- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по технологии на тему Праздничный пряник
Конспект урока по технологии на тему Праздничный пряник
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кудашова И.А. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок технологии, УМК «Гармония», 4 класс Тема: «Праздничный пряник». Лепка из соленого теста. Цель урока: Научить работать с тестом, лепить пряники - «козули». Задачи урока: 1.Расширение и углубление знаний и представлений учащихся о народных культурных традициях. 2. Расширение знаний о символическом значении вещей в народном быту и об используемых символах (на примере печенья). 3. Повторение, закрепление и расширение приёмов лепки декоративных предметов в технике барельефа. 4. Воспитание интереса и уважительного отношения к национальным культурным традициям. Планируемые результаты: Предметные: читать текст, рассматривать и анализировать образцы изделий, обсуждать информацию; пополнять знания и представления о культурных традициях и их отражении в предметах рукотворного мира, о средствах и способах отражения историко-культурной информации в вещах; обсуждать возможные варианты творческого выполнения работы; выбирать варианты;
выполнять эскизы пряников в соответствии с традиционными правилами; изготавливать фигурный пряник из теста или пластилина на основе традиционных канонов. Метапредметные: Регулятивные: принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ним; руководствоваться правилами при выполнении работы; планировать умственные и практические действия; осуществлять поэтапный и итоговый контроль; производить оценку выполненной работы. Познавательные: воспринимать и анализировать текстовую и зрительную информацию, расширять знания о народных культурных традициях и их отражении в изделиях; развивать предпосылки творческой деятельности; оценивать образцы изделий с точки зрения традиционных канонов; проектировать изделие в соответствии с правилами; творчески использовать полученные знания и умения в практической работе. Коммуникативные: вступать в общение (при обсуждении образцов, технологий работы) и творческое взаимодействие, соблюдая правила общения, тактично выражать свою точку зрения; проявлять доброжелательность и такт, слушая другого, а также в оценке работы товарищей. Личностные: проявлять интерес и уважение к народным культурным традициям, правилам, потребность в расширении культурного кругозора и творческом самовыражении, уважительное отношение к творчеству мастеров; проявлять старательность и добросовестное отношение к работе, художественный вкус. Оборудование: Для учителя: учебник, образцы фигурных пряников со святочной символикой; соленое тесто, дощечка, стеки (для демонстрации приемов лепки) Для учащихся: учебник, соленое тесто, дощечка для лепки, стеки и палочки, розетка или баночка с водой, тряпочка для рук.
Технологическая карта урока
Структурные компоненты
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
I. Оргмомент.
(1 мин) -Здравствуйте, ребята!
Настраиваются на урок
Личностные УУД
Коммуникативные УУД
II.Сообщение темы и цели урока.
(10 мин)
1) Беседа по теме
2) Работа по учебнику. -Приближается череда ярких зимних праздников, среди которых на Руси особо выделяются Святки. К этому празднику по традиции полагалось печь особое печенье (или пряники). Сегодня на уроке нам предстоит познакомится с особым магическим значением такого печенья, узнать о том, как оно передается в изделиях. Кроме того, нам необходимо будет вспомнить некоторые хорошо знакомые приемы работы: лепка пряника очень похожа на изготовление барельефа. -Прочитайте текст, который у вас дан в учебнике на странице 78. После этого я задам вам вопросы. - Что такое Святки? Когда они бывают?
-Как назывались ароматные пряники, которые пекли на Руси к началу Святок? -Кого изображали на этих пряниках? Для чего пекли пряники в виде таких фигур? -Какие животные олицетворяют Солнце? -Чем одаривали хозяева мальчиков, девочек во время колядки? -Молодцы! - Посмотрите на иллюстрации в учебнике. - Какие образы отображены в этих праздничных пряниках?
Слушают учителя
Читают текст в учебнике
Это две недели зимних праздников, начинавшиеся в Рождественский Сочельник (6 января) и продолжавшиеся о Крещения (19 января), всегда являлись основным зимним праздником на Руси.
Козули
Изображали коров, коней, оленей, барашков, козлов.
Это символы
Это конь и корова
Мальчикам давали «бычков», девочек
« коровками»
Петушок, конь, олень, барашек, козел
Познавательные УУД
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
3)Анализ образца. Демонстрация.
(5 мин) -Посмотрите, из какого материала сделаны эти пряники? -Какую форму имеют? -Какой может быть по цвету пряник? -Обратите внимание на то, что пряник отображает строго определенные образы, т.е. он не может иметь любую форму. -Прочитайте в учебнике порядок выполнения работы - Посмотрите внимательно, как нужно выполнять лепку такого пряника. Возьмем кусочек теста, на дощечке выложим пласт теста толщиной около 5-8 мм, кладем на доску для лепки, стараемся, чтобы форма была ровная, вырезаем по шаблону понравившуюся вам фигуру и обрезаем тесто по краю шаблона. Из обрезков теста будете выполнять декоративные детали. Все декоративные детали являются накладными, т.е. они изготавливаются отдельно, а затем приклеиваются на свои места, на поверхности пряника с помощью воды. Накладную деталь слегка смачивают снизу и приглаживают к основной форме. Чтобы соединение получилось более прочным, можно дополнительно проткнуть рельефы (вместе с основным слоем теста) в некоторых местах палочкой. При этом образуются небольшие углубления, которые придают изделию дополнительный декоративный эффект. Расположение таких углублений должно быть хорошо продуманным: чтобы он не выглядели как случайные «дырки» или «швы», а, наоборот придавали всему изделию выразительность и красоту. -Кому непонятно, поднимите руку.
Из соленого текста
Округлая
Разной окраски: красные, желтые, оранжевые и т.д.
Читают порядок выполнения работы
Внимательно смотрят и слушают учителя
III. Творческая практическая деятельность учащихся.
( 20 мин) -Если у вас нет никаких вопросов, приступайте к работе. -Порядок работы у вас дан в учебнике.
Начинают изготавливать пряник
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
IV.Подведение итогов урока. Просмотр и обсуждение изделий
Рефлексия.
( 3 мин) -Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Что такое Святки? Что было принято делать в эти дни? -Давайте посмотрим, какие декоративные пряники у вас получились. -Выйдем к доске и покажем всем ребятам свои изделия. -Молодцы! У вас получились очень красивые, аккуратные изделия. -Во время праздничных дней вы можете дома напечь настоящих «козуль» или «коровок» по старинным образцам, а затем устроить с ними веселый праздник.
Выходят к доске, показывают свои работы
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
V. Оргмомент.
(1 мин) - А теперь встаньте все. Урок окончен. Убирайте свои рабочие места.