Конспект урока слушания М. Л. Михайлов «Лесные хоромы»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока слушания М.Л. Михайлов «Лесные хоромы»Конспект урока слушания М.Л. Михайлов «Лесные хоромы»Технологическая карта урока литературного чтения (уроки слушания) в 1 классе.

Учитель: Якушкина Татьяна Николаевна

Урок слушания.

УМК «Начальная школа 21 века»

Тема урока: Сказки о животных. М.Л. Михайлов «Лесные хоромы»

Тип урока: урок открытия новых знаний(УОНЗ)

Цель деятельности педагога: создавать условия для формирования читательских умений.

Задачи: формировать умение правильно называть произведение, жанр, тему, соотносить новую тему с прошлым опытом общения с книгой; развивать речь учащихся, пополнять их словарный запас.

Планируемые результаты:

Предметные: научиться определять тему и жанр произведения, называть произведение, уточнить понятия о видах сказок; научиться находить в тексте информацию о героях произведения, понимать содержание прочитанного, выражать свое отношение к положительным и отрицательным поступкам героев, понимать поучительный смысл сказки.

Метапредметные: регулятивные- принимают позицию слушателя в соответствии с учебной задачей, оценивают уровень владения учебным действием ( отвечают на вопрос « Что я знаю и умею»; познавательные- применяют модели для получения информации, выбирают книгу на выставке по интересам, выделяют события, видят их последовательность в произведении; коммуникативные- воспринимают мнения одноклассников о прочитанном произведении, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления, проявляют интерес к общению в групповой работе, входят в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.

Личностные: содействовать развитию наблюдательности, фантазии, памяти и мышления; способствовать воспитанию таких нравственных качеств личности как: доброта, отзывчивость, находчивость.

Технологии, методы: проблемно-диалогическое обучение, проективно-исследовательская деятельность.

Учебный материал: сказка М. Михайлова «Лесные хоромы», рабочая тетрадь по литературному чтению (уроки слушания), презентация, индивидуальные задания, УМК "Начальная школа 21 века" Л.А. Ефросинина. Литературное чтение,1 класс, учебная хрестоматия с. 9 -13

Л. А. Ефросинина Рабочая тетрадь, 1 класс,

Выставка книг со сказками о животных

Основные ресурсы урока:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Организует включение в деловой ритм.

«Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

- Говорит народная мудрость. Приходилось ли вам извлекать какие-нибудь уроки из сказок?

-Распутайте клубочек и сформулируйте тему урока.

Приложение №1

- Постарайтесь определить задачи нашего урока, используя слова:

Вспоминаем

Знакомимся

Делаем выводы

Подготовка класса к работе.

Высказывания детей.

Предполагаемые ответы:

1. Вспомнить прочитанные сказки.

2. Познакомиться с новыми сказками.

3. Понять и сделать выводы, чему учат сказки.

Личностные:

Самоопределение;

регулятивные: целеполагание; коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий.

Презентация

Слайд №2-3

-Я знаю, что многие из вас любят читать сказки, и уже много сказок знают.

Игра «Чьё это прозвище?»

- Узнайте животных по их прозвищам.

На слайде записаны прозвища: -Где их так называют?

- Какие сказки вы знаете?

Приложение№ 2

Задание: Рассмотрите иллюстрации и прочтите названия сказок. Соедините стрелками соответствующие друг другу иллюстрации и названия сказок.

Слайд № 4-5

Давайте проверим ваши знания и выберем сказки, с которыми будем сегодня работать.

-Что связывает эти сказки?

Дружба - главное чудо всегда,

Сто открытий для всех настоящее.

И любая беда не беда,

Если рядом друзья настоящие.

Дружба нужна всем и взрослым, и детям, и животным в любой жизненной ситуации.

На какие две группы можно разделить эти сказки?

На выставке было представлено много народных сказок о животных, а выбрала я сказку «Теремок», и это не случайно.

Слайд № 6 Рассмотрите, как изобразили теремок художники-иллюстраторы.

Слайд № 7

- Сегодня я приглашаю вас на прогулку в лес. Вспомните правила поведения в лесу.

Слайд №8

- С лесом надо дружить. Лес открывается только своим друзьям. Чужаков он встречает недружелюбно и старается насолить им. А уж в этом он мастер! Нас ждут удивительные встречи. Итак, в путь.

- Ребята, смотрите, какие хоромы на пути. Кто знает, что такое хоромы? Какими вы их представили?

-Ребята, а если такие хоромы будут стоять в лесу, то как мы их назовём?

Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Дети читают и отгадывают:

кумушка, сестричка (лиса); пискун (комар); цокотуха, горюха (муха); бирюк, из-за кустов хватыш, «зубами щелк» (волк); толстопятый, косолапый, всем пригнетыш (медведь); норушка (мышка); квакушка (лягушка); поплутайка, побегайка, косой, серый, длинноухий, хваста (заяц).

«Под грибом», «Теремок», «Рукавичка»

Похожи сюжетом.

Авторские и народные сказки.

«Под грибом» - В Сутеев,

«Теремок» - русская народная сказка,

«Рукавичка» - укр. народная сказка.

Дети перечисляют: «Не шуметь!», «Не сорить!» «Не рвать!» «Не трогать!».



В старину на Руси называлось деревянное жилое строение

Хоромы-это не только большой, но еще и богатый дом.

Лесные хоромы

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

познавательные: Логические-анализ объектов с целью выделения признаков.

3. Этап выявления места и причины затруднения.

Цель:

Организовать анализ учащимися возникшей и на этой основе выявить места и причины затруднения.

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

-Прочитайте, что у нас получилось? (лесные хоромы)

-Вот сегодня работая над этим произведением мы и посмотрим, можно ли обойтись без дружбы в сказке М. Л. Михайлов «Лесные хоромы»?

Первичное восприятие текста.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Регулятивная:

целеполагание;

коммуникативные: общеучебные- самостоятельное выделение-формирование познавательной цели; логические-формирование проблемы.

4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе- выбор способа средств их реализации.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Моделирование обложки.

Слайд №4

-Определите жанр произведения «Лесные хоромы» Что за жанр произведения?

-Как обозначим?

-О ком эта сказка?

-Какой заместитель мы возьмем?

-Прочитайте, кто написал это произведение? Автор этой сказки- Михаил Ларионович Михайлов.

-Какой заместитель мы возьмем?

- Как Михайлов озаглавил свою сказку?

-Какой заместитель мы возьмем?

Работа с готовой моделью

-Покажите фамилию автора. Прочитайте: М. Михайлов

- Что мы читали?

- Прочитайте название сказки.

- Оцените выполнение работы

Физминутка

Изображаем животных (Заяц, лисичка, медведь, птичка и т.д.)

Глаза смотрят и всё видят Разогрели свои ладошки

Уши слушают и всё слышат И разбудили пальчики.

Сначала думаю, а потом говорю. Это делать каждый день

Помню, что в классе я не один Девочкам и мальчикам.

Умею слушать мнения других.

Настроение показать мимикой, жестом, телодвижением.

Моделирование обложки: определяют жанр и тему произведения.

Осуществляет самопроверку.

Сказка.

Кругом

Сказка о животных.

Коричневый круг.

В верхней части листочка рисуем красную рамочку.

-В нижней части рисуем синюю рамочку.

Дети, поставив пальчик на красную рамочку, повторяют фамилию

ставят «+» или «-» в правом верхнем углу обложки.

Предметные: определят тему и жанр произведения.

Познавательные- применяют модели для получения информации

5. Реализация построенного проекта.

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять при решении задачи, вызвавшей затруднение.

Организует деятельность по применению новых знаний.

-Давайте вспомним начало сказки (Прослушивание фрагмента сказки)

- Вспомните, что обронил в лесу прохожий?

- Откройте рабочую тетрадь. Рассмотрите иллюстрацию под №3. Что на ней изображено?

- Как можно использовать эти предметы?

- Чем кузовок отличается от лукошка?

Обобщение.

Он удобнее тем, что у него есть крышка, и внутрь не насыплется ни ветки, ни листья.

Самостоятельная работа в тетради, осуществляют самопроверку. Учатся находить различия и сходства предметов.

Предполагаемые ответы детей.

-Кузовок.

-Корзиночка, кузовок, лукошко.

Корзиночка, кузовок и лукошко нужны для сбора ягод и грибов.

-Корзиночку и лукошко можно носить в руках, а кузовок (как рюкзак) - за спиной.

Участвуют в обсуждении, выделяют существенные признаки предметов, учатся сравнивать.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

-Чем кузовок понравился мухе - громотухе - первой обитательнице кузовка?

-Верно. Но кроме того она подумала « …хоромы хороши. Стану я в них жить. Здесь меня ни птица не склюёт, ни дождик не намочит»

- Кто еще поселился в кузовке?

Попробуйте объяснить необычные имена героев сказки (муха - громко жужжит, комар - пискун тонко пищит, оса -пеструха носит красивую желто - черную «одежду», которая пестрит на лету.

Жигать- это значит резко, сильно, больно кусать.

Дают характеристики героям.

Предполагаемые ответы детей.

-Муха нашла хлебные крошки.

Упражнение в чтении по учебнику

Познавательные УУД:

Конструируют высказывание о героях сказки.

Предметные:

Дают характеристики героям.

Коммуникативные: воспринимают мнения одноклассников о прочитанном произведении.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: интериоризация нового способа действия и исполнительная рефлексия достижения цели пробного учебного действия.

Составление цепочки

(схематического плана) событий.

Слайд № 10

Работа в парах (даны картинки героев)

- Сравните свою цепочку с цепочкой автора в порядке заселения кузовка.

Проверка Слайд № 11

Работа в группах. Составляют цепочку событий.

1в. - Выбери героев сказки.

2 в. - Расположите героев в порядке очередности заселения кузовка

8. Включение в систему знаний. Повторение.

Цель: повторение и закрепление раннее изученного материала и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Слушайте ещё раз сказку и подмечайте, какие события происходят, как ведут себя герои. Задаются вопросы по содержанию и на слайде №12 постепенно заполняется таблица.

- О чём говорится вначале сказки?

- Как общаются герои между собой?

- Прослушайте середину сказки.

-Как общаются герои?

- Как называют человека, который любит хвастаться?

-Как вы думаете это хорошее качество?

В ответ на хвастовство у слушателей возникает недовольство. Споры о том, кто самый знатный, самый нарядный, самый голосистый, прерываются непонятным шорохом за дверью. В сказке появляется еще один герой, но кто он, герои пока не знают.

Прослушайте конец сказки.

- Что в первом столбике? -В втором? - В третьем?

- В 1-ой строке (прочитайте), во 2, 3-ей.

Итог.

- Из-за чего спорили и вздорили герои?

-Кто из них оказался прав?

-Чтобы не оказаться на месте героев давайте подумаем в чем разница между спором и ссорой?

-Когда спор превращается в ссору? Чтобы не оказаться на месте героев, надо вспомнить, чем спор отличается от ссоры.

Слайд № 13

Спор - словесное обсуждение, где каждый высказывает свое мнение, не обижая другого.

Ссора- взаимное обвинения, упреки.

Помогите мне разобраться.

(слова предлагаются парами и выставляются в таблицу с помощью детей)

Вывод. Если вы спорите с кем-то без обидных слов, значит, вы умеете слышать то, что вам предлагают; значит, вы умеете объяснять то, чего вы хотите; вы умеете понимать, как можно прийти к согласию. Если в споре вы говорите обидные слова, он превращается в ссору.

- Так почему все герои попали в паутину?

- А в жизни что бывает с насекомыми, которые попадают в паутину?

- Значит эта сказка грустная?

- Как должны были поступить герои, чтобы остаться в живых?

- Чему учит сказка?

Работа над проектом.

Сейчас мы по группам сделаем иллюстрации к нашим сказкам о животных, схожих сюжетами.

- Мы тоже с вами «теремок». А почему, как вы думаете?

Учатся делить текст на части. Работа над проектом. Готовим материал к проекту.

В первой части мы познакомились с героями сказки.

-Учтиво, вежливо.

- Они хвастаются, стараются подчеркнуть свои достоинства.

- Хвастун.













Погибают.

Не попадать в сети собственной глупости, бахвальства, недальновидности.

Дети по 4 группам делают аппликации к сказкам «Под грибом», «Теремок», «Рукавичка», «Лесные хоромы».

Мы живем в коллективе. И чтобы у нас не получилось, как в сказке, нужно жить дружно, не обижать друг друга, не драться.

Проявляют эмоциональное восприятие поступков героев литературного произведения.

9. Рефлексия.

Цель: Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

- Назовите произведение, с которым мы познакомились на уроке?

-Кто понял, что такое хоромы?

-Кто автор сказки?

-Чему учит нас сказка М. Михайлова «Лесные хоромы»?

- Какие задания вам больше всего понравились?

-Показались трудными?

- Как вы думаете, хорошо ли мы поработали на уроке?

Я надеюсь, что вы, читая сказки, будете всегда обращать внимание на ее мораль, ведь народная мудрость гласит: Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок.

Я к этому терему знаний подобрала стихотворение.

Наша школа - это терем Знаний,

Каждый день встречает он ребят,

Ведет по коридорам Понимания,

Здесь учатся, и дружат, и шалят.

Живут в нем разговорчивые книжки,

Они откроют тайны бытия.

И парты всем покажут свои слезки,

Следы от ран, полученных зазря.

Здесь царствует Добро и Уважение,

И строгость правит иногда.

И завораживает всех мелков движение,

И это чудо, продолжается года.

С юбилеем терем, с Днем рождения,

Каждый день ты радуешь ребят,

И вполне достоин восхищения.

Мы тебе желаем процветать.

Осуществляют самооценку учебной деятельности, соотносят цель и результаты, определяют свои достижения и затруднения.

-Читали сказку «Лесные хоромы»

-Большой, богатый дом.

-М. Михайлова

Где дружба прочна, хорошо идут дела.



Итогом урока явилась книга, сделанная детьми и родителями. Они приложили фантазию и создали терем знаний.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные: смыслообразование.

Приложение 1

сказMariКонспект урока слушания М.Л. Михайлов «Лесные хоромы»n4ik (22:06:04 7/02/2010)

а печатает?

со

таюMariКонспект урока слушания М.Л. Михайлов «Лесные хоромы»n4ik (22:06:04 7/02/2010)

а печатает?

раMarin4ik (22:06:04 7/02/2010)

а печатает?

бод дMariКонспект урока слушания М.Л. Михайлов «Лесные хоромы»n4ik (22:06:04 7/02/2010)

а печатает?

койMariКонспект урока слушания М.Л. Михайлов «Лесные хоромы»n4ik (22:06:04 7/02/2010)

а печатает?

Приложение 2

Конспект урока слушания М.Л. Михайлов «Лесные хоромы»Конспект урока слушания М.Л. Михайлов «Лесные хоромы»Конспект урока слушания М.Л. Михайлов «Лесные хоромы»Конспект урока слушания М.Л. Михайлов «Лесные хоромы»Конспект урока слушания М.Л. Михайлов «Лесные хоромы»Конспект урока слушания М.Л. Михайлов «Лесные хоромы»

«Репка»

«Кот, петух и лиса»

«Гуси-лебеди»

«Теремок»

«Рукавичка»

«Под грибом»



© 2010-2022