Обучение чтению первоклассников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обучение чтению первоклассников

Е.Я. Емельянова, учитель МАОУ СОШ №2

г. Курганинск

Чтение в жизни каждого человека занимает важное место. Современный читатель в условиях господства телевидения, интернета, радио, кино теряет интерес к чтению книг, способных обогатить его внутренний мир, дать знания о жизни и окружающем мире, развить самостоятельность мышления и доставить читателю художественное наслаждение.

Поэтому перед учителем начальной школы стоит очень важная, даже можно сказать самая главная задача - научить быстро, правильно, осознанно читать тексты и привить любовь к чтению.

Чтение - основа учения. От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться. Процессом чтения все дети овладевают по-разному и в разное время. Как помочь ученикам преодолеть возникающие трудности при чтении, при этом сохранить интерес к чтению и желание встречаться с книгой как можно чаще? Именно эта проблема - формирование навыков чтения без насилия над ребёнком на основе мыслительных процессов, на основе постоянного роста интереса ребёнка к чтению - является актуальной. Отправной точкой работы над проблемой является убеждение, что качество всех параметров может быть повышено не столь путём многократного прочитывания. Сколько за счёт овладения такими действиями. Которые дают качественный сдвиг в чтении При этом надо обязательно учитывать возрастные психологические особенности ребёнка.

Овладение чтением - процесс для ребёнка длительный и нелёгкий, отнимающий у него много душевных сил и времени. Пока он не научится читать быстро и осмысленно. Думать и сопереживать во время чтения, этот процесс будет доставлять ему мало радости и удовольствия.

Несформированный навык чтения. Как правило. Мешает успешному обучению и по другим предметам, так как чтение - навык общеучебный.

Чтение существует в двух формах: чтение вслух и чтение молча (про себя). Чтение вслух предназначено для слушателей. Оно должно быть чётким, внятным, целыми словами, без неоправданных пауз; безошибочным; осуществляющимся в нормальном темпе и достаточно выразительным.

Чтение молча (про себя) - чтение «глазами», без внешних речедвижений. Если темп чтения молча, не превышает темпа чтения вслух, то оно ещё не сложилось. Если наблюдает-

ся шёпотное чтение и шевеление губами, значит, ученик ещё не овладел навыком чтения про себя, но он находится на переходном этапе. Эти две формы чтения взаимно дополняют и обогащают друг друга, поэтому надо обучать детей и чтению вслух. И чтению про себя.

Учащиеся должны овладеть целостными приёмами чтения, т.е. чтением словами, способствующие слиянию технической стороны чтения и понимания прочитанного в единый процесс, освоить так называемое темповое чтение и к концу обучения в начальной школе овладеть сознательным и выразительным чтением вслух с ориентировочным темпом 90-100 слов в минуту.

На быстроту чтения влияют многие факторы: уровень речевого развития, поле чтения, по- становка дыхания, характер текста, образ слова (шрифт, чёткость печати). Если уделять внимание всем этим факторам, то по мнению учёных, темп чтения будет увеличиваться. Однако не надо забывать, что быстроту чтения так же обеспечивает развитость речевого аппарата и его возможности.

Изучая опыт учителей-новаторов, проверяя его на практике, я выработала свою систему работы обучения чтению детей в первом классе. У рок начинаю с речевой разминки, т.е. с работы над постановкой дыхания и развитием чёткости произношения. Упражнения следующего вида:

1)вдох носом, выдох через рот;

2)вдох, задержка дыхания , выдох;

3)вдох, выдох по порциям.

Во время разминки включаю упражнения на правильное произнесение звуков, на отработку дикции, на развитие голосового аппарата (произносим громко, тихо, шёпотом), темпа речи (произносим быстро, умеренно, медленно).Сложность разминки зависит от возраста и подготовленности детей.

В первом классе в разминку ввожу чтение сочетаний тренируемого звука с гласными: ра, ро, ру, ры, ри, ре; чтение сочетаний согласных с гласными: ста, сто, сту, сти, сте, стра, стро, стри,стре, стру, а также чтение слов на изучаемую букву. Читаем сначала медленно, затем быстрее, скороговоркой, проводим игру «Кто быстрее прочтёт?» Игра вызывает особый интерес у детей . Даже слабочитающие дети стараются прочитать лучше; тренируются дома, чтобы на следующем уроке показать хорошее чтение и не отстать от других детей. Для такой работы есть специальные таблицы, которые раздаются каждому ученику.

Для развития речевого аппарата произносятся скороговорки, чистоговорки. Все эти упражнения выполняются на уроке во время артикуляционной гимнастики, которая не отнимает много времени и сил. Она проводится в начале урока в течение 5 минут. При этом большое внимание уделяется работе над темпом чтения речи, постановкой голоса и дыхания.

Навык быстрого чтения и понимания прочитанного формируется на основе развития всех познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления.

Восприятие - это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, её предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Восприятие текста происходит в два этапа: первичное восприятие, обработка. Для увеличения скорости и эффективности чтения нужно:

-увеличить ширину поля зрения;

-сформировать умение воспринимать в одну фиксацию большее число печатных знаков;

- сократить время каждой отдельной фиксации;

-избавиться от регрессий.

Упражнения на увеличение поля зрения. Работа по таблицам.

Таблица №1 Таблица №2

5

7

3

А

Ж

В

Х

О

9

1

8

Ф

Е

С

П

З

10

*

6

Р

Ц

Б

Н

Д

4

2

0

И

М

Ч

У

К

Г

Т

Ш

Л

Щ

Работа по числовым и буквенным таблицам проводится следующим образом:

  1. Подготовительный этап - зафиксировать взгляд в центре таблицы на * (таблица №1), видеть её целиком и найти все видимые цифры по порядку нарастания в цифровом ряду. (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,10)

Точно так же работаем с таблицей №2. Взгляд фиксируем на букве Б.

  1. Исполнительный этап - последовательный поиск всех цифр и букв. Найденные знаки указываются карандашом. Самое трудное в этом задании удержать взгляд в центре таблицы, а цифры и буквы находить боковым зрением. Со временем у детей это получается всё лучше и лучше. Эти упражнения ведут к развитию бокового зрения, умению видеть не одну только букву, а целый слог, а затем и всё слово целиком, что и приводит к быстрому чтению текста.

  2. После выполнения основных упражнений можно предложить игру «Печатная машинка».

Дети печатают слова по заданию учителя.

Практические материалы для работы в 1 классе.

1.Артикуляционная гимнастика

1. Ревизия во рту (съели кашу и язычком во рту облизали дёсны)

2.Круглая конфетка (справа, слева, сверху, снизу, раскусить конфетку)

3. Болтушка (болтать язычком)

Мышата-индюшата

Ножками топочут

Весело болбочут.

  1. Часики (язычком вправо, влево)

  2. Ребята-лягушата, ребята-слонята

Выпуча глаза сидят, не по-русски говорят

Зелены мы как трава наша песенка ква-ква

Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.

Подражаю я слону, губы хоботком тяну:

Лягушата-слонята (несколько раз)

  1. «Маляр»

Красить комнаты пора

Пригласили маляра

Рот пошире открываем

Маляру мы помогаем (кончиком языка по нёбу)

  1. «Сверчок»

Чок, чок, чок

На печи сверчок.

На печи сверчок

За печуркой паучок.

А ты ляг на бочок и молчок.

  1. «Свиристели»

Свиристели прилетели. Свить, свить, свить.

Прилетели, засвистели. Свить, свить, свить.

Надо гнёзда вить. Свить, свить, свить.

Птенцов выводить. Свить, свить, свить.

Пока солнце не ушло. Свить, свить, свить.

Пока лето не прошло. Свить, свить, свить.

Вот и выросли птенцы. Свить, свить, свить.

Вот какие молодцы. Свить, свить, свить.

9. "Лошадка"

Я лошадка, серый волк, цок,цок,цок.

Посмотри как я красива, цок,цок,цок.

Хороши и хвост, и грива, цок,цок,цок.

Я лошадка, серый волк, цок,цок,цок.

От хвоста и до копытца. цок,цок,цок.

Овса поела и снова за дело, цок,цок,цок.

Я лошадка, серый волк, цок,цок,цок.

Я копытцем постучу.цок,цок,цок.

Если хочешь прокачу,цок,цок,цок.

10. "Гармошка"(движение нижней челюстью")

На гармошке я играю раз. два (движение челюстью)

рот пошире открываю раз,два (движение челюстью)

11. Соединение дыхания и говорения.

Белокрылый мощный ТУ набирает высоту.

Он летит всё выше, выше, превратился в точки крыши

А теперь он выше туч,

А теперь за облаками вдруг ударил солнца луч.

Голубой простор над нами.

Выше, выше мчится ТУ, набирая высоту.

12. "Прыжок"

На крышу я легко взбегаю.

Прыжок. Как птица я взлетаю.

Вот оборот и вниз стрелой

Скрываюсь быстро под водой.


Скороговорки

А У Аграфены и Арины растут георгины.

Алёша Ульяне сигнал подаёт.

ульяна услышит - Алёшу найдёт.

Б Белые бараны били в барабаны.

Хлеб ржаной , батоны. булки не добудешь на прогулке.

Купила бабуся бусы Марусе.

Боря Ире дал ириску, Ира Боре барбариску.

В. В зимний холод всякий молод.

Вкусная холва мастеру хвала.

Г На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.

До города дорога в гору, от города с горы.

Груша гусений не любит, грушу гусеница губит.

Д Дятел лечит древний дуб. добрый дятел дубу друг.

Дарья дарит Дине дыни.

Е Сколько не ело сито, ни разу не было сыто.

У ежа ежата, у у жа ужата.

Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела.

Ж Лежит ёжик под ёлкой,у ежа иголки.

С мышами во ржи подружились ежи.

Слишком много ножек у сороконожек.

З Соня незнайка, а Зина зазанайка.

Зимним утром от мороза На заре звенят берёзы.

У зайки Бубы заболели зубы.

И Иней лёг на ветки ели, иглы зв ночь побелели.

У Ивашки рубашка, у рубашки кармашки.

К Покатил Костя в Кострому в гости.

Кукушка кукушонку купила капюшон.Купи кипу пик.

Л Прибыл Клим из Клина в Крым.

Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.

Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.

М Мёд медведь в лесу нашёл. мало мёду, много пчёл.

Не жалела мама мыла, мама Милу мылом мыла.

Звала по малину Марина Галину.

Н. Не знать не страшно, страшно не узнать.

Не бросай друга в несчастье.

О. В зимий холод всякий молод.

Чем меньше слов, тем меньше дров.

Холода не бойся, по пояс мойся.

П Рыбы в проруби пруд пруди.

Из-под пилки сыплются опилки.

У пеньков опять пять опят.

Р Роет землю старый крот,разоряет огород.

На горе Арарат зреет крупный виноград.

Проворонила ворона воронёнка.

Т В грязи у Олега завязла телега: сидеть тут Олегу до самого снега.

Не будь тороплив. а будь терпелив.

От топота копыт пыль по полю летит.

Течёт речка, печёт печка.

Ф Наш Филат не бывает виноват.

У Фани фуфайка, у Феди туфли.

Филипп к печке прилип.

Х Вкусная халва мастеру хвала.

Прохор и Пахом ехали верхом.

Муха горюха села на ухо.

Ц Бегакют две курицы прямо на улице.

В цветнике цветут цветы.

Летит скворец, зиме конец.

Ч Пекарь пёк калачи в печи.

Часовщик прищурив глаз чинит часики для нас.

Черепаха не скучая. час сидит за чашкой чая.

Ш Слышен шорох в камыщах, от него шумит ы ушах.

Парус наш на совесть сшит, нас и шторм не устрашит.

Сшила Саша Саньке шапку.

Щ Волки рыщут. пищу ищут.

Мой руки чище и чаще.

Щипцы да клещи - вот наши вещи.

Ю.

Юла возле Юльки крутится, поёт, Юле и Юре спать не даёт

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Я На языке мёд - под языком лёд.

Язык мягок - что хочет, то и лопочет.


Таблица, позволяющая быстрее научить детей читать открытые слоги.

1. Работа начинается с чтения слогшов по столбикам. только с одной гласной буквой.

2.Чтение слогов с одной согласной буквойя. но с разными гласными буквами.

3.чтение слогов по диагонали таблицы.

4. Чтение слогов по схеме: 1-ый. 10-ый, 2-ой, 9-ый и т.д.(для развития угла зрения)

5.Творческие задания: например, найди в таблице слоги из которых можно сосотавить двусложные или трёхсложные слова. Можно проводить игру "Кто больше соотавит слов?"

А

О

У

Ы

Э

И

Е

Ё

Ю

Я

БА

БО

БУ

БЫ

БЭ

БИ

БЕ

БЁ

БЮ

БЯ

ВА

ВО

ВУ

ВЫ

ВЭ

ВИ

ВЕ

ВЁ

ВЮ

ВЯ

ГА

ГО

ГУ

ГЫ

ГЭ

ГИ

ГЕ

ГЁ

ГЮ

ГЯ

ДА

ДО

ДУ

ДЫ

ДЭ

ДИ

ДЕ

ДЁ

ДЮ

ДЯ

ЖА

ЖО

ЖУ

ЖЭ

ЖИ

ЖЕ

ЖЁ

ЖЮ

ЗА

ЗО

ЗУ

ЗЫ

ЗЭ

ЗИ

ЗЕ

ЗЁ

ЗЮ

ЗЯ

КА

КО

КУ

КЫ

КЭ

КИ

КЕ

КЁ

КЮ

КЯ

ЛА

ЛО

ЛУ

ЛЫ

ЛЭ

ЛИ

ЛЕ

ЛЁ

ЛЮ

ЛЯ

МА

МО

МУ

МЫ

МЭ

МИ

МЕ

МЁ

МЮ

МЯ

НА

НО

НУ

НЫ

НЭ

НИ

НЕ

НЁ

НЮ

НЯ

ПА

ПО

ПУ

ПЫ

ПЭ

ПИ

ПЕ

ПЁ

ПЮ

ПЯ

РА

РО

РУ

РЫ

РЭ

РИ

РЕ

РЁ

РЮ

РЯ

СА

СО

СУ

СЫ

СЭ

СИ

СЕ

СЁ

СЮ

СЯ

ТА

ТО

ТУ

ТЫ

ТЭ

ТИ

ТЕ

ТЁ

ТЮ

ТЯ

ФА

ФО

ФУ

ФЫ

ФЭ

ФИ

ФЕ

ФЁ

ФЮ

ФЯ

ХА

ХО

ХУ

ХЭ

ХИ

ХЕ

ЦА

ЦО

ЦУ

ЦЫ

ЦЭ

ЦИ

ЦЕ

ЧА

ЧО

ЧУ

ЧИ

ЧЕ

ЧЁ

ША

ШО

ШУ

ШЭ

ШИ

ШЕ

ШЁ

ЩА

ЩУ

ЩИ

ЩЕ

ЩЁ



Таблица, позволяющая вырабатывать навык чтения закрытых слогов из трёх букв.

Таблица представлена только на одну букву «Р».

Такие таблицы можно составить на все согласные буквы.

АР

РАР

РОР

РУР

РЫР

РЭР

ОР

РИР

РУН

РЫН

РАН

РОВ

УР

РАК

РОК

РУК

РЫК

РЮК

ЫР

РИК

РЕК

РЕП

РАЛ

РОЛ

ЭР

РУР

РЫЛ

РИЛ

РИН

РОН

ИР

РИС

РАС

РО

СРУН

РАТ

РА

РАМ

РАВ

РАБ

РАД

РАЗ

РО

РОВ

РОЗ

РОК

РОБ

РОГ

РУ

РУБ

РУВ

РУС

РУП

РУЛ

РЫ

РЫК

РЫВ

РЫН

РЫБ

РЫЛ

РИ

РИС

РИМ

РИТ

РИФ

РИЧ

РЁ

РЁВ

РЁН

РЁТ

РЁГ

РЁЖ

РЯ

РЯС

РЯВ

РЯД

РЯЖ

РЯН

РЮ

РЮМ

РЮС

РЮЛ

РЮВ

РЮШ

ЮР

НЮР

ПЮР

МЮР

СЮР

ДЮР

ОР

ВОР

СОР

КОР

МОР

ЖОР

АР

КАР

МАР

САР

НАР

ДАР

ИР

ТИР

МИР

СИР

БИР

ВИР

ЕР

ВЕР

ДЕР

ПЕР

ТЕР

ГЕР

УР

КРУ

КРИ

РНЫ

ТРИ

ТРО

ТР

ТРА

РЛУ

ПРУ

ТРУ

ПРО



Таблица для выработки техники чтения

1

ЯН

ЯНА

НИНА

ИННА

АННА

НОННА

ЮНОНА

АРИНА

2

ОН

ОНА

НЯНЯ

НЮНИ

АНЯ

АНЮТА

АНТОН

НИКИТА

3

ТО

ТУТ

НОТЫ

ТЁТЯ

УТИ

ТОНЯ

УТЯТА

ТЁМА

4

ТЫ

ТОН

ТАНЯ

НАТА

ТИНА

АНИТА

ЮННАТ

НАТАН

5

ТА

ТАК

ТЕНИ

НИТИ

УТКИ

АНИС

ТИТРЫ

ТИГРЫ

6

КАК

КТО

КИНО

КОТЫ

КНУТ

ТОНУТ

ОКУНЁК

КАТОК

7

ТАК

КОТ

ТАНК

КИТЫ

ТАНКИ

УТКА

КОКОН

НЫТИК

8

ТОК

ОКО

КАТЯ

КОНИ

ТКУТ

ТОКИО

КАКАЯ

ТАКОЕ

9

ТУК

ТЁК

НИТИ

КАТКИ

КАТИТ

КАКОЕ

ТАКИЕ

ТОНКИЕ

10

УС

СОК

САНИ

СЕНЯ

ТАСЯ

НАСТЯ

КОСТЯ

ТОЛИК

11

ЮС

СУК

СОНИ

СИТО

УСИКИ

СОСУТ

СОСКА

ОСОКА

12

ЕС

САК

СЕНО

ТОСТ

КОСА

СЫНКИ

ТЕСТО

ТАКСА

13

АСЯ

СОНЯ

СТАС

СЫНОК

ТАКСИ

КОСТИ

СКУКА

КНИГА

14

ОС

ТИС

СТОН

КУСОК

НОСОК

КАСКИ

СТАНОК

СТЕНКА

15

ИЛ

ЛИС

АЛЛА

ЛЕНА

ЛЁНЯ

САЛАТ

КУСКИ

КОСЯКИ

16

ЕЛ

ЛЕС

АЛИК

СЕЛО

ЯЛТА

АЛЕСЯ

НЕСУТ

СТОНЕТ

17

УЛ

ЛЕВ

СИЛА

ТЕКСТ

ТАКСИ

УТЁС

СТОИТ

КАКТУС

18

ЮЛ

ЛИК

СЛОН

ОКНА

СОУС

ЛИСТЫ

ЛОТОС

АРТИСТ

19

ЮЛА

КУБ

ЛАКИ

СИЛОК

ОЛЕНИ

ЛЮТИК

СТЕКЛО

ЛАМПА

20

ИРА

РАК

РОСА

КРЕСТ

РЯСКА

КРЫЛО

СУРКИ

КАРЛИК

21

ЮРА

РОК

РОЕТ

КРОТ

АРКА

ЮРТА

НОРКА

КРЕСЛО

22

РАЯ

РУР

ТОРТ

РЫНОК

РУЛЕТ

ТРИО

КРАСКА

СТРУНЫ

23

РОТ

КАРЛ

РЕКИ

КРЯК

НЫРОК

КРЮК

КРОТЫ

КАРТЫ

24

ВАР

РОВ

ВЕРА

ЯКОВ

ВАННА

КВАС

ТОВАР

ОТВАР

25

ВОР

СЕВ

ВАРЯ

СЛАВА

ВЕТКА

СВОИ

ТЫКВА

СЛИВКИ

26

ВАЛ

ВЕК

ВОВА

ИВАН

ВЕТЕР

ВЕСНА

РЫВОК

ВИРУС

27

ВОЛ

ВЕС

ВИЛКА

КЛАВА

ВЕНИК

ТВОЯ

СЛИВЫ

ОТВЕТЫ

28

ПОП

ПАР

ПЕТЯ

ПЕСНЯ

ПАПКА

ОПРОС

ПИЛОТ

ПАЛТУС

29

ПАН

ПИЛ

ПЁТР

ПЕСОК

КРУПА

ПЕНКИ

ТЯПКА

ПЕРРОН

30

ПЕЛ

ПЁС

ПОЛЯ

ПОТОП

ПАРТА

ПИЛКА

УКРОП

ПРУТИК

31

ПОЛ

ПИР

ПИКА

КЕПКА

ТРАЛ

ТУЛУП

РУПОР

ПАВЛИН

32

ГУМ

ГАЗ

УГЛИ

УГОН

ГРИПП

ГЕОЛОГ

ОВРАГ

ГНОМИК

33

РОГ

ГОД

ТИГР

ГИПС

НЕГРЫ

ГРОЗА

ГОНКИ

ГЛОБУС

34

ДОГ

ЛУГ

РОГА

ГНОМ

ГИЕНА

ГЛИНА

БУГРЫ

ГЛАЗКИ

35

ГОН

МОГ

УГОЛ

ГРУЗ

ГИМН

ГЛЫБА

ГУБКА

ГНЕЗДО

36

ЧАС

МЕЧ

ЧАГА

МАТЧ

ПАЧКА

ПЧЕЛА

ЧИСЛО

ЧИПСЫ

37

ЧАД

СЫЧ

ТУЧА

ОЧКИ

ЧЁЛКА

ЧАЛМА

ЧЕРТА

СВЕЧА

38

ЧУБ

БИЧ

ДАЧА

ЧАРЫ

АЛЫЧА

ЧУДАК

МУЧКА

ЧИБИС

39

ШОК

КУШ

ШИНА

ШЁЛК

ШКОЛА

ПЫШКА

МОШКА

ШЛЮЗ

40

ШУМ

ШОВ

ШАЛЬ

ШВЕЯ

ШЛЯПА

ШЛАНГ

СУШКА

ШУРУП

41

ШУТ

ШВЫ

ШАНС

ШНУР

ГРУША

ПУШКА

ШКУРА

ШАШКИ

42

ЖУК

НОЖ

ЖАРА

ОЖОГ

ЕЖАТА

ЖУЧОК

ЖИВОТ

ЖАЖАДА

43

ЖАК

РАЖ

ЖЕЛЕ

ЛУЖА

ЖАТВА

РОЖОК

ЖИРАФ

ГАРАЖ

44

ХОЛ

НЮХ

МУХА

ЛОПУХ

ОХОТА

ХРУСТ

ХОЛОД

ПАСТУХ

45

ХАН

ДУХ

ХАТА

СТИХИ

ПУХ

ЗАПАХ

КУХНЯ

КОНЮХ


© 2010-2022