Программа «Подготовка к школе»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Глебовская средняя общеобразовательная школа»

Фатежского района Курской области

Принята:

методическим советом школы

Протокол №___ от «___» ___________ 2014 г.

Руководитель МСШ ____________ /Г.В. Обухова/

Согласована:

На заседании МО

учителей начальных классов

Протокол №___ от «___» ___________ 2014 г.

Руководитель МО ____________ /Е.А. Емельянова/


Утверждена:

Приказом по школе

№___ от «___» ___________ 2014 г.

Директор школы____________ /В.Н. Михалёв/




Программа дополнительного образования

«Подготовка к школе»

для учащихся подготовительного класса

Срок реализации - 1 год












Разработала

учитель начальных классов

Емельянова Е.А.










2014-2015 год

Пояснительная записка
Рабочая программа «Подготовка к школе» предназначена для подготовки детей 6-7 лет к школе и разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет, научный руководитель Н. А. Федосова (М.: Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования РФ. Программа в своей основе ориентирована на учебные пособия:

  1. Н.А. Федосова. От слова к букве. Пособие для детей 5 - 7 лет. - М: Просвещение, 2014.
  2. С.И. Волкова. Математические ступеньки. Пособие для детей 5 - 7 лет. - М: Просвещение, 2014.
  3. А.А. Плешаков. Зелёная тропинка. Пособие для детей 5 - 7 лет. - М: Просвещение, 2013.
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями. При разработке данной рабочей программы были использованы следующие нормативно-правовые документы: - «Устав МБОУ «Глебовская средняя общеобразовательная школа» Фатежского района Курской области»; - образовательная программа начального общего образования МБОУ «Глебовская средняя общеобразовательная школа» Фатежского района Курской области. Программа «Подготовка к школе» решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
Цель программы - успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.
Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.

Основные задачи программы:

  • сохранение и укрепление здоровья;

  • развитие личностных качеств;
  • формирование ценностных установок и ориентаций;
  • развитие творческой активности;
  • формирование и развитие психических функций познавательной сферы;
  • развитие эмоционально-волевой сферы;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие умений действовать по правилам.


Общая характеристика программы Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, со взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариантна и готовит к любой системе школьного образования.
Основные принципы построения программы: общее развитие с учётом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах: учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).
Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность.

Место занятий в учебном плане Программа «Подготовка к школе» предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов:

  • «От слова к букве»;
  • «Математические ступеньки»;
  • «Зелёная тропинка».
Адаптационные занятия организуются на базе МБОУ «Глебовская средняя общеобразовательная школа» и имеют следующую временную структуру: 3 занятия в день, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 25 минут с 10-минутным перерывом. Программа рассчитана на 31 неделю. Общее количество занятий - 93. Количество занятий в неделю:

Название курса

Число занятий в неделю «От слова к букве»

1 «Математические ступеньки»

1 «Зелёная тропинка»

1 ИТОГО:

3

Ценностные ориентиры программы На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс. Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами: физически развит; владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается, ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами; знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.
К концу дошкольного возраста у детей должна быть сформирована физиологическая, социальная и психологическая готовность к школе. Физиологическая готовность к обучению в школе выражается в общем состоянии здоровья ребёнка и отдельных функциональных систем организма. В основе физиологической готовности лежит способность ребёнка переносить нагрузки, связанные с систематической учёбой. Социальная готовность к обучению в школе - готовность ребёнка к новым формам общения с окружающими. При сравнении себя с другими у ребёнка появляется самооценка. Сюда также относится понимание своей внешней и внутренней позиции. Психологическая готовность к обучению в школе определяется уровнем психического развития ребёнка и уровнем развития качеств, необходимых для учения. В возрасте
6-7 лет у ребёнка возникает новая структура переживаний, при которой он начинает понимать, что значит «Я радуюсь», «Я голоден», «Я сердит», «Я добрый», «Я злой»
и т. д. Ребёнок открывает сам факт своих переживаний. Отсюда вытекают некоторые особенности, характеризующие кризис 6-7 лет. Также кризис связан с потерей детской
непосредственности. Если принять во внимание смену ведущей деятельности, одним из критериев психологической готовности будет появление позиции школьника. В этом
смысле проявление кризиса 6-7 лет является одним из показателей готовности ребёнка к школе. Курс «От слова к букве» (автор - Н.А.Федосова) помогает практически подготовить детей к обучению чтению, письму и совершенствовать их устную речь. Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка. Курс «Математические ступеньки» направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать выводы. Курс «Зелёная тропинка» направлен на коррекцию и развитие накопленных в дошкольном возрасте природоведческих представлений. В основе подготовки лежат непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарные эксперименты. «Предметное окружение» расширяет и уточняет представления детей о предметном мире: о видах транспорта, о предметах быта, инструментах, технике. «Явления общественной жизни» расширяют круг знаний и представлений о явлениях окружающей действительности, их связи, взаимоотношения и взаимозависимости.






Планируемые результаты освоения программы В ходе освоения содержания программы «Подготовка к школе» предполагается обеспечение условий для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы. Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению. Предметные результаты. Ребенок научится:

  • распознавать первый звук в словах;
  • внимательно слушать литературные произведения;
  • называть персонажей, основные события;
  • отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
  • пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;
  • составлять элементарный рассказ по серии картинок;
  • обсуждать нравственные стороны поступков людей;
  • участвовать в коллективных разговорах;
  • использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
  • различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;
  • считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
  • определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;
  • ориентироваться в пространстве;
  • ориентироваться в тетради в клетку;
  • выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге.
Ребенок получит возможность научиться:
  • устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
  • различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
  • различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные песенки, потешки);
  • устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;
  • присчитывать и отсчитывать по одному, по два.

Курс «От слова к букве»

Пояснительная записка Курс «От слова к букве» помогает практически подготовить детей к обучению чтению, письму и совершенствовать их устную речь. Содержание курса направлено на общее развитие ребёнка, посредством которого создаётся прочная основа для успешного изучения русского языка. Содержание ориентировано на решение следующих задач:

  • создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребёнка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), для
    создания предпосылок положительной мотивации учения в школе;
  • практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;

  • формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей.
Отличительной чертой данного курса является осуществление интеграции работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и
с подготовкой к обучению письму. Основными задачами развития речи на подготовительном этапе являются:
  • расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей;

- формирование грамматического строя речи ребёнка;

  • совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической (ответы на вопросы, пересказ рассказа, сказки, составление рассказа по картине, рисункам и иллюстрациям к произведению, рассказ по личным наблюдениям и впечатлениям, составление загадок, сказок, рассказов, словесное рисование и т. д.);
  • создание речевых высказываний различных типов: описания (человека, животных, предметов, помещения); рассуждения (прочитай своё любимое стихотворение. Чем
    оно тебе нравится? Расскажи свою любимую сказку. Почему она тебе нравится больше других? И т. д.); повествования (различные виды пересказа, рассказа).
  • Возрастные особенности детей 5-6 лет обусловливают необходимость использования в процессе занятий разнообразных заданий по расширению и активизации их словарного запаса и развитию речи.
  • При подготовке к освоению родного языка дети знакомятся с помощью взрослых с рассказами, сказками, сюжетными и предметными иллюстрациями, учатся отвечать на
    вопросы и задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов, пересказывают прочитанное, выразительно читают выученные наизусть стихотворения, составляют по иллюстрациям загадки, сказки, рассказы.
  • В процессе знакомства с художественными произведениями и работы с ними осуществляется интеллектуальное и нравственно-эстетическое воспитание детей, развитие
    их эмоциональной отзывчивости на явления окружающей жизни. Они овладевают диалогической и монологической речью, учатся говорить выразительно, без напряжения, не
    торопясь, отчётливо произнося каждое слово.
  • Целью подготовки к обучению чтению является создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя.
  • В процессе чтения (слушания) произведений устного народного творчества и литературных произведений происходит интенсивное разностороннее развитие ребёнка: социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое; у детей формируется стабильное внимание к слову в художественном тексте (что является основой работы по изучению литературы в начальной и основной школе), умение воспринимать слово как основной элемент художественного произведения.
  • Уже в дошкольном возрасте важно воспитывать у детей
    эмоциональную отзывчивость, что впоследствии явится залогом успешного освоения произведений художественной литературы; вести целенаправленную и систематическую
    работу по формированию умения ребёнка эмоционально осмысливать художественное произведение, выражать собственное восприятие прочитанного, отношение к произведению и его героям.
Непременным условием успешной работы по подготовке к чтению является создание условий для формирования у дошкольников стойкого и стабильного интереса
к произведениям художественной литературы. Это достигается несколькими путями. Прежде всего, тщательно продуманным отбором произведений для чтения: это должны
быть произведения, представляющие собой образцы детской художественной литературы, отвечающие возрастным и психологическим особенностям детей, представляющие
разные литературные жанры (сказки, рассказы, стихотворения, загадки, пословицы, поговорки). В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входит:
  • развитие звуковой культуры речи в целях подготовки
    к обучению грамоте и чтению (умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по правильному произнесению звуков, обучение правильному интонированию, управлению
    темпом речи). Работа по развитию артикуляционного аппарата (развитие правильной дикции, силы голоса, выделение особо значимых слов и пр.);
  • чтение стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок, рассказов, пословиц, поговорок, загадок;
  • беседа о прочитанном по вопросам воспитателя (ответы на вопросы, связанные с эмоциональным восприятием произведения, понимание сюжета, характеров основных
    действующих лиц, умение услышать, воспринять на слух
    выразительные языковые средства - эпитеты, сравнения, разумеется, без использования терминологии);

- разучивание наизусть и выразительное чтение. При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно говорить на определённые темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково её назначение
и особенности. Ведётся работа по коррекции и развитию фонематического слуха, по выработке отчётливого и ясного произношения звуков, слогов, слов. При подготовке к обучению значительное время отводится работе над звуковым анализом слов, вводятся понятия «гласные звуки» и «согласные звуки», которые фиксируются с помощью различных фишек. Если в основе подготовки к обучению чтению и работы над совершенствованием устной речи лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия. Подготовка к обучению письму - процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребёнка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление. При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно. Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому курс предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму. Таким образом, курс «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь. Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.

Планируемые результаты

  • правильно произносить все звуки;
  • проводить классификацию звуков по их произношению;
  • проводить классификацию печатных букв по их элементам;
  • соблюдать орфоэпические нормы произношения;
  • составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
  • пересказывать сказку, рассказ по опорным иллюстрациям;
  • соблюдать элементарные гигиенические правила;
  • уметь ориентироваться на странице тетради.


































Календарно-тематический план курса «От слова к букве»

№ п/п

Дата проведения

Тема занятия

Количество часов

план

факт

теория

практика

1

04.10

Вводное занятие. Чему мы хотим научиться? «Осенние странички».

1



Буквы, обозначающие гласные звуки

7

2

11.10

«Осенние странички». Звук [о]. Буквы О, о. Звук [а]. Буквы А, а. Предложение.

0,5

0,5

3

18.10

«Осенние странички». Звук [у]. Буквы У, у. Звук [ы]. Буква ы . Слово.

0,5

0,5

4

25.10

Звук [и]. Буквы И, и. Звук [э]. Буквы Э, э. Ударение. Схема слова.

0,5

0,5

5

01.11

«Осенние странички».Буквы, обозначающие два звука. Звуки [а], [й'а]. Буквы Я, я.

0,3

0,7

6

08.11

«Осенние странички».Звуки [у], [й'у]. Буквы Ю, ю.

0,3

0,7

7

15.11

Звуки [э], [й'э]. Буквы Е, е.

Звуки [о], [й'о]. Буквы Ё, ё.

0,5

0,5

8

22.11

Обобщающее занятие. Буквы, обозначающие гласные звуки.


1



Буквы, обозначающие согласные звуки

19

9

29.11

«Зимние странички». Звуки [л], [л']. Буквы Л, л. Согласные звуки. Твёрдые, мягкие согласные звуки.

0,3

0,7

10

06.12

Согласные звуки. Звуки [м], [м']. Буквы М, м.

0,5

0,5

11

13.12

Звуки [н], [н']. Буквы Н, н.

0,5

0,5

12

20.12

«Зимние странички». Звуки [р], [р']. Буквы Р, р.

0,3

0,7

13

27.12

Звуки [в], [в']. Буквы В, в. Звонкие согласные звуки.

0,5

0,5

14

10.01

Звуки [ф], [ф']. Буквы Ф, ф. Глухие согласные звуки.

0,5

0,5

15

17.01

«Зимние странички».Звуки [з], [з']. Буквы З, з. Звуки [с], [с']. Буквы С, с.

0,3

0,7

16

24.01

Звук [ш]. Буквы Ш, ш. Звук [ж]. Буквы Ж, ж. Шипящие согласные звуки.

0,5

0,5

17

31.01

Звуки [б], [б']. Буквы Б, б. Звуки [п], [п']. Буквы П, п.

0,5

0,5

18

07.02

«Зимние странички». Звуки [д], [д']. Буквы Д, д.

0,3

0,7

19

14.02

Звуки [т], [т']. Буквы Т, т.

0,5

0,5

20

21.02

Звуки [г], [г']. Буквы Г, г. Звуки [к], [к']. Буквы К, к.

0,5

0,5

21

28.02

«Весенние странички». Звуки [х], [х']. Буквы Х, х.

0,3

0,7

22

07.03

«Весенние странички». Звук [ц]. Буквы Ц, ц.

0,3

0,7

23

14.03

«Весенние странички». Звук [щ']. Буквы Щ, щ.

0,3

0,7

24

21.03

«Весенние странички». Звук [ч']. Буквы Ч, ч.

0,3

0,7

25

28.03

«Весенние странички». Звук [й']. Буквы Й, й.

0,3

0,7

26

04.04

Буквы ь, ъ. Буква, обозначающая мягкость согласного.

0,5

0,7

27

11.04

Итоговое занятие «Путешествие в страну букв и звуков».


1



Литературная страна

4

28

18.04

«Летние странички». Потешки.


1

29

25.04

«Летние странички». Сказки.


1

30

16.05

«Летние странички». Скороговорки, пословицы, поговорки.


1

31

23.05

«Летние странички». Были. Загадки.


1


















Курс «Математические ступеньки»

Пояснительная записка Главные цели курса математики подготовительного периода - это формирование начальных математических представлений и развитие на их основе познавательных
способностей дошкольников. Основная идея курса заключается в том, что развитие
познавательных способностей у детей будет более эффективным, если в процесс работы с математическим материалом систематически будут включаться задания, направленные
на развитие логического мышления (проведение сравнений, анализа, разбиение объектов на группы, выделение части и целого, проведение доступных обобщений), пространственного воображения и речи ребёнка. В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (цифры и числа от 0 до 9, число 10, счёт десятками, основные
свойства чисел натурального ряда; равенство, конкретный смысл арифметических действий сложение и вычитание и их обозначение: знаки « + », «-», « = »); геометрическая (пространственные отношения, простейшие геометрические
фигуры и их прообразы в окружающем мире, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве объектов и простейших геометрических фигур, изготовление моделей
геометрических фигур из бумаги и др.); содержательно-логическая (эта линия построена на основе математического материала двух первых линий и создаёт условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления детей). Основными методами, используемыми в период подготовки детей к обучению математике в школе, являются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, но ведущим остаётся метод практических действий, который позволяет дошкольникам усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперименты, наблюдения на действиях с предметами, предметными картинками, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. д. Активное использование разнообразных дидактических игр математического содержания позволяет углублять математические знания, способствует формированию умений общаться с преподавателем, развивает навыки сотрудничества со сверстниками, формирует умения оценивать свои действия, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо. Использование предложенного содержания и описанных методов позволит осуществить предматематическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышления на уровень, позволяющий успешно усваивать математику в начальной школе.

Планируемые результаты: - ориентироваться на листе бумаги (вверху справа, внизу слева, в центре и др.), на плоскости и в пространстве (передвигаться в заданном направлении: вверх, вниз,
направо, налево, прямо и т. д.);

  • определять взаимное расположение предметов (правее, левее, выше, ниже, между и т. д.);
  • сравнивать предметы по длине, массе, используя практические действия; упорядочивать их;
  • называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа;
  • сравнивать количество предметов в двух группах (больше, меньше, столько же);
  • определять количество предметов в заданной группе и устно обозначать результат числом;
  • объяснять (на предметах, предметных рисунках) конкретный смысл действий сложение и вычитание;
  • различать и называть простейшие геометрические фигуры (отрезок, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг), находить их прообразы в окружающем мире;
  • воспринимать учебно-познавательную задачу и способы её решения;
  • проводить мыслительные операции на несложном материале (сравнивать объекты, указывая их сходство и различия, проводить классификацию объектов по заданным
    признакам, выявлять закономерности и использовать их для выполнения заданий, проводить простейшие логические рассуждения и др.).


















































Календарно-тематический план курса «Математические ступеньки»

№ п/п

Дата проведения

Тема занятия

Количество часов

план

факт

теория

практика



Пространственные и временные представления

12

1

04.10

Признаки предметов (размер, цвет, форма).

1

2

11.10

Большой, маленький.


1

3

18.10

Высокий, низкий. Выше, ниже.


1

4

25.10

Слева. Справа.


1

5

01.11

Длинный, короткий. Длиннее, короче.


1

6

08.11

Больше? Меньше? Столько же?


1

7

15.11

Круг. Многоугольник.

1


8

22.11

Прямоугольник. Квадрат.

1


9

29.11

Справа, слева, вверху, внизу.


1

10

06.12

Позже. Раньше.


1

11

13.12

Лёгкий, тяжёлый. Легче, тяжелее.


1

12

20.12

Итоговое занятие по разделу «Пространственные и временные представления».


1



Цифры и числа (1, 2, 3, 4, 5, 0)

7

13

27.12


Число и цифра 1.

0,5

0,5

14

10.01


Число и цифра 2. Пара.

0,5

0,5

15

17.01


Число и цифра 3.

0,5

0,5

16

24.01

Число и цифра 3.

0,5

0,5

17

31.01

Число и цифра 4.

0,5

0,5

18

07.02

Число и цифра 0.

0,5

0,5

19

14.02

Число и цифра 5.

0,5

0,5



Равенство

1

20

21.02

Равенство.

0,5

0,5



Сложение и вычитание

6

21

28.02

Сложение. Знак «+».

1


22

07.03

Вычитание. Знак «-».

1


23

14.03

Соотнесение действий сложения и вычитания на наглядном материале с математической записью.


1

24

21.03

Составление и решение выражений. Соотнесение с иллюстрацией.


1

25

28.03


1

26

04.04

Составление верных равенств.


1



Цифры и числа (5, 6, 7, 8, 9, 10)

5

27

11.04


Число и цифра 6.

0,5

0,5

28

18.04


Число и цифра 7.

0,5

0,5

29

25.04


Число и цифра 8.

0,5

0,5

30

16.05


Число и цифра 9.

0,5

0,5

31

23.05


Число 10.

0,5

0,5


Курс «Зелёная тропинка»

Пояснительная записка Курс «Зелёная тропинка» нацелен на развитие у детей универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных интересов и интеллектуальных способностей,
формирование основ безопасности жизнедеятельности и экологического сознания. Курс обеспечивает систематизацию и научную коррекцию накопленных детьми в дошкольном возрасте природоведческих представлений, предоставляет возможность получения опыта последовательного приобщения ребёнка к свойственным естественно-научным дисциплинам методам познания, следуя которым нужно как можно больше увидеть своими глазами, сделать своими руками. Сказанное определяет отбор содержания курса и характер деятельности детей на занятиях. Содержание курса представляет собой синтез различных составляющих естественно-научного и экологического знания с включением доступных элементарных сведений из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создаётся достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для развёртывания соответствующего учебного содержания в начальной школе. В основу подготовки детей к обучению положена познавательно-исследовательская деятельность: непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для ребёнка данного возраста
занимательной, игровой форме. Данная деятельность дополняется продуктивной деятельностью: рисованием, раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой, моделированием и т. д. При этом основное внимание уделяется формированию универсальных предпосылок учебной деятельности - умений работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции, а также развитию творческих способностей детей. При освоении курса дети овладевают такими важными для последующего обучения умениями, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить
их общие и отличительные признаки, делить объекты на группы, составлять целое из частей, фиксировать состояние предмета и его смену (явление) и др. Таким образом
осуществляется формирование предпосылок универсальных учебных действий (прежде всего - познавательных), необходимое для успешного освоения программы начальной
школы. Наибольшее внимание уделяется логическим действиям: анализу, синтезу, сравнению, сериации, классификации, установлению причинно-следственных связей, по-
строению логической цепи рассуждений. Материал курса представлен в нескольких разделах. Для организации наблюдений в природе, распознавания природных объектов в природном окружении последовательность
рассмотрения отдельных вопросов может быть изменена относительно порядка их изложения в курсе. Прежде всего, это относится к разделу «Круглый год», материалы которого изучаются в соответствии с сезонными изменениями в природе. Однако и другие вопросы курса, как и последовательность изучения разделов в целом, могут изменяться по усмотрению педагога. Программа оснащена тетрадью на печатной основе «Зелёная тропинка». С целью обеспечения преемственности средств обучения при проведении занятий могут быть использованы разработанные для начальной школы учебные
пособия А. А. Плешакова «От земли до неба. Атлас-определитель» и А.А.Плешакова, А. А. Румянцева «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики».


Планируемые результаты:

  • владеть универсальными предпосылками учебной деятельности - уметь работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
  • распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животных; перечислять в правильной последовательности времена года и кратко характеризовать их признаки;
  • применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых познавательных задач, предлагать собственный замысел конструктивной деятельности и воплощать его в рисунке, поделке, модели и т.д.;
  • проявлять осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям, соблюдать элементарные правила безопасности дорожного движения и безопасного поведения в мире природы;
  • проявлять заинтересованное и бережное отношение к природному окружению, соблюдать простейшие правила поведения в природе.









































Календарно-тематический план курса «Зелёная тропинка»

№ п/п

Дата проведения

Тема занятия

Количество часов

план

факт

теория

практика



Звёзды, Солнце и Луна

4

1

04.10

Звёздное небо.

1


2

11.10

Солнце и Луна.

1


3

18.10

Радуга.

0,5

0,5

4

25.10

Народные приметы.


1



Зелёное чудо - растения

12

5

01.11

Как узнать растения?


1

6

08.11

Травянистые растения.


1

7

15.11

Кустарники.


1

8

22.11

Деревья.


1

9

29.11

Декоративные растения.


1

10

06.12

Овощи и фрукты.

1


11

13.12

Овощи и фрукты.


1

12

20.12

Съедобные и ядовитые растения.

1


13

27.12


Лекарственные растения.


1

14

10.01


Мхи и папоротники.


1

15

17.01


Грибы.

1


16

24.01

Растения в твоей «мастерской».


1



Наши друзья - животные

9

17

31.01

Как узнать животных?

0,5

0,5

18

07.02

В живом уголке.

1

1

19

14.02

Домашние животные.


1

20

21.02

Породы собак.


1

21

28.02

В мире насекомых.

0,5

0,5

22

07.03

В мире рыб.

0,5

0,5

23

14.03

В мире птиц.


1

24

21.03

В мире зверей.


1

25

28.03

Какие ещё бывают животные?


1



Круглый год



26

04.04

Весенняя экскурсия в природу.


1

27

11.04


Времена года.

1


28

18.04


Времена года. Осень.

0,5

0,5

29

25.04


Времена года. Зима.

0,5

0,5

30

16.05


Времена года. Весна.


1

31

23.05


Времена года. Лето.

0,5

0,5



Список литературы


  1. Волкова С.И. Математические ступеньки. Пособие для детей 5 - 7 лет. - М.: Просвещение, 2014.
  2. Плешаков А.А. Зелёная тропинка. Пособие для детей 5 - 7 лет. - М.: Просвещение, 2013.
  3. Федосова Н.А. От слова к букве. Пособие для детей 5 - 7 лет в 2-х частях. - М.: Просвещение, 2014.
  4. Федосова Н.А., Коваленко Е.В., Дядюнова И.А. и др. Программа по подготовке к школе детей 5 - 7 лет. М.: Просвещение, 2013.
  5. Веретенникова С.А., Клыков А.А. Четыре времени года. Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1971.
  6. Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. - Ярославль, «Академия развития», 1996.
  7. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. - Ярославль, «Академия развития», 1996.


© 2010-2022