Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

Развитие орфографической зоркости

на уроках русского языка в начальной школе


В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания. Работа над формированием навыков грамотного письма волнует всех учителей начальных классов. Орфографическая зоркость - это способность быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные или чужие). Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет даже хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма. Можно выделить следующие факторы формирования орфографической зоркости:

  • Зрительный фактор.

  • Слуховой фактор.

  • Рукодвигательный фактор.

  • Проговаривание.

Чтобы добиться результатов в этом вопросе, необходима постоянная работа с 1 класса по 4 класс в определенной системе. На этапе подготовки детей к обучению грамоте учу слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные, то есть сформировать понятийный аппарат, развить фонематический слух. Нельзя пренебрегать этой работой, так как впоследствии учащиеся будут писать без пропусков букв. На втором этапе работаю над выработкой орфографической зоркости. Ученик должен научить видеть и узнавать орфограммы. А этот навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий. И третий этап моей работы - учить детей самоконтролю, то есть учу учеников контролировать себя во время проверки своей работы. Развивающийся речевой слух, постоянное внимание учащихся к звукобуквенному составу слов, самопроверка позволяют развивать у учащихся зоркость к орфограммам. Передо мной при работе над орфографической зоркостью учащихся стоят следующие задачи:
  • формирование орфографических навыков через развитие познавательных интересов к предмету,
  • Формирование умений грамотного письма, грамотной речи,
  • Учить обнаруживать ошибку в письменном тексте,
  • В процессе обучения ребенка обучать применять правила на практике,
  • Развитие устной и письменной речи,
  • Развитие вербальных и невербальных функций, участвующих в процессе письма,
  • Развитие различных видов памяти,
  • Обогащение словарного запаса учащихся,
  • Воспитание культуры письма

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных заданий:
  • языкового анализа и синтеза - выделения звуков и букв, морфем (корня, приставки, суффиксов, окончаний),
  • при чтении,
  • при письме диктантов,
  • при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями.
Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на ее выработку. Орфографическая зоркость опирается и на запоминание буквенного состава слов, что вырабатывается с помощью зрительных диктантов, различных видов списывания. Зоркость требует развитого внимания: школьник должен видеть (и представлять на основе «внутреннего зрения») все буквы в слове. При систематической тренировке зоркость автоматизируется и становится частью орфографического навыка, обеспечивая успешное выполнение первых этапов орфографического действия: обнаружение и распознавание орфограммы. Для развития орфографической зоркости веду работу по нескольким направлениям:
  1. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.
  2. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного восприятия и внимания.
  3. Формирование понятийного аппарата (гласные, согласные, ударные, безударные гласные, корень слова и т.д.).
  4. Изучение основных орфограмм начальной школы .
Процесс усвоения новых знаний это сложный мыслительный процесс. В период обучения орфографии ученик выполняет разнообразные мыслительные действия:
  • Наблюдение над языковыми явлениями.
  • Выделение в наблюдаемом явлении существенных признаков, наиболее важных в каком-то отношении.
  • Сопоставление отдельных явлений и языковых факторов, умение находить в них сходное и различное.
  • Получение доказательного вывода, обоснование своего ответа.
  • Обобщение ряда явлений и их классификация.
Большую работу над развитием орфографической зоркости позволяет проводить учебник русского языка. В нем максимальное размещение методического аппарата, включая организационные формы работы, в корпусе самого учебника; использование единой системы условных обозначений во всем УМК; систему перекрестных взаимных ссылок между учебниками; использование единых сквозных героев (брата и сестры); пошаговое введение терминологии и мотивированное ее использование. Помимо этого включены интересные задания, где работа над словом проводится не с позиции морфемного анализа, как в старых системах, а с позиции фонематического анализа слова, который используется в развивающих системах обучения. Учебник насыщен различными видами упражнений, содержащих элементы повторения орфограмм, изученных ранее. Учебник русского языка и тетради для самостоятельных работ позволяют развивать орфографическую зоркость у учащихся, вести углубленную работу над словом, лучше усваивать предмет. Работа над словом проводится в учебнике следующим образом:
  • фонетическая работа над словом в 1 классе
  • морфемный и словообразовательный анализ во 2 классе.
  • дополняется морфологическим анализом в 3 классе
  • дополняется этимологическим анализом (происхождение слов) в 4 классе.

Кроме развивающих материалов учебника и тетради для самостоятельных работ на уроках русского языка использую разнообразные приемы , позволяющие не допускать ошибки или быстро их находить и исправлять. К таким приемам можно отнести:

Орфографическое чтение.
В период обучения грамоте, прежде всего, необходимо научить слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные. Эту работу помогают осуществлять различные звуковые схемы, которые должны иметься у каждого ребенка. В этот же период начинается и продолжается в дальнейшем активная работа по формированию понятийного аппарата. С 1 класса я начинаю развивать артикуляционную память на основе орфографического чтения. Ежедневно на каждом уроке отвожу по 5-7 минут для орфографического чтения, это приносит хороший результат.
Комментированное письмо с указанием орфограмм.
Комментирование - это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. Например: под-ле-та-ет ( в приставке пишу букву о, в корне безударная гласная е, проверяю перелёт, в окончании глагола гласная е, доказываю: н.ф. подлетать не на -ить, не глагол исключение, значит, 1 спряжение, пишу окончание -ет).
Письмо с проговариванием. Проговаривание - своего рода предупреждение ошибок. И если ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя предотвратят беду, не дадут зафиксировать эту ошибку на письме.
Специально организованное списывание.
(Предлагаемый прием списывания разработан группой психологов под руководством В.В. Репкина .) Приведу образец памятки при выполнении этого вида работы.
Памятка.
1.Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
2.Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
3.Выдели орфограммы в списываемом тексте.
4. Прочитай предложение так, как оно написано.
5.Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь писать.
6.Пиши, диктуя себе так, как проговорил последние два раза.
7.Проверь написанное:
Какографические упражнения.
В практике своей работы использую какографические упражнения, которые предусматривают исправление учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний. Такие упражнения, позволяют детям включиться в увлекательный поиск ошибочных написаний в словах, проверить свои знания, поделиться знаниями с товарищами при работе в парах.


Системно - деятельностный подход. Работа в парах, работа цепочкой, работа в группах, подготовка заданий на изученное правило для товарища. Необходим систематический подход в организации закрепления и повторения изученных орфограмм. Орфографическая зоркость развивается лишь при условии, что эта работа будет проводиться постоянно в школе, на дополнительных занятиях и дома. Многое зависит от желания самого ученика, поэтому стремлюсь развивать у детей интерес к занятиям, включая игровые и занимательные упражнения. Благодаря игре изучаемый материал усваивается легче и успешнее. Ситуация игры оказывает постоянное влияние на развитие умственной деятельности. Она значительно активизирует мышление, память, внимание, интерес к результату, развивает речь. Таким образом, развивающийся речевой слух, постоянное внимание учащихся к звукобуквенному составу слов способствуют возникновению и развитию зоркости к орфограммам

Вот некоторые виды заданий и упражнений занимательного характера, которые применяю на уроках русского языка.

  • Словарные слова представлены в печатных тетрадях учеников в виде ассоциаций, для углубления изучения слов из словаря использую ассоциативный словарик Агафонова «Неправильные правила», а также слова картинки - ассоциации для словарной работы.


  • карточки, которые подбираю для закрепления изученного материала, повторения пройденного материала и на других этапах урока. Также использую карточки для работы дома и как индивидуальные задания для различных групп детей.

В своей работе широко использую занимательный материал, который дает детям возможность учиться с интересом, проявлять смекалку и выдумку, при решении орфографических задач:

  • ребусы,

  • изографы,

  • анаграммы,

  • кроссворды,

  • чайнворды,

  • игры,

  • цифровые диктанты,

  • рифмованные правила,

  • памятки,

  • алгоритмы,

  • грамматическую арифметику и др.

Необходимым условием формирования полноценного и прочного орфографического навыка является развитие орфографической зоркости, которая заключается в умении обнаруживать, видеть, замечать орфограммы и квалифицировать их на основе опознавательных признаков, поэтому разнообразный материал, применяемый мной на уроках русского языка позволяет детям учиться с увлечением, лучше понимать изучаемую орфограмму, прочно закреплять знания правил и умело применять их на практике.

Понимание структуры орфографической зоркости, а также создание условий ее развития позволят учителям формировать более высокий уровень развития учащихся, что оказывает положительное влияние на грамотное письмо и приводит к снижению орфографических ошибок. Навыки грамотного письма формируются лишь тогда, когда орфографическая работа ведется целенаправленно и регулярно. Уделяю этому вопросу внимание на каждом уроке, отвожу время на специальные орфографические пятиминутки, чтобы закрепить или повторить ту или иную орфограмму. Существует два пути повышения грамотности учащихся:

  • развивать оперативную память
  • и совершенствовать методику самопроверки письменных работ.
Поэтому веду работу и в этих направлениях. Использую различные упражнения для развития оперативной памяти учащихся. Развитию оперативной памяти помогают такие упражнения:
  • диктант-игра «Кто больше запомнит» (по методике Л.П.Федоренко),
  • распространение предложений, восстановление пропущенных слов,
  • восстановление предложений из данных слов, восстановление
деформированного текста. Причем, «количество слов в записи предложений должно постепенно увеличивается, что создает нагрузку на речевую память, которую, только нагружая и можно развивать». Перед началом письменных работ, в процессе и по окончании выполнения, даю учащимся установку на проверку написанных слов, предложений. В процессе работы над орфограммой наступает такой период, когда дети начинают строже контролировать слова предложения до их написания и поэтому меньше допускают ошибок.

Культура речи - это «одежда мысли», по которой обычно определяют уровень образованности человека. Орфографические умения и навыки - составная часть речевых умений и навыков, языкового развития в целом. Иными словами, правописание - средство общения. Значит, орфографическая грамотность- это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мыли и взаимопонимания. Вот почему задача формирования орфографической зоркости стоит на первом плане при изучении русского языка в начальной школе.

Список литературы:

  1. Тоцкий П.С. Орфография без правил. М., 2008г.
  2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. М.: Просвещение,2007г.
  3. Волина В.В. Весёлая грамматика, М., 2006г.
  4. Шашкова В.Ф. Развитие орфографической зоркости учащихся.// Начальная школа, №8, с.48,2002г.
  5. Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика - в рифмовках занимательных. М.: Просвещение, 1995.
  6. Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся. // Начальная школа,1991, № 1.
  7. Жедек П.С. Вопросы теории и методики обучении фонетике, орфоэпии, графике и орфографии. Томск: Пеленг, 1992.
  8. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М.: Просвещение, 1990.
  9. Репкин В.В. Формирование орфографического навыка как умственного действия // Вопросы психологии, 1960. № 2.
  10. Тоцкий П.С. Орфография без правил. М.: Просвещение, 1991.
  11. Шклярова Т.В. Как научить вашего ребенка писать без ошибок. М.: Грамотей, 2000.
Интернет -ресурсы:
  • nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/orfograficheskaya-zorkost-na-urokakh-russkogo-yazyka-v-nachalnykh-kl
  • festival.1september.ru/articles/553373/
  • uchportal.ru/publ/15-1-0-1341
  • myshared.ru/slide/188815/
  • rudocs.exdat.com/docs/index-23171.html

Выступление подготовила Шевченко Н. А.,

учитель начальных классов МБОУ лицея №6 г. Ессентуки

5

© 2010-2022