Конспект урока по теме: Словосочетание

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по теме:СловосочетаниеКонспект урока по теме:СловосочетаниеКонспект урока по теме:СловосочетаниеКонспект урока по теме:СловосочетаниеКонспект урока по теме:СловосочетаниеКонспект урока по теме:СловосочетаниеКонспект урока по теме:СловосочетаниеКонспект урока по теме:СловосочетаниеКонспект урока по теме:СловосочетаниеКонспект урока по теме:СловосочетаниеКонспект урока по теме:СловосочетаниеКонспект урока по теме:СловосочетаниеКонспект урока по теме:СловосочетаниеКонспект урока по теме:СловосочетаниеКонспект урока по теме:СловосочетаниеРусский язык 3 класс

Урок № 14 _________________ Тема урока: Словосочетание. Проверь себя

Задачи урока:

  • совершенствовать навыки различия словосочетания от предложения; научить устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании.

  • развивать внимание, память.

  • воспитывать активность, самостоятельность, умение работать в оптимальном темпе, осуществлять самоконтроль.

Цели урока:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Синтаксис и пунктуация это раздел науки о языке»; объяснить их неразрывную связь;

ХОД УРОКА

І. Сообщение темы урока и его цели.

ІІ. Это важно запомнить

1)Средства связи слов в словосочетании

2) Строение словосочетаний

3) Виды словосочетаний

4) Разбор словосочетаний

ІІІ. Проверь себя

Я знаю

Я умею

ІV. Практикум

V. Контроль

І. Это вы уже знаете?

1) Что такое словосочетание?

2) Какие сочетания слов не являются словосочетанием?

3) Виды словосочетаний.

4) Словосочетания - синонимы.

5) Порядок разбора словосочетаний.

ІІ. Это важно запомнить

1.Средство связи слов в словосочетании

Что мы знаем о словосочетании?

Словосочетание - более точно, конкретно, чем слово, называет предмет, описывает признак, характеризует действие

Словосочетание - это сочетание главного и зависимого слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

Словосочетания образуют только связанные между собой самостоятельные слов

Словосочетаниями не являются подлежащее и сказуемое,

однородные члены предложения

Средство связи слов в словосочетании

Связь слов в словосочетании

  • Согласование - это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех те формах, что и главное.

  • Управление - это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определенном падеже.

  • Примыкание - это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу.

2. Строение словосочетаний.

Строение словосочетания - это модель, которая показывает, какими частями речи выражены главное и зависимое слово в словосочетании.

Словосочетание состоит из главного и зависимого слов, располагающихся по - разному:



Модели могут быть разные:

х

Прилаг. + сущ.

х

Сущ. + сущ

х

Прилаг. + сущ. с предл.

х

Гл. + сущ.

х

Гл. + сущ. С предл.

х

Гл. + нар.

3. Виды словосочетаний.

Вид словосочетания определяется по главному слову.

Именные словосочетания, если главное слово - имя прилагательное

Глагольные словосочетания, если главное слово - глагол

4. Разбор словосочетаний.

Порядок разбора

1. Указать главное и зависимое слова.

Поставить вопрос.

2. Указать какой частью речи выражены главное и зависимое слова. Назвать вид словосочетания

3. Указать средства связи зависимого слова с главным

(по смыслу, окончание, предлог)

х

Образец: Ласковое море

( прилаг. + сущ.) - именное, согласование.

ІІІ. Проверь себя.

Я знаю

Закончи предложение.

  • В словосочетании от одного слова к другому … (задается вопрос)

  • Словосочетание состоит из главного и … (зависимого слов)

  • Словосочетания образуют только связанные между собой … (самостоятельные слова)

  • Подлежащее и сказуемое словосочетанием не является, потому что,… (они оба главные члены - грамматическая основа предложения)

  • Для грамматической связи слов в словосочетании служат … (предлоги и окончании зависимых слов)

  • В именном словосочетании главное слово выражено … (именем существительным или именем прилагательным)

2. Вопрос - ответ

  • Что такое словосочетание?

  • Как определить главное и зависимое слово в словосочетании?

  • Как различить именные и глагольные словосочетания?

  • Какие сочетания слов нельзя путать со словосочетанием?

  • Каков порядок разбора словосочетания?

  • Какой способ связи называется согласованием, управлением, примыканием?

Я умею

1.Найти словосочетания. Вариант 1

  1. В осеннем лесу 3. Шел и думал
  2. Поздним вечером 4. На прогулке
Вариант 2
  1. На столе 3.Синие и красные
  2. Колючим кустарником 4.Искать грибы

Вариант 3
  1. От тучи 3. У дальнего горизонта
  2. Налетел ветер 4. Разбросанные листья

Вариант 4
  1. Следовать за товарищем 3. Труд и терпение
  2. Связать варежки 4. Зима миновала

2.Обозначьте главное и зависимое слово в словосочетании

Радостное событие

Перепрыгнуть через лужу

Искреннее слово

Громко чихнуть

Прочитать оглавление


  • Поставьте вопрос

  • Укажите, чем выражены главное и зависимое слово по образцу:

Какой?

х

Прил. + сущ.

Яблочное пюре

3.Выделить словосочетания из предложении

Выбери только те сочетания слов, которые являются словосочетаниями (запишите их номера )

Мы перебрались через лесной овраг и вышли к небольшой речке.

  1. Мы перебрались

  2. Через овраг

  3. Перебрались и вышли

  4. К небольшой речке

  5. Вышли к речке

  • Летом и осенью запасливые белки сушат шляпки грибов

  1. Летом и осенью

  2. Белки сушат

  3. Сушат летом

  4. Сушат осенью

  5. Сушат шляпки

  6. Шляпки грибов

  7. Запасливые белки

ІV. Практикум

Задания для самостоятельной работы.

1 2 3 4 5


  1. Заменить, где это возможно данные словосочетаниями

Образец: Шерстяной шарф - шарф из шерсти

  • Деревенские улицы, школьная библиотека

  • Ученическая тетрадь, высокий человек

  • Бабушкины руки, родной дом, вишневое варенье

  1. Составьте словосочетания с данными словами . Над главным словом укажите часть речи.

  • Телевизор, мечта, огромный, рассчитать, республика, футбол, громадный, канал

  1. Составьте словосочетания по данной схеме

Прил. + сущ. …………………..

Сущ. + сущ. …………………..

Прил. + сущ. с прил. ……………………..

Глагол + сущ. ……………………

Глагол + наречие …………………….

  1. Составьте 3 именных и 3 глагольных словосочетаний по картинке. Запишите их в две колонки, распределяя по видам словосочетаний.

Конспект урока по теме:Словосочетание


  1. Уточнить значение данных слов, подобрав к ним зависимые слова и определить способ связи.

Словосочетания запишите и сделайте разбор трех из них

  • Доска, печь, собака, стоять, школа, читать

v. Контроль

Тест

Цель: проверить умение отличить словосочетания от других сочетаний слов

Вариант 1.

1. а) в осеннем лесу б) на прогулке в) шёл и думал

г) у юннатов д) поздним вечером

2. а) свежим ветром б) бежать на зарядку в) летел и кружился

г) около дома д) на мокрой террасе

3. а) по лесной тропинке б) около дома в) побежал к реке

г) искрится звезда д) по дороге

4. а) вечная мерзлота б) синие и зелёные в) у дома

г) расшумелись деревья д) к дремучему лесу

5. а) у дальнего горизонта б) от тучи в) налетел ветер г) от тучи

д) закружил и разбросал

VІ. Домашняя работа

Составить словосочетания, определить вид и способ грамматической связи.


© 2010-2022