Конспект урока литературного чтения по теме И. Суриков Зима

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения по теме: И. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. (УМК «Школа России»). Цели: познакомить учащихся со стихотворением И. Сурикова «Зима»; развивать навык правильного выразительного чтения, умение анализировать стихотворение; обучать пониманию поэтической речи, правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление. Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; наблюдать за сравнением как средством создания картины природы в лирическом стихотворении; находить рифмующиеся слова. Оборудование: карточки (текст речевой разминки, задания); сборники стихов И. Сурикова, его портрет, аудиозапись.

Ход урока I.Организационный момент II.Речевая разминка

Умные совята

Совята у совушки

Умные головушки:

На каждый совушкин совет

Глазами хлопают в ответ.

И. Котляр
- Найдите однокоренные слова. (Совята, совушки, совушкин.) - Прочитайте с интонацией удивления (еще: с вопросительной интонацией, сердито, радостно). III. Проверка домашнего задания Проверить план к стихотворению И. Сурикова «Детство», чтение понравившихся эпизодов. IV.Введение в тему.

  • Сейчас я вам прочитаю еще одно стихотворение Ивана Сурикова.
Ярко солнце светит, В воздухе тепло, И, куда ни взглянешь, Все кругом светло, На лугу пестреют Яркие цветы; Золотом облиты Темные листы, Дремлет лес: Ни звука, Лист не шелестит, Только жаворонок В воздухе звенит, Да взмахнет порою Птичка под кустом, Да, жужжа, повьется Пчелка над цветком, Да золотокрылый Жук лишь прошуршит, - И опять все тихо, Все кругом молчит. Хорошо!.. И если б Пруд не призывал, Долго бы весною В поле простоял.
  • Понравилось стихотворение? Стало вам тепло? Суриков писал о поздней весне. Если вам захотелось прочитать другие его стихи, найдите их в библиотеке или дома. Обязательно почитайте.
V.Физкультминутка Мы устали чуточку, Отдохнём минуточку. Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись давай, дружок. Ещё попрыгай: раз, 2, 3! На соседа посмотри, Руки вверх и тут же вниз И за парту вновь садись. VI.Подготовка к восприятию стихотворения. 1. Сегодня мы познакомимся со стихотворением И.Сурикова «Зима», но сначала давайте посмотрим на слова, которые будут встречаться в тексте, и объясним их значение. Пелена, крестьянин, стужа, изба. 2.Чтение стихотворения учителем. 3. Работа над анализом стихотворения. Памятка для анализа.
  • Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал стихотворение?
  • Что, по-твоему, послужило толчком для создания этого стихотворения?
  • В каких строчках заключена главная мысль стихотворения?
  • Какие строчки показались тебе наиболее образными?
  • Какие рифмы показались самыми необычными?
  • Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль?
  • Как ты думаешь при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения?
  • Прочитайте, как крестьянин готовился встретить зиму.
  • Почему поэт называет сани - санишки?
  • Какая интонация соответствует содержанию стихотворения: спокойная, печальная, радостная? Передайте ее при выразительном чтении.
4.Выразительное чтение стихотворения 5. Сравнение в стихотворении - С чем поэт сравнивает поле и лес, покрытый первым снегом? Что дает нам такое сравнение? - Напомню вам, для того чтобы передать свои чувства, авторы используют различные приемы: олицетворение,метафоры, эпитеты. Олицетворение (олицетворить) - выразить, представить в образе живого существа. Метафора - оборот речи: употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения. Эпитет - образное, художественное определение (например, постоянные эпитеты: синее море, златые кудри). -Найдите в прочитанных стихотворениях олицетворения, метафоры, эпитеты. VII. Рефлексия Прослушивание композиции П. Чайковского «Времена года. Зима». VIII.Подведение итогов урока, выставление оценок. Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение стихотворения «Зима».




© 2010-2022