Учебный проект лес природное сообщество

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27








Учебный проект лес природное сообщество





(Учебный проект учащихся 4 класса В)













Выполнила:

Баранова Галина Исаевна,

учитель начальных классов








Смоленск


2010

Обоснование проекта


Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогами всегда. Но в новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовывать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Как организовывать обучение через желание, как активизировать учащихся, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний. Нужны и групповые и игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные и прочие формы и методы обучения. Не меньшее значение имеет проектная технология обучения. Метод проектов не является новым в мировой педагогике. Он был предложен и разработан в 1920 -е годы американским философом и педагогом Дж. Дьюи. Он предлагал строить обучение на активной основе, используя целенаправленную деятельность учеников с учетом их личной заинтересованности в знаниях и получая в итоге реальный результат. В настоящее время, когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, метод проектов востребован и популярен, так как он позволяет по-новому организовать процесс обучения, воспитания и взаимоотношения между учителем и учащимися. В начальной школе перед учителем стоит всегда нелёгкая задача: как из пришедших в школу учеников создать дружный творческий коллектив и при этом не ущемить, а развить индивидуальность каждого ребёнка. На помощь приходит использование проектно-исследовательской технологии. Стараюсь использовать в работе самостоятельную работу детей в парах, группах и индивидуальную. Дети младшего школьного возраста обычно с радостью и лёгкостью берутся (обещают) выполнить любое задание дома. Конечно, в ходе исследовательской деятельности помощь родителей при сборе материала к уроку просто необходима, так как детям ещё очень трудно ориентироваться в огромном потоке информации. Поэтому метод проектной деятельности позволяет объединить усилия учителя, учащегося и родителя. Посильные домашние задания помогают в первую очередь развитию индивидуальности каждого ребёнка. Преисполненные гордостью, дети приносят материал в класс. Плавный переход от индивидуальной работы к работе в группах, а затем обратно к самостоятельной (индивидуальной) работе помогает ребёнку раскрыть свои (порой неожиданные) наклонности и способности. Работа в группах позволяет ребёнку осознавать свою значимость, ответственность перед другими ребятами. Приобретается неоценимый навык участия в коллективной деятельности. Дети узнают друг друга ближе, находят себе друзей-единомышленников, что, безусловно, влияет на формирование сплочённого коллектива. Для работы я решила предложить детям тему «Лес - природное сообщество». Посмотреть на природу вокруг себя более внимательно, увидеть общее среди растений и найти различие между ними, поделиться своими открытиями друг с другом- эти задачи должны были решить ученики в группах. Сотрудничество детей и родителей, умение слушать и слышать друг друга, уважительное отношение к мнению других, взаимопомощь - лишь малая часть тех задач, которые я надеялась решить используя проектно-исследовательскую технологию.



Этапы работы над проектом

«Лес - природное сообщество»

Этапы работы над проектом

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Сроки работы

1. Ценностно-ориентированный

Осознание мотива деятельности определение значимости проектной работы.

Организация учащихся по созданию проекта, раскрытие его значимости, определение темы, целей, задач

2 дня(3.12-4.12)

2. Конструктивный

Включение в проектную деятельность в группах, составление плана работы, сбор материала, поиск литературы, выбор формы проекта

Объединение учащихся в группы, консультации, организация самостоятельной работы

5 дней(5.12-9.12)

3. Оценочно-рефлексивный

Оформление материалов по проекту, подготовка устной презентации и защита содержания проекта, самооценка своей деятельности

Помощь в разработке отчета о работе, подготовка выступающих к устной защите, консультирование учащихся

6 дней(10.12-15.12)

4. Презентативный

Защита проекта в индивидуальной и коллективной форме, самооценка собственной деятельности

Организация дискуссии по обсуждению проекта, организация самооценки учащихся

16.12


Творческий проект


4 класс

Тема: Лес - природное сообщество.

Цели и задачи:

  • Систематизировать и расширить знания учащихся по теме, обеспечить их высокий уровень.

  • Формировать навыки исследовательской работы, поиска, обработки и анализа информации, навыка участия в коллективной деятельности.

  • Учить объективно оценивать свой вклад в общий результат.

  • Вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс.

  • Воспитывать умение слушать и слышать друг друга, уважительное отношение к мнению других, взаимопомощь, интерес к предмету.

  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Этапы работы над проектом



Этап 1. Разработка проектного задания


Задачи этапа - определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них заданий, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

В классе определились 3 группы

  • Группа 1 - подобрать материал для актуализации знаний учащихся по теме, проверка домашнего задания.

  • Группа 2 - сбор материала к разделу о растениях леса.

  • Группа 3 - подбор и систематизация материала для обобщения знаний учащихся по теме.

Состав творческих групп


1 группа

  1. Логутов Иван - старший группы

  2. Шестокрылова Влада

  3. Павлюченкова Наталья

2 группа

  1. Елисеева Екатерина

  2. Кенденкова Анна

  3. Шевченков Иван - старший группы

  4. Холмовой Максим

3 группа

  1. Иванова Ольга

  2. Шиманаев Олег

  3. Старостенко Анна - старший группы

  4. Полякова Наталья

  5. Петухова Анастасия

Задания творческим группам.



1 группа

  • Выяснить отличие растений друг от друга, отличие деревьев от кустарников и трав.

  • Работа в библиотеке.

  • Узнать у родителей, какие деревья растут в нашей местности.

  • Изучение дополнительной литературы, получение дополнительной информации.

Форма отчета: карточки тренажеры, графический диктант.

2 группа

  • Выяснить отличие растений друг от друга, отличие деревьев от кустарников и трав, уточнить сведения о съедобных и несъедобных грибах.

  • Экскурсия в лесополосу, наблюдение вместе с родителями.

  • Найти загадки и стихи о растениях и кустарниках.

Форма отчета: кроссворд «Растения леса», зашифрованная таблица «Кустарники леса», памятка сбора грибов.

3 группа

  • Работа в библиотеке

  • Анализ информации, сопоставление, формулировка выводов.

Форма отчета: игра «Значение леса в природе»


Этап 2. Разработка проекта.


Задачи этапа - сбор и уточнение информации.

Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах, анализируют и синтезируют идеи.

Учитель наблюдает и консультирует.

Этап 3. Оценка результатов.


Задачи этапа - анализ выполнения проектных заданий.

Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке - презентации.

Этап 4. Защита проекта. Урок - презентация.


Задачи этапа - коллективная защита проекта. Выступление учащихся перед одноклассниками.

Ход урока

Тема: Лес - природное сообщество.

Цели урока:

  • Систематизировать и расширить знания учащихся по теме

  • Развивать логическое мышление

  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе

Оборудование:

  • Картина «Лес»

  • Таблицы, рисунки, иллюстрации растений.

  • Магнитная доска.

Вступительное слово учителя

- Тема нашего урока: Лес - природное сообщество. Наш урок - это ваш творческий проект. Сегодня на уроке вы будете защищать свои проекты по данной теме. Свою работу и работу товарищей вы будите оценивать и заносить результаты в «Лист самооценивания»

Отчет 1 группы



ПРОЕКТ « ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ»

Актуализация знаний уч-ся по теме.


  • Ребята, как вы понимаете значение слова ЛЕС?

  • Что обозначает слово сообщество?

- Проект«ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ ЛЕС И СООБЩЕСТВО»
представляет Шестокрылова Влада .

Проект « КАРТОЧКИ- ТРЕНАЖЁРЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ДОМашнего
ЗАДАНИЯ»

- Свой проект « Перфокарты» защищает Павлюченкова Наташа .

(ученик рассказывает, какой вид и форму выбрал для карточек,

почему). Затем предлагает их выполнить ученикам по -своему

выбору).

-Над проектом «ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ»

работал Логутов Иван . Ученик защищает свой проект.

Взаимопроверка графического диктанта. Оценивание своих работ, проставление оценок в ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ. Проверка выполнения заданий по перфокартам. Их оценивание.

Графический диктант:

  1. Растения в лесу растут ярусами. (+)

  2. Самый верхний ярус леса образован деревьями. (+)

  3. Средний ярус - это мхи и лишайники. (-)

  4. Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные. (+)

  5. К съедобным грибам относятся: рыжики, маслята, желчные грибы. (-)

  6. Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу. (-)

  7. Плоды всех кустарников человек употребляет в пищу. (-)

  8. Кустарники - это многолетние растения, у которых от общего корня отходят несколько твёрдых стеблей. (+)

1

2

3

4

5

6

7

8

+

+

-

+

-

-

-

+

Учебный проект лес природное сообщество

Отчет 2 группы


Проект- кроссворд « Растения леса»

Проект представляют Елесеева Екатерина, Кенденкова Анна,.Шевченков Иван.

Загадки к кроссворду

1. Клейкие почки, зеленые листочки.

С белой корой расту под горой. (Береза)

2. С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед. (Липа)

3. Что за дерево стоит , ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

4. Летом с него снег - просто смех!

Снег по городу летает, почему же он не тает? (Тополь)

5. Зимой и летом одним цветом

(Ель)

6. У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень прямо я расту в высоту. (Сосна)


7. Есть у родственницы елки неколючие иголки

Но в отличие от елки в зиму сбросит все иголки.

(Лиственница)

8. Красные гроздья сладки на морозе,

Но не растут они на берёзе.

Не угостит в лютый холод осина,

Птицам подарок готовит ........ (Рябина)

Кроссворд «Растения леса»

1

2

3


4

5.

6

7


8


Памятка «Как собирать грибы»

- Свой проект представляют Шевченков Иван, Холмовой Максим.

  1. В лес идем, только со взрослыми.

  2. Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь. Ведь среди грибов немало ядовитых.

3. Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в стороны листву, мох. Грибница, оказавшись под лучами солнца, может высохнуть и погибнуть. Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножиком..

4. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.

5. Нельзя собирать грибы возле шоссейных дорог и промышленных предприятий, в городских скверах. В этих грибах накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в окружающую среду автомобили и предприятия.

Учебный проект лес природное сообщество


ИТОГ УРОКА

- Почему лес называется лесным сообществом ?В таблице стрелками обозначается э взаимосвязь.

Учебный проект лес природное сообщество

Отчет 3 группы



  • КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЕТ ЛЕС В ПРИРОДЕ?

Защита проекта-игры «ЗНАЧЕНИЕ ЛЕСА В ПРИРОДЕ»

Свой проект представляют Старостенко Анна, Иванова Ольга,
Шиманаев Олег,Полякова Наталья, Петухова Настя.

Игра:

  • Помогите нам, пожалуйста!

Подберите продолжение к ключевым словам


Учебный проект лес природное сообщество











Оценивание работы над проектом

Сегодня вы завершили проект по теме «Лес-природное сообщество». Вы знаете, как важно уметь оценить свою работу и её результат. Закончите написанные ниже предложения.

1. Работать над проектом мне было

2. Самым интересным для меня в подготовке этого проекта было

3. Самое сложное для меня в подготовке и защите проекта - это


  1. Я считаю, что мой проект

Лист

самооценивания работы на уроке

учении… 4 класса В


  1. Домашнее задание

Графический диктант


Карточка

  1. Работа с кроссвордом



  1. Составление цепи питания



  1. Устные ответы



  1. Работа с проектом



Итоговая оценка





Критерии оценки: «5» - всё верно

«4» - 1 - 2 ошибки

«3» - 3 - 5 ошибки

«2» - более 5 ошибок

Литература

  • Голуб Г.Б.,Перелыгин Е.А.,Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника. - М.: Учебная литература,2006.

  • Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. - М.: Просвещение, 2008.

  • Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики. - М.: Учебная литература,1993.



© 2010-2022