- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по окружающему миру «Земля – кормилица» (4 класс)
Конспект урока по окружающему миру «Земля – кормилица» (4 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пакаева О.А. |
Дата | 26.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
План - конспект урока
по окружающему миру в 4 «А» классе
«Земля - кормилица»
подготовила
учитель начальных классов
Пакаева О.А.
Цель урока: раскрыть понятие «Земля-кормилица», через коллективную, индивидуальную работу, используя различные виды деятельности на уроке. Задачи урока: познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека; показать значение почвы для растений и живых организмов. Формируемые УУД:
Познавательные: самостоятельно находить необходимую информацию в материалах учебников, выполнять учебно- познавательные действия, делать обобщения, выводы. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Регулятивные: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения, учиться высказывать свое предположение; учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; доносить свою позицию до других, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно- познавательных задач. Личностные: применять правила делового сотрудничества. Тип урока: изучение нового материала. Метод обучения: исследовательский, проблемный, словесный, наглядный. Оборудование: учебник, тест, образцы почвы(2 типа), стакан с водой, стеклянная палочка, салфетки, презентация, задания, этапы урока, цель урока, задачи,(вопросы),тара, карточки с терминами, кроссворды и доклады на доске ( Д.р), рефлексия ( фруктовое дерево), смайлики. Данный урок соответствует программе «Школа России» по окружающему миру под редакцией Плешакова, 4 класс.
Краткое описание хода урока.
1. Организационный момент. Мотивация учащихся.
2. Проверка домашнего задания (тест с выбором ответа, взаимопроверка)
3. Формулирование темы и целей урока учащимися под руководством учителя.
4. Открытие новых знаний о главных свойствах почвы и видах почв.
5. Закрепление новых знаний
6. Рефлексия
Ход урока Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
-
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Слайд 1.
Дежурный.
Прозвенел для нас звонок,
Начинаем мы урок.
Гости к нам пришли сегодня
К ним сейчас вы повернитесь,
Улыбнитесь, подружитесь
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти!
Учитель:
- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст вам сил, аккуратности, уверенности в знаниях.
-Ребята, какое у вас настроение на начало урока? Покажите смайлики. Замечательно!
Мобилизация внимания на плодотворную работу.
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.
Проявляют эмоциональную отзывчивость.
II. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания.
Учитель:
-Наш урок окружающего мира предлагаю провести в форме заседания клуба « Юные исследователи». Наш класс сегодня поделён на группы. Позвольте представить группы и консультантов - капитанов . 1группа……Капитан… -Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Полезные ископаемые) Проверим, как хорошо вы усвоили эту тему.
Слайд 2.
Учитель:
Задание 1. У вас на столах найдите тест.
-Я предлагаю вам ответить на вопросы теста, посвященного этой теме.
Тест « Наши природные богатства». Вы выполняете самостоятельно. Подпишите Ф.И.
Даю 3 минуты на выполнение работы.
Взаимопроверка. Оцени своего соседа. Поставьте отметку.
-Молодцы! Вы справились с тестом. Покажите смайликами ваше настроение.
-А сейчас мы перейдём к основной теме нашего заседания. Продолжаем.
Коммуникативное взаимодействие
Отвечают на вопросы. Определяют полезные ископаемые, находят их и собирают свою коллекцию.
Отвечают на вопросы.
III. Сообщение темы и целей урока
Слайд 3
-В названии темы урока «…- кормилица» потерялось слово, его нужно вернуть.
Давайте послушаем сказку о волшебной кладовой. Ариша:
-Положишь в нее горстку зерна- получишь взамен сто горстей.
Спрячешь картофелину- вытащишь много.
Крошечное семечко превращается в огромный арбуз.
Тоненький росток превращается в прекрасный цветок.
Горстка семян делается большой грудой огурцов, морковок, помидоров, сладких ароматных фруктов и ягод.
Чудесная кладовая есть на самом деле.
- Ребята, как она называется? (Земля).
-Почему землю называют кормилицей?
- Сказка это или не сказка?
-Это не сказка.
Коммуникативное взаимодействие Высказывают предположения
Слайд 4 - Итак, сегодня тема нашего урока- «Земля кормилица». Запишите тему урока в тетрадь. На доске открывается тема урока.
-Какой вопрос сразу возникает? (Почему землю называют кормилицей?) -Какую цель урока в соответствие с темой мы перед собой поставим? Сегодня нам предстоит узнать, выяснить, почему землю называют кормилицей?) Открывается цель урока.
-Благодаря каким свойствам, какому волшебству земля- кормилица? -Давайте исследовать, узнавать, что есть такое волшебное в земле, почему она всех кормит? - Что мы будем делать для достижения этой цели? ( работать дружно в группах, парах, помогать друг другу, внимательно слушать, читать учебник, дополнительную литературу, работать в тетради, исследовать, рассуждать, думать, делать выводы. )
Направляющая деятельность
Выделение и формулирование познавательной цели.
Учатся высказывать свое предположение.
IV. Открытие новых знаний о главных свойствах почвы и видах почв.
-У слова земля есть несколько значений.
- Какие? ( поверхность, суша, планета и почва) Слайд5
Одно из них - почва.
-Давайте вспомним, ребята, - Что такое почва?(верхний плодородный слой земли). - Что вам хотелось бы узнать по этой теме? На доске: 1. Из чего состоит почва? 2. Какие бывают почвы? 3. Как охранять почвы?
-Сейчас мы поработаем экспертами. Проведём экспертизу почвы.
- Кто такие эксперты?( профессия, люди, которые рассматривают, испытывают, а затем делают выводы, заключения)
- Рассмотрите в парах образцы почвы на ваших столах.
-Что вы видите? ( Остатки сухих листьев. Остатки старой травы. Маленькие палочки. Остатки сухих насекомых.)
- Какого цвета почва?( Почва тёмного цвета)
- Предлагаю провести практическую работу, чтобы сделать вывод, о том, что входит в состав почвы.
Капитаны демонстрируют опыты, помогают учителю.
Практическая работа (опыт№1)
Капитан 1 группы:
- Возьмем стакан с водой и опустим туда кусочек почвы. Размешаем. Что вы видите?
- О чём это говорит?
Вывод. (ответы уч-ся) капитан прикрепляет на доску вывод: в почве есть воздух.
Практическая работа (опыт№2)
Капитан 2 группы:
- Возьмем бумажную салфетку, положим на неё немного почвы и сильно сожмём. Стряхнём почву в лоток.
- Что осталось на салфетке?
Вывод: в почве есть вода ( доска )
Практическая работа (опыт№3)
Капитан 3 группы: -Посмотрите в стакан, куда мы бросили кусочек почвы. -Что вы там видите? -Как другим словом назвать остатки растения и животных в почве? Какой сделаем вывод?
Вывод: в составе почвы есть перегной
( доска)
Практическая работа (опыт№4)
Капитан 4 группы:
- Сейчас посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили кусочек почвы. Выльем воду.
- Что вы видите на дне стакана? - Какой делаем вывод? В почве есть песок и глина. ( доска)
-Посмотрим еще раз на доску.
- Что входит в состав почвы? Капитаны дополняют схему вместе с учителем.
Вывод: воздух, вода, песок, глина, перегной, минеральные соли.
- От чего зависит плодородие почвы?( От количества перегноя)
Чем плодороднее почва, тем лучше, богаче урожай.
Ребята, а теперь вы помогите капитанам решить кроссворд.
Слайд 6.
Молодцы! Решили мы с вами 1 задачу? Да.
-А теперь пришло время отдохнуть.
Физкультминутка
Дети: Как весною, в ранний час
Семена взошли у нас.
Вышли, к солнцу потянулись,
Повернулись, улыбнулись!
Здравствуй, солнце! Это мы!
Вышли только из земли.
-Продолжаем. Решим 2 задачу.
- В природе существует большое число типов почв. Это зависит от места расположения на территории страны, от состава почвы. Изучением почв занимаются учёные- почвоведы.
- Каждой природной зоне соответствует свой тип почвы.
-Какие природные зоны вы знаете?
-Предположите, как могут называться почвы в названных вами природных зонах.
-Давайте проверим, верны ли были ваши предположения.
Работа по учебнику.
Проверьте себя по тексту учебника на с. 161. ( самостоятельное чтение)
Итог. Обсуждение.
В тундре преобладают …тундровые почвы.
Тундровая почва- светлая, почему? (в ней мало перегноя).
В тайге и в смешанных лесах …подзолистые почвы сероватого цвета. Они самые распространённые в нашей стране.
В лиственных лесах- …серые лесные почвы, в ней много песка.
В степях… преобладают черноземные почвы. Болотная почва - ..содержит толстый слой торфа.
Луговая почва -… в ней достаточно перегноя.
Слайд7
-Какая почва на ваш взгляд самая плодородная?
-Чернозём. Потому что в ней много перегноя. Посмотрите на партах в баночке №2 …чернозём.
Чернозём - почва очень темного цвета, она имеет зернистую структуру. У чернозема мощный верхний плодородный слой, богатый перегноем. Во время Великой Отечественной войны фашисты сгоняли на поля мирное население и заставляли снимать около полуметра чернозема. Затем они грузили эту землю на платформы и вывозили в Германию.
Вывод: ……Черноземные почвы самые плодородные в мире.
-Я хочу вам показать 3 волшебные коробочки. Найдите среди них чернозём?
- Ваши предположения…
Направляющая и контролирующая деятельность учителя
Коммуникативное взаимодействие
Проводит физкультминутку с показом действий
Развитие умения опытным путем делать вывод.
Предполагаемые ответы детей:
- Из почвы идут пузырьки.
- В почве есть воздух.
Предполагаемые ответы детей:
- Влажное пятно, значит, в почве есть вода
Предполагаемые ответы детей: видим мелкие корешки, остатки растений.
В составе почвы есть перегной
Предполагаемые ответы детей:
- Вода в стакане стала мутной.
В почве есть песок и глина
Повторяют состав почвы
Вспоминают
Высказывают предположения
Проверяют свои предположения
Повторяют движения.
Осуществляют профилактику утомления
-Основное свойство почвы - плодородие.
- А как вы думаете, плодородие почвы бесконечно или может когда-нибудь закончиться?
Вывод:
- Да, плодородие необходимо сохранять, а как мы сейчас узнаем из учебника.
-Для этого поработаем в группах.
-Перед вами стоит проблема. Решим 3 задачу.
«Как защитить почву?» (с.162-163)
Работа в группах. Устно. Обсудить,
что необходимо делать для защиты почвы?
(выступления представителей групп)
Молодцы!
-Мы познакомились с типами почв, их свойствами, обсудили, как защитить почву. Ответили на главный вопрос:
«Почему землю называют кормилицей?». Да.
V. Закрепление новых знаний.
- А теперь посмотрите на слайд и найдите ошибки.
Заседание клуба « Юные исследователи» подходит к концу. Давайте подведём итоги работы.
-
6. Рефлексия
-Достигли мы поставленной в начале урока цели?
Все ли мы решили задачи?
-Что узнали нового?
-Что больше всего понравилось и запомнилось на уроке?
-Кто считает, что у него на уроке все получилось?
-Кто на следующем уроке еще постарается, чтобы все получилось?
Те, кому понравился урок, нарядите наше деревце красными яблоками, а кому было трудно зелёными. ( выходят по группам)
-Какое у вас настроение в конце урока?(показывают смайлы)
(Выставление отметок и звёзд за урок)
Закончим наш урок стихотворением …
Любите родную природу-
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней родились мы с тобою,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!
Домашнее задание ( на доске)
Стр.160-163, пересказ
Задания по выбору:
1. Выполнить задание 3 на стр.161
2. Подобрать стихи, пословицы, загадки о почве, земле-кормилице. Спасибо за работу!
Я хочу вас и гостей угостить вкусными яблочками за вашу работу. Приятного аппетита!
Коммуникативное взаимодействие
Направляющая и контролирующая деятельность учителя
Оценивание
Работа в группах с учебником.
Делают вывод
Развитие умения делать вывод.
Высказывают предположения
Закрепляют полученные знания на уроке
Оценивают свои достижения за урок и достижения класса
Записывают домашнее задание
10