Рабочая программа по информатике для 1 класса ОС Школа 2100

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка Рабочая программа по информатике разработана для 1 «Г» класса, который обучается по Образовательной системе «Школа 2100», на основе: 1.Приказа Минобрнауки России от 06.10.09 № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО». 2. ООП НОО СОШ №5 г. Рыбинска Приказ 01-15/192-06 от 27.05.11.

3. Методического письма преподавании учебных предметов в начальных классах общеобразовательных учреждений Ярославской области в 2012/2013 уч.году (Материалы ГОАУ ЯО «Институт развития образования», г.Ярославль, 2012 г.)

4.Авторской программы по информатике Горячева А. В.Образовательная система «Школа 2100».Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. Книга 2. Начальная школа./ Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна - Москва: «Баласс», 2011г.

Авторская программа по информатике используется без изменения содержания.

Место предмета в учебном плане

На изучение учебного предмета «Информатика» отводится: 33 часа за год (из расчета 1 час в неделю). Продолжительность учебного года 33 учебные недели. Предмет информатики в 1 классе ведется интегрировано. ( совместно с уроками математики)

Общая характеристика учебного предмета Главная цель - дать обучающимся инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества. Задачи :

1.развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:

- применение формальной логики при решении задач - построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций - «если … и …, то …»;

- алгоритмический подход к решению задач - умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

- системный подход - рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

- объектно-ориентированный подход - постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;

2.расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент делается на развитии умения приложения даже самых скромных знаний;

3.создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач - «как решать задачу, которую раньше не решали» - с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Предмет опирается на следующие принципы:

  • системность;

  • гуманизация;

  • междисциплинарная интеграция;

  • дифференциация;

  • дополнительная мотивация через игру;

Способами проверки ожидаемых результатов служат: текущий контроль (опрос, проверка заданий на ПК), игры. Система оценивания - безотметочная. Используется только словесная оценка достижений обучающихся).

Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Мой друг - компьютер» - игры, соревнования, конкурсы, марафон. Формы и методы обучения: Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебной книгой. Практические: устные и письменные упражнения. Проблемные: проблемный и подводящий диалоги. Формы: урок открытия новых знаний, урок развития умения и навыков, урок повторения, урок обобщения, урок контроля, урок рефлексии , тест-опрос, творческие задания.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

  • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • моделирование - преобразование объекта из чувствен­ной формы в модель, где выделены существенные характе­ристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

  • анализ объектов с целью выделения признаков (суще­ственных, несущественных);

  • синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

  • подведение под понятие;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

  • выслушивание собеседника и ведение диалога;

  • признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметные результаты

  • находить лишний предмет в группе однородных;

  • давать название группе однородных предметов;

  • находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, количество элементов и т. д.);

  • находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака;

  • называть последовательность простых знакомых действий;

  • находить пропущенное действие в знакомой последовательности;

  • отличать заведомо ложные фразы;

  • называть противоположные по смыслу слова.

В результате изучения данной программы

Обучающиеся научатся:

  • роль информации в деятельности человека;

  • источники информации (книги, пресса, радио и телевидение, Интернет, устные сообщения);

  • виды информации (текстовая, числовая, графическая, звуковая), свойства информации;

  • овладеть правилами поведения в компьютерном классе и элементарными действиями с компьютером (включение, выключение, сохранение информации на диске, вывод информации на печать);

  • понимать роль компьютера в жизни и деятельности человека;

  • познакомиться с названиями составных частей компьютера (монитор, клавиатура, мышь, системный блок и пр.);

  • познакомиться с основными аппаратными средствами создания и обработки графических и текстовых информационных объектов (мышь, клавиатура, монитор, принтер) и с назначением каждого из них;

  • научиться представлять информацию на экране компьютера с мощью клавиатуры и мыши: печатать простой текст в текстовом редакторе, изображать простые геометрические фигуры в цвете с помощью графического редактора;

  • узнать правила работы текстового редактора и освоить его возможности;

  • узнать правила работы графического редактора и освоить его возможности (освоить технологию обработки графических объектов);

  • типы информации, воспринимаемой человеком с помощью органов чувств (зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая и тактильная);

  • способы работы с информацией, заключающиеся в передаче, поиске, обработке, хранении;

  • понятия алгоритма, исполнителя;

  • назначение основных устройств компьютера (устройства ввода/вывода, хранения, передачи и обработки информации);

  • этические правила и нормы, применяемые при работе с информацией, и правила безопасного поведения при работе с компьютерами.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • ориентироваться в пространственных отношениях предметов;

  • выделять признак, по которому произведена классификация предметов; находить закономерность в ряду предметов или чисел и продолжать этот ряд с учетом выявленной закономерности;

  • выявлять причинно-следственные связи и решать задачи, связанные
    с анализом исходных данных;

  • решать логические задачи;

  • решать задачи, связанные с построением симметричных изображений несложных геометрических фигур;

  • осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, каталогах; использовать ссылки, научиться понимать «Справку» в различном ПО;

  • организовать одну и ту же информацию различными способами: в виде текста, рисунка, схемы, таблицы в пределах изученного материала;

  • выделять истинные и ложные высказывания, делать выводы из пары посылок; выделять элементарные и сложные высказывания, строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех";

  • исполнять и составлять несложные алгоритмы для изученных исполнителей;

  • вводить текст, используя клавиатуру компьютера.

  • использовать информацию для построения умозаключений;

  • понимать и создавать самостоятельно точные и понятные инструкции при решении учебных задач и в повседневной жизни.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность - одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Содержание учебного предмета

План действий и его описание. Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий.

Отличительные признаки и составные части предметов. Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам.

Логические рассуждения. Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Построение отрицания простых высказываний.

Программа реализуется через учебно-методический комплект:

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

1.

Горячев А.В.

Информатика в играх и задачах. 1 класс. Ч. 1, 2. - М.: Баласс, 2011.

Учебник

2.

Горячев А.В.

Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2011.

Методические рекомендации для учителя.

3. Авторская программа по информатике Горячев //Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образов А.В.ательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов для начальной школы / Под научной редакцией Д.И.Фельдштейна. - М.:Баласс, 2011 г.- 432 с.).

Сборник программ

Тематическое планирование № п/п Тема раздела Кол- во часов Характеристика деятельности обучающихся Формируемые УУД Предметные результаты 1. План действий и его описание. 9 ч.

Определять значение признака (цвет, форма, размер, количество элементов и т. д.); находить предметы с одинаковым значением признака; выявлять закономерности в расположении фигур по значению одного признака. Определять и называть составные части предметов, группировать предметы по составным частям. Определять и называть действия предметов, группировать предметы по действиям. Описывать предметы через их признаки, составные части, действия. Давать название группе однородных предметов; находить лишний предмет в группе однородных; называть отличительные признаки предметов в группе с общим названием; сравнивать группы предметов по количеству; ставить в соответствие предметы из одной группы предметам из другой группы.

Регулятивные: удерживать учеб­ную задачу, применять установлен­ные правила (определение порядка действий во временном отношении) в планировании способа решения.

Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действий.

Коммуникативные: составлять вопросы, используя изученные на уроке понятия; обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Личностные:

Определять и высказывать

под руководством педагога самые простые общие для

всех людей правила поведения при сотрудничестве.


Научатся: определять цвет предметов; классифицировать предметы по их цвету. сравни­вать и выяснять, на сколько в одной группе предметов больше или мень­ше, чем в другой; приводить примеры; слу­шать, запоминать, записывать, соот­носить цифру с числом предме­тов; приводить примеры; сравни­вать предметы по размерам. 2. Отличительные признаки и составные части предметов. 8 ч.

Определять последовательность событий. Называть последовательность простых знакомых действий; находить пропущенное действие в знакомой последовательности.

Регулятивные: применять уста­новленные правила в планирова­нии способа решения: пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифмети­ческого действия, плана решения задачи. Познавательные: узнавать, назы­вать и определять объекты и явле­ния окружающей действительно­сти в соответствии с содержанием предмета: анализ и разрешение житейских ситуаций, Коммуникативные: задавать во­просы, просить о помощи одно­классников, учителя, формулиро­вать свои затруднения. Личностные: проявлять интерес к изучаемому материалу. определять и высказывать Научатся: нахо­дить и распозна­вать геометриче­ские фигуры; де­лать выводы; образо­вывать числа пер­вого десятка при­бавлением 1; изме­рять длину отрез­ков; сравнивать пары чисел; пра­вильно читать и слушать задачи; представлять си­туации, описанные в задаче; выделять условие задачи, ее вопрос
3. Логические рассуждения 16 ч.

Отличать заведомо ложные фразы; называть противоположные по смыслу слова.

Оценивать простые высказывания как истинные или ложные.

Находить на схеме в виде дерева предметы по нескольким свойствам. Изображать простые ситуации на схеме в виде графов. Определять количество сочетаний из небольшого числа предметов.

Личностные:

проявление интереса к изучаемому материалу;

формирование уважительного отношения к чужому мнению;

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность;

постановка учебной задачи на основе жизненного опыта учащихся;

учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

Познавательные:

добывать новые знания: находить ответы на вопросы;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы

в результате совместной работы всего класса

Научатся: отличать заведомо ложные фразы от истинных; называть противоположные по смыслу слова; отличать высказывания от других предложений, определять истинные и ложные высказывания.

ИТОГО 33




ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Тема урока Контроль Примечание
Раздел 1. План действий и его описание.

1

Цвет предметов. Текущий. ИКТ - цвет предметов, вещей и т.д.

2

Форма предметов. Текущий. ИКТ - геометрические фигуры

3

Размер предметов. Текущий.

4

Названия предметов. Текущий. ИКТ - научись мыслить логически

5

Признаки предметов. Текущий.

ИКТ - находим нужную фигуру и обводим её карандашом.

6

Состав предметов. Текущий. ИКТ - найди закономерность и раскрась картинку

7

Проверочная контрольная работа.№1 по теме: «Предметы». Тематический. Проверочная работа.

8

Разбор проверочной работы. Текущий. ИКТ - сложи головоломку.

9

Повторение по теме: «Признаки предметов». Текущий.


Раздел 2. Отличительные признаки и составные части предметов.

10

Понят Понятия "равно", «не равно». Текущий. ИКТ - находим число фигур

11

Отношения «больше», «меньше» Текущий.

12

Понятия "вверх", "вниз", "влево", "вправо". Текущий.

ИКТ - движение предметов. 13 Действия предметов Текущий.

ИКТ - найди, какая картинка лишняя. 14 Последовательность событий. Текущий. ИКТ - найди закономерность и расставь в правильном порядке 15

Порядок действий. Проверочная контрольная работа.№2 по теме: «Порядок действий» Тематический. Проверочная работа.
16

Цифры. Работа над ошибками. Текущий.

ИКТ - реши примеры и расставь по порядку. 17

Возрастание, убывание. Текущий.

ИКТ - количественное описание предметов.
Раздел 3. Логические рассуждения

18

Множество и его элементы. Текущий. ИКТ - находим число фигур. 19

Способы задания множеств. Текущий. ИКТ - множества 20

Сравнение множеств. Текущий.

ИКТ - научись мыслить логически. 21

Отображение множеств. Текущий.
22

Кодирование. Текущий.

ИКТ - найди закономерность и раскрась картинку. 23

Симметрия фигур. Текущий.

ИКТ - геометрические фигуры.
24

Проверочная работа.№3 по теме: «Множество». Тематический. Проверочная работа.
25

Отрицание. Работа над ошибками. Текущий.

ИКТ - находим нужную фигуру и обведи её карандашом 26

Понятия "истина", "ложь". Текущий.

ИКТ - найди закономерность и расставь в правильном порядке. 27

Понятие "дерево". Текущий.
28

Графы Текущий.
29

Комбинаторика Текущий.
30 Проверочная работа № 4 за год. Текущий.
31

Работа над ошибками. Логические задачи. Текущий. ИКТ - научись мыслить логически 32 Решение логических задач. Текущий.
33 Итоговый урок года. Обобщение изученного за год. Текущий.


© 2010-2022