомиться. Слайд 7.С самого начала Великой Отечественной войны А.Гайдар стал настойчиво добиваться возвращения в армию. В 1941 он пошел добровольцем на фронт, корреспондентом "Комсомольской правды". Слайд 8.Он сражался в партизанском отряде. В ночь на 26 октября 1941 года группа партизан возвращалась с задания. При переходе через железнодорожные пути наткнулись на немцев. Гайдар первый заметил их. «Ребята, немцы!» - успел крикнуть он и погиб героической смертью в неравном бою с фашистами, спасая товарищей. Вечно живым памятником писателю стали его книги. Ведь Аркадий Гайдар один из самых любимых и самых читаемых ребятами писатель. Слайд 9 Его книга «Тимур и его команда», написанная в 1940 году(75 лет назад) понравилась и нашим ребятам и о героях этой книги мы будем говорить на нашем уроке. III.Актуализация необходимых знаний Дома вы прочитали отрывок из книги «Тимур и его команда» и , я надеюсь, подготовились к уроку. Проверка дом задания 1.Почему Женя оказалась на чердаке?- рассказать 2.Что она там увидела?- прочитать 3.Что она решила сделать?- рассказать 4.Прочитайте разговор по телефону про себя. Кто сможет выступить в роли Тимура и Жени?- инсценируют отрывок- разговор по телефону 5.Почему все расступились? 6.Прочитайте каким предстаёт Тимур перед Женей? 7.Кто изображён на данной иллюстрации? Прочитайте по ролям диалог Тимура и Жени. 8.О чём узнала Женя от ребят?- рассказать. (Что пропала коза и бабка побила Нюрку. Что плачет дочь лейтенанта Павлова) 9.Прочитайте по ролям диалог Гейки и Коли., 10.Прочитайте диалог Тимура и Коли о побеге на фронт. 11.К какому отрывку можно отнести пословицу: «Кулаками делу не поможешь»?Прочитайте диалог Тимура и Гейки о Квакине 12.Какой отрывок из текста нужно читать быстро? Почему? 13.Тимур послал на поиски козы 5 человек, верно? Докажите. 14.Кто и кому говорит: «Взялся за дело- сделай хорошо!»? А почему? IV.Физминутка (работа в группах- показать пантомиму по заданной теме: «носят дрова», «заполняют бочку», «ловят и возвращают козу» V. Организация познавательной деятельности. -А теперь проверим знание всей повести. Проверку проведём на листах самооценки в форме игры. «Красные звёзды» Слайды 10- 38 1.Фамилия, имя. 2.Портрет. 3.Кто? Кому? 4.Воинское звание. 5.Записки, телеграммы. 6. Объясни значение слова . 7. Добрые дела тимуровцев.
VI. Итог и награждение победителей.
VIII. Итог урока. 1. Кто такие тимуровцы? (Вскоре после выхода повести "Тимур и его команда" появилось новое слово тимуровцы. Оно осталось в языке нашего народа и хранится как пример чудесного выражения любви к Родине и деятельной заботе о ней молодых патриотов.)
- 2. Почему они боролись с Квакиным и его компанией?
- 3. Одержал ли Тимур победу над Мишкой Квакиным?
- 4. Что побуждало тимуровцев делать людям добро, хотя их за это никто не хвалил?
- 5. Какие добрые дела делаете вы?
Лист самооценки по повести А Гайдара «Тимур и его команда»
Фамилия_________________________
Вопрос
Ответ
+
Имена родных сестёр и их фамилия.
Имя и фамилия дяди Тимура.
Фамилия и имя атамана шайки по очистке садов.
Фамилия, имя и отчество Колиного дедушки.
Высокий темноволосый мальчуган лет тринадцати. На нем были легкие чёрные брюки и темно-синяя безрукавка с вышитой красной звездой.
Босоногая девчонка в красном сарафане.
Большеголовый, одетый в матросскую тельняшку коренастый мальчишка.
Седой лохматый старик. Холщовая рубаха его была бедна. Широченные штаны - в заплатках. К колену его левой ноги ремнями была пристегнута грубая деревяшка.
Так вот: если ты днём или ночью ещё раз такой знак где-либо увидишь, ты беги прочь от этого места, как будто бы тебя кипятком ошпарили.
-Я спал. Он пришел. Я встал. Он послал. Он велел, чтобы мы с тобой спустились вниз, к калитке.
-Будь спокоен! Ты о людях всегда думал, и они тебе отплатят тем же.
-Человек должен трудиться…Труд облагораживает человека…
Воинское звание отца Оли и Жени.
Воинское звание отца четырёхлетней девочки, которая постоянно плакала.
Воинское звание дяди Тимура
Воинское звание отца и брата Гейки.
Девочка, когда будешь уходить, захлопни крепче дверь.
На днях проездом несколько часов буду Москве число часы телеграфирую дополнительно тчк
Приезжай немедленно ночью папа будет в городе
Квакин, караулить не надо. Я их запер, ключ у меня. Я приду прямо на место, к саду, вечером.
Револьвер - это …
Красноармеец - это …
Примус - это …
Ультиматум - это …
Старухе - молочнице
Жене
Нюркиной бабке…
Дочери погибшего лейтенанта…
Итого:
Проверка дом задания 1.Почему Женя оказалась на чердаке?- рассказать 2.Что она там увидела?- прочитать 3.Что она решила сделать?- рассказать 4.Прочитайте разговор по телефону про себя. Кто сможет выступить в роли Тимура и Жени?- инсценируют отрывок- разговор по телефону 5.Почему все расступились? 6.Прочитайте каким предстаёт Тимур перед Женей? 7.Кто изображён на данной иллюстрации? Прочитайте по ролям диалог Тимура и Жени. 8.О чём узнала Женя от ребят?- рассказать. (Что пропала коза и бабка побила Нюрку. Что плачет дочь лейтенанта Павлова) 9.Прочитайте по ролям диалог Гейки и Коли., 10.Прочитайте диалог Тимура и Коли о побеге на фронт. 11.К какому отрывку можно отнести пословицу: «Кулаками делу не поможешь»?Прочитайте диалог Тимура и Гейки о Квакине 12.Какой отрывок из текста нужно читать быстро? Почему? 13.Тимур послал на поиски козы 5 человек, верно? Докажите. 14.Кто и кому говорит: «Взялся за дело- сделай хорошо!»? А почему?
III
. Вопросы и задания по тексту.
- В каком году написана повесть «Тимур и его команда»? (В 1940.)
- Назовите фамилию Тимура - главного героя повести «Тимур и его команда». (Гараев.)
-Зачем Женя искала почту?( Ей нужно было отправить телеграмму папе).
- Назовите фамилию Жени и Ольги.(Александровы.)
- Назовите воинское звание и воинскую должность отца Ольги и Жени. (Полковник, командир бронедивизиона.)
- С кем жил Тимур на даче? (Тимур жил на даче с дядей Георгием).
- Назовите кличку собаки Тимура. (Рита.)
- На каком музыкальном инструменте играла Женина сестра Ольга? (На аккордеоне.)
- С кем Тимур собирался починить оборванные Женей провода? (С Колей Колокольчиковым.)
- На какие дома ставили звезды ребята из команды Тимура? (Если на воротах нарисована звезда, значит, из этого дома человек ушел в Красную Армию, и дом находится под охраной и защитой команды Тимура. А если лучи звезды обведены широкой черной каймой, значит красноармеец из этого дома погиб).
- Что обнаружила Женя на чердаке? (Женя обнаружила, что чердак обитаем. На стене висели мотки веревок. Фонарь, два скрещенных сигнальных флага и карта поселка, вся исчерченная непонятными знаками. Тут же стоял перевернутый фанерный ящик. Возле дырявой замшелой крыши торчало большое, похожее на штурвальное, колесо. Над колесом висел самодельный телефон).
- Назовите имя девочки, хозяйки козы (Нюрка) - Имя мальчика, который рассказал о пропавшей козе (Сима Симаков) IV. Разгадывание кроссворда-логогрифа. Слайд 32.
Начнем работу над повестью с заполнения кроссворда-логогрифа.
1. Фамилия Тимура? (Гараев.)
2. Знак, вышитый на темно-синей безрукавке Тимура? (Звезда.)
3. Командный пункт Тимура? (Чердак.)
4. Учреждение, которое искала Женя, когда сошла с поезда? (Почта.)
5. Фамилия атамана шайки по очистке чужих садов. (Квакин.)
6. Воинское звание Жениного папы? (Полковник.)
7. Договорите слово:
- Гром и стук раздался по площади. Шарахнулись и остановились идущие с поезда прохожие. Стук и вой повторился. Загорелись огни в окнах соседних дач. Кто - то включил свет над ларьком, и столпившиеся люди увидели над палаткой такой…(Плакат.)
8. Какое слово пропущено?
"Спрашивать позволения было не у кого, дядя ночевал в Москве. Тимур зажёг фонарь, взял топор, крикнул собаку Риту и вышел в сад. Он перевёл взгляд с топора на замок. Да! Он знал - так делать было нельзя, но другого : не было. (Выхода.)
V. Словарная работа Слайд 33.
- Какое слово получилось?( Характер).
- Объясните значение слова характер.
Выслушиваются ответы детей.
Характер - совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении. О характере часто говорят: сильный, волевой, твердый, смирный.
- Где в повести встречается слово характер? (В начале повести Женя, глядя на своё отражение в зеркале думала: "Хорошо! Пусть Ольга старше и пока её нужно слушаться. Но зато у неё, у Жени, такие же, как у отца, нос, рот, брови. И, вероятно, такой же, как у него, будет характер.
- Оля, - вставая, сказал отец, - я не знаю, я не верю, чтобы Женька могла попасть в плохую компанию, чтобы её испортили, чтобы ею командовали. Нет! Не такой у неё характер.(чтение всего диалога, где ещё идёт речь о характере Жени.)
(Если дети обратят внимание на разговор о козе с характером, можно сказать, что и козы бывают с характером.)
- На страницах повести встречается слово благородство. Как вы понимаете значение этого слова?
Благородство - высокая нравственность, самоотверженность, честность.
- Почему доктор Колокольчиков считал, что его внуку не хватает благородства? (Он съел 4 порции мороженного и не поделился с младшей сестрой).
- Какие слова часто говорил доктор Колокольчиков? (Труд облагораживает человека).
- Как Гайдар А.П. называет Гейку и Колю, которые принесли ультиматум Мишке Квакину и его компании? (Парламентеры).
-Как поступила компания Мишки Квакина с парламентерами? (Парламентеров заперли в часовне).
- Объясните значение слова парламентер? (Парламентер - официальное лицо посланное от одной из воюющих сторон для переговоров с неприятелем).
- Знаете ли вы значение слова ультиматум?
Выслушиваются ответы детей.
Ультиматум - это решительное требование с угрозой применения мер воздействия в случае отказа.
- А как объяснил значение этого слова Квакину бритоголовый Алёшка? ("Ультиматум - это такое международное слово. Бить будут"). - Найдите в повести и выразительно прочитайте содержание ультиматума? Слайд 34. Атаману шайки по очистке чужих садов Михаилу Квакину и его гнусно прославленному помощнику Петру Пятакову, иначе именуемому просто Фигурой, а также ко всем членам этой позорной компании ультиматум. Ввиду того, что вы по ночам совершаете налеты на сады мирных жителей, не щадя и тех, на которых стоит звезда с траурной каймою вам трусливым негодяям, мы приказываем: не позже чем завтра утром Михаилу Квакину и гнусно подобной личности Фигуре явится на место, которое им гонцами будет показано, имея на руках список всех членов вашей позорной шайки. А в случае отказа мы оставляем за собой полную свободу действий.
VI. Вопросы для самых внимательных читателей. Слайд 35.
Украли! А какая была коза!
Ну, ______, а не коза!
- У _______ рогов не бывает.
- Какое слово я пропустила? (Голубь).
-Кто и кому с обидой сказал слова: "Я тебе не грузовик, не конь и не трактор!" ? (Женя Оле, когда она послала ее за водой).
- Кому принадлежат слова и по какому поводу они были сказаны? Взялся сделать - сделай хорошо! (Так сказал Тимур Коле Колокольчикову, когда тот некрасиво нарисовал звезду, на доме молочницы под №25). -Что и когда сказал Коля Колокольчиков о солдатской службе? (Когда Тимур поднял его ночью и послал к Жене охранять спящую девочку, Коля Колокольчиков сказал: "Эх, и тяжела ты, солдатская служба! Нет тебе покоя днем, нет и ночью!")
-Что говорится в повести об эхе? (Письма и телеграммы были теплые и ласковые. Они звучали издалека, как лесное эхо, которое никуда путника не зовет, ничего не обещает и все же подбадривает и подсказывает ему, что люди близко и в темном лесу он не одинок).
VII. Персонажи повести.
В сетку по горизонтали, по вертикали и по диагонали вписаны четырнадцать действующих лиц повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда". Кто из вас найдёт больше персонажей?
м
а
т
и
р
у
м
и
т
к
о
ж
е
н
я
у
а
л
в
с
л
а
л
е
ш
к
а
а
и
к
о
з
а
ч
й
д
к
м
к
н
ч
у
и
е
ы
и
а
ц
ю
р
н
д
г
г
н
к
а
р
у
г
и
ф
и
ш
о
е
к
г
я
р
ц
н
э
в
с
а
о
л
ь
г
а
Ответы: Тимур, Женя, Ольга, Нюрка, Квакин, Ладыгин, Рита, коза, молочница, Гейка, Алёшка, Коля, Фигура, Симаков.
- Назовите имя пожилого джентльмена, который является дедушкой Коли Колокольчикова? (Ф. Колокольчиков)
- Что отправила команда Тимура шайке Квакина? (Ультиматум.)
- Какой игрушкой развеселила Женя маленькую девочку? (Зайцем.)
- Как зовут помощника Квакина Фигуру? (Петр Пятаков.)
- Как проводила время шайка Михаила Квакина? (Шайка Квакина совершала по ночам налеты на сады мирных жителей, а днем гуляла и играла в карты "на тычка", "на щелчка", "на оживи покойника").
- Где шайка Квакина закрыла ребят, пришедших за ответом на ультиматум?(В часовне.)
- Где ребята из команды Тимура закрыли пойманных ребят из шайки Квакина? (В будке на краю базарной площади.)
- На чем и с кем Женя приезжает в Москву встретиться с отцом? (На мотоцикле с Тимуром.)
- Во сколько должен был уезжать отец Жени и Ольги? (В три часа.)
- Кто организовал ребят на проводы Георгия? (Женя.)
- Почему Оля невзлюбила Тимура? С чьей легкой руки это произошло? (Оля невзлюбила Тимура, так как видела его, когда он разговаривал с Квакиным, а молочница сказала, что эти мальчишки грабят сады)
- Дядя сказал, что дела у Тимура темные, а чем же на самом деле занимался Тимур? Слайд 31.О добрых делах дети рассказывают по рисункам, где дети носят воду и наполняют бочку, мальчишки складывают дрова в поленницу, возвращение домой пропавшей козы Маньки.
-А теперь проверим свои знания.
Вы все к уроку прочитали повесть А.П.Гайдара, которая называется "Тимур и его команда". Гейка, Алёшка, Коля, Фигура, Симаков.