Конспект урока по литературному чтению на тему: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане. .. » (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» Цели: работать с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»; развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией на­строение; учить детей делить текст на части, выделять главную мысль; обогащать их словарный запас; воспитывать доброту, милосердие; учить характеризовать героев по плану, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, отличать сказку от дру­гих произведений.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; понимать содержание прочитанного, высказывать свое от­ношение; объяснять значение некоторых слов с опорой на текст с помощью словаря в учебнике либо толкового словаря; называть волшебные события и предметы в сказке; выделять особенности литературной сказки.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, книги писателя; аудио- или видеозапись сказки; карточки (текст речевой разминки, за­дания).

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания

Дети читают выразительно стихи.

  1. Актуализация знаний. Введение в тему

(В классе организована выставка книг - детских изданий ска­зок Пушкина. Висит портрет.)

  1. Беседа
  • Что вы помните из биографии поэта?
  • Какие сказки Пушкина вы помните?
  • Какие чудеса в них встречаются?

Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не лю­бил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Пушкин первый из русских поэтов заговорил про­стым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льется свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и все же не переставал изучать его всю жизнь.

У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Ро­дионовна. «Подруга дней моих суровых», - называл ее поэт. У нее он с малых лет учился чистому народному языку. От нее он впервые услы­шал замечательные русские сказки.

В селе Михайловском, куда Пушкин был сослан по приказу царя, он вплотную столкнулся с жизнью деревни, узнал ее, полюбил ее песни, басни и сказки. Он часто бывал на ярмарках, ходил в толпе крестьян, за­водил беседы с ямщиками, со странниками, записывал все меткие слова и выражения, запоминал песни слепцов - старинные и грозные песни о горькой народной доле.

В длинные зимние вечера в ветхом доме в Михайловском Арина Ро­дионовна, как и в детстве, рассказывала поэту сказки. Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало веретено - и сказочный народный мир расцветал вокруг Пушкина.

«Что за прелесть эти сказки! - говорил он. - Каждая есть поэма». Под его легким и быстрым пером некоторые из этих сказок превращались в свободные и певучие стихи, чтобы разойтись по всей стране, по всему миру, обрадовать людей и открыть им неистощимые и удивительные бо­гатства русской поэзии.

Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, Царевну Лебедь, Черномора и морских бога­тырей, золотого петушка и затейницу белку. И вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр.

Каждый, кто прочтет сказки впервые, будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне. Пушкин оставил нам не только эти изумительные сказки, но еще много звучных и силь­ных стихотворений, поэм, рассказов и повестей. Имя поэта никогда не забудется: он всегда с нами, наш живой, любимый, наш великий Пушкин!

  1. Переход к изучению нового материала
  • Рассмотрите книги. Сколько разных изданий! Скольких художников вдохновили сказки Пушкина!
  • Прочитайте название сказки, которую мы будем сегодня читать. {«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».)
  • Из чего ясно, что это сказка? {Из заголовка. Автор сам на­звал произведение сказкой.)
  • Что еще можно узнать из заголовка? {Из заголовка можно узнать о героях сказки.)
  • Кто иллюстрировал сказку в ваших учебниках? {Иван Яков­левич Билибин.)
  1. Физкультминутка

(По выбору учителя или учеников из проведенных ранее.)

  1. Работа по теме урока

(Сказку читает целиком учитель. Можно прослушать аудио­запись. Ученики следят по учебникам.)

  • Какие чувства остались у вас после чтения? (Ответы учеников.)
  • Хороший ли конец у сказки? Почему? {У сказки хороший конец. Ведь в сказке добро всегда побеждает зло.)
  1. Рефлексия

  2. Подведение итогов урока

  • Докажите, что это сказка.
  • Почувствовали ли вы отношение автора к своим героям? Какое оно?
  • С какой сказкой ознакомились на уроке?
  • Назовите героев сказки, которых вы запомнили.
  • Какой эпизод из сказки понравился?
  • Было ли вам жалко кого-нибудь или, наоборот, вы злились?
  • Почему?
  • Есть ли уже у вас любимые герои? Кто? Почему?

Домашнее задание

Прочитать сказку.

© 2010-2022