- Преподавателю
- Начальные классы
- «Школа вежливых наук» во 2 классе
«Школа вежливых наук» во 2 классе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бучнева Н.В. |
Дата | 09.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В связи с введением Федерального образовательного стандарта Начального общего образования с 2011 года Майской средней общеобразовательной школой реализуется учебный план в соответствии с требованиями нового стандарта, в котором внеурочная деятельность входит в Федеральный компонент. Одна из форм воспитательной работы - классный час, беседы, тренинги, игры, ролевые игры, чтение художественных книг,проекты, ведение журналов.
Место предмета в учебном плане «Школа вежливых наук» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, 34 часа во 2 классе: 1 час занятий в неделю. Цель: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.
Задачи:
- продолжать знакомить учащихся с правилами, нормами поведения в общественных местах;
- развивать коммуникативные способности школьников;
- содействовать формированию адаптивного типа взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уважительного и тактичного отношения к личности другого человека;
- формировать устойчивую положительную самооценку школьников.
Основными методами и приемами по реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций. Общение - основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития. Методы: словесный (беседа, рассказ, объяснение); практический; наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций). Формы проведения занятий: беседа, диалог, речевая игра, ролевые игры, тестирование, инсценирование, практические занятия, конкурсы. Мероприятия по подведению итогов реализации программы:
-
Театрализация «Театр вежливых ребят»;
-
Устный журнал «О невежах и вежливости»
- обучение навыкам общения и сотрудничества;
- формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
- развитие коммуникативных умений в процессе общения;
- введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
Я среди людей-14 час Речевой этикет-13 час Культура поведения 7 час
Воспитательные идеи программы:
-
Старайся делать добро!
-
Бойся обидеть человека!
-
Люби и прощай людей!
-
Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
-
Познай мир и себя!
-
Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!
Ожидаемые результаты:
- обогащение личного опыта общения детей;
- ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
- овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
- овладение учащимися культурой общения в системе «учитель ↔ ученик», «ученик ↔ ученик», «взрослый ↔ ребенок».
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация)
Оценивать поступки, в том числе неоднозначные, как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе:
- общечеловеческих ценностей Прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей, отличающихся национальностью, мировоззрением, положением в обществе и т.п.
Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей
(личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе)
ОСМЫСЛЕНИЕ
Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей.
САМООСОЗНАНИЕ
Объяснять самому себе:
- «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты). ПОСТУПКИ
Характеризовать свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях сопереживания в радостях и в бедах «своим»: близким, друзьям, одноклассникам,
- сопереживания чувствам других не похожих на тебя людей, отзывчивости к бедам всех живых существ. Признавать свои плохие поступки и добровольно отвечать за них (принимать наказание и самонаказание).
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи)
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.
Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.
Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УДД
Извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами
Перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта
Выполнять универсальные логические действия:
- выполнять анализ (выделение признаков),
- производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием),
- выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов,
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,
- выстраивать логическую цепь рассуждений,
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.
При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.
Учиться критично относиться к собственному мнению.
Понять другие позиции (взгляды, интересы)
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:
- вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);
- вычитывать все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную).
Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща
Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.
Используемая литература:
- Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
- Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
- Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
- Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
- Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
- Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
- Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,
Тематическое планирование курса во 2 классе
«Школа вежливых наук»
Раздел программы № п/п
Тема занятия
Содержание, методические приемы
форма
Кол-во часов
Дата
1
2
3
4
5
6
Я среди людей
(14 час)
1-3
Кто я и как выгляжу?
Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость - уважение человека к себе. Личная гигиена.
беседа,
тренинг
3
4,5
Что в нашем имени?
Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций.
беседа, ролевая игра. тренинг
2
6,7
Плохо одному
Необходимость человека в общении. Речь - важнейшее средство общения.
чтение худ произведения, анализ
2
8-10
Товарищи и друзья
Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа.
проект-презентация
3
11, 12
Как завоевывать друзей
Правила общения с товарищами и друзьями.
ролевая игра. тренинг
2
13
Бескорыстие в дружбе
Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.
чтение худ произведения, анализ.Инсценировка произведений
1
14
Верность слову
Понятия «верность слову», «честь». Проблемная ситуация: можно ли всегда быть верным данному тобой слову.
чтение худ произведения ролевая игра. тренинг
1
Речевой этикет
(13 час)
15,16
Что такое этика и этикет
Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.
беседа
тренинг
2
17
Роль мимики, жестов и позы в общении
Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».
беседа
занятие-тренинг
1
18-19
О вежливых словах и их применении.
Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении.
беседа
тренинг
выпуск стенгазеты
2
20-21
Правила знакомства, представления и обращения
Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.
беседа
тренинг-ролевая игра
2
22, 23
Правила приветствия и прощания
Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.
беседа
тренинг
2
24-25
Правила извинения и просьбы
Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций.
чтение худ произведения беседа
тренинг
2
26-27
Правила благодарности и отказа
Знакомство с правилами благодарности и отказа . Моделирование ситуаций.
ролевая игра
2
Культура поведения
(7 час)
28-29
Отношение к старшим
Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.
Создание альбома «Люблю свою семью»
2
30
Отношение к учителю
Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем.
чтение худ произведения беседа
1
31, 32
Отношение к малышам
Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким.
беседа
тренинг-ролевая игра
2
33
Устный журнал «О невежах и вежливости»
Веселые инсценировки
ролевая игра
1
34
-
Что я знаю и умею
итоговое занятие
Театрализация «Театр вежливых ребят»
1
5