Конспект урока на тему: Вычитание из 11

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «Почтовская СОШ»

Бахчисарайский район

Республика Крым

УРОК НА ТЕМУ

ВЫЧИТАНИЕ

11

-

ВИДА

Учитель Омельченко М. В.



Тема: Случаи вычитания

11

-

Цель урока: рассмотреть случаи вычитания однозначных чисел из числа 11 с переходом через десяток, научить пользоваться приёмом вычитания с переходом через десяток двумя способами, закрепить умение учащихся решать составные задачи;

развивать навыки устного счёта и логическое мышление учащихся;

воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые предметные результаты: научатся выполнять вычитание чисел с переходом через десяток, производить вычисления двумя способами и выбирать более удобный способ, проверять правильность выполнения действий, используя другой приём вычисления или зависимость между компонентами действий; дополнять задачу недостающим вопросом, составлять модели задач, решать задачи в два действия; чертить отрезки и выражать их длину в дм и см

Метапредметные результаты:

познавательные УУД - моделировать приёмы выполнения действия вычитания с переходом через десяток с помощью счётных палочек и графических схем; сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный, моделировать и решать задачи в два действия; классифицировать числа и геометрические

фигуры по данному признаку;

регулятивные УУД - понимать и принимать учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в сотрудничестве с ним, обосновывать действия, выбранные для решения задачи, контролировать и оценивать свою работу и её результат;

коммуникативные УУД - распределять работу между членами группы, работать в паре и в группе, учитывая разные мнения, договариваться и приходить к общему решению, строить простые рассуждения;

Личностные результаты: ученик получит возможность формирования положительного отношения к школе и математике, как предмету изучения, осознания себя частью классного коллектива, понимания причин успеха и неуспеха в овладении учебным материалом, способности к самооценке учебной деятельности.

Оборудование: счётные палочки у каждого ученика, схемы, таблицы, наглядный материал, CD плеер, флешка, телевизор.

ХОД УРОКА

I Организационный момент.

Мотивация деятельности на уроке

Дети рассказывают стихотворение (по 1- 2 строчки)

Чтоб вести корабли,

Чтобы в небо взлететь

Нужно точно считать,

Математику знать.

Чтоб работала успешно автоматика,

Без сомненья нужна математика.

Чтоб машиной управлять,

Чтобы планы составлять,

Продавать и покупать -

Везде нужно её знать. (Отправляемся в путь)

II Актуализация опорных знаний

1. Устный счёт. Игра «Собери яблочки»

Выросли на яблоньке

золотые яблочки.

Верно яблочки считай

и в корзинку собирай! На доске изображение яблони с цепочкой примеров на кроне и корзинка (Дети вписывают ответы внутри контурного рисунка яблок, изображённых в корзинке.) 18-10 +3 +6 +2 -10 - 3 +4 (8, 12, 18, 20, 10, 7, 11) - Какие числа лишние? Докажите почему вы так считаете? - Расположи все числа в порядке возрастания, убывания. - Назови среди них наименьшее и наибольшее двухзначное число. - В каком из чисел количество единиц рано количеству десятков? 2. Каллиграфическая минутка. 1 1 11 1 1 11 (Будь внимателен при чередовании знаков)

3 Математический диктант

8+6 10-6 8-6 7+5 8+8 10-4 10-9 15-5

(14, 4, 2, 12, 16, 6, 1,10) Работа в парах. (Предлагаю сравнить свои записи результатов вычислений с записями в тетради соседа по парте.)

- Какова закономерность ? - Какое число лишнее? Докажи.

- Какое число следует вписать? (11)

- Запишите свой пример с таким ответом. Прочитать свой пример (повторение состава числа 11)

- Какая из пар теперь лишняя? Доказать почему? (Нечётные числа)

- Дайте характеристику числа 11 (Место в числовом ряду, предыдущее и следующее, состав)

III Целеполагание. Задача в стихах

Серый заяц - куцый хвост

На обед морковку нёс.

Две лежит в его карманах,

Девять в жёлтых чемоданах

Все морковки сосчитайте

И ответ скорее дайте!

- Как вы думаете, после обеда количество морковок изменится?

-Что произойдёт, количество корнеплодов увеличится или уменьшится? - На сколько единиц уменьшится? (Высказывают свои предположения)

- Кто уже догадался и скажет, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Снова высказывают свои предположения)

- А возможно вычитание любого числа из 11? (Нет, только меньшего, чем 11 или равного ему)

11

-

?

- Как называются компоненты при вычитании? Что будем находить? (Разность ) - Какое из компонентов остаётся неизменным?

- Какое меняется?

- Чем бы вы хотели ещё заняться на уроке?

Мы рассмотрим случаи вычитания однозначных чисел из числа 11;

научимся пользоваться приёмом вычитания с переходом через десяток двумя способами и выберем тот, который вам больше понравится; продолжим учиться решать составные задачи.

Будем НАБЛЮДАТЬ, СРАВНИВАТЬ, ОБЪЯСНЯТЬ, ОПРЕДЕЛЯТЬ, РАССУЖДАТЬ, ДЕЛАТЬ ВЫВОД, ДОКАЗЫВАТЬ. (Эти слова напечатаны на А-4 и размещены на доске справа,после темы урока

IV Проблемная ситуация. Работа над новым материалом

Как вычесть числа из 11?

Поиск решения проблемы. Первый способ вычисления.


Дети вычерчивают по клеткам модель числа 11 из вертикально расположенного десятка и справа ещё одной клетки и используют её при решении проблемы. (Приёмы вычитания предлагаю вывести самим детям.) - Каким образом можно вычесть число из 11? Покажи зачёркиванием клеток на схеме. Дети зачёркивают на модели определённое количество клеток, пересчитывают оставшиеся. Свои действия объясняют, проговаривая вслух, доказывают правильность решения. (Вычитаю 1, потом оставшуюся часть или вычитаю из 10, а затем к полученному результату прибавляю 1)

Второй способ вычисления на основе знания состава числа11

У каждого ребёнка на парте счётные палочки. Состав числа11. Практическая работа. Дети наблюдают из каких двух слагаемых состоит число 11?

Игра «Засели домик» Делаем вывод, что 11 - это сумма чисел

5 и 6; 6 и 5; 4 и 7; 7 и 4; 3 и 8; 8 и 3; 2 и 9; 9 и 2.

11

5

?

4

?

3

?

2

?

-

Какие примеры на вычитание можно составить, используя эти суммы? Записываем на доске и в тетрадь 3 столбика примеров

(по выбору)

5+6=11 7+4=11 8+3=11 9+2=11

11-5=6 11-7=4 11-8=3 11-9=2

11-6=5 11-4=7 11-3=8 11-2=9

Вывод о том, какими способами можем вычитать числа из 11? Самостоятельное составление таблицы по желанию учащихся. Кому трудно предлагаю записать те ответы, в которых дети уверены, а в случае затруднения посмотреть таблицу в учебнике.

Работа с учебником. Таблица (с.82, часть 2) Сравните свою

таблицу с таблицей из учебника. Кто допустил неточность? Исправьте.

V Физминутка Зайка

Зайка, заинька,

Серенький паинька.

Зайка раненько встаёт,

Щёчки моет, шейку трёт.

Подметает зайка хатку

И выходит на зарядку:

1, 2, 3, 4, 5 хочет зайка сильным стать!

(Дети имитируют все движения)

VI Закрепление изученного материала

1.Работа по таблице. На доске таблица записана в другой последовательности и без ответов. Предлагаю детям находить разность чисел и объяснять, какой способ вычисления выбрали: вычитание по частям или на основе знания состава числа?

11 -5 = 6 11 - 5 = 6

1+5 5+6

2. Работа над задачами. (С.82 учебника, часть 2)

Одну из задач №3(1) можно проиллюстрировать следующим образом.

____

___

___

___

___

___

__

Решение учащиеся выполняют самостоятельно.

  1. 6+4=10 (к.)

  2. 10- 7=3 (к.)

Ответ: осталось закрасить 3 квадрата.

К задаче №3 (2) начертить схему. | 6 м | 4 м |

| 8м | ?м |

  1. 6+4=10(м)

  2. 10-8=2(м)

Ответ: осталось 2 морковки.

VII Физминутка (Для глаз под музыку, игра «Поймай солнечного зайчика». Дети скользят взглядом по доске, по потолку вслед за солнечным лучиком вверх - вниз, вправо - влево, круговые движения)

Коллективная работа над задачей №4.(с. 82)

_ Прочитайте условие задачи.

- О чём в ней спрашивается?

- Данная задача простая или составная?

- Почему вы так считаете?

- Объясните, как будете решать задачу?

(Сначала узнаем сколько горошин дали ростки у Коли?)

1)10-3=7(г.)

Теперь узнаем сколько горошин дали ростки у Миши?

2) 10-4=6(г.)

Сформулируйте ответ задачи .Запишите его.

Ответ: 7 горошин дали ростки у Коли, 6 - у Миши.

- Кто из вас садил семена в землю?

VIII Рефлексия. Игра «Садовник»

Мы превратимся в юных садовников. На грядке 11 рядов овощей.

Чтобы выросли овощи, как за ними следует ухаживать?

(полоть. поливать, рыхлить)

- Пропололи 4 ряда. Сколько осталось прополоть?

- Полили 8 рядов. Сколько осталось полить?

- Взрыхлили 7 рядов. Сколько осталось?

Вы МОЛОДЦЫ! Зайка наш гостинцы принёс. Решите пример, записанный на вашем «яблочке», а угощение оставьте себе. Это награда за работу на уроке.

X Итог урока

- Что нового узнали на уроке?

- Какие открытия сделали?

- Чему научились


© 2010-2022