Рабочая программа внеурочной деятельности Добрый мир (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»




УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «СОШ № 9»

_______________ / Гафурова Л.Н./

«______» ______________ 2014 г.











Рабочая программа

кружка «Добрый мир»

(базовый уровень)

для 1 класса













Составитель

Фёдорова Е.В., учитель начальных классов

высшая квалификационной категории

















г. Воскресенск

2014 год


Пояснительная записка


Рабочая программа «Добрый мир» разработана для занятий с учащимися 1 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общеобразовательного среднего образования второго поколения и рассчитана в 1 классе - 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).

Ценностная ориентация человека испокон веков была неразрывно связана с культурой народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном укладе, быте, календаре.

Задача школы - сделать изучение народной культуры частью всего образовательного процесса.

Изучение данного курса, направленного на формирование у детей основ народной культуры предполагает ознакомление с символикой и атрибутикой обряда, работу по осмыслению народных традиций, способствующую пониманию специфики менталитета россиян.

Основой содержания данного курса стал факультативный курс М. Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и пособие для учителя по «Народной культуре» О.В. Фликовой, М.В.Макаровой, Е.Н.Чайковской, Э.А.Гогейзель, С.Е.Иванцова.


Принцип построения курса

С народного календаря начинается знакомство ребёнка с миром, в котором он живёт. Вековое восприятие времен года русским народом-землепашцем представляет главную идею курса в первом классе.

В ходе работы над освоением народного календаря происходит знакомство с важнейшими годовыми христианскими праздниками, с их глубоким духовным смыслом и с тем, как менялись под их влиянием устойчивые дохристианские представления, и складывался своеобразный народный месяцеслов.


Принципы обучения

- функционирование традиций в системе календарно-обрядового цикла;

- коллективность творчества;

- синкретизм традиционного искусства (взаимосвязь различных видов искусства);

- подлинность традиций.

В ходе работы перед детьми раскроется система миропонимания, выработанная нашими предками по трём основным вечным вопросам человеческой жизни. Они хозяйственно - практически, духовно, нравственно и эстетически являются стержневыми для любого народа и для любой эпохи, в том числе и для современной: "Человек и его взаимоотношения с природой"; "Человек и его семья"; "Человек и история его народа".

Соответственно этим трём проблемам, которые по-своему решает каждая эпоха, каждый народ и каждый человек, распределится на основной материал курса. Он представляет собой народный вариант ответа на перечисленные вопросы. Это - календарно-обрядовая культура; семейно-обрядовая культура; культурное наследие, отражающее разные этапы в жизни народа и их своеобразие; способы осмысления истории самим народом и собственно процесс становления национального характера.

Уже формулировка мировоззренческих проблем курса говорит о том, что разрешать их учитель может, используя материал культуры любого народа или нескольких народов - в сопоставлении между собой.

Непосредственно в конкретных трёх программах курса - "Человек и природа в народной культуре"; "Человек и семья в народной культуре"; "Человек и родная земля в народной культуре" - обозначенные в названиях проблемы разработаны на материале традиционной русской культуры.

Разделы программы - это не просто получение знаний, но осмысление явлений народной культуры с точки зрения их значения для детей и взрослых, как нравственных и эстетических ценностей. Именно поэтому говорится не об изучении, а об освоении народной культуры.

Планирование курса используется в соответствии с временами года, время празднования праздника по календарю по усмотрению учителя занятия можно менять местами.


Цели курса

- ознакомление учащихся с основными сведениями по истории, культуре и национальным традициям России;

- создание системных представлений о народной культуре России, ее связи с историей, о месте культуры своего края, своей семьи и себя самого в народной культуре России;

- формирование у учащихся таких понятий, как Родина, родной язык, национальность, национальные традиции;

- пробуждение осознанного чувства интереса и любви к Родине (России, родному краю, природе, народному творчеству, традициям);

- развитие эстетического вкуса и воспитание чувства прекрасного на лучших образцах народного творчества;

- привитие навыков прикладного труда и художественного творчества.


Задачи курса

  • формировать у детей миропонимание, используя средства народной педагогики, близкие образы народной культуры;

  • возрождение старых норм через традиционную культуру;

  • способствовать развитию творческой деятельности по освоению элементов народной культуры;

  • формировать целостное восприятие народной культуры.


Структура курса

Сюжет занятий первого года обучения построен на освоении мировоззренческой проблемы «Единство годового круга жизни природы и человека». Календарно-обрядовая деятельность народа предстанет перед детьми как способ, с помощью которого люди раньше выстраивали свои взаимоотношения с природой, со всем огромным миром, в котором они живут. Дети узнают, как космогонические представления народа выявляют себя через стройную систему загадок, через сюжеты и образы народных сказок; какое место во Вселенной, по народным воззрениям, занимал человек на протяжении своей жизни и после нее; как эти воззрения отражаются в календарных обрядах, в символике народного костюма и жилища.

Специфика данного курса в том, чтобы, опираясь на конкретный материал, научить понимать народные мировоззрение и психологию.


Основное содержание программы

Сентябрь красно лето провожает, осень золотую встречает. Осеннее новолетие - новые новины. День Симеона Столпника. Всякому лету - аминь! Праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Воздвиженье - третья встреча осени. Праздник Воздвижения Креста Господня. Народный календарь. Детский фольклор. Пестушки, потешки. Музыкальный фольклор. Колыбельные песенки. Изобразительное прикладное искусство - часть народной культуры. Ноябрь - ворота зимы. Синичкин праздник. Осень - время охоты и рыбалки. Юровая - праздник охотников, рыбаков. Кузьминки - об осени поминки. Живем по народному календарю зимы. Русская народная игрушка. Как учились в старину. Святки - главный зимний праздник. Святки. Обычаи святок. Рождество - семейный праздник. Зимние посиделки. Крещение. Крещенские сказания. Февраль - время посиделок. Зимние забавы детей. Масленица. Весна - утро года. Март - время возвращения птиц. Апрель - снегогон. Апрель - время подготовки к полевым работам. Пасха. Весна - начало посевов. Весна - время выгона скота. Живем по народному календарю лета. Зеленые святки - праздник лета. Июль - макушка лета. Время сбора трав. Июль - страдник. Праздник Ивана Купалы. Петры и Павлы. Жизнь в единении с природой. Спасы.


Формы и методы организации занятий

Освоение народной культуры не сводится к сумме разученных произведений, а

предполагает создание такой атмосферы, в которой эти произведения могут возникать и существовать, когда народная мудрость глубоко проникает в сознание, привычки человека и становится частью его жизни.

При выборе формы организации занятий стоит задача подать материал в привлекательной для обучающихся форме с целью формирования устойчивого интереса к предлагаемому виду деятельности.

Формы работы:

  • групповые;

  • индивидуальные - с наиболее одаренными заинтересованными детьми;

  • работа в парах;

  • работа микрогруппах;

  • самостоятельная форма работы.

Методы:

1. Формирования сознания личности: словесные, метод примера;

2. Организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: метод приучения, упражнения, создания воспитывающих ситуаций;

3. Методы стимулирования поведения и деятельности: поощрения, наказания, метод создания ситуации успеха;

4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки: метод педагогического наблюдения, опросы, беседы, метод анализа результатов деятельности, метод создания ситуации для изучения поведения.


Обучающие методы:

1.Словесные:

убеждение, беседа, рассказ, устное народное творчество

2. Наглядные:

наблюдение, использование в работе наглядных пособии и методических пособий с профессиональными сокращениями и знаками, терминами, использование видеофильмов, слайдов и пр.;

метод личного примера

3. Практические:

Метод моделирования изделий.

Метод мыслительных экспериментов.

Метод выявления смыслового контраста и обобщения, анализа и синтеза.

Игровой метод сценическое движение, показ песен и танцев, ролей народного театра, праздники, посиделки, вечёрки.

Метод игры.

Вместе с тем каждый раздел программы предполагает наличие специфических принципов и методов и форм организации образовательного процесса.

Включение в непрерывный процесс обучения основам народной традиционной культуры, несомненно очень важно для изучения и стремления к пониманию ее нравственных, художественных и эстетических начали качеств.

Для глубокого и эффективного обучения используются принципы:

  • коллективности творчества,

  • импровизационность в передаче народного искусства,

  • организация обучения вокруг календарно-обрядового круга.

При этом особое внимание уделяется детским играм, сценкам, проигрыванию ситуаций, которые положительно взаимодействуя на двигательную, интеллектуальную, эмоциональную и социальную функции ребенка - способствуют всестороннему и гармоничному развитию.


Реализация целей и задач программы отслеживается по 3 блокам:

Качество обучения.

Качество воспитания.

Качество развития.

Блок «Качество обучения»

  • Уровень обученности обучающихся.

  • Стабильность списочного состава.

  • Мотивация занятий.

Блок «Качество воспитания»

  • Уровень воспитанности учащихся.

  • Микроклимат на занятиях.

  • Воспитывающая деятельность: участие детей, в коллективных творческих делах, праздниках, воспитательных мероприятиях.

Блок «Качество развития»

  • Уровень развития познавательных способностей;

  • Самооценка личности (адекватность, динамика);

  • Ценностные ориентации личности (патриотические ценности, семейные, образовательные, общекультурные);

  • Коммуникативные качества личности (лидерские способности, навыки сотрудничества, позитивного комуницирования).


Параметры оценивания:


1

Патриотическое развитие личности ребёнка.

Отношение ребёнка к родной культуре, к семье.

2

Нравственное развитие личности ребёнка

Формирование основных нравственных качеств. Социальная активность ребёнка.

3

Эстетическое развитие личности ребёнка

Развитость чувства прекрасного и других эстетических чувств.

4

Освоение материала

Развитость познавательных процессов и интересов. Знание основ традиционной культуры.

5

Степень погружения

Умение пользоваться опытом традиционной культуры в разнообразных жизненных ситуациях.














Особенности реализации программы внеурочной деятельности:

режим и место проведения занятий

Программа внеурочной деятельности по оздоровительному направлению «Добрый мир» предназначена для обучающихся 1 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 25 минут.

Занятия проводятся в учебном кабинете, приветствуется проведение занятий в специально оборудованном учебном кабинете. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель начальных классов.


Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу 1 года обучения по курсу «Добрый мир» дети должны знать и уметь различать малые разделы русского фольклора, знать и уметь величать свою семью, освоить практические умения по изображению изделий некоторых промыслов, получить представления о народных традициях и праздниках, получить навык самостоятельного поиска материала и его использования в жизни.

По окончании учебного факультативного курса учащиеся должны:

- знать основные народные традиции;

- владеть основами народного календаря;

- иметь представление о своей малой родине;

- уважать и чтить родителей и память предков;

- уметь пользоваться дополнительными источниками информации для дальнейшего самообразования; добиваться поставленной цели;

- приобрести навыки коллективной работы в едином темпе;

- осознать и научиться соблюдать социально-этические нормы поведения со сверстниками и взрослыми, представителями разных национальных и социальных групп.

Формирование универсальных учебных действий

Личностные

  • внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;

  • принятие образа «хорошего ученика»;

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

  • гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

  • осознание своей этнической принадлежности;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

  • гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества;

  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Добрый мир»;

  • способность к самооценке;

  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.


Метапредметные

Познавательные

  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

  • ставить и формулировать проблемы;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

  • установление причинно - следственных связей;


Регулятивные

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

  • выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

  • устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

  • соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные

В процессе обучения дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

  • ставить вопросы;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • слушать собеседника;

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • осуществлять взаимный контроль;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса

Волков В.М. Русская деревня. - М.,2004г.

Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. - М., 2001г.

Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. - М., 1990г.

Латышина Д.И. Живая Русь. - М.,1995г.

Леонович Е.Н. Родная словесность. -М., 1993г.

Науменко Г. Березовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы. - М., 1980г.

Некрылова А.Ф. «Круглый год». Русский земледельческий календарь. - М.,1991г.

Новицкая М. Ю. Программа «Введение в народоведение» (факультативный курс). 1-2 кл.- М.: Просвещение, Дрофа, 2001г.

Новицкая М. Ю. Учебник - тетрадь «Родная земля» 1 - 2 класс в 4-х ч. М.: Дрофа, 1997г.

Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Праздники, игры и забавы для детей. В 3-х ч. - М., 1998г.

Пушкина С.И. Мы играем и поем. - М., 2001г.

Соловьев В.М. Русская культура. - М., 2005г.

Фликова О.В., Макарова М.В., Чайковская Е.Н., Гогейзель Э.А., Иванцов С.Е. Конспекты уроков по народной культуре 1 класс. Пособие для учителя. М.: Гумманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003г.

Шевченко Л.Л. Методическое пособие «Добрый мир». М.: Центр поддержки культурно - исторических традиций Отечества, 2012г.

Шевченко Л.Л. Учебник 1 класс «Добрый мир». М.: Центр поддержки культурно - исторических традиций Отечества, 2012г.

Шевченко Л.Л. Рабочая тетрадь «Добрый мир». М.: Центр поддержки культурно - исторических традиций Отечества, 2012г.

Шевченко Л.Л. Наглядные материалы «Добрый мир». М.: Центр поддержки культурно - исторических традиций Отечества, 2012г.

Лаврова С.А. «Славянские сказания». М.: Белый город, 2009г.

Михеева Л.Н. «Русские народные праздники». М.: Дрофа - плюс, 2007г.


Перечень материально-технического обеспечения

I. Книгопечатная продукция:

Волков В.М. Русская деревня. - М.,2004г.

Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. - М., 2001г.

Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. - М., 1990г.

Латышина Д.И. Живая Русь. - М.,1995г.

Леонович Е.Н. Родная словесность. -М., 1993г.

Науменко Г. Березовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы. - М., 1980г.

Некрылова А.Ф. «Круглый год». Русский земледельческий календарь. - М.,1991г.

Новицкая М. Ю. Программа «Введение в народоведение» (факультативный курс). 1-2 кл.- М.: Просвещение, Дрофа, 2001г.

Пушкина С.И. Мы играем и поем. - М., 2001г.

Соловьев В.М. Русская культура. - М., 2005г.

Лаврова С.А. «Славянские сказания». М.: Белый город, 2009г.

Михеева Л.Н. «Русские народные праздники». М.: Дрофа - плюс, 2007г.

2. Учебники:

Новицкая М. Ю. Учебник - тетрадь «Родная земля» 1 - 2 класс в 4-х ч. М.: Дрофа, 1997г.

Шевченко Л.Л. Учебник 1 класс «Добрый мир». М.: Центр поддержки культурно - исторических традиций Отечества, 2012г.

3. Рабочие тетради:

Новицкая М. Ю. Учебник - тетрадь «Родная земля» 1 - 2 класс в 4-х ч. М.: Дрофа, 1997г.

Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Праздники, игры и забавы для детей. В 3-х ч. - М., 1998г.

Шевченко Л.Л. Рабочая тетрадь «Добрый мир». М.: Центр поддержки культурно - исторических традиций Отечества, 2012г.

4. Методические пособия:

Новицкая М. Ю. Программа «Введение в народоведение» (факультативный курс). 1-2 кл.- М.: Просвещение, Дрофа, 2001г.

Фликова О.В., Макарова М.В., Чайковская Е.Н., Гогейзель Э.А., Иванцов С.Е. Конспекты уроков по народной культуре 1 класс. Пособие для учителя. М.: Гумманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003г.

Шевченко Л.Л. Методическое пособие «Добрый мир». М.: Центр поддержки культурно - исторических традиций Отечества, 2012г.

II. Печатные пособия:

1. Шевченко Л.Л. Наглядные материалы «Добрый мир». М.: Центр поддержки культурно - исторических традиций Отечества, 2012г.

III.Технические средства обучения:

1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

2. Наборная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

3. Телевизор.

4. DVDплеер.

5. Аудиоцентр.

6. Мультимедийный проектор.

7. Экспозиционный экран.

8. Компьютер.

9. DVD диск «Русский фольклор».

10. DVD диск «Русские обряды и суеверия».

11. DVD диск «Русская изба».

IV. Оборудование класса:

1. Ученические двухместные столы с комплектом стульев.

2. Стол учительский с тумбой.

3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

4. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.



СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________/Москотельникова Н.В./

«______» ______________ 2014 г.



СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО (РМО)

протокол № ___ от «___» ________ 2014 г.

Руководитель ШМО (РМО)

_____________ /Щербакова С.А./

подпись расшифровка подписи

Календарно - тематический план

кружка «Добрый мир» 1 класс

(наименование учебного предмета)

на 2014 - 2015 учебный год.


Номера уроков

по порядку

№ урока

в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

1.

1

«Сентябрь красно лето провожает, осень золотую встречает». Рисование корзины с осенними дарами.

03.09.14г.


2.

2

«Осеннее новолетие - новые новины». День Симеона Столпника. Рисование одной из новинок.

10.09.


3.

3

«Всякому лету - аминь!» Праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Рисование пшеничной куклы.

17.09.


4.

4

«Воздвиженье - третья встреча осени». Праздник Воздвижения Креста Господня. Рисование капусты.

24.09.


5.

5

Народный календарь. Рисование осенних листьев.

01.10.14г.


6.

6

Детский фольклор. Пестушки, потешки. Рисование свеклы.

08.10.


7.

7

Музыкальный фольклор. Колыбельные песенки. Рисование любимой игрушки.

15.10.


8.

8

Изобразительное прикладное искусство - часть народной культуры. Роспись прялки.

22.10.


9.

9

Ноябрь - ворота зимы. Синичкин праздник. Рисование синички.

29.10.


10.

10

Осень - время охоты и рыбалки. Юровая - праздник охотников, рыбаков. Рисование рыбки.

12.11.14г.


11.

11

Кузьминки - об осени поминки. Рисование салфетки с бахромой.

19.11.


12.

12

Живем по народному календарю зимы. Русская народная игрушка. Роспись дымковской игрушки.

26.11.


13.

13

Как учились в старину. Рисование закладки.

03.12.14г.


14.

14

Святки - главный зимний праздник. Рисунок «Красавица зима».

10.12.


15.

15

Святки. Обычаи святок. Рисование маски.

17.12.


16.

16

Рождество - семейный праздник. Рисование рождественской звезды.

24.12.


17.

17

Зимние посиделки. Рисование платка.

14.01.15г.


18.

18

Крещение. Крещенские сказания. Рисование сказочного домика.

21.01.


19.

19

Февраль - время посиделок. Рисование снегиря.

28.01.


20.

20

Зимние забавы детей. Рисование снегиря.

04.02.15г.


21.

21

Масленица. Рисование блинов.

11.02.


22.

22

Весна - утро года. Рисование игрушки - свистульки.

25.02.


23.

23

Март - время возвращения птиц. Рисование грача.

04.03.15г.


24.

24

Апрель - снегогон. Апрель - время подготовки к полевым работам. Рисование скворечника.

11.03.


25.

25

Пасха. Роспись пасхального яйца.

18.03.


26.

26

Весна - начало посевов. Рисование моркови и лука.

01.04.15г.


27.

27

Весна - время выгона скота. Рисование фигурного печенья.

08.04.


28.

28

Живем по народному календарю лета. Зеленые святки - праздник лета. Рисование березы.

15.04.


29.

29

Июль - макушка лета. Время сбора трав. Рисование букета полевых цветов.

22.04.


30.

30

Июль - страдник. Праздник Ивана Купалы. Рисование костра.

29.04.


31.

31

Петры и Павлы. Рисование земляники.

06.5.15г.


32.

32

Жизнь в единении с природой. Рисование летнего пейзажа.

13.05.


33.

33

Спасы. Рисование бочонка с медом, яблок, орехов.

20.05.


34.

34

Резерв.

27.05.


Итого

часов


по программе

34

выполнено








СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________/Москотельникова Н.В./

«______» ______________ 2014 г.



СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО (РМО)

протокол № ___ от «___» ________ 2014 г.

Руководитель ШМО (РМО)

_____________ /Щербакова С.А./

подпись расшифровка подписи



© 2010-2022