- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока слушания М. Л. Михайлов «Лесные хоромы»
Конспект урока слушания М. Л. Михайлов «Лесные хоромы»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Якушкина Т.Н. |
Дата | 14.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Технологическая карта урока литературного чтения (уроки слушания) в 1 классе.
Учитель: Якушкина Татьяна Николаевна
Урок слушания.
УМК «Начальная школа 21 века»
Тема урока: Сказки о животных. М.Л. Михайлов «Лесные хоромы»
Тип урока: урок открытия новых знаний(УОНЗ)
Цель деятельности педагога: создавать условия для формирования читательских умений.
Задачи: формировать умение правильно называть произведение, жанр, тему, соотносить новую тему с прошлым опытом общения с книгой; развивать речь учащихся, пополнять их словарный запас.
Планируемые результаты:
Предметные: научиться определять тему и жанр произведения, называть произведение, уточнить понятия о видах сказок; научиться находить в тексте информацию о героях произведения, понимать содержание прочитанного, выражать свое отношение к положительным и отрицательным поступкам героев, понимать поучительный смысл сказки.
Метапредметные: регулятивные- принимают позицию слушателя в соответствии с учебной задачей, оценивают уровень владения учебным действием ( отвечают на вопрос « Что я знаю и умею»; познавательные- применяют модели для получения информации, выбирают книгу на выставке по интересам, выделяют события, видят их последовательность в произведении; коммуникативные- воспринимают мнения одноклассников о прочитанном произведении, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления, проявляют интерес к общению в групповой работе, входят в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.
Личностные: содействовать развитию наблюдательности, фантазии, памяти и мышления; способствовать воспитанию таких нравственных качеств личности как: доброта, отзывчивость, находчивость.
Технологии, методы: проблемно-диалогическое обучение, проективно-исследовательская деятельность.
Учебный материал: сказка М. Михайлова «Лесные хоромы», рабочая тетрадь по литературному чтению (уроки слушания), презентация, индивидуальные задания, УМК "Начальная школа 21 века" Л.А. Ефросинина. Литературное чтение,1 класс, учебная хрестоматия с. 9 -13
Л. А. Ефросинина Рабочая тетрадь, 1 класс,
Выставка книг со сказками о животных
Основные ресурсы урока:
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Самоопределение к деятельности.
Организационный момент.
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Организует включение в деловой ритм.
«Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
- Говорит народная мудрость. Приходилось ли вам извлекать какие-нибудь уроки из сказок?
-Распутайте клубочек и сформулируйте тему урока.
Приложение №1
- Постарайтесь определить задачи нашего урока, используя слова:
Вспоминаем
Знакомимся
Делаем выводы
Подготовка класса к работе.
Высказывания детей.
Предполагаемые ответы:
1. Вспомнить прочитанные сказки.
2. Познакомиться с новыми сказками.
3. Понять и сделать выводы, чему учат сказки.
Личностные:
Самоопределение;
регулятивные: целеполагание; коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий.
Презентация
Слайд №2-3
-Я знаю, что многие из вас любят читать сказки, и уже много сказок знают.
Игра «Чьё это прозвище?»
- Узнайте животных по их прозвищам.
На слайде записаны прозвища: -Где их так называют?
- Какие сказки вы знаете?
Приложение№ 2
Задание: Рассмотрите иллюстрации и прочтите названия сказок. Соедините стрелками соответствующие друг другу иллюстрации и названия сказок.
Слайд № 4-5
Давайте проверим ваши знания и выберем сказки, с которыми будем сегодня работать.
-Что связывает эти сказки?
Дружба - главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее.
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие.
Дружба нужна всем и взрослым, и детям, и животным в любой жизненной ситуации.
На какие две группы можно разделить эти сказки?
На выставке было представлено много народных сказок о животных, а выбрала я сказку «Теремок», и это не случайно.
Слайд № 6 Рассмотрите, как изобразили теремок художники-иллюстраторы.
Слайд № 7
- Сегодня я приглашаю вас на прогулку в лес. Вспомните правила поведения в лесу.
Слайд №8
- С лесом надо дружить. Лес открывается только своим друзьям. Чужаков он встречает недружелюбно и старается насолить им. А уж в этом он мастер! Нас ждут удивительные встречи. Итак, в путь.
- Ребята, смотрите, какие хоромы на пути. Кто знает, что такое хоромы? Какими вы их представили?
-Ребята, а если такие хоромы будут стоять в лесу, то как мы их назовём?
Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
Дети читают и отгадывают:
кумушка, сестричка (лиса); пискун (комар); цокотуха, горюха (муха); бирюк, из-за кустов хватыш, «зубами щелк» (волк); толстопятый, косолапый, всем пригнетыш (медведь); норушка (мышка); квакушка (лягушка); поплутайка, побегайка, косой, серый, длинноухий, хваста (заяц).
«Под грибом», «Теремок», «Рукавичка»
Похожи сюжетом.
Авторские и народные сказки.
«Под грибом» - В Сутеев,
«Теремок» - русская народная сказка,
«Рукавичка» - укр. народная сказка.
Дети перечисляют: «Не шуметь!», «Не сорить!» «Не рвать!» «Не трогать!».
В старину на Руси называлось деревянное жилое строение
Хоромы-это не только большой, но еще и богатый дом.
Лесные хоромы
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
познавательные: Логические-анализ объектов с целью выделения признаков.
3. Этап выявления места и причины затруднения.
Цель:
Организовать анализ учащимися возникшей и на этой основе выявить места и причины затруднения.
Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.
-Прочитайте, что у нас получилось? (лесные хоромы)
-Вот сегодня работая над этим произведением мы и посмотрим, можно ли обойтись без дружбы в сказке М. Л. Михайлов «Лесные хоромы»?
Первичное восприятие текста.
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
Регулятивная:
целеполагание;
коммуникативные: общеучебные- самостоятельное выделение-формирование познавательной цели; логические-формирование проблемы.
4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе- выбор способа средств их реализации.
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
Моделирование обложки.
Слайд №4
-Определите жанр произведения «Лесные хоромы» Что за жанр произведения?
-Как обозначим?
-О ком эта сказка?
-Какой заместитель мы возьмем?
-Прочитайте, кто написал это произведение? Автор этой сказки- Михаил Ларионович Михайлов.
-Какой заместитель мы возьмем?
- Как Михайлов озаглавил свою сказку?
-Какой заместитель мы возьмем?
Работа с готовой моделью
-Покажите фамилию автора. Прочитайте: М. Михайлов
- Что мы читали?
- Прочитайте название сказки.
- Оцените выполнение работы
Физминутка
Изображаем животных (Заяц, лисичка, медведь, птичка и т.д.)
Глаза смотрят и всё видят Разогрели свои ладошки
Уши слушают и всё слышат И разбудили пальчики.
Сначала думаю, а потом говорю. Это делать каждый день
Помню, что в классе я не один Девочкам и мальчикам.
Умею слушать мнения других.
Настроение показать мимикой, жестом, телодвижением.
Моделирование обложки: определяют жанр и тему произведения.
Осуществляет самопроверку.
Сказка.
Кругом
Сказка о животных.
Коричневый круг.
В верхней части листочка рисуем красную рамочку.
-В нижней части рисуем синюю рамочку.
Дети, поставив пальчик на красную рамочку, повторяют фамилию
ставят «+» или «-» в правом верхнем углу обложки.
Предметные: определят тему и жанр произведения.
Познавательные- применяют модели для получения информации
5. Реализация построенного проекта.
Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять при решении задачи, вызвавшей затруднение.
Организует деятельность по применению новых знаний.
-Давайте вспомним начало сказки (Прослушивание фрагмента сказки)
- Вспомните, что обронил в лесу прохожий?
- Откройте рабочую тетрадь. Рассмотрите иллюстрацию под №3. Что на ней изображено?
- Как можно использовать эти предметы?
- Чем кузовок отличается от лукошка?
Обобщение.
Он удобнее тем, что у него есть крышка, и внутрь не насыплется ни ветки, ни листья.
Самостоятельная работа в тетради, осуществляют самопроверку. Учатся находить различия и сходства предметов.
Предполагаемые ответы детей.
-Кузовок.
-Корзиночка, кузовок, лукошко.
Корзиночка, кузовок и лукошко нужны для сбора ягод и грибов.
-Корзиночку и лукошко можно носить в руках, а кузовок (как рюкзак) - за спиной.
Участвуют в обсуждении, выделяют существенные признаки предметов, учатся сравнивать.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
-Чем кузовок понравился мухе - громотухе - первой обитательнице кузовка?
-Верно. Но кроме того она подумала « …хоромы хороши. Стану я в них жить. Здесь меня ни птица не склюёт, ни дождик не намочит»
- Кто еще поселился в кузовке?
Попробуйте объяснить необычные имена героев сказки (муха - громко жужжит, комар - пискун тонко пищит, оса -пеструха носит красивую желто - черную «одежду», которая пестрит на лету.
Жигать- это значит резко, сильно, больно кусать.
Дают характеристики героям.
Предполагаемые ответы детей.
-Муха нашла хлебные крошки.
Упражнение в чтении по учебнику
Познавательные УУД:
Конструируют высказывание о героях сказки.
Предметные:
Дают характеристики героям.
Коммуникативные: воспринимают мнения одноклассников о прочитанном произведении.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: интериоризация нового способа действия и исполнительная рефлексия достижения цели пробного учебного действия.
Составление цепочки
(схематического плана) событий.
Слайд № 10
Работа в парах (даны картинки героев)
- Сравните свою цепочку с цепочкой автора в порядке заселения кузовка.
Проверка Слайд № 11
Работа в группах. Составляют цепочку событий.
1в. - Выбери героев сказки.
2 в. - Расположите героев в порядке очередности заселения кузовка
8. Включение в систему знаний. Повторение.
Цель: повторение и закрепление раннее изученного материала и подготовка к изучению следующих разделов курса.
Слушайте ещё раз сказку и подмечайте, какие события происходят, как ведут себя герои. Задаются вопросы по содержанию и на слайде №12 постепенно заполняется таблица.
- О чём говорится вначале сказки?
- Как общаются герои между собой?
- Прослушайте середину сказки.
-Как общаются герои?
- Как называют человека, который любит хвастаться?
-Как вы думаете это хорошее качество?
В ответ на хвастовство у слушателей возникает недовольство. Споры о том, кто самый знатный, самый нарядный, самый голосистый, прерываются непонятным шорохом за дверью. В сказке появляется еще один герой, но кто он, герои пока не знают.
Прослушайте конец сказки.
- Что в первом столбике? -В втором? - В третьем?
- В 1-ой строке (прочитайте), во 2, 3-ей.
Итог.
- Из-за чего спорили и вздорили герои?
-Кто из них оказался прав?
-Чтобы не оказаться на месте героев давайте подумаем в чем разница между спором и ссорой?
-Когда спор превращается в ссору? Чтобы не оказаться на месте героев, надо вспомнить, чем спор отличается от ссоры.
Слайд № 13
Спор - словесное обсуждение, где каждый высказывает свое мнение, не обижая другого.
Ссора- взаимное обвинения, упреки.
Помогите мне разобраться.
(слова предлагаются парами и выставляются в таблицу с помощью детей)
Вывод. Если вы спорите с кем-то без обидных слов, значит, вы умеете слышать то, что вам предлагают; значит, вы умеете объяснять то, чего вы хотите; вы умеете понимать, как можно прийти к согласию. Если в споре вы говорите обидные слова, он превращается в ссору.
- Так почему все герои попали в паутину?
- А в жизни что бывает с насекомыми, которые попадают в паутину?
- Значит эта сказка грустная?
- Как должны были поступить герои, чтобы остаться в живых?
- Чему учит сказка?
Работа над проектом.
Сейчас мы по группам сделаем иллюстрации к нашим сказкам о животных, схожих сюжетами.
- Мы тоже с вами «теремок». А почему, как вы думаете?
Учатся делить текст на части. Работа над проектом. Готовим материал к проекту.
В первой части мы познакомились с героями сказки.
-Учтиво, вежливо.
- Они хвастаются, стараются подчеркнуть свои достоинства.
- Хвастун.
Погибают.
Не попадать в сети собственной глупости, бахвальства, недальновидности.
Дети по 4 группам делают аппликации к сказкам «Под грибом», «Теремок», «Рукавичка», «Лесные хоромы».
Мы живем в коллективе. И чтобы у нас не получилось, как в сказке, нужно жить дружно, не обижать друг друга, не драться.
Проявляют эмоциональное восприятие поступков героев литературного произведения.
9. Рефлексия.
Цель: Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.
- Назовите произведение, с которым мы познакомились на уроке?
-Кто понял, что такое хоромы?
-Кто автор сказки?
-Чему учит нас сказка М. Михайлова «Лесные хоромы»?
- Какие задания вам больше всего понравились?
-Показались трудными?
- Как вы думаете, хорошо ли мы поработали на уроке?
Я надеюсь, что вы, читая сказки, будете всегда обращать внимание на ее мораль, ведь народная мудрость гласит: Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок.
Я к этому терему знаний подобрала стихотворение.
Наша школа - это терем Знаний,
Каждый день встречает он ребят,
Ведет по коридорам Понимания,
Здесь учатся, и дружат, и шалят.
Живут в нем разговорчивые книжки,
Они откроют тайны бытия.
И парты всем покажут свои слезки,
Следы от ран, полученных зазря.
Здесь царствует Добро и Уважение,
И строгость правит иногда.
И завораживает всех мелков движение,
И это чудо, продолжается года.
С юбилеем терем, с Днем рождения,
Каждый день ты радуешь ребят,
И вполне достоин восхищения.
Мы тебе желаем процветать.
Осуществляют самооценку учебной деятельности, соотносят цель и результаты, определяют свои достижения и затруднения.
-Читали сказку «Лесные хоромы»
-Большой, богатый дом.
-М. Михайлова
Где дружба прочна, хорошо идут дела.
Итогом урока явилась книга, сделанная детьми и родителями. Они приложили фантазию и создали терем знаний.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Личностные: смыслообразование.
Приложение 1
сказMarin4ik (22:06:04 7/02/2010)
а печатает?
со
таюMarin4ik (22:06:04 7/02/2010)
а печатает?
раMarin4ik (22:06:04 7/02/2010)
а печатает?
бод дMarin4ik (22:06:04 7/02/2010)
а печатает?
койMarin4ik (22:06:04 7/02/2010)
а печатает?
Приложение 2
«Репка»
«Кот, петух и лиса»
«Гуси-лебеди»
«Теремок»
«Рукавичка»
«Под грибом»