Программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» на 2015-2016 учебный год. 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассмотрено на заседании ШМО МОБУ СОШ № 3 Протокол № __ от «__» ___2015 г. Руководитель ШМО /______/ Дутова О. В. Согласовано Зам. директора по ВР /______/ Ганиева И.А. Протокол № __ от «___» ____2015 г.
Утверждаю Директор МОБУ СОШ №3 Крылов А. В. /______/ Приказ № ___ от «__» ___2015 г.



Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

Программа

внеурочной деятельности

«Занимательный русский язык»

на 2015-2016 учебный год

Возраст детей: 7 - 8 лет

Срок реализации: 1 год

Руководитель: Кузнецова Т. Н.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа к курсу «Занимательный русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык». Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает:

  • Методическое пособие для 2 класса «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. - М.: Издательство РОСТ, 2012.
  • Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. - М.: Издательство РОСТ, 2012.
Актуальность программы:
  • заключается в том, что занятия по внеурочной деятельности» Занимательный русский язык» выполняют Государственный заказ - ФГОС НОО, социальный заказ родителей на основе проведённого анкетирования;
  • данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.

В процессе изучения данного курса школьники могут увидеть "волшебство знакомых слов"; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к "Занимательному русскому языку" должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по предмету, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях уделяется заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, этических норм речевого поведения..

Важнейшая задача учителя - создание условий для появления у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности. Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. Задачи курса:

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Таким образом, принципиальной задачей на занятиях данного курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений. Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий. Познавательный аспект Формирование и развитие разных видов памяти, внимания, воображения. Формирование и развитие общеучебных умений и навыков. Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Развивающий аспект Развитие речи. Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать. Воспитывающий аспект Воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Возрастная категория - 7- 8 лет Срок реализации программы - 1 год
Программа рассчитана на 1 год (1 час в неделю). Содержание рабочей программы направлено на становление и развитие интересов обучающихся от увлечённости до компетентного социального и профессионального самоопределения. В программе реализованы системный, личностно - ориентированный, деятельностный, коммуникативный подходы. Принципы реализации программы:
  • доступность и наглядность;
  • связь теории с практикой.;
  • учёт возрастных особенностей;
  • сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;
  • целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

Формы работы внеурочной деятельности по данному направлению раскрыты в содержании программы ( раздел «Информационно - методическое обеспечение») .

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Тема 1. Фонетика. Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм». Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.
Тема 2. Словообразование. Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм». Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 3. Лексика. Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка. Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 4. Морфология. Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках. Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 5. Пословицы и поговорки. Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.
Тема 6. Игротека. Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Личностные результаты

  • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.
Предметные результаты
  • умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
  • умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
  • умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
  • умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
  • умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Темы занятий

Теория

Практика

1

Что мы знаем о звуках и буквах

1


2

Что такое лексика?


1

3

Однозначные и многозначные слова


1

4

Игротека


1

5

Слова-братья

0,5

0,5

6

Слова - наоборот

0,5

0,5

7

Пословица недаром молвится

0,5

0,5

8

Игротека


1

9

И снова пословицы, пословицы, пословицы, …


1

10

Играем со словарными словами

0,5

0,5

11

Анаграммы


1

12

Игротека


1

13

Секреты некоторых букв

0,5

0,5

14

Шарады, анаграммы и метаграммы

0,5

0,5

15

Еще раз о синонимах и антонимах

0,5

0,5

16

Игротека


1

17

Слова, обозначающие предметы

0,5

0,5

18

Слова, обозначающие действие предметов

0,5

0,5

19

Слова, обозначающие признаки предметов

0,5

0,5

20

Игротека


1

21

Текст, тема, главная мысль

0,5

0,5

22

Заголовок- всему голова

0,5

0,5

23

Работаем с фразеологизмами


1

24

Игротека


1

25

И снова пословицы

0,5

0,5

26

Ещё раз о фразеологизмах

0,5

0,5

27

Русские народные загадки

0,5

0,5

28

Игротека


1

29

И вновь словарные слова

0,5

0,5

30

Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы

0,5

0,5

31

Какие слова русского языка помогают называть качества характера


1

32

Игротека


1

33

Повторяем…


1

34

Повторяем, повторяем…


1

35

Повторяем, повторяем, повторяем…


1

Итого:

9,5

25,5

ИНФОРМАЦИОННО_МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Методическое обеспечение:

Формы организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу учащихся в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет. Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • моделирующая деятельность,
  • поисковая деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, самостоятельная работа, творческая работа. Межпредметные связи на занятиях по развитию познавательных способностей:
  • с уроками русского языка;
  • с уроками литературного чтения;
  • с уроками окружающего мира.
Формы контроля:стартовый, текущий, итоговый.

Техническое оборудование:

  • компьютер;
  • принтер;
  • сканер;
  • мультмедиапроектор.

Информационное обеспечение: Методические пособия:

  1. Методическое пособие для 2 класса «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. - М.: Издательство РОСТ, 2013.
  2. Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. - М.: Издательство РОСТ, 2013.

Дополнительная литература:

  1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
  2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
  3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство "АРГО", 1996
  4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва "АСТ", 1996 г.
  5. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство "Сам Вен", 1997 г.
  6. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва "Просвещение", 1991 г.
  7. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.

Цифровые ресурсы:

  • Ресурсы Интернет.
  • ЦОР по русскому языку для начальной школы.
  • ЦОР по развитию логики учащихся начальных классов.


Технические средства обучения:

  • Компьютер с художественным программным обеспечением.
  • Мультимедиа - проектор.
  • Экран.










Рассмотрено на заседании ШМО МОБУ СОШ № 3 Протокол № __ от «__» ___2015 г. Руководитель ШМО /_____ / Дутова О. В. Согласовано Зам. директора по ВР /______/ Ганиева И.А. Протокол № __ от «___» ____2015 г.
Утверждено Директор МОБУ СОШ №3 /Крылов А. В./ ______ Приказ № ___ от «__» ___2015 г.



Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

Календарно - тематическое планирование

внеурочной деятельности

«Занимательный русский язык»

на 2015-2016 учебный год

Срок реализации программы - 1 год

Количество часов на первое полугодие:

всего часов - 16, в неделю - 1 час

Количество часов на второе полугодие:

Всего часов - 19, в неделю 1 час

Руководитель: Кузнецова Т. Н.





2015 г.

№ п/п

Темы занятий

Дата

Содержание занятия, задачи

план

факт

1

Что мы знаем о звуках и буквах

03.09

-уточнить представления детей о звуках и буквах, понятиях: «фонетика». «фонема», «фонематический слух».

2

Что такое лексика?

10.09

-познакомить с понятиями: «лексика», «лексикон», «лексическое значение слова»;

-формировать умение определять лексическое значение слова, а также называть слово по его лексическому значению.

3

Однозначные и многозначные слова

17.09

-познакомить с понятиями: «однозначные слова», «многозначные слова», привести примеры многозначных слов;

-формировать умение объединять слова в группы по принципу многозначности слова.

4

Игротека

01.10

-закреплять умение делать звукобуквенный разбор слова, называть слово по его лексическому значению, распределять слова в группы в соответствии с их общим названием.

5

Слова-братья

08.10

-уточнить и расширить представления детей о синонимах;

-формировать умение подбирать синонимы к данным словам, находить лишнее слово в ряду синонимов.

6

Слова - наоборот

15.10

-уточнить и расширить представления об антонимах;

-формировать умение находить антонимы в тексте, а также подбирать их самостоятельно.

7

Пословица недаром молвится

22.10

-расширять представления о пословицах.

8

Игротека

29.10

-формировать умение подбирать к с ловам синонимы, антонимы, а также находить их в тексте;

- формировать умение объяснять смысл пословиц.

9

И снова пословицы, пословицы, пословицы, …

05.11

-познакомить с новыми пословицами.

10

Играем со словарными словами

12.11

-способствовать формированию грамотному написанию словарных слов.

11

Анаграммы

19.11

-формировать умение разгадывать анаграммы.

12

Игротека

26.11

-формировать умение объяснять смысл пословиц, подбирать к словам анаграммы, грамотно писать словарные слова.

13

Секреты некоторых букв

03.12

-уточнить представления о буквах «Я». «Е», «Ё», «Ю», о разделительном твёрдом знаке, а также о мягком знаке как показателе мягкости согласных и о разделительном мягком знаке;

-формировать умение различать две роли мягкого знака в словах.

14

Шарады, анаграммы и метаграммы

10.12

-уточнить представления детей о шараде, анаграмме и метаграмме;

-умение разгадывать шарады, анаграммы и метаграммы.

15

Еще раз о синонимах и антонимах

17.12

-формировать умение подбирать синонимы и антонимы к данным словам, находить синонимы и антонимы в тексте.

16

Игротека

24.12

-формировать умение различать мягкий знак как показатель мягкости согласного звука и разделительный мягкий знак, находить синонимы и антонимы в тексте;

-формировать умение разгадывать шарады, метаграммы.

17

Слова, обозначающие предметы

14.01

-уточнить знания об имени существительном;

-формировать умение выделять из речи имена существительные, отличать одушевлённые предметы от неодушевлённых, писать собственные имена существительные с заглавной буквы.

18

Слова, обозначающие действие предметов

21.01

-уточнить представления о глаголах;

-формировать умение выделять глаголы из речи, изменять глаголы по временам (по образцу, без терминологии), подбирать синонимы к глаголам.

19

Слова, обозначающие признаки предметов

28.01

-уточнить представления об именах прилагательных;

- формировать умение различать имена прилагательные по вкусу, размеру, форме, цвету, называть прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы.

20

Игротека

04.02

-формировать умение различать части речи, одушевлённые и неодушевлённые предметы, подбирать синонимы к словам, образовывать словосочетания по образцу.

21

Текст, тема, главная мысль

11.02

-формировать умение определять тему и основную мысль текста, составлять рассказ по картинкам.

22

Заголовок- всему голова

18.02

-уточнить представления о роли заголовка;

-формировать умение придумывать заголовок к тексту.

23

Работаем с фразеологизмами

25.02

-уточнить представления о фразеологизмах, познакомить со значениями фразеологизмов: «отложить в долгий ящик», « не сочти за труд», «не дать в обиду», «бегом бежать», формировать умение употреблять их в речи.

24

Игротека

03.03

-познакомит учащихся со значениями фразеологизмов: «семи пядей во лбу», «поздно или рано», «без лишних слов», «терпенье лопнет»;

-формировать умение употреблять фразеологизмы в речи, придумывать заголовок к тексту, определять основную мысль текста.

25

И снова пословицы

10.03

-формировать умение объяснять скрытый смысл пословиц;

-расширять словарный запас.

26

Ещё раз о фразеологизмах

17.03

-формировать умение употреблять фразеологизмы в речи, определять их значения.

27

Русские народные загадки

24.03

-упражнять в разгадывании русских народных загадок.

28

Игротека

07.04

-формировать умение находить скрытый смысл пословицы, подбирать к тексту пословицу, выражающую её главную мысль, разгадывать русские народные загадки, использовать в речи фразеологизмы.

29

И вновь словарные слова

14.04

-закреплять умение грамотно писать словарные слова.

30

Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы

21.04

-формировать умение различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол), одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

31

Какие слова русского языка помогают называть качества характера

28.04

-познакомить с понятием «качества характера» и многообразием имён прилагательных, служащих для характеристики человека и животных.

32

Игротека

05.05

-формировать умение грамотно писать изученные словарные слов, различать слова различных частей речи, а также одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

33

Повторяем…

12.05

-формировать умение определять скрытый смысл пословиц, подбирать к ним пословицы, близкие по смыслу. Упражнять в разгадывании русских народных загадок, познакомить со значениями фразеологизмов: «старого воробья на мякине не проведёшь», «стрелять из пушек по воробьям», «стреляный воробей».

34

Повторяем, повторяем…

19.05

-формировать умение подбирать заголовок к тексту, различать части речи, подбирать синонимы и антонимы к словам.

35

Повторяем, повторяем, повторяем…

26.05

-закреплять умение правильно называть буквы и звуки.

-выделять в слове гласные и согласные звуки, отличать звонкие согласные звуки от глухих, твёрдые согласные от мягких, делать звуко-буквенный разбор слова.

.



12



© 2010-2022