Урок по русскому языку на тему Синонимы (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка

в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа»

с использованием информационно коммуникационных технологий.


ТЕМА: СИНОНИМЫ. ЦЕЛЬ: Познакомить с понятием «синоним», его назначением; учить находить и выделять синонимы в группе слов, подбирать синонимы, редактировать текст, используя синонимы. Закреплять умения работать с толковым словарем. Развивать словарный запас, внимание, память. Формировать умения работать в паре, учить взаимовыручке. ОБОРУДОВАНИЕ: учебник русского языка, рабочая тетрадь, толковый словарь, индивидуальные карточки, электронные материалы (слайды).
ХОД УРОКА.
I. Организационная часть. Сегодня мы познакомимся с новой группой слов, как она называется, вы мне скажите сами, если справитесь с первым заданием и будете особо внимательными. А начнем мы наш урок с повторения словарных слов.
II. Работа со словарными словами. Перед вами ребус. Чтобы вписать в него слова необходимо разгадать загадки.




1








2








3














4








5








6















7





Слайд № 1.




ш

о

с

с

е





м

а

ш

и

н

а



п

р

а

з

д

н

и

к







с

о

б

а

к

а



п

ш

е

н

и

ц

а


т

о

в

а

р

и

щ









м

о

р

о

з

Слайд № 2
  1. Часть дороги, по которой движутся автомобили.
  2. (Ребус).

  1. День, когда все отмечают знаменательное событие
  2. В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу.
  1. Зерновая культура.
  2. Человек, который всегда выручит в беде.
  3. (Ребус)

Прочитать слова. (слайд убирается). Кто может повторить? Записать слова по памяти столбиком и обозначить орфограмму словарного слова.


II. Новая тема: 1.Подобрать к каждому слову слова близкие по значению.

Шоссе - дорога Машина - Автомобиль Праздник - Веселье Собака - Пес, щенок Пшеница - хлеб Товарищ - друг Мороз - Стужа, холод

Слайд № 3. - Что общего у этих пар слов? (Значение, часть речи) - Чем отличаются? (по-разному произносятся) - Такие пары слов имеют свое название, которое спрятано в кроссворде. Кто найдет слова




ш

о

с

с

е





м

а

ш

и

н

а



п

р

а

з

д

н

и

к







с

о

б

а

к

а



п

ш

е

н

и

ц

а


т

о

в

а

р

и

щ









м

о

р

о

з

Слайд № 4. Итог: что мы будем называть синонимом? (Дети формулируют правило как поняли) 2. Работа с правилом в учебнике . Откроем учебник и прочитаем правило на странице 64. Правильно мы его вывели? - Какое значение должно быть у синонимов? - Какой частью речи они должны быть? 3.Физминутка. Давайте попробуем подобрать синонимы к словам, которые я вам буду называть. При этом вы будете сопровождать их движениями.

ИДТИ - ШАГАТЬ

СКАКАТЬ - ПРЫГАТЬ

КИДАТЬ - БРОСАТЬ

СООРУЖАТЬ - СТРОИТЬ

РАЗМЫШЛЯТЬ - СТРОИТЬ

БАЛОВАТЬСЯ - ШАЛИТЬ

ЕСТЬ - КУШАТЬ

СВЕРКАТЬ - БЛИСТАТЬ 4.Работа с толковым словарем В тетради на печатной основе на стр. 43, выполним задание № 39.Найти слова в толковом словаре. В словарных статьях отыщи синонимы, с помощью которых даны толкования эти слов. Рядом с каждым словом напишите его синоним. (Дети работают в парах)

Вещун -
Деликатный -
Завороженный -
Изысканный -
Кавардак -
Навязчивый -
Опрятный -
Проказа -
Чародей -
Слайд №5. 5.Значение синонимов. -У каждого из вас есть карточка. - Прочитайте группу слов и назовите, что их объединяет.
Крохотный, маленький, небольшой, крошечный, малюсенький. Идти, шагать, брести, ковылять.

Храбрый, смелый, отважный, неробкий, мужественный. Доктор, врач, знахарь, лекарь. Алый, пунцовый, багровый, рубиновый.

Слайд № 6.

- Что объединяет слова? (смысл, часть речи)

- Для чего нужны, разве недостаточно одного слова? (дают более точную характеристику предмету, действию, качеству)

- Выделите в каждой группе слово, которое характеризуют качество в наибольшей степени.

6. Редактирование текста.

-В учебнике на стр. 65 выполним задание №54. Миша составил рассказ. Какой недостаток есть в рассказе?


КОТЕНОК. У нас во дворе я увидел маленького котенка. Он был такой маленький, что ещё плохо ходил. Его маленькие лапки заплетались, маленькие глазки смотрели жалобно. Я сразу решил, что такое маленькое существо нуждается в помощи. Но тут к маленькому пушистому комочку кинулась мама - кошка, и я успокоился.

-Переделаем рассказ, используя разные синонимы, которые есть у слова маленький.


КОТЕНОК. У нас во дворе я увидел крохотного котенка. Он был такой маленький, что ещё плохо ходил. Его небольшие лапки заплетались, малюсенькие глазки смотрели жалобно. Я сразу решил, что такое маленькое существо нуждается в помощи. Но тут к пушистому комочку кинулась мама - кошка, и я успокоился.

Слайд № 7 III.Итог урока: Что такое синонимы? Для чего нужны синонимы? Кто научился подбирать синонимы? IV.Домашнее задание: Записать текст, который отредактировали на уроке, стр.65, №54.



Шоссе -
Машина -
Праздник -
Собака -
Пшеница -
Товарищ -
Мороз -


Шоссе -
Машина -
Праздник -
Собака -
Пшеница -
Товарищ -
Мороз -


Крохотный, маленький, небольшой, крошечный, малюсенький. Идти, шагать, брести, ковылять.

Храбрый, смелый, отважный, неробкий, мужественный. Доктор, врач, знахарь, лекарь. Алый, пунцовый, багровый, рубиновый.


Крохотный, маленький, небольшой, крошечный, малюсенький. Идти, шагать, брести, ковылять.

Храбрый, смелый, отважный, неробкий, мужественный. Доктор, врач, знахарь, лекарь. Алый, пунцовый, багровый, рубиновый.


Крохотный, маленький, небольшой, крошечный, малюсенький. Идти, шагать, брести, ковылять.

Храбрый, смелый, отважный, неробкий, мужественный. Доктор, врач, знахарь, лекарь. Алый, пунцовый, багровый, рубиновый.


Крохотный, маленький, небольшой, крошечный, малюсенький. Идти, шагать, брести, ковылять.

Храбрый, смелый, отважный, неробкий, мужественный. Доктор, врач, знахарь, лекарь. Алый, пунцовый, багровый, рубиновый.


Крохотный, маленький, небольшой, крошечный, малюсенький. Идти, шагать, брести, ковылять.

Храбрый, смелый, отважный, неробкий, мужественный. Доктор, врач, знахарь, лекарь. Алый, пунцовый, багровый, рубиновый.


© 2010-2022