- Преподавателю
- Начальные классы
- Учебный проект лес природное сообщество
Учебный проект лес природное сообщество
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Баранова Г.И. |
Дата | 15.12.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27
(Учебный проект учащихся 4 класса В)
Выполнила:
Баранова Галина Исаевна,
учитель начальных классов
Смоленск
2010
Обоснование проекта
Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогами всегда. Но в новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовывать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Как организовывать обучение через желание, как активизировать учащихся, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний. Нужны и групповые и игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные и прочие формы и методы обучения. Не меньшее значение имеет проектная технология обучения. Метод проектов не является новым в мировой педагогике. Он был предложен и разработан в 1920 -е годы американским философом и педагогом Дж. Дьюи. Он предлагал строить обучение на активной основе, используя целенаправленную деятельность учеников с учетом их личной заинтересованности в знаниях и получая в итоге реальный результат. В настоящее время, когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, метод проектов востребован и популярен, так как он позволяет по-новому организовать процесс обучения, воспитания и взаимоотношения между учителем и учащимися. В начальной школе перед учителем стоит всегда нелёгкая задача: как из пришедших в школу учеников создать дружный творческий коллектив и при этом не ущемить, а развить индивидуальность каждого ребёнка. На помощь приходит использование проектно-исследовательской технологии. Стараюсь использовать в работе самостоятельную работу детей в парах, группах и индивидуальную. Дети младшего школьного возраста обычно с радостью и лёгкостью берутся (обещают) выполнить любое задание дома. Конечно, в ходе исследовательской деятельности помощь родителей при сборе материала к уроку просто необходима, так как детям ещё очень трудно ориентироваться в огромном потоке информации. Поэтому метод проектной деятельности позволяет объединить усилия учителя, учащегося и родителя. Посильные домашние задания помогают в первую очередь развитию индивидуальности каждого ребёнка. Преисполненные гордостью, дети приносят материал в класс. Плавный переход от индивидуальной работы к работе в группах, а затем обратно к самостоятельной (индивидуальной) работе помогает ребёнку раскрыть свои (порой неожиданные) наклонности и способности. Работа в группах позволяет ребёнку осознавать свою значимость, ответственность перед другими ребятами. Приобретается неоценимый навык участия в коллективной деятельности. Дети узнают друг друга ближе, находят себе друзей-единомышленников, что, безусловно, влияет на формирование сплочённого коллектива. Для работы я решила предложить детям тему «Лес - природное сообщество». Посмотреть на природу вокруг себя более внимательно, увидеть общее среди растений и найти различие между ними, поделиться своими открытиями друг с другом- эти задачи должны были решить ученики в группах. Сотрудничество детей и родителей, умение слушать и слышать друг друга, уважительное отношение к мнению других, взаимопомощь - лишь малая часть тех задач, которые я надеялась решить используя проектно-исследовательскую технологию.
Этапы работы над проектом
«Лес - природное сообщество»
Этапы работы над проектом
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Сроки работы
1. Ценностно-ориентированный
Осознание мотива деятельности определение значимости проектной работы.
Организация учащихся по созданию проекта, раскрытие его значимости, определение темы, целей, задач
2 дня(3.12-4.12)
2. Конструктивный
Включение в проектную деятельность в группах, составление плана работы, сбор материала, поиск литературы, выбор формы проекта
Объединение учащихся в группы, консультации, организация самостоятельной работы
5 дней(5.12-9.12)
3. Оценочно-рефлексивный
Оформление материалов по проекту, подготовка устной презентации и защита содержания проекта, самооценка своей деятельности
Помощь в разработке отчета о работе, подготовка выступающих к устной защите, консультирование учащихся
6 дней(10.12-15.12)
4. Презентативный
Защита проекта в индивидуальной и коллективной форме, самооценка собственной деятельности
Организация дискуссии по обсуждению проекта, организация самооценки учащихся
16.12
Творческий проект
4 класс
Тема: Лес - природное сообщество.
Цели и задачи:
-
Систематизировать и расширить знания учащихся по теме, обеспечить их высокий уровень.
-
Формировать навыки исследовательской работы, поиска, обработки и анализа информации, навыка участия в коллективной деятельности.
-
Учить объективно оценивать свой вклад в общий результат.
-
Вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс.
-
Воспитывать умение слушать и слышать друг друга, уважительное отношение к мнению других, взаимопомощь, интерес к предмету.
-
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Этапы работы над проектом
Этап 1. Разработка проектного задания
Задачи этапа - определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них заданий, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.
В классе определились 3 группы
-
Группа 1 - подобрать материал для актуализации знаний учащихся по теме, проверка домашнего задания.
-
Группа 2 - сбор материала к разделу о растениях леса.
-
Группа 3 - подбор и систематизация материала для обобщения знаний учащихся по теме.
Состав творческих групп
1 группа
-
Логутов Иван - старший группы
-
Шестокрылова Влада
-
Павлюченкова Наталья
2 группа
-
Елисеева Екатерина
-
Кенденкова Анна
-
Шевченков Иван - старший группы
-
Холмовой Максим
3 группа
-
Иванова Ольга
-
Шиманаев Олег
-
Старостенко Анна - старший группы
-
Полякова Наталья
-
Петухова Анастасия
Задания творческим группам.
1 группа
-
Выяснить отличие растений друг от друга, отличие деревьев от кустарников и трав.
-
Работа в библиотеке.
-
Узнать у родителей, какие деревья растут в нашей местности.
-
Изучение дополнительной литературы, получение дополнительной информации.
Форма отчета: карточки тренажеры, графический диктант.
2 группа
-
Выяснить отличие растений друг от друга, отличие деревьев от кустарников и трав, уточнить сведения о съедобных и несъедобных грибах.
-
Экскурсия в лесополосу, наблюдение вместе с родителями.
-
Найти загадки и стихи о растениях и кустарниках.
Форма отчета: кроссворд «Растения леса», зашифрованная таблица «Кустарники леса», памятка сбора грибов.
3 группа
-
Работа в библиотеке
-
Анализ информации, сопоставление, формулировка выводов.
Форма отчета: игра «Значение леса в природе»
Этап 2. Разработка проекта.
Задачи этапа - сбор и уточнение информации.
Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах, анализируют и синтезируют идеи.
Учитель наблюдает и консультирует.
Этап 3. Оценка результатов.
Задачи этапа - анализ выполнения проектных заданий.
Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке - презентации.
Этап 4. Защита проекта. Урок - презентация.
Задачи этапа - коллективная защита проекта. Выступление учащихся перед одноклассниками.
Ход урока
Тема: Лес - природное сообщество.
Цели урока:
-
Систематизировать и расширить знания учащихся по теме
-
Развивать логическое мышление
-
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе
Оборудование:
-
Картина «Лес»
-
Таблицы, рисунки, иллюстрации растений.
-
Магнитная доска.
Вступительное слово учителя
- Тема нашего урока: Лес - природное сообщество. Наш урок - это ваш творческий проект. Сегодня на уроке вы будете защищать свои проекты по данной теме. Свою работу и работу товарищей вы будите оценивать и заносить результаты в «Лист самооценивания»
Отчет 1 группы
ПРОЕКТ « ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ»
Актуализация знаний уч-ся по теме.
-
Ребята, как вы понимаете значение слова ЛЕС?
-
Что обозначает слово сообщество?
- Проект«ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ ЛЕС И СООБЩЕСТВО»
представляет Шестокрылова Влада .
Проект « КАРТОЧКИ- ТРЕНАЖЁРЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ДОМашнего
ЗАДАНИЯ»
- Свой проект « Перфокарты» защищает Павлюченкова Наташа .
(ученик рассказывает, какой вид и форму выбрал для карточек,
почему). Затем предлагает их выполнить ученикам по -своему
выбору).
-Над проектом «ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ»
работал Логутов Иван . Ученик защищает свой проект.
Взаимопроверка графического диктанта. Оценивание своих работ, проставление оценок в ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ. Проверка выполнения заданий по перфокартам. Их оценивание.
Графический диктант:
-
Растения в лесу растут ярусами. (+)
-
Самый верхний ярус леса образован деревьями. (+)
-
Средний ярус - это мхи и лишайники. (-)
-
Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные. (+)
-
К съедобным грибам относятся: рыжики, маслята, желчные грибы. (-)
-
Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу. (-)
-
Плоды всех кустарников человек употребляет в пищу. (-)
-
Кустарники - это многолетние растения, у которых от общего корня отходят несколько твёрдых стеблей. (+)
1
2
3
4
5
6
7
8
+
+
-
+
-
-
-
+
Отчет 2 группы
Проект- кроссворд « Растения леса»
Проект представляют Елесеева Екатерина, Кенденкова Анна,.Шевченков Иван.
Загадки к кроссворду
1. Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой корой расту под горой. (Береза)
2. С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед. (Липа)
3. Что за дерево стоит , ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
4. Летом с него снег - просто смех!
Снег по городу летает, почему же он не тает? (Тополь)
5. Зимой и летом одним цветом
(Ель)
6. У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту. (Сосна)
7. Есть у родственницы елки неколючие иголки
Но в отличие от елки в зиму сбросит все иголки.
(Лиственница)
8. Красные гроздья сладки на морозе,
Но не растут они на берёзе.
Не угостит в лютый холод осина,
Птицам подарок готовит ........ (Рябина)
Кроссворд «Растения леса»
1
2
3
4
5.
6
7
8
Памятка «Как собирать грибы»
- Свой проект представляют Шевченков Иван, Холмовой Максим.
-
В лес идем, только со взрослыми.
-
Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь. Ведь среди грибов немало ядовитых.
3. Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в стороны листву, мох. Грибница, оказавшись под лучами солнца, может высохнуть и погибнуть. Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножиком..
4. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.
5. Нельзя собирать грибы возле шоссейных дорог и промышленных предприятий, в городских скверах. В этих грибах накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в окружающую среду автомобили и предприятия.
ИТОГ УРОКА
- Почему лес называется лесным сообществом ?В таблице стрелками обозначается э взаимосвязь.
Отчет 3 группы
-
КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЕТ ЛЕС В ПРИРОДЕ?
Защита проекта-игры «ЗНАЧЕНИЕ ЛЕСА В ПРИРОДЕ»
Свой проект представляют Старостенко Анна, Иванова Ольга,
Шиманаев Олег,Полякова Наталья, Петухова Настя.
Игра:
-
Помогите нам, пожалуйста!
Подберите продолжение к ключевым словам
Оценивание работы над проектом
Сегодня вы завершили проект по теме «Лес-природное сообщество». Вы знаете, как важно уметь оценить свою работу и её результат. Закончите написанные ниже предложения.
1. Работать над проектом мне было
2. Самым интересным для меня в подготовке этого проекта было
3. Самое сложное для меня в подготовке и защите проекта - это
-
Я считаю, что мой проект
Лист
самооценивания работы на уроке
учении… 4 класса В
-
Домашнее задание
Графический диктант
Карточка
-
Работа с кроссвордом
-
Составление цепи питания
-
Устные ответы
-
Работа с проектом
Итоговая оценка
Критерии оценки: «5» - всё верно
«4» - 1 - 2 ошибки
«3» - 3 - 5 ошибки
«2» - более 5 ошибок
Литература
-
Голуб Г.Б.,Перелыгин Е.А.,Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника. - М.: Учебная литература,2006.
-
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. - М.: Просвещение, 2008.
-
Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики. - М.: Учебная литература,1993.