- Преподавателю
- Начальные классы
- Исследовательская работа Секреты слова
Исследовательская работа Секреты слова
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Воробьёва И.В. |
Дата | 29.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Поделитесь с коллегами:
Глава I Слайд 1 Секреты слова Проблема: написав слова « коричневый», «сиреневый», подумала о том, что может быть, они произошли от слов «корица» и «сирень»? Откуда взялись слова? Каковы секреты их написания? Чтобы это выяснить, я решила провести исследование. Цель исследования: узнать историю появления слов, связав её с написанием слов. Задачи исследования: 1) Прочитать литературу и статьи в интернете по истории возникновения слов; 2) Выяснить секреты написания некоторых слов. Гипотеза исследования: написание слова зависит от его происхождения. Глава II У слов, как и у людей, есть своя история, своя судьба. Они могут иметь родственников, богатую родословную, и, напротив, быть круглыми сиротами. Слово может рассказать нам о своей национальности, о своих родителях, о своём происхождении. Изучением происхождения слов занимается интереснейшая наука - этимология. Слайд 2 Есть этимологи-ческие словари, в которых можно уточнить происхождение слова, историю его значения. Я нашла этимологические справки к некоторым словам. Они содержит информацию о происхождении слова, об его первоначальном значении. Этимологические справки слов напоминают удивительные сказки и истории. Запомнив их, мы можем легко усвоить написание слов. Этимологические справки к словам, обозначающим цвета Коричневый цвет Слайд 3 Коричневый - значит цвета корицы - красновато-бурой пряности. Корица - чисто русское слово и обозначает «маленькая корочка» (от слова кора). Багряный цвет. Слайд 4 Багровый - красную краску, почти коричневого оттенка называли общеславянским словом багр. От этого возникли названия багровый, багряный. Багровым называют густой красный цвет, а багряный - ярко-красный. Розовый цвет. Слайд 5 Слово «розовый» имеет польско-украинские корни. Произошло оно от названия соответствующего цветка «роза». Зелёный цвет. «Зелёный» связано с древним «зелъ». В древнерусском языке употреблялось слово «зель» в значении «зелень, трава, молодая озимь». Оранжевый цвет. Слайд 6 Слово «оранжевый» пришло к нам из французского языка. «Orange» в переводе - апельсин, то есть оранжевый цвет - «цвет апельсина». Голубой цвет. Происхождение слова «голубой» достаточно туманно. Голубой цвет считают производным от слова «голубь». Окраске этих птиц подобрали точное название - «голубой». Выходит, что раньше голубой цвет был как сизый, а не светло-голубой. Фиолетовый цвет. У слова «фиолетовый» долгая история. К нам оно пришло в 18 веке из польского. В Польшу слово «фиолетовый» попало из немецкого. Немецкий вариант перекочевал из французского языка, а французское попало из латинского слова «viola», что означает «цвета фиалки, фиалковый». Вот так появились названия цветов. А что же касается других слов? Как появилось слово копейка? Слайд 7 В XVI(16) веке русский царь Иван IV(4) выпустил деньги- монеты с изображением всадника с копьём. Такие монеты стали называть копейками. Прошли века, изменилась стоимость одной такой монеты, а потом и деньги стали другими. Но название «копейка» в языке осталось. А какова история слова столица? Когда-то в древнерусском языке слово стол означало «место, застланное ковром или тканью». Со временем слово стол стали употреблять в значении «княжеский трон». От него потом образовали и слово престол (место, где на троне сидит царь). Город, в котором находился стол князя, стали называть «стольный град», а уж из слова стольный было образовано существительное столица. А слово очки - родственники слова очи (в единственном числе - око). По теме «Секреты слова» я провела эксперимент. Слайд 8, 9 1. Я раздала детям карточки и провела словарный диктант из 10 слов: фиолетовый, голубой, оранжевый, зелёный, розовый, багряный, коричневый, столица, копьё, очки. Мне было интересно, как без знания истории слов, ученики справятся с заданием. 2. На следующий день я рассказала одноклассникам истории этих слов и повторно провела диктант. Результаты двух диктантов показаны на диаграммах. Слайд 10, 11 Таким образом, при повторном прочтении слов, результат оказался выше,что и доказывает эффективность работы над трудными словами с применением этимологического анализа. Слайд 12, 13 Заключение
В данной работе был рассмотрена зависимость между знанием этимологии слова и его правописанием. Это поможет детям в преодолении трудностей детей, с которыми они сталкиваются при заучивании большого количества непроверяемых слов.
Исследование: Слайд 1.ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D1%8C (всемирная энциклопедия) 2.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/himiya/POVARENNAYA_SOL.html (энциклопедия онлайн) 3. rodnoe-slovo.org/node/190 (история происхождения слов) 4. bessedka.ru/forum/160-899-1 5. philology.ru/linguistics1/vasilevich-07.htm Слайд
Спасибо за внимание!