Занятие курса краеведения Морянка в 4 классе «Людям на потешение, всему свету на удивление»

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие курса краеведения «Морянка» во 2 классе

Автор: Боровских Светлана Леонидовна,

учитель начальных классов МБОУ СШ № 95 г. Архангельска

Тема: «Людям на потешение, всему свету на удивление».

Цель: научиться выполнять русскую тряпичную куклу-закрутку на основе традиционной технологии.

Задачи:

  • научить изготавливать куклу - закрутку;
  • привить интерес к русской тряпичной кукле как виду северного народного художественного творчества;

  • развивать навыки работы с различными материалами;

  • развивать стремление к самостоятельному творчеству;

  • способствовать развитию познавательной активности детей.

  • воспитывать любовь и уважение к духовным ценностям народов родного края, народным традициям, родному дому.
Оборудование: 1) мультимедийный проектор (презентация PawerPoint ); 2) рабочая тетрадь «Морянка» для 2-х классов общеобразовательных учебных заведений / Под общей ред. И.Ф. Поляковой, Архангельск, 2014.

Материалы и инструменты: лоскуты цветных и однотонных х/б тканей, тесьма различной ширины и цвета, нитки мулине, ножницы, иглы, нитки х/б.


Ход занятия

Этапы урока

Оборудование

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Универсальные учебные действия

Организа-ционный момент

(1 минута)

Занятие курса краеведения Морянка в 4 классе «Людям на потешение, всему свету на удивление» Сегодня на занятии мы будем продолжать знакомиться с творчеством народов Севера.


Регулятивные действия: саморегуляция как способность к преодолению препятствий.

Актуализа-ция знаний, постановка цели занятия

(9 минут)






Занятие курса краеведения Морянка в 4 классе «Людям на потешение, всему свету на удивление»

Занятие курса краеведения Морянка в 4 классе «Людям на потешение, всему свету на удивление»






Занятие курса краеведения Морянка в 4 классе «Людям на потешение, всему свету на удивление»








Тетрадь «Морянка»,

страница 8Занятие курса краеведения Морянка в 4 классе «Людям на потешение, всему свету на удивление»





Занятие курса краеведения Морянка в 4 классе «Людям на потешение, всему свету на удивление»


На доске тема урока

Занятие курса краеведения Морянка в 4 классе «Людям на потешение, всему свету на удивление»


Чем наш край удивляет и радует весь мир?

Верно, изделия народных промыслов, северные песни, танцы, обычаи, традиции, гостеприимство - составляющие уникальной культуры нашего северного края.

Вспомните тему прошлого занятия.

О чём мы говорили на прошлом занятие?

Несмотря на суровый климат и тяжёлые условия жизни, наш край известен всему миру узорами Северной Двины - северной росписью, деревянным зодчеством, резьбой по кости, берестяными промыслами.

Как люди в древности развлекали себя?

А как дети играли?

Какие игрушки были у детей?

Давайте выполним первое задание в тетрадях «Морянка» и узнаем, чем мы сегодня будем заниматься.

Откройте тетрадь на странице 8. Прочитайте задание.

Будем работать в парах. Выберите, с кем вы будете работать.

Проверяем, прочитайте получившийся текст.

О чём говорится в тексте?

Когда появились первые куклы?

Как назывались эти куклы?

На странице 9 прочитайте тему занятия.

Кто догадался, чем мы сегодня будем заниматься?

Назовите учебную задачу. Чему нам надо научиться сегодня?

Изделиями народных промыслов, северными песнями, танцами, обычаями, традициями.



Людям на потешение, всему свету на удивление.

Ответы детей.



Пели песни, водили в хороводы, дети играли.

Ответы детей.






Учащиеся, читают текст, вставляют в пропущенные слова.

Парная работа.


Чтение текста.

О первых куклах.

Первые куклы появились 2 миллион лет назад.

Куклы - закрутки.



Мы сегодня будем делать куклу - закрутку.

Нам надо сегодня научиться изготавливать куклу - закрутку.






Регулятивные действия:

оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качество и уровня усвоения;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона и его результата.







Познавательные действия: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели чтения;






















Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.









Ход занятия

(30 минут)






Занятие курса краеведения Морянка в 4 классе «Людям на потешение, всему свету на удивление»


Занятие курса краеведения Морянка в 4 классе «Людям на потешение, всему свету на удивление»






Занятие курса краеведения Морянка в 4 классе «Людям на потешение, всему свету на удивление»


Занятие курса краеведения Морянка в 4 классе «Людям на потешение, всему свету на удивление»

Занятие курса краеведения Морянка в 4 классе «Людям на потешение, всему свету на удивление»

Занятие курса краеведения Морянка в 4 классе «Людям на потешение, всему свету на удивление»








Тетрадь «Морянка»,

Страница 9-10


Занятие курса краеведения Морянка в 4 классе «Людям на потешение, всему свету на удивление»


Занятие курса краеведения Морянка в 4 классе «Людям на потешение, всему свету на удивление»

Занятие курса краеведения Морянка в 4 классе «Людям на потешение, всему свету на удивление»


а) Беседа. А что такое кукла? В словаре С. И. Ожегова, кукла-это детская игрушка в форме фигурки человека. В словаре В. Даля это слово имеет множество значений: «идол», «заломы», «закрутки» в посевах, снежная баба. Наши предки делали кукол из ткани, дерева, соломы, глины, ниток, лыка… Куклы были самые разные, но одно было общее: у кукол не было лица! Считалось, что нельзя, чтобы кукла слишком уж походила на человека. Ведь у человека есть душа, а куклы внутри пусто. Вот в эту пустоту и может вселиться какой-нибудь злой дух. Так что лицом куклы обзавелись не сразу! Куклы служили оберегами дома, сна, хозяйства. Им приписывали различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Наши ребята приготовили сообщения о куклах. (Учащиеся рассказывают о куклах - закрутках).











Куклы в изготовлении просты. Раньше дети с трех лет умели мастерить таких кукол. Попробуем и мы. Для этого не нужно ничего, кроме разноцветных лоскутков, толстых ниток, немного старания и фантазии. Но помните об одном: очень важно делать куклу с добрыми намерениями и в хорошем настроении. Самую первую куклу, сделанную своими руками, нежелательно дарить или отдавать. Оставьте ее себе, она обязательно украсит любимый уголок вашей комнаты, и всегда будет радовать свою хозяйку или хозяина. Ведь она сделана с любовью. б) Практическая работа. Сейчас мы выполним одну из традиционных тряпичных кукол - куклу-закрутку. В тетради на странице 9 прочитайте все этапы работы, соедините стрелками в тетради этапы работы с рисунками. Проверяем, прочитайте в тетради этапы выполнения куклы. Начинаем работать. 1 этап. Возьми лоскут (белой или розовой) ткани размером 20 х 40 см.
2 этап. Скрути лоскуток ткани в трубочку (валик) по длинной стороне.

3 этап. Скрученный лоскут (валик) перегни пополам. Отступив от сгиба 3-4 см, перевяжи валик. Концы нити свяжи двойным узлом.

4 этап. Из лоскута другого цвета размерами 10 х 10 см сделай второй валик. Нитью стяни валик с обеих сторон, отступив по 1 см.

5 этап. Середину второго валика уложи между концами первого валика до упора в завязанную нить. Плотно прижми к узлу второй валик и закрепи его нитью несколькими плотными витками.



6 этап. Нижнюю часть первого валика расправь в пышное платье.

7 этап. На голову повяжи красивую тесьму или атласную ленту, завяжи её узелком на затылке. На голову повяжи платок. Концы платка завяжи узелком под подбородком.

8 этап. На голову повяжи платок. Концы платка завяжи узелком под подбородком.




9. этап. Возьми лоскут пёстрой ткани размером 10 х 5 см. Перегни его пополам по длинной стороне. Проложи внутрь по линии сгиба узкую тесьму и закрепи передник на поясе, завязав концы тесьмы узлом на спине куклы.Занятие курса краеведения Морянка в 4 классе «Людям на потешение, всему свету на удивление» Наша кукла готова. Надеюсь, что она будет помогать и оберегать вас и ваших близких.


Ответы детей.


















1 ученик: Кукла - закрутка «Берегиня сна» с полезными травами (шалфеем, мятой, мелиссой) оберегала сон ребенка.

2 ученик:

Расплачется ребенок, закапризничает - на помощь приходила кукла «Утешница», обвешанная сладостями.

3 ученик:

Если заболеет ребёнок в доме, принималась мать мастерить «Сударушку», закручивает да приговаривает: «Бабушка-сударушка, помоги моей доченьке!»

4 ученик:

Куклу «Любаву» с тесемочками располагали над входом в дом. Завязанные на тесемках узелочки - обереги не давали проникнуть в жилище темным силам.

Учащиеся по этапам изготавливают куклу.

1.

Занятие курса краеведения Морянка в 4 классе «Людям на потешение, всему свету на удивление»2. Занятие курса краеведения Морянка в 4 классе «Людям на потешение, всему свету на удивление»

3.

Занятие курса краеведения Морянка в 4 классе «Людям на потешение, всему свету на удивление»

4.Занятие курса краеведения Морянка в 4 классе «Людям на потешение, всему свету на удивление»

5.

Занятие курса краеведения Морянка в 4 классе «Людям на потешение, всему свету на удивление»

6.Занятие курса краеведения Морянка в 4 классе «Людям на потешение, всему свету на удивление»

7.

Занятие курса краеведения Морянка в 4 классе «Людям на потешение, всему свету на удивление»

8.

Занятие курса краеведения Морянка в 4 классе «Людям на потешение, всему свету на удивление»

9.Занятие курса краеведения Морянка в 4 классе «Людям на потешение, всему свету на удивление»


Коммуникативные действия:

слушать и понимать речь других;

вступать в беседу на уроке.


















Коммуникативные действия:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение диалогической и монологической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.



















Познавательные действия:

анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков;

синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований для сравнения объектов;

построение логической цепи рассуждений.












Регулятивные действия:

оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качество и уровня усвоения; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.




Познавательные действия:

анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков;

синтез - составление целого из частей;

смысловое чтение как осмысление цели чтения;

понимать информацию, представленную в виде схемы;

поиск и выделение необходимой информации;

выбор оснований для сравнения объектов.



Регулятивные действия:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона и его результата.

Познавательные действия:

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели чтения.


Регулятивные действия:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качество и уровня усвоения;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона и его результата.

Познавательные действия:

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели чтения.




Познавательные действия:

анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков;

синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований для сравнения объектов.

Закрепле-ние

(4 минуты)

Занятие курса краеведения Морянка в 4 классе «Людям на потешение, всему свету на удивление»

Молодцы!

У нас получился целый хоровод кукол.

В конце занятия разгадайте кроссворд. Будем работать в группах.

Проверяем. Прочитайте ответы.

Какое слово у вас получилось по вертикали?

Групповая работа.

Занятие курса краеведения Морянка в 4 классе «Людям на потешение, всему свету на удивление»

Закрутка.

Регулятивные действия:

учиться высказывать своё предположение;

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Итог занятия

(1 минута)





Занятие курса краеведения Морянка в 4 классе «Людям на потешение, всему свету на удивление»

Подведём итог.

Вспомните учебную задачу. Чему нам надо было научиться сегодня на занятии?

Что вы узнали сегодня на занятии?

Я желаю вам любить свой край, знать и почитать народные традиции Русского Севера.

Занятие закончено.


Нам надо сегодня научиться изготавливать куклу - закрутку.

Мы узнали о возникновении куклы, как игрушки.

Познакомились с изготовлением куклы - закрутки.

Коммуникативные действия:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

11


© 2010-2022