- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по Окружающему миру 2 класс
Рабочая программа по Окружающему миру 2 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Папу Ю.А. |
Дата | 02.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочие программы НШ 2015/2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по Окружающему миру для учащихся 2 класса составлена с учетом требований Государственного стандарта начального общего образования (2009 г.), на основе Примерной программы начального образования по окружающему миру (2010 г.) и авторской программы Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова (Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова/ Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2011.) Цель курса - Формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой. Задачи курса: - овладение основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе; - овладение умением работы с картами, таблицами, схемами, добывать информацию в соответствующей литературе, проводить наблюдение в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни; - формирование личностных восприятий, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве; - формирование компетентности решения проблем: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы, ориентироваться в пространстве и во времени; - развитие естественнонаучного мышления, экологической и культурологической грамотности; - воспитание нравственно и духовно зрелых активных компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития. Поэтому курс, который реализует такое содержание - интегрированный, содержание которого составляют «Естествознание» (Человек и природа) и «Обществознание» (Человек и общество). Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) служит упорядочиванию того широкого и разнообразного содержания, которое характеризует интегрированный курс. Понять, почему в результате исторического развития мир стал таким, каков он есть сейчас, невозможно не только без естественно-научных и исторических знаний, но и без получения опыта непосредственного общения с природой, с людьми как представителями общества. Так создаются условия для социализации ребенка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции, для воспитания экологической культуры, заботливого отношения к природе. Организация активной учебной деятельности школьников является главным условием освоения предлагаемой ниже программы курса «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Только собственная деятельность может вызвать эмоционально-ценностное отношение к изучаемым событиям, фактам, явлениям, тем самым реализуя и воспитательные возможности курса. Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов, создавая условия для формирования универсальных учебных действий. Так, погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности тому, что происходит в нашем общем доме. Отбор и структурирование содержания курса «Окружающий мир», организация процесса освоения этого содержания как самостоятельной поисковой деятельности обучающихся при использовании разных форм (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной) позволит к концу начального обучения достичь тех результатов в формировании универсальных и предметных учебных действий, которые предусмотрены данной программой. Во 2 классе на первый план выступает неживая и живая природа. Она является той основой, на которой базируются рассматриваемые в учебнике связи: природа - жизнь человека - развитие общества. Ознакомление со строением Земли и ее оболочек способствует осознанию взаимозависимостей между компонентами неживой природы, пониманию процесса образования на Земле условий, в которых оказалось возможным возникновение и развитие живых организмов, то есть биосферы. Этнографические знания, получаемые детьми в ходе изучения интегрированного курса «Окружающий мир», дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть интересное, прекрасное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории родного края. В основе методики преподавания курса лежит проблемно - поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты. Важнейшими задачами образования в начальной школе являются: формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; развитие умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества. Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культурообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и воспитании личности.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ На изучение курса «Окружающий мир» во 2-х классах отведено 2 часа в неделю в предметной области «Обществознание и естествознание» федерального компонента учебного плана. Рабочая программа разработана на 68 часов (34 учебные недели).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА В процессе реализации программы по «Окружающему миру» предполагаются различные виды (по дидактическим целям - указаны в развернутом тематическом планировании) и все возможные формы (фронтальная, индивидуальная, парная, групповая) организации учебного процесса, а также следующие контрольные работы.
№
НАИМЕНОВАНИЕ РАБОТЫ
ФОРМА КОНТРОЛЯ
1
Тест по материалу, изученному в течение 1-го полугодия
письменный
2
Тест по материалу, изученному в течение 2-го полугодия
письменный
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Курс «Окружающий мир» для 2 класса состоит из 5 разделов.
№ п/п
Наименование
раздела
Содержание
Количество часов
1
Человек и природа.
Общий взгляд на Землю
Материки и океаны Земли.
Россия - самое большое государство мира.
Москва - столица. Россия - родина космонавтики.
Практическая работа. Работа с физической картой России и полушарий, глобусом, с контурной картой полушарий
5 часов
2
Человек и общество.
Как изучают окружающий мир?
Органы чувств человека. Правила гигиены.
Правила организации учебного труда и дома и в школе.
Источники информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет.
Исследовательская работа.
Учёба как вид творческой деятельности. Классный, школьный коллектив. Роль учителя.
Инструменты и приборы.
Вещества. Три состояния вещества в природе, их основные свойства. Экология - наука о взаимосвязях между живыми организмами и окружающей средой.
Практические работы. Определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их свойств; определение свойств веществ, находящихся в твёрдом, жидком и газообразном состоянии; измерение температуры тела, воздуха, воды, снега
9 часов
3
Космос и Земля
Звёзды. Солнце - звезда. Планеты. Луна - спутник Земли. Форма Земли. Вращение Земли вокруг оси и Солнца. Время: год, месяц, неделя, сутки. Причина смены дня и ночи.
Область жизни на Земле.
Ориентирование по отношению к собственному телу, Солнцу и местным признакам. Горизонт. Компас. Представление о глобусе и географической карте. Основные формы земной поверхности (рельеф). Практические работы. Ориентирование на местности. Нахождение на глобусе и карте изучаемых объектов. Изготовление элементарного компаса.
Экскурсия в планетарий. Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом, за изменением длины тени от предметов
в течение светлого дня, за фазами Луны; за погодой
17 часов
4…
Взаимодействие сил природы
Влияние Солнца на сушу. Тепловые пояса Земли и смена времён года. Причина смены времён года.
Вода. Вода на Земле. Водоёмы естественные. Водоёмы искусственные - пруд, водохранилище, каналы. Правила безопасного пользования источниками воды.
Три состояния воды. Вода в атмосфере. Свойства воды. Очистка воды. Вода - одно из условий жизни на Земле. Вода в быту.
Воздух. Представление о его составе. Свойства воздуха. Воздух как условие горения. Значение воздуха для растений, животных и человека.
Взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами неживой природы. Явления природы.
Круговорот воды в природе. Представление о стихийных
бедствиях на Земле. Изменение поверхности Земли под воздействием Солнца, воды, ветра и деятельности человека. Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения
вредными веществами.
Практические работы. Определение свойств воздуха и воды; измерение температуры воздуха и воды; растворение в воде веществ, фильтрование; определение направления ветра с помощью флюгера.
Экскурсия к водоёму: наблюдение за состоянием водоёма в разное время года Ознакомление с экологическим состоянием своей местности.
17 часов
5
Живая природа
Царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные. Признаки живых организмов. Представление о взаимосвязи живых организмов с неживой природой, о связях между разными представителями живой природы.
Растения, их разнообразие. Роль растений в природе и жизни человека. Растения родного края. Условия, необходимые для жизни растений. Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Овощи и фрукты. Плоды и корнеплоды.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных. Представления о группах животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Особенности питания разных животных. Размножение животных. Животные родного края. Правила поведения с животными.
Сохранение редких растений, животных.
Красная книга.
Грибы. Правила сбора грибов.
Бактерии, их роль в жизни живой природы и человека. Гигиена тела и жилища.
Практические работы. Проращивание семян; наблюдение за развитием растений в разных условиях; наблюдение и уход за комнатными растениями, за животными в уголке
живой природы; изучение особенностей внешнего строения различных групп животных и растений с помощью коллекций и гербариев; рассматривание и классификация
плодов и семян; рассматривание строения плода и корнеплода; различение ядовитых грибов.
Экскурсия в природу, в зоопарк, в ботанический сад.
20 часов
Итого
68 часов
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В прилагаемом развернутом календарно-тематическом планировании использованы следующие специальные сокращения.
Типы уроков по дидактическим целям
№
Условное обозначение
Расшифровка
1
В
вводный
2
Н
изучение нового материала
3
К
комбинированный с поэтапным закреплением
4
КС
комбинированный синтетический (с применением новых знаний и умений в нестандартной ситуации)
5
ОБ
обобщающий
6
ИТ
подведение итогов
7
КОР
коррекция знаний и умений
Виды универсальных учебных действий (УУД)
-
Личностные УУД:
-
Становление внутренней позиции школьника
-
Адекватная мотивация учебной деятельности
-
Ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации
-
-
Регулятивные УУД:
-
Принятие и сохранение учебной задачи
-
Планирование действий в соответствии с поставленными задачами, прогнозирование результата
-
Реализация плана решения учебной задачи
-
Само- и взаимоконтроль и оценка выполненных действий
-
Корректировка своей деятельности, саморегуляция
-
-
Познавательные УУД:
-
Восприятие и анализ сообщений (текстов)
-
Использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем
-
Использование логических действий и операций, включая общие приемы решения задач
-
-
Коммуникативные УУД:
-
Умение учитывать позицию собеседника
-
Организация и осуществление сотрудничества с учителями и сверстниками
-
Адекватное восприятие, передача информации, отображение предметного содержания и условий деятельности в речи
-
Календарь учебных недель на 2015 - 2016 учебный год
ЧЕТВЕРТЬ
УЧЕБНАЯ НЕДЕЛЯ
ДАТЫ
I
1
01.09 - 04.09*
2
07.09 - 11.09
3
14.09 - 18.09
4
21.09 - 25.09
5
28.09 - 02.10
6
05.10 - 09.10
7
12.10 - 16.10
8
19.10 - 23.10
9
26.10 - 30.10
II
1
09.11 - 13.11
2
16.11 - 20.11
3
23.11 - 27.11
4
30.11 - 04.12
5
07.12 - 11.12
6
14.12 - 18.12
7
21.12 - 29.12**
III
1
11.01 - 15.01
2
18.01 - 22.01
3
25.01 - 29.01
4
01.02 - 05.02
5
08.02 - 12.02
6
15.02 - 19.02
7
22.02 - 26.02*
8
29.02 - 04.03
9
07.03 - 11.03*
10
14.03 - 18.03
IV
1
28.03 - 01.04
2
04.04 - 08.04
3
11.04 - 15.04
4
18.04 - 22.04
5
25.04 - 29.04
6
03.05 - 11.05**
7
12.05 - 18.05**
8
-
- 25.05 + 31.05**
* Неполные учебные недели
** Учебные недели, выходящие за пределы календарных
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ и Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Учебно-методическая литература
- Интернет-ресурсы
- Наглядные пособия
- Учебно-практическое оборудование
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором магнитов.
Пробковая доска с набором креплений
Шкаф для хранения пособий
- Технические средства обучения
Магнитофон.
Ноутбук.
Колонки
Мультимедийный проектор.
Экран проекционный.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА и СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ Результаты изучения обучающимися предмета «Окружающий мир» (личностные, метапредметные, предметные) Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе; - интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях; - ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; - понимание причин успеха в учебе; - оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; - понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; - этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков; - представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России; - представление о своей этнической принадлежности. Обучающийся получит возможность для формирования: - интереса к познанию окружающего мира; - ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; - самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; - чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ; - ориентации в поведении на принятые моральные нормы; - понимания чувств одноклассников, учителей; - представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; - принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; - самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; - вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; - адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; - принимать роль в учебном сотрудничестве; - выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане. Обучающийся получит возможность научиться: - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; - в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; - на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; - строить сообщения в устной форме; - находить в тексте ответ на заданный вопрос; - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; - смысловому восприятию познавательного текста; - анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности); - осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно); - подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа - сделанное человеком; природа живая - неживая; группы растений, группы животных); - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем; - строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; - выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире; - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп; - понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении); - обобщать (самостоятельно выделять класс объектов). Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; - воспринимать другое мнение и позицию; - формулировать собственное мнение и позицию; - умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); - строить понятные для партнера высказывания; - задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения. Обучающийся получит возможность научиться: - строить монологическое высказывание; - ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать другое мнение и позицию; - умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре); - контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»; - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач; - навыкам взаимоконтроля. Предметные результаты Человек и природа Обучающийся научится: - устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на основе изученного материала); использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; - сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; - проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; соблюдать технику безопасности; - описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы; - характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли; - ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, по природным приметам; - различать твердые, жидкие и газообразные вещества; - измерять температуру воды, воздуха и своего тела; - различать три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе; - определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека; - определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода); - различать хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы; - определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища); - различать диких и домашних животных; животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери); - приводить примеры представителей разных групп растений и животных; - правилам ухода (полива, рыхления) за комнатными растениями; - строить простейшие кормушки и подбирать корм для подкармливания различных птиц зимой. Обучающийся получит возможность научиться: - определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времен года; - показывать на карте и глобусе основные формы земной поверхности и водоемы; - различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые растения; - различать животных разных групп (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие). Человек и общество Обучающийся научится: - понимать назначение органов чувств для познания окружающего мира; - выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде; - соблюдать правила организации учебного труда дома и в школе, понимать роль учителя; - определять принадлежность организмов к царствам живой природы: растениям, животным, грибам, бактериям. Обучающийся получит возможность научиться: - использовать на практике основные правила познания окружающего мира; - понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет; - оценивать характер взаимоотношений людей в классном, школьном коллективах. Контрольно-измерительные материалы и система оценивания прилагаются.
СОГЛАСОВАНО Протокол Методического совета МАОУ «Школа № 5» 29.08.2015 г. № 1 СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР
_____________________
28.08.2015 г.
10