Интегрированный урок «Настоящее время глагола»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта интегрированного урока


Авторы, разработчики:
Островская Э.Л. Предмет

«Русский язык» и «Литературное чтение» Класс 4 Тип урока интегрированный Технология построения урока личностно-ориентированная, информационная Тема «Настоящее время глагола». М.Ю. Лермонтов «Парус». Цель Развивать у детей литературный вкус, видение красоты слова. Учить выражать свои чувства, различать глаголы в форме настоящего времени. Задачи 1.Выделять глаголы в форме настоящего времени. 2.Наблюдать образование форм настоящего времени. 3.Познакомить с биографией поэта, фактами из его жизни. 4.Почувствовать настроение стихотворения «Парус»; осознать символическое значение образов в этом стихотворении. 5.Развивать внимание, художественную речь, творческие способности. 6.Воспитывать любовь к природе, интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова.

Планируемый результат Предметные умения: -иметь представления о глаголах в форме настоящего времени; -находить данную форму среди других форм времени глаголов; -знать части речи и их признаки; -знать алгоритм нахождения орфограмм в словах; -знать понятие «эпитеты» и уметь находить их в тексте; -знать понятие «метафора»; -уметь находить главные и второстепенные члены предложения; -определять части речи; -делать синтаксический разбор предложения; -знать понятие «синонимы»; -уметь создавать модель обложки данного стихотворения;












Личностные УУД:

умение работать с информацией;

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

понимание чувств других людей и сопереживание им;

чувство прекрасного и эстетические чувства. .

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы. Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить сообщения в устной форме; основам восприятия художественного текста, выделять существенную информацию; проводить сравнения, строить суждения.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения ,договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

строить понятные для партнёра высказывания;

задавать вопросы; формировать уважительное отношение к иному мнению.

Организация пространства

Формы работы:


Фронтальная, индивидуальная,

Работа в парах

Ресурсы:

Учебник, рабочая тетрадь по литературному чтению, портрет поэта, презентация о Лермонтове, репродукция картины М.Ю. Лермонтова, компьютер, проектор.


Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения



Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Самоопределение к деятельности.

Орг.

момент

Метапредметные УУД:

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

-уметь выражать свои мысли.

-Сегодня у нас необычный урок, в котором русский язык сочетается с уроком Литературного чтения, и называется такой урок интегрированным.

-Поприветствуем друг друга улыбкой. Погоду мы изменить не можем, а в классе пусть будет хорошее настроение и тёплая обстановка.

-Я желаю вам ,ребята, узнать много интересного на уроке.

- Проверьте, как организовано ваше рабочее место.

-Почему это важно?

Учащиеся слушают учителя.

Приветствуют друг друга улыбкой.

Проверяют своё рабочее место.

Обучающиеся высказывают свои мнения о необходимости правильной организации своего рабочего места.

2. Словарная работа

Предметные:

-знать отличительные признаки частей речи;

-делить слова на группы;

- знать алгоритм нахождения орфограммы в слове;

Метапредметные:

познавательные:

-проводить сравнения;

-строить суждения.

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль.

На доске слова:

Москва, русский, засверкает, Кремль, решает, священный, столетний, Лермонтов, читал, рисует.

-На какие группы можно разделить эти слова?

(Если учащиеся не назвали нужные группы слов).

-Молодцы! Но мы давайте остановимся на признаке части речи.

-Запишите слова в три столбика.

-Подчеркните в словах орфограммы.

-Что для этого надо сделать?

-Проверьте правильность выполнения задания.

-Кто выполнил задание без ошибок, поднимите руки.

-Кто допустил ошибки?

-В чём?

-Какой материал нужно повторить, чтобы больше не допускать данные ошибки?

-Для чего нужно знать данный материал?

Учащиеся читают слова.

Делят слова на группы, по своим признакам.

Слова можно разделить на 3 группы: существительные, прилагательные, глаголы.

Записывают слова в тетради.

Ставят ударения в словах, определяют в какой части слова орфограмма и выделяют её.

Трое учащихся в это время работают у доски.

Объясняют какого типа орфограммы встретились в словах, где нужно, подбирают проверочные слова.

(проверяют по образцу).

Объясняют причину допущенных ошибок

3. Постановка учебной задачи.

Метапредметные:

познавательные:

-выделять существенную информацию;

-проводить сравнения, строить суждения.

регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.

-Сформулируйте тему урока, при этом ориентируйтесь на время тех глаголов, количество которых преобладает.

-Прочитайте слова второго и третьего столбиков.

-Что вы заметили, откуда взяты эти слова?

-С произведениями какого поэта мы продолжим знакомство на сегодняшнем уроке?

-Т.к. у нас интегрированный урок, то как полностью звучит тема урока?

-Давайте назовём цели нашего урока. Чему мы будем учиться?

Учащиеся определяют, что среди глаголов больше всего глаголов настоящего времени и озвучивают тему урока «Настоящее время глагола».

Учащиеся читают слова и определяют, что они взяты из произведения Лермонтова «Москва, Москва...»

Продолжим знакомство с произведениями М.Ю. Лермонтова.

Учащиеся полностью озвучивают тему урока.

-Мы будем учиться находить и записывать глаголы настоящего времени и продолжим знакомство с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова.

4.Проверка домашнего задания.

Метапредметные:

коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

-Что было задано к сегодняшнему уроку по Литературному чтению?

-Подготовить сообщение о жизни и творчестве поэта.

Один из учащихся рассказывает о жизни и творчестве поэта, остальные дополняют его рассказ недостающими интересными фактами.

(презентация)

5.Актуализация знаний

Метапредметные:

коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

-В 1932 году Лермонтову было 18 лет. Он переезжает из Москвы в Петербург и в один из первых дней идёт по набережной Невы в сторону морского залива. Лермонтов впервые увидел морской простор, остановился, очарованный им, и долго смотрел вдаль.

Именно к этому времени относится стихотворение Лермонтова «Парус».

Сейчас вы послушаете это стихотворение и попробуете представить себе, вообразить картину того, о чём говорит поэт.

Учащиеся слушают сообщение учителя.


Подготовленный учащийся наизусть читает это стихотворение.

Дети слушают.

6. Анализ стихотворения.

Предметные:

-знать понятие «эпитеты» и уметь находить их в тексте;

-знать понятие «метафора»;

Метапредметные:

Личностные:

-развивать чувства прекрасного и эстетические чувства.

-Что вы представили, слушая стихотворение?

-Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?

-Как Лермонтову удалось передать одиночество паруса?

-Какие художественные определения (эпитеты) употребляет поэт для описания паруса?

- «Одинокий парус» -метафора. Для чего поэт использует метафору?

-Посмотрите на репродукцию картины. -Можно ли сказать, что в стихотворении говорится о том, что изображено на картине?

-Эту картину нарисовал сам М.Ю. Лермонтов.

-О чём говорит этот факт?

-Какие строчки из стихотворения подходят для названия этой репродукции?

Ответы учащихся.

Отвечают на вопросы учителя.


Ответы учащихся.

Что Лермонтов был глубоко одиноким человеком.

Ответ учащихся (Белеет парус одинокий).

7. Работа над предложением.

Предметные:

- уметь находить главные и второстепенные члены предложения;

-определять части речи;

-делать синтаксический разбор предложения.

-Прочитайте строчки, которые говорят об одиночестве паруса.

-Каким ещё назван парус в стихотворении?

Только ли о парусе идёт речь?

Как называется такой приём в литературе?

-Давайте запишем эти строчки в тетрадь, а один учащийся на доске.

-Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга.

-Подчеркните главные и второстепенные члены.

-Укажите части речи над словами предложения.

-Сделайте синтаксический разбор предложения.

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

Мятежный.

Нет. И о чувствах человека.

Олицетворение.

Пишут предложение в тетрадь. Один на доске.

Взаимопроверка.

Каждое задание выполняет на доске один учащийся.

(самопроверка)

8. Работа над нахождением глаголов настоящего времени.

Предметные:

-знать понятие «глагол»;

-знать признаки глагола в форме настоящего времени;

-уметь определять время глагола;

-определять вид глагола;

-знать понятия «синонимы».

Метапредметные:

Регулятивные:

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные:

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

-Скажите, что такое глагол?

-На какие вопросы отвечают и что обозначают глаголы настоящего времени?

-Прочитайте стихотворение, выделяя голосом глаголы.

-Выпишите глаголы в тетрадь, определите их время.

-Укажите вид глаголов.

-Поменяйтесь тетрадями, проверим, какие глаголы вы выписали.

-Для чего поэт использует в стихотворении глаголы?

-Приведите примеры глаголов-синонимов, которые подойдут для данного стихотворения.

Ответы учащихся.

Читают хором.

Работают в парах.

Взаимопроверка.

Ответы учащихся.

9. Словарная работа.

Работа над выразительностью стихотворения

Предметные:

-знать алгоритм работы над выразительностью стихотворения.

Метапредметные:

Познавательные:

-осуществлять поиск необходимой информации;

-Значение каких слов в этом стихотворении вам не понятно.

-Что обозначают данные слова?

-Давайте вспомним алгоритм работы над выразительностью стихотворения.

-С какой интонацией вы будете читать стихотворение?

-Кто готов прочитать стихотворение выразительно, передавая голосом настроение поэта?

Лазурь

мятежный

Чтение значения слова по учебнику.

Учащиеся читают памятку работы над выразительностью стихотворения.

Ответы учащихся.

Далее самостоятельно ставят логические ударения и паузы.

Чтение тремя учащимися стихотворения выразительно. (оценивание одноклассниками)

10. Моделирование обложки

(проблемный вопрос).

Предметные:

-уметь создавать модель обложки данного стихотворения;

-А сейчас давайте сделаем модель обложки к стихотворению.

Учитель задаёт проблемный вопрос:

-О чём это стихотворение?

-Значит это стихотворение не только о природе, но и ещё о чувствах человека.

Выслушиваются мнения детей ( о природе; о человеке; о его чувствах).

Учащиеся на листочках рисуют модель обложки стихотворения «Парус».

11. Итог урока.

Метапредметные:

Личностные:

-устанавливать связь между целью деятельности и её результатом. Чему учились на сегодняшнем уроке? -Какие цели были достигнуты? -Какой этап урока был самым интересным и почему? -Над чем нужно ещё поработать?

Ответы учащихся.

12. Рефлексия.

Метапредметные:

Личностные:

-давать оценку деятельности на уроке;

-А теперь выразим своё отношение к уроку.

-У вас на партах лежат кораблики.

Давайте мы их отправим в плавание.

Если урок вам понравился и всё удалось, то оставьте парус белым ,как у М.Ю. Лермонтова.

-Если урок был для вас скучным, многое не получилось, то раскрасьте любым другим цветом.

-Урок закончен!

-Спасибо за работу.

Учащиеся выбирают своё отношение к данному уроку.

Раскрашивают или не раскрашивают парус.

Показывают с места кораблик учителю.



© 2010-2022