Урок гражданственности Донбасса №15 Красота и мудрость народного слова

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок гражданственности Донбасса №15 Красота и мудрость народного словаУрок гражданственности Донбасса №15 Красота и мудрость народного словаУрок гражданственности Донбасса №15 Красота и мудрость народного словаУрок гражданственности Донбасса №15 Красота и мудрость народного словаУрок гражданственности Донбасса №15

3 класс

Ермакова Е.А., учитель начальных классов

ОШ п.Садовое

Макросфера 3 «Донбасс и Русский мир»

Микросфера «Летопись народной мудрости»

Тема. Красота и мудрость народного слова Введение Народное искусство слова - героический эпос, сказки, легенды, песни, пословицы, загадки - обычно называют фольклором. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии, веками впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости. Мы не знаем имен далеких творцов, сложивших много веков назад занимательные сказки, поэтические песни, занятные загадки, мудрые пословицы. Но с полным основанием можно сказать, что автор фольклора - гениальный, вечно живой и вечно молодой поэт - народ. Роль фольклора в воспитании младших школьников велика: произведения фольклора дают богатейшие возможности для умственного развития и эстетического воспитания учащихся. Народное творчество вбирает в себя жизненный опыт, коллективную мудрость, пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Каждый народ создавал свою систему ценностей, свои идеалы. Фольклор дает детям возможность соприкоснуться с жизнью народа, познакомиться с его обычаями и творчеством. Изучение фольклора имеет следующие воспитательные возможности: 1. Углубление знаний о народной духовной культуре в ее прошлом и настоящем. Фольклор знакомит с бытом, традициями, обычаями разных народов. 2. Усвоение нравственно-поведенческих культурных норм и ценностей, закрепленных в культуре народа. Раскрывая характеры сказочных персонажей, вникая в суть их поступков, школьник понимает, что хорошо и что плохо, тем самым определяет свои симпатии и антипатии, постигает народные представления о человеческой красоте и мудрости. 3. Воспитание уважительного отношения, как к культуре собственного этноса, так и толерантного отношения к другим этническим культурам. Изучая фольклор, ребенок осознает, что народ - творец, создатель культурного наследия, которым нужно восхищаться, гордиться. Фольклор - многовековой народный труд, хранящий историю этноса. 4. Развитие эстетического вкуса. Ребенок чувствует красоту народной мысли, у него возникает потребность в общении с народом. Он стремится понять, какие средства использует народ в своем творчестве, пытается применить их в жизни.









Цели:

  1. Продолжить знакомить учащихся с многообразием жанров устного народного творчества народов Донбасса; изучить жанр «пословица» и «поговорка».
  2. Развивать умения видеть скрытый смысл и значение пословиц и поговорок, развивая воображение; работать над развитием речи учащихся и обогащением ее словарного запаса; продолжить работу над развитием умения обоснованного употребления пословиц и поговорок в речи.
  3. Воспитывать любовь к своей земле, к своему народу, приобщая к истокам культурных традиций народов, населяющих Донбасс.
Тип урока: комбинированный: усвоения новых знаний с элементами практической работы. Оборудование: репродукция к картине В. Шевандроновой «В сельской библиотеке», схема «Живой цветок: фольклор», дидактические игры: «Собери пословицу», «Доскажи пословицу», презентация «Пословица - народная мудрость», выставка книг.

Поговорка-цветочек, пословица-ягодка.

Пословица.

В простоте слова - самая великая мудрость, пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги.

М.Горький.

Что за роскошь, что за мысль, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!

А.С.Пушкин.

Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

Пословица.



Ход урока

Структура урока

Содержание урока

Примечание

I. Органи-

зация класса

- Я спешу сказать вам - "Здравствуйте!"
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать вам - "Благости!"
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам - " Радости!"
Удач, успехов и везенья!
Всем в этом классе
Прекрасного настроения.


- Сейчас мы посчитаем, какой ряд сядет первым. На кого укажу, сядете тихонько:

1.Катилось яблоко 2. Конь ретивый

Мимо сада. С длинной гривой.
Мимо сада, Скачет по полям,
Мимо града. Тут и там.
Кто поднимет, Где проскачет он,
Тот и выйдет! Выйди вон!

II. Проверка домаш-

него задания - Скажите, что я использовала, чтобы вы сели за парты? (Вы использовали считалки) - Считалка - это жанр чего? (Жанр устного народного творчества) - Объясните, что значит «устное народное творчество»? (То, что люди передали из уст в уста; то, что они рассказывали, передавалось из поколения к поколению. У устного народного творчества нет определенного автора. Этот автор - народ.) - Как по-другому называют устное народное творчество? (фольклор)


На доске - Какие жанры устного народного творчества вы уже знаете: 1) От топота копыт пыль по полю летит (скороговорка). 2) Зимою греет, Весною тлеет, Летом умирает, Зимой оживает (снег). (загадка) 3) Киса, кисонька, коток, Киса - серенький хвосток, Приходи, киса, ночевать, Приди Васеньку качать… (колыбельная песня) 4) А у нас во дворе Поросёнок рылся И нечаянно хвостом К небу прицепился. (небылица) 5) Ехали, ехали В лес за орехами, По кочкам, по ямкам, Бух, и провалились. (потешка) 6) Скачет галка по ельничку, Бьёт хвостом по березничку. Наехали на галочку разбойнички, Сняли они с галки синь кафтан. Не в чем галочке по городу гулять, Плачет галка, да негде взять… (прибаутка) 7) Мышка, мышка, На тебе зуб костяной, А мне дай стальной. (приговорка) 8) Раз, два - упала гора, Три, четыре - прицепило, Пять, шесть - бьют шерсть, Семь, восемь - сено косим, Девять, десять - деньги весить. (считалка) 9) Ласковое слово слаще мёда. (пословица) 10) Семь пятниц на неделе. (поговорка)


В конце ответа на доске появляется «живой цветок»

- Дома вам нужно было подобрать народные считалки и одну выучить наизусть.
- Давайте поиграем в игру «Ручеек», только знающий наизусть считалочку может принять в участие.

Физми

нутка - Я иду и ты идёшь - раз, два, три! (Шагаем на месте.)
- Я пою и ты поёшь - раз, два, три! (Хлопаем в ладоши.)
- Мы идём и мы поём - раз, два, три! (Прыжки на месте.)
- Очень дружно мы живём - раз, два, три!
(Шагаем на месте.)

III. Сообщение темы и цели Ребята, прочитайте, пожалуйста, предложения, которые написаны на доске: - Поспешишь - людей насмешишь.
- Вся семья вместе - так и душа на месте.
- Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Запись на доске Как называются эти предложения? (Эти предложения называются пословицами) - Правильно. Сегодня на уроке мы поговорим о пословицах. Узнаем, какой смысл они в себе несут, когда и как можно их употреблять в повседневной речи.

IV. Работа по теме

1. Понятие «посло- вица» - Какие пословицы вы знаете? (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда) - Как вы понимаете смысл пословицы? (Чтобы что-то получилось, надо хорошо потрудиться) и т.п. - Как вы думаете, что такое пословица? (Устное народное творчество, народная мудрость. Пословицы учат нас быть трудолюбивыми, любить свою семью, Родину.)

- Вы рассказали то, что знаете о пословицах, а теперь читаем понятие «пословица». - Ребята, вот это понятие «пословица» дается в «Детской Энциклопедии». Презентация «Пословица - народная мудрость» Слайд 2.

В слайде 3 дается понятие «пословица» взятая у В. Даля. Использование его на уроке на усмотрение учителя. Слайд 3. - А понятие, которое вы видите ниже, дается в «Литературном справочнике»

Слайд 4. - Давайте посмотрим, что во всех этих понятиях общего. (Пословица - законченное предложение, которое несет в себе народную мудрость) - Пословицы бывают разной тематики. Сейчас мы все вместе прочитаем пословицы, предложенные в опорном конспекте к уроку.







Работа с опорным конспектом

Физ

минутка «Делу время - потехе час» - физминутка сейчас у нас! - Встаньте, пожалуйста. Повторяйте за мной: Я пословиц много знаю, Вам и вам их расскажу (повороты влево и вправо). Приходите в гости к нам (ходьба на месте, поклон) И садитесь по местам.

3. Пословица и ее место в нашей речи

- Прочитайте, какие пословицы о Родине есть еще:

  • Всякому мила своя сторона.
  • Охранять природу - значит охранять Родину.
  • Где кто родится, там и пригодится.
  • За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.
  • Родная сторона - мать, чужая - мачеха.

Слайд 5.

- Гордость нашего края - шахтеры. Во все времена народ прославлял их труд:

  • Будь в лаве, как в бою, - прославишь Родину свою.
  • Закон шахтерский не забудь: стыдись работать как-нибудь.
  • На шахте тому почет, у кого уголь на-гора течет.
  • Чтобы шахтером называться, мало углем замараться.
  • Шахтерский забой - фронт передовой.
  • Шахтеру слава, когда много угля дает лава.

Слайд 6.

  • Пословицы о человеке.

  • Пословицы о труде.

  • Пословицы о дружбе.

  • Пословицы о природе.

  • Пословицы о храбрости.

  • Пословицы о знании и учении.

Раскрываем смысл пословиц.
Слайды 7 - 12.

- Значит, пословицы - это мудрые изречения. Они учат нас многому: каким нужно быть человеку в труде, дружбе, учении, как он должен относиться к матери, к Родине, к старшим.

- Поднимите руку те, кто из вас любит читать книги.

- Где вы берете книги? (в библиотеке)

- В каждой школе, клубе, городе и в деревне есть библиотеки, и там много читателей.


На картине В. Шевандроновой «В сельской библиотеке» нарисованы читатели - школьники. Посмотрите, с каким нетерпением девочка ждет, когда ей подберут интересную книгу.

Слайд 13. - Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.
- Книга не пряник, а к себе тянет.
- Книга не самолет, а за тридевять земель унесет.

На доске выписаны пословицы. - Посмотрите, какая из предложенных пословиц подходит к ожиданию девочки. (Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость) - А рядом с ней примостился малыш, видимо ее братишка. Подберите пословицу. (Книга не пряник, а к себе тянет) - Видите, как мальчишки у окна увлеклись интересной книгой. Они ничего не замечают вокруг. Как бы вы тут сказали? (Книга не самолет, а за тридевять земель унесет) - О чем эти пословицы? (Они о книгах)

- Посмотрите, какие пословицы о книгах есть еще.

Слайд 14. - А как вы понимаете смысл пословицы: «Азбука - наука, а ребятам - бука». - Почему же азбука - ступенька мудрости, а для детей - бука? Эта пословица сложена о старой школе. Буквы имели трудные названия: аз, буки, веди. Детям было трудно выучить буквы, а потом складывать слова. Слово книга, например, читались так: како - наш - иже - глаголь - аз. Недаром говорят: «Аз, буки, веди страшат, что медведи». - Пословицы не только делают нашу речь выразительной, яркой, но и помогают нам узнать то, что было раньше.

  • Люди давно заметили могущество слова, его силу.
  • Человеческое слово стрелы острее.
    Слово горы ворочает.
  • Заметил народ и тех, кто безумно бросается словами:
  • На словах густо, а на деле пусто.
    Дело, словом не заменишь.
- На все случаи жизни созданы народом пословицы.

Эти пословицы вы можете прочитать в тех книгах, которые находятся у нас на выставке. Работа с мини-выставкой.

Физми

нутка

- В классе только девочки,
В классе только мальчики.
В классе только… (имена учащихся)

Деление класса на группы для проведения игр.

V. Закрепле

ние изученного

на уроке.


Работа в группах

ИГРА для 1 группы: «Составь пословицу»:

На словах и так и сяк, покажи делом.
На словах города берет, а на деле ни шагу вперед.
Не храбрись словами, да скуп на деле.
Щедр на слова, а на деле ни как.

- Какой темой можно объединить все эти пословицы?(Пословицы о слове)

ИГРА для 2 группы: «Доскажи пословицу»:

Землю солнце красит, а человека… (труд)
Дерево ценят по плодам, а человека… (по делам)
Без труда жить,… (только небо коптить)
Недаром говорится, что дело… (мастера боится)
Что посеешь,… (то и пожнешь)

- Какой темой можно объединить эти пословицы?(Пословицы о труде)

ИГРА для 3 группы: «Собери пословицу»:

(Не пляши под чужую дудку - ноги надсадишь. Не живи чужим умом, свой потеряешь.)

Игры, предложенные в презентации «Пословица - народная мудрость», можно использовать на этом уроке, если осталось время или на следующем при проверке домашнего задания.

VI. Рефлексия Давайте вспомним и обобщим то, о чем мы говорили сегодня на уроке: - Пословица - это …
- Народ в пословицах осуждает и высмеивает … (глупость, лень, жадность, злость), хвалит и одобряет … (ум, щедрость, трудолюбие, терпение, доброжелательность).

Домашнее задание

Домашнее задание дифференцированное: группа «А» - Составьте небольшой рассказ, выводом из которого может служить пословица « Друг познается в беде»; группа «Б» - подобрать по 5 пословиц о природе и красоте человеческой души; группа «В» - нарисовать рисунок к одной из пословиц, предложенных к опорном конспекте.

Опорный конспект к уроку

Красота и мудрость народного слова

Пословицы и поговорки, как и другие устоявшиеся речевые обороты: присловья, приговорки, приветствия, пожелания, шутки - красят речь, делают ее выразительной. Как красивые вещи украшают наш быт, так мудрые пословицы украшают, обогащают наш ум и нашу речь. Издавна народ дорожил пословицей и говорил: «Пословица не на ветер молвится», «Красна речь пословицей». Недаром А.С. Пушкин, большой знаток и ценитель русского народного языка, восхищаясь нашими пословицами и поговорками, сравнивал их с золотом. Суждения о мире, человеческих качествах и отношениях, содержащиеся в пословицах, выражены иносказательно. На первый взгляд, это короткие высказывания о простых, всем понятных вещах: Яблоко от яблоньки недалеко падает. Действительно, каждый знает, что яблоко, сорвавшись с ветки, не откатится далеко от дерева. Но приведенное предложение получает совсем другой смысл, когда говорящий выражает им свое отношение к какому-то событию, поступку человека. Пословица - это законченное предложение, завершенное суждение, обладающее переносным смыслом. Поговорка - только иносказательное выражение, не содержащее суждения. Потому-то и говорят: поговорка - цветочек, а пословица - ягодка. Поговорка может "дорасти", "дозреть" до пословицы. В ступе воду толочь - это поговорка. А вот уже пословица: в ступе воду толочь - вода и будет. О человеке, который присваивает себе чужой труд, говорят, употребляя поговорку: "Любит он чужими руками жар загребать". Легко чужими руками жар загребать - этой пословицей можно упрекнуть и пристыдить такого человека. В пословицах отразился многовековой опыт жизни народа. Нет такой стороны человеческой жизни, которую не осветили бы пословицы. Именно пословицы прославляют родную сторону, Отчизну:
  • Всякому мила своя сторона.
  • Охранять природу - значит охранять Родину.
  • Где кто родится, там и пригодится.
  • За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.
  • Родная сторона - мать, чужая - мачеха.

Гордость нашего края - шахтеры. Во все времена народ прославлял их труд:

  • Будь в лаве, как в бою, - прославишь Родину свою.
  • Закон шахтерский не забудь: стыдись работать как-нибудь.
  • На шахте тому почет, у кого уголь на-гора течет.
  • Чтобы шахтером называться, мало углем замараться.
  • Шахтерский забой - фронт передовой.
  • Шахтеру слава, когда много угля дает лава.
Пословицы не только делают нашу речь выразительной, яркой, но и помогают нам узнать то, что было раньше.
  • Люди давно заметили могущество слова, его силу.
  • Человеческое слово стрелы острее.
  • На словах густо, а на деле пусто.



Литература

  1. Детская энциклопедия. / под ред. Благой Д.Д., Тимофеева Л.И., Леонтьева А.А. - М.: Издательство «Педагогика» 1976.

  2. Ласковое слово, что солнышко в ненастье. Народное образное слово ./ Сост. Г. Науменко. - М.: «Детская литература», 1979. - 32с.

  3. Литературное чтение: Учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы: В 2 ч. Ч. 1 / Авт.-сост. Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана - Графф, 2002. - 160с.

  4. Обучение во 2 классе. Пособие для учителя четырехлетней начальной школы. В 2 кн. Кн. 1. / Т.Г. Рамзаева, Е.Н. Соколова, Л.Я. Желтовская. Под ред. Б.И. Фоменых. - М.: Просвещение, 1989. - 431с.

  5. Познавательные кроссворды на уроках в начальной школе. - М.: ИКЦ «МарТ», 2005. - 195с.

  6. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Сост. Т.И. Тарабарина, Н.В. Елкина. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. - 224с.

  7. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. / Сост. Ю.Г. Круглов. - М.: Просвещение, 1990. - 335с.

  8. Стрекалова М.В. Русский язык. Рабочая тетрадь для 3-4 класса четырехлетней начальной школы. - Челябинск. Издательский центр «Взгляд», 2003. - 116с.

  9. Чистяков А.Ф. Пословица не зря молвится. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. - 176с.



© 2010-2022