Внеурочная деятельноть

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОМИТЕТ ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

АДМИНИСТРАЦИИ СОЛНЕЧНОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4



«Утверждаю»

Директор МКОУ СОШ №4

____________М.Ю. Ботова

«__»______________2014г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

«Азбука нравственности»

3 Г класса





Составитель: Васильева Марина Николаевна

учитель начальных классов





2014г


Содержание

  • Пояснительная записка………………………………………………….3

  • Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности……………………………………………………………….8

  • Тематический план………………………………………………………11

  • Методическое обеспечение…………………………………………….17

  • Список литературы……………………………………………………..19




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции УМК «Школа России». Проблеме духовно-нравственного развития в современном обществе отводится особое значение. И связано это с тем, что в настоящее время потеряны моральные ориентиры, обеспечивающие такие понятия, как совесть, честь, долг. Произошло усиление криминогенной обстановки, наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Данная программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся начального звена направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. Актуальность программы определяется тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень воспитанности человека отражается на его поведении. Именно выработка нравственных качеств, взглядов и убеждений составляет сущность данной программы. Новизна программы в том, что она направлена на поддержку развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Данная программа реализует направление духовно-нравственного воспитания и развития младшего школьника, его нравственных чувств и этнического сознания. создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основу данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности. Программа направлена на формирование УУД средствами системно-деятельностного подхода. Данная программа направлена на воспитание у детей соответствующих ценностей, знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России. В ходе реализации программы «Азбука нравственности» будет обеспечено достижение учащимися воспитательных результатов и эффектов 1 и начало 2 уровней. Будут достигнуты результаты 1 уровня: - приобретение социальных знаний (нравственные нормы, социально одобряемые и не одобряемые формы поведения в обществе); -первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни; Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие с учителем как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта; Произойдёт формирование результатов 2 уровня: - получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества; - ценностного отношения к социальной реальности в целом; Для формирования данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения в дружеской среде, в которой ученик получит первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить. С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастут воспитательные эффекты: - на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения будут являться не столько научные знания, сколько знания о нравственных ценностях. - при формировании второго уровня воспитание будет осуществляться в контексте жизнедеятельности школьников, и ценности будут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому будут осуществляться последовательно. Программа «Азбука нравственности» реализуется учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями. Возможно и желательно привлечение к реализации программы педагогов дополнительного образования, психолога и социального работника. Занятия проводятся 2 раза в неделю во внеурочное время. На занятиях используется яркая наглядность, дополнительная литература, электронные ресурсы. Данная программа способствует активности младших школьников, его участию в обсуждении жизненных ситуаций, пробуждению у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, его нравственной сущности, к его поступкам.
Уровни воспитательных результатов будут достигнуты при использовании следующих видов внеурочной деятельности: - познавательной деятельности; - проблемно- ценностной; - социально- творческой; - игровой; - спортивно- оздоровительной; - туристско - краеведческой; Технологий: - личностно - ориентированного обучения; - интерактивного обучения; - использование ИКТ - технологий; ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - - создать условия для воспитания настоящего духовно- богатого, социально- активного гражданина своей Родины; - воспитать нравственную личность, способную к самопознанию, саморазвитию и самовыражению; - обеспечить достижение учащимися первого уровня воспитательных результатов; - начать формирование второго уровня воспитательных результатов;
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ: - сформировать первоначальное представление о моральных нормах и правилах поведения в школе, семье, между поколениями, представителями социальных групп; - раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки; - создать в классе благоприятную среду для самосознания учеником своей индивидуальности, саморазвития, самореализации и развития творческих способностей; - обеспечить педагогическую поддержку развития инициативы и творческой активности учащихся; - содействовать развитию желания у учеников вносить свой вклад в общее дело; - воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию Отечества. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представления о вере, духовной культуре и светской этике.
  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость.
  • Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: уважение к родителям, забота о старших и младших, здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
  • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов: - нравственного примера педагога - нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам; - социально-педагогического партнёрства - целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ; - индивидуально-личностного развития - педагогическая поддержка самоопределения личности, развития её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации.



















Планируемые результаты освоения программы

внеурочной деятельности

Реализация программы «Азбука нравственности» будет способствовать: - формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему социуму; - развитию этических и нравственных норм поведения в социуме;
В результате прохождения программы «Азбука нравственности» к концу 3 класса обучающиеся должны знать: 1. Заповеди поведения. 2. Правила вежливости. 3.Отличия понятий «этика» и «этикет».
Уметь:

  • Верить в свои силы и возможности, уметь признавать такое право за другими;
  • Вести себя достойно и культурно в общественных местах;
  • Поддержать разговор при общении со сверстниками, членами семьи;
  • Заботиться о животных, птицах;
  • Организовывать труд и отдых дома;
  • Соблюдать порядок на рабочем месте;
  • Жить по составленному режиму дня.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия:
Личностные универсальные учебные действия. У обучающегося будут сформированы: - ориентация в нравственном поведении как собственных поступков, так и поступков своих товарищей; - знания основных моральных норм и стремление к их выполнению; - развитие этических норм: вины, совести как регуляторов морального поведения; - понимание чувств других людей, воспитание чувства сопереживания им; Обучающийся получит возможность для формирования: - способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы, чувства; - осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечения благополучия;
Регулятивные универсальные учебные действия: Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - сотрудничать с учителем при знакомстве с новой темой; - адекватно воспринимать обоснованную критику учителя, товарищей, родителей, других людей; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - корректировать действия после его завершения, исправлять ошибки для создания более совершенного результата;
Познавательные учебные действия. Обучающийся научится: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения поставленной задачи с использованием дополнительной литературы, включая электронные носители; - составлять сообщения в устной и письменной форме; - анализировать объекты изучения с существенными и несущественными признаками;
Коммуникативные универсальные учебные действия. Обучающийся научится: - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалоговой речью; - адекватно реагировать на различные точки зрения среди товарищей, в том числе с не совпадающими с его собственными; - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; - уметь формировать свою позицию и точку зрения; - приходить к общему решению задач в совместной деятельности среди одноклассников;







































Тематическое планирование №

Название темы


Кол-во

часов

Дата

Дано

по факту

Корректи-

ровка 1

Нравственность - что это?

1


2

«Золотые» правила нравственности.

1


3

Мой портрет. Десять моих «я».

1


4

Кто я? Какой я?

1


5

Я через 5 лет.

1


6

Дневник моей жизни.

1


7

На что мы способны?

1


8

Уроки дружбы.

1


9

Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности.

1


10

Дом, в котором я живу. Пьедестал.

1


11

Наш класс - наш дом.

1


12

Поговорим о вежливости. Игра-конкурс: «Буратино и Мальвина».

1


13

Город дружных ребят: «Дружно в школе живёт детвора, вместе работа и вместе игра».

1


14

Приятное общение в кругу друзей.

1


15

Игра: «Давай дружить».

1




16

Ты и твои друзья: «Бескорыстная дружба».

1




17

Операция: «Помоги другу».

1


18

О зависти и скромности.

1


19

«Ежели вы вежливы» - прогулка по городу Вежливости. Макет города.

1


20

Добрые дела на все времена.

1


21

Добро и зло. Герои сказок. Нарисуй добро.

1


22

Как стать прилежным и старательным.

1


23

Помни о других - ты не один живёшь на свете.

1


24

Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.

1


25

Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки.

1


26

Дискуссия: «Вредные привычки. Скажи им -нет».

1


27

В мире мудрых мыслей.

1


28

Что значит быть дисциплинированным?

1


29

Диалог о привычках: плохих и хороших.

1


30

Мамины помощники, папины друзья.

1


31

Как я соблюдаю режим дня.

1


32

«У меня зазвонил телефон…» Правила общения по телефону.

1


33

Деловая игра: «Если ты талантлив в труде - научи товарища».

1


34

Диспут: «Что такое хорошо и что такое плохо»

1


35

Культура внешнего вида.

1


36

Каждой вещи - своё место.

1


37

Если научишься ценить время - многое успеешь.

1


38

О тактичном и бестактном поведении.

1


39

Культура общения: приветствия.

1


40

Красота вокруг нас: научись её видеть и создавать.

1


41

Встреча с добрыми людьми.

1


42

Конкурсная программа: «Дружба начинается с улыбки».

1


43

«Посеешь привычку - пожнешь характер».

1


44 Заповеди.

1


45 «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».

1


46 Дал слово держи.

1


47 Преданный друг.

1


48

О доброте и бессердечие.

1


49 Задачи не на сложение, а на уважение.

1


50 Совесть - основа нравственности.

1


51

Досадно мне, что слово честь забыто.



52 Афоризмы о совести, о родине, о дружбе.



53 Чем ты сильнее, тем будь добрее.



54

"Правила для всех"



55

Помощь - это всегда хорошо?



56 "Допустим ли обман?"



57

Чем можно порадовать маму?



58

"Что такое уважение?"



59

Домашние дела.



60


Добрый герой.



61

Доброе сердце - людям.



62

Общество и гражданин.



63

"Что такое взаимопомощь?



64

"Против лжи и нечестности"





65

Игра-путешествие в страну Этикета



66

КВН «Сто тысяч почему» (законы нравственности)



67

Аукцион «Добрые дела»



68 Подводим итоги. Что узнали? Чему научились?




Методическое обеспечение Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом. Главной задачей курса 3 классе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества. В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия такие как оборудование для мультимедийных демонстраций и средств фиксации окружающего мира. Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса. Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах. Наряду с принципом наглядности в изучении курса в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала. В ходе изучения курса «Здоровейка» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы, включая наблюдение. В начальной школе у учащихся начинают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. В этом возрасте у большинства школьников выражен интерес к изучению природы. Занятия по данной программе состоят из практической и теоретической частей. Большее количество времени занимают практические занятия. Форму занятий можно определить как практикумы, дискуссии. Важным условием является придание обучению проблемного характера. Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие осмысления. Процесс познания делится на 3 стадии: выбор замысла и планирование деятельности, консультирование, защита своего исследования. Подведение итогов по результатам освоения материала программы курса может быть проведено в форме коллективного обсуждения во время конференций, круглых столов, дискуссий.



































Список литературы


  • А.Г.Асмолов, Г.В.Бумеранская «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», пособие для учителя. М; Просвещение, 2009г.

  • Э. Козлов «Азбука нравственности», ж-л «Воспитание школьника», 2007 г. № 1-9.

  • Концепция духовно - нравственного развития и воспитания гражданина России. М; Просвещение, 2011 г.

  • Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).М; Просвещение, 2009 г.

  • Примерная программа внеурочной деятельности обучающихся начального образования.

  • Устав ОУ

  • Федеральный Государственный Образовательный В.Г.Черемисина «Духовно-нравственное воспитание детей млаСтандарт ( стандарт второго поколения).

  • дшего школьного возраста», Кемерово, КРИПКиПРО, 2010 г.

СОГЛАСОВАНО

Протокол ШМО №_____

от «____»_______2014г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

____________/________________

«____»_______2014г.


© 2010-2022