Обобщение знаний о падежах имён существительных (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщение знаний о падежах имён существительных (3 класс)Обобщение знаний о падежах имён существительных (3 класс)Обобщение знаний о падежах имён существительных (3 класс)Обобщение знаний о падежах имён существительных (3 класс)Обобщение знаний о падежах имён существительных (3 класс)Обобщение знаний о падежах имён существительных (3 класс)

Цели урока:

  • Закрепление знаний о падежах имён существительных, падежных вопросах и предлогах, употребляемых с падежами.

  • Формирование навыков распознавания падежей имён существительных.

Задачи:

Здоровьесберегающая: обеспечить условия для закрепления знаний на основе неугасаемого интереса, как фактора повышения мотивации учебной деятельности.

Обучающие: упражнять в разборе слов по составу и как часть речи, развивать орфографическую зоркость, речь учащихся.

Развивающие: развивать мышление, умение отстаивать свою точку зрения.

Воспитывающие: воспитывать культуру общения на уроке; воспитание любви и бережного отношения к морю и его обитателям.

Тип урока: комбинированный

Формы и виды деятельности: работа в тетради, работа с видеоматериалом, работа с книгой, участие в учебном диалоге.

Образовательные ресурсы:

  • Учебник «Русский язык, 3 класс» Канакиной В.П.

  • Раздаточный материал (диагностика).

  • Презентация учителя, компьютер, мультимедийный проектор.

Аббревиатура:

Л.: личностные ; Р.: регулятивные; К.: коммуникативные; П.: познавательные

РЕЗУЛЬТАТЫ

Ход урока

Этап

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Личност-

ные

Метапред-

метные

Предмет-ные

1.

Органи-зацион-ное начало урока. (Презен-тация , слайды 1-2)


Органи-зация направ-ленного внима-ния на начало урока


Сегодня у нас необычный урок, урок морского путешествия. Наш класс - это корабль, я - капитан, а вы - матросы. Ваши тетради - судовые журналы, в которых будете записывать маршрут нашего путешествия. Мы с вами посетим разные острова и страны. На карте обозначен наш путь. Поднимите руки, кто из вас был на море? А кто видел море на картинке, в телепередачах, в интернете? Закройте глаза и представьте море. Открывайте тетради - судовые журналы, пропустите две строчки. Записываем дату отплытия.

Садятся на место, проверяют готовность к уроку.

Слушают учителя, эмоционально настраиваются на урок.

Записывают число, название работы

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося.

.

Р.: органи-зовывают своё рабочее место.



2.

Совер-шенство-вание навыка каллиграфии.

(Презен-тация , слайд 3)

Отработ-ка навыков каллиграфии - Мы отправляемся из страны 3 класс и плывём к острову Чистописания. - Назовите первый звук в слове море. Что вы о нём знаете? Подберите слова, в которых этот звук будет произносится мягко.

- Назовите букву, которая обозначает эти звуки.

- Сегодня на уроке пишем буквы «Эм» заглавную и строчную.

Рассматривают карту.

Отвечают на вопросы учителя.

Подбирают слова

Работают в тетрадях

Отвечают на вопросы учителя, обобщают приобретённые ранее знания

П.: осоз-нанное и произвольное речевое высказывание в устной форме с опорой на имеющие-ся знания

Активизация словарного запаса

3. Словар-но-орфографичес-кая работа.

(Презен-тация, слайды 4-5)


Повто-рить написа-ние словар-ных слов.

Покидаем остров и подплываем к тёплому течению в океане - течению Слов.

Запишите одним словом:

- Квалифицированный рабочий на морском судне (матрос)

- Морская профессия с корнем -мор-(моряк)

- Проверьте, правильно ли вы записали слова. (Проверка на экране, средство обратной связи).

- К какому из данных слов мы можем подобрать проверочное слово?

- Запишите однокоренные слова к слову моряк, разберите их по составу

- Составьте предложение со словом матрос. Запишите его

Рассматривают карту.

Каждый ученик записывает слова в своей тетради.

Проверяют.

Отвечают на вопросы учителя Море, моряк, морской, приморье. Работают в тетрадях

Составляют и записывают предложение

Отвечают на вопросы учителя, обобщают приобретённые ранее знания.



П.: анали-зируют, сопоставляют, обобщают

К.:адекват-но воспри-нимают разные точки зрения

Активизация словарного запаса

Научатся раскры-вать соответствующую тематике информацию

4.

Целепо-лагание

(Презен-тация, слайд 6)

(Презен-тация, слайд 7)

(Презен-тация, слайд 8)

Определение (формулирование) темы и цели урока) Проплыли течение Слов, подошли к стране Падежей.

Прочитайте:

"У слова есть 6 падежей

Шесть верных маленьких пажей

Они приходят чередой,

За слово в бой готов любой".

- Чем мы будем заниматься на уроке? - Путешествуя, мы повторим изученные падежи, их вопросы, предлоги, будем упражняться в обозначении падежей существительных.

- Что такое склонение? ( изменение им. сущ. по падежам)

- Какой падеж никогда не имеет при себе предлога? (И . п.)

- А какой падеж без предлога не употребляется? ( П. п.)

- Каким членом предложения могут быть имена существительные, стоящие в косвенных падежах?

( дополнением)

- Сколько падежей в русском языке? ( 6 )

- Назовите их.

Именительный от слова имя, т.е. названия предмета. Родительный - буквально означает «полученный с рождения». Такое название возникло потому, что родительный падеж без предлога при существительном очень часто обозначает лицо, являющееся родителем, создателем, владельцем (сын Ивана, дом отца, платье сестры).

Дательный - от слова дать. Винительный назван так потому, что предмет, о котором идет речь, является причиной действия (читать книгу, шить платье). Творительный связан с глаголами творить, т.к. одним из основных его значений является значение орудия действия (резать ножом, рисовать карандашом). Предложный. Название этому падежу дал М.Ломоносов, поскольку этот падеж употребляется только с предлогами.

Просклоняйте слово парус

Выделите окончание у существительных

А сейчас наши матросы расскажут, что они знают о падежах.

Читают

Предположения детей

Слушают учителя

Отвечают на вопросы учителя

Слушают учителя



Работают в тетрадях и на доске

И.п. что? парус

Р.п. чего? паруса

Д.п. чему? парусу

В.п. что? парус

Т.п. чем? парусом

П.п. о чём? о парусе

Читают стихи

Отвечают на вопросы учителя, обобщают приобретённые ранее знания.



Формирование устойчивого учебно- познава-тельного интереса к новым фактам, сведениям

Р.: определяют тему урока

К.: адек-ватно восприни-мают разные точки зрения и мотивиро-ванно и корректно присоеди-няются к одной из них, или аргументировано высказывают собствен-ную точку зрения



Р.:сохрня-ют цель и задачи урока

П.: анали-зируют, сопоставляют

Умеют работать с иллюстративным материа-лом

Развитие речи

Научатся раскры-вать соответствующую тематике информацию





Владение понятия-ми «падежи» и «падеж-ные вопросы» имён существительных

5.

Самостоятельная работа

Презен-тация ), слайд 9)

Формирование личной ответст-венности за результа-ты своего труда

Отходим от страны Падежей. Приближается шторм и нам нужно его переждать. Для этого существуют в море бухты. Мы плывём в бухту Списывания

Учебник с.59 упр.107

Обвести вокруг пальца - ловко обмануть Прокатить с ветерком - очень быстро

Рассматривают карту

Читают задание

Вставляют пропущенные буквы и предлоги, выделяют в глаголах приставки

Проверяют работу соседа

Указывают падеж, объясняют написание букв, значение выделенных фразеологизмов

Осознаёт ответствен-ность за общее благополу-чие класса

К.:слушают учителя

Р.: взаимодействуют со сверстниками в учебной деятельности

К.: контролируют действия партнёра

6. Физми-нутка

(Презен-тация ), слайд, 10)

(Презен-тация

«Физми- нутка на море»)

Создать положи-тельный эмоцио-нальный фон, способ-ствовать активизации деятель-ности учащихся, профилактике утомляе-мости.


Покидаем бухту списывания, плывём дальше и подплываем к острову Моряков. Здесь живут сильные, храбрые, здоровые моряки. Чтобы стать настоящим моряком, нужно сделать морскую физминутку.

  • Гимнастика для глаз

  • А теперь поплыли дружно
Делать так руками нужно: Вместе - раз, это - брасс. Одной, другой - это кроль. Качаясь на волне, Плывём на спине. Вышли на берег крутой. И отправились домой.
  • Гимнастика для глаз (продолжение)
  • Гимнастика для дыхания

Выполняют движения

Проявляют эмоциональную отзывчи-вость

Осознаёт ответствен-ность за общее благополу-чие класса

Р.: выпол-няют физминут-ку под руководством учителя

7.

Работа в парах

Презен-тация ), слайд 11)

Формирование личной ответственности за результа-ты своего труда

Мы отправляемся дальше к водопаду Дружба

- Что ещё нужно сделать в нашем упражнении?

Поработайте в парах:

1 ряд разбирает 1 слово (в альбоме)

2 ряд - 2 слово (под кровать),

3 ряд - 3 слово (на метро)

Разобрать слово как часть речи

Работают в парах: обсуждают, делятся мнением, выражают своё отношение, записывают

Проверка: один читает, другие слушают, исправляют ошибки

Умеют работать в паре, слушать партнёра и делать выводы.

Р.: прогно-зируют результа-ты уровня усвоения изучаемо-го резуль-тата

К.:аргументированно высказывают свою точку зрения с опорой на изученный материал

Работают в парах

8. Диагнос-тика

Презен-тация ), слайд 12, 13)

Снизить психоло-гическое напряже-ние учащихся


Учитель читает стихотворение. Ребята! Возвращаемся в страну 3 класса. Но сначала давайте проверим, как вы поняли изученный материал.
Возьмите листочки и выполните те задания, которые вам интересны.
Первое задание - самое лёгкое, второе - посложнее, третье - творческое.

Работают на листочках

Р.:прогно-зируют результа-ты уровня усвояемо-го материала

Ориенти-руются в целях, задачах урока и условиях общения

9.

Итог урока. Рефлек-сия.

Снизить утомляе-мость

Оцените свою работу на уроке - на листках диагностики нарисуйте:
Солнышко (легко, интересно),
Облако с солнышком (немного трудно, но интересно),
Тучку (трудно и непонятно).

Рисуют

Реально оценивают свои возможнос-ти

Р.: оценивают свои действия

10.

Домаш-нее задание

Презен-тация ), слайд 14)


Сходим на берег. Закрываем судовые журналы. Открываем дневники, записываем домашнее задание.

Записывают задание



© 2010-2022