Методическая разработка интеллектуально-театрализованного представления «Страна Справедливости»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка интеллектуально-театрализованного представления «Страна Справедливости»


Колдомова Наталья Юрьевна,

учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1», город Ленинск-Кузнецкий
Правовое воспитание в начальной школе является неотъемлемой частью нравственного воспитания. Права человека необходимо изучать с самого раннего школьного возраста, так как именно в начальной школе ребенок получает необходимые знания и навыки поведения в коллективе. Воспитание ответственности, способности анализировать свое поведение, соотносить его с мнением окружающих формирует развитие общечеловеческих ценностей, духовности и нравственности. Правовая культура будет ограждать развивающуюся личность от совершения опасных действий и от вступления человека в конфликт с законом. Возрастные особенности школьников младшего возраста, в частности, их хорошая восприимчивость к играм, желание и умение играть способствует эффективному обучению правам и обязанностям человека. Внеклассное мероприятие «Страна справедливости» - интеллектуально-театрализованная игра в виде представления для обучающихся начальной школы. При подготовке данного мероприятия игра выступает, как способ познания мира. Поэтому смоделированы «реальные» жизненные ситуации на основе сказочных сюжетов. Это мероприятие не является составной частью какой-либо программы внеурочной деятельности. Оно самостоятельное, приуроченное ко Дню защиты детей, в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». Проводится 1 июня в актовом зале школы обучающимися 4 класса. Продолжительность мероприятия - 40 минут Цель: формирование правовой культуры у младших школьников, посредством ознакомления учащихся с их основными правами на основе нормативно-правовых документов международного и федерального уровней. Задачи:

  1. Познакомить детей с идеей возникновения прав ребенка, с принятыми соответствующими документами.
  2. Способствовать осознанию ребенком права на неприкосновенность его личности, формировать умение отстаивать свое право на защиту от физического и психического насилия.
  3. Воспитывать уважение к правам человека, его основным обязанностям.
В результате проведенного мероприятия обучающие будут знать и иметь представление о понятиях: назначение и содержание Декларации прав человека и Конвенции ООН о правах ребенка (знать свои права), ООН, ребенок, государство, гражданство, закон, право, свобода, обязанность, ответственность. уметь: отстаивать свое мнение, используя доказательства, ссылаясь на статьи основополагающих документов; оценивать различные ситуации с точки зрения соответствия положениям Декларации и Конвенции по правам ребенка. Оборудование: Конвенции о правах ребенка, декорации и костюмы для инсценирования, надпись с правами, выставка литературы. Предварительная работа: чтение литературы о правах детей, репетиции сказочных сюжетов

Сценарий мероприятия
Ведущий. Здравствуйте дорогие друзья! Мы приветствуем вас на нашей интеллектуальной игре посвященной правам ребенка. Я приглашаю игроков занять свои места (игроки проходят к своим местам). В игре участвуют ……..(Ф.И. детей) Ведущий. Каждого из нас защищает закон, который дает нам права, определяет обязанности, предупреждает об ответственности. В наш Закон вошли статьи конвенции о правах ребенка, она была принята организацией объединенных наций в 1989 году. Россия поставила свою подпись под этой конвенцией в 1990 году. Теперь она стала Законом для России. Я приглашаю на сцену гостей - представителя ООН и министра иностранных дел. Гость из ООН. Уважаемый господин министр, что же мы подписываем? Министр. Давайте еще раз прочитаем.

Дети по очереди зачитывают статьи о правах ребенка Министр. Каждый ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Гость из ООН. Государство предоставляет право каждому ребенку на уровень жизни необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Министр. Ребенок имеет право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование. Гость из ООН. Государство признает право ребенка и дает возможность получить образование через систему бесплатного обязательного образования через развитие различных форм среднего, профессионального и высшего образования (подписывают, жмут руки, уходят). Ведущий. Соглашение подписано, и я даю право начать игру 1 игроку.

1 игрок крутит барабан, останавливается, берет билет и читает вопрос

  • 1 вопрос. Как называется основной закон страны?
(Основной Закон страны называется Конституцией)

2 игрок продолжает крутить барабан.

  • 2 вопрос. Где ты чаще всего, сейчас, можешь слышать о праве на здоровье? (Сохранение и укрепление здоровья ребенка - это главная задача. Только на этой основе могут наиболее полно проявиться и раскрыться творческие способности детей, их интеллект, быть привиты к высоконравственным нормам поведения. Что отражается и в нашей школе Здоровья. Утренние закаливающие процедуры, занятие ЛФК, различные спортивные секции)
Ведущий. К вашему вниманию предлагаю посмотреть сказочный сюжет «О докторе Айболите». Автор. Добрый день Айболит! Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться. И корова, и волчица, и жучок, и червячок, И медведица! Всех излечит, исцелит Добрый доктор Айболит. И пришла к Айболиту лиса Лиса. Ой, меня укусила оса. Автор. И пришел к Айболиту барбос. Барбос. Меня курица клюнула в нос! Автор. И прибежала зайчиха, и закричала. Зайчиха. Ай, ай! Мой зайчик попал под трамвай! Мой зайчик, мой мальчик Попал под трамвай! Он бежал по дорожке И ему перерезало ножки И теперь он больной и хромой, Маленький заинька мой! Автор. И сказал Айболит. Айболит. Не беда! Подавай-ка его ты сюда! Я пришью новые ножки, Он опять побежит по дорожке. Автор. И принесли ему зайку, Такого больного, хромого, И доктор пришил ему ножки, И заинька прыгает снова. А с ним и зайчиха мать Тоже пошла танцевать. И смеется она и кричит Зайчиха. Ну, спасибо тебе, Айболит! Айболит.
(К зрителям) Дети, вы не будете болеть, Ну, а вдруг случиться, Буду горлышко вам греть, В ноги класть горчицу, К вам домой всегда приду, Выпишу лекарства, Ведь нельзя болеть вам всем, кашлять и сморкаться. Ведущий.
(К зрителям) Какое право соблюдается в этой сказке? (Право на медицинское обслуживание). Мы продолжаем игру.

3 игрок крутит барабан. Ведущий.

  • 3 вопрос. Кто подарил нам жизнь? (Каждый человек имеет право на жизнь и подарила нам ее мама.)
Ведущий. Слово «мама» - особое. Это первое слово, которое произносит ребенок, оно почти одинаково звучит на всех языках мира. Маме посвящается множество стихов, послушайте одно из них.

Ребенок читает стихотворение «Не обижайте матерей».
Не обижайте матерей, На матерей не обижайтесь. Перед разлукой у дверей Нежнее с ними попрощайтесь. И уходить за поворот Вы не спешите, не спешите, И ей, стоящей у ворот, Как можно дольше помашите. Вздыхают матери в тиши, В тиши ночей, в тиши тревожной. Для них мы вечно малыши, И с этим спорить невозможно. Так будьте чуточку добрей, Опекой их не раздражайтесь, Не обижайте матерей. На матерей не обижайтесь. Они страдают от разлук, И нам в дороге беспредельной Без материнских добрых рук - Как малышам без колыбельной. Пишите письма им скорей И слов высоких не стесняйтесь, Не обижайте матерей, На матерей не обижайтесь. Ведущий. Доброе и трогательное стихотворение, спасибо. А я в свою очередь передаю ход следующему игроку.

4 игрок крутит барабан, останавливается, берет билет. Ведущий.

  • 4 вопрос. В конвенции о правах ребенка записано, что «главное право каждого человека − право на жизнь». Маленький человек, ребенок, тоже имеет право на жизнь. Но так думали не всегда. Было в древности такое государство − Спарта, которое славилась своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. И в этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый − пусть живет. А если родился слабым, больным − бросить его вниз со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните свою точку зрения. (Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым − помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В. Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои хвори. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством А.В. Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения)
Ведущий. Дополнением к этому ответу предлагаю вам посмотреть сценку

Инсценирование по «Сказке о мертвой Царевне и о семи богатырях А.С. Пушкина.

У окна на лавке с зеркальцем в руках сидит Царица и любуется своим отражением. Перед нею ларец с украшениями. Царица. Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее? Зеркало. Ты прекрасна, спору нет, но царевна всех милее, всех румяней и белее.

Царица вздрагивает, вскакивает с лавки. Замахивается и бьет по зеркальцу рукой. Царица. Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло. Признавайся: всех я краше. Обойди всё царство наше, Хоть весь мир; мне равной нет. Так ли?

Сердито смотрит на зеркальце. Звучит музыка Зеркало. А царевна всё ж милее, Всё ж румяней и белее.

Музыка стихает. Царица бросает зеркальце под лавку. Топает ногами.

Кричит на служанку. Входит девушка, смиренно склонив голову. Царица. Эй, чернавка! Веди царевну в глушь лесную. И, связав ее, живую Под сосной оставить там, На съедение волкам.

Девушка поклонившись, уходит. Царица радостно потирает руки. Ведущий. Вот Чернавка в лес пошла И в такую даль свела, Что царевна догадалась, И до смерти испугалась, И взмолилась: Царевна. Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я? Не губи меня, девица! А как буду я царица, Я пожалую тебя. Ведущий. Та, в душе ее любя, Не убила, не связала, Отпустила и сказала Чернавка. Не кручинься. Бог с тобой, ну а я пошла домой. Ведущий. Вспомнили названье сказки? Несмотря на все злодеяния царицы, царевна всё же осталась жива. Помогли ей в этом семь богатырей, царевич Елисей и сказочные силы. В наше время сохранении жизни ребенка, заботиться государство, родители, воспитатели, врачи, полицейские и многие другие люди . Никто и никогда не имеет права лишить ребенка жизни. Право на жизнь записано в международной Конвенции о защите прав ребенка и все обязаны соблюдать это право. Мы продолжаем нашу игру.

5 игрок крутит барабан, останавливается, читает вопрос. Ведущий.

  • 5 вопрос. В каких сказках нарушаются права героев на их жизнь? (Я могу назвать следующие сказки «Серая шейка», «Иван- царевич и серый волк», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
Ведущий. Спасибо. Перед вами фрагмент еще из одной сказки, в которой права героев на жизнь были нарушены. Отгадывайте уважаемые зрители.

Инсценировка сказки «Три поросенка» Ведущий. Два храбрых братца спокойно пошли гулять

Звучит музыка, идут, а за ними крадется волк. Ниф-Ниф. Если волк мне встретиться, я его схвачу за нос и будет тогда знать! Нуф-Нуф. Да никаких волков здесь нет, они только на картинках бывают. Повалим, да еще свяжем, будет тогда знать! Ниф-Ниф. И ногой его вот так, вот так! Волк. Я злой и страшный серый волк. Я в поросятах знаю толк!

Поросята визжат и разбегаются Волк. Ну, теперь я вас обоих съем!

Волк дует на домик, ничего не получается, и идет на хитрость. Волк. Зачем я буду, есть этих худосочных поросят (прячется). Ниф-Ниф. Ты слышал? Он сказал, что не будет нас есть! Мы худосочные! Нуф-Нуф. Это очень хорошо! (берутся за руки, танцуют, поют) Нам не страшен серый волк, Серый волк, серый волк! Где ты ходишь, глупый волк, Старый волк, страшный волк? Ведущий. А волк стоял и смеялся, как ловко он обманул поросят. Он накрылся овечьей шкурой и осторожно подкрался к дому. Волк. Это я, бедная маленькая овечка! Пустите меня переночевать, я отбилась от стада и очень-очень устала! Поросята Овечку можно пустить! Ведущий. Поросята увидели зубастого волка и бросились бежать к дому Наф-Нафа. Они забежали к брату и задвинули дверь на засов. Волк стал дуть, но, сколько бы он не старался, ни один, даже самый маленький камень не сдвинулся с места. Ведущий. В «Конвенции о правах ребенка» записано, что никто не имеет право издеваться над детьми, никто не имеет права похищать их, никто не должен заставлять детей выполнять непосильную работу. Ведущий. Ребята, сегодня мы в игровой форме познакомились с «Конвенцией о правах ребенка». Конвенция − это главный ваш документ, в котором записаны ваши права. Чтобы вырасти по-настоящему свободным человеком, стать личностью необходимо знать не только свои права, но и обязанности, которые в этой программе так же указаны (зачитывать обязанности).

  1. Каждый ребенок обязан слушаться родителей или лиц их заменяющих.
  2. Получать основное общее образование.
  3. Соблюдать учебную дисциплину и правила поведения в воспитательных образовательных учреждениях.
  4. Уважать права и культурную самобытность других лиц.
Делаем вывод: Ребята, для того чтобы ваши права не ущемляли и не принижали, вы должны выполнять свои обязанности, нести ответственность за свои поступки. Будем добрее и человечнее друг к другу!

Под музыку М. Минкова «Дорогою добра», участники прощаются со зрителями.

Литература


  1. Конвенция о правах ребенка / Серия «Законы и Кодексы». - М.: Кнорус. - 2014. - 32 с.
  2. Пушкин, А.С. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Сказка о царе Салтане / А.С. Пушкин. - Издательство им. Сабашниковых, 2000.
  3. Чуковский, К.И. Доктор Айболит / Серия: Наши любимые мульфильмы / К.И. Чуковский. М.: Самовар, 2009. - 82 с.
  4. Михалков, С.В. Три поросенка / Серия: Библиотечка детской классики / С.В. Михалков. М.: Оникс, 2008. - 64 с.
© 2010-2022