- Преподавателю
- Начальные классы
- Выступление: Моделирование как способ повышения качества образования в начальной школе
Выступление: Моделирование как способ повышения качества образования в начальной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Задорожная Е.А. |
Дата | 02.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Задорожная Елена Анатольевна
Учитель начальных классов.
МБОУ «Гимназия»
К.т. 89509653073
Моделирование как способ повышения качества знаний у учащихся начальных классов
«Моделирование как особая форма научного исследования, специфическое средство отображения человеком изучаемых объектов с помощью аналогов, «заместителей» (моделей) - это одновременно и обобщение многовекового опыта научного творчества» В.А.Штофф
План Презентация педагогического опыта мастера
- Моделирования в ФГОС.
В современном мире происходит быстрые изменения во всех областях жизни. А знания, накопленные временем, быстро устаревают. Поэтому государство предъявляет школе новый социальный запрос - воспитание функционально-грамотного выпускника.
Главной задачей начальной школы стало научить детей учиться, т.е. компетенция образования «научить учиться» становится ключевой. Она обеспечивается совокупностью «универсальных учебных действий» (УУД), которые выступают инвариантной основой образования и воспитания.
Известно, что целенаправленно овладевать основами наук в начальной школе учащиеся могут только тогда, когда умеют самостоятельно работать. Поэтому приоритетной задачей любой современной начальной школы является задача формирования активности и самостоятельности учащихся в учебном процессе, устранения «зазубревания», « поверхностного» изучения нового материала. Учитывая трудности учащихся в переходе от наглядно-чувственного восприятия к абстрактно-логическому, учитель обеспечивает преодоление этих трудностей последовательно динамической системой условных знаков, схематических моделей, которые помогают учащимся овладевать мыслительными приемами. Моделирование относят к особой группе УУД - знаково-символическим действиям. Схемы, модели по утверждению психолога Л. А. Венгера, помогают наиболее эффективно трансформировать наглядно-образное мышление (в значительной степени свойственное младшим школьникам) в наглядно-схематическое. Исследования В.В.Давыдова, Эльконина показали, что применение моделей (схем, рисунков, символов) способствует развитию умений сравнивать, анализировать, выделять главное, абстрагировать, обобщать. Именно модели способствуют переходу детей от образных форм мышления к понятийным, логическим формам, т.е развитию логического мышления. Создание схемы (модели) решает проблему личностно-деятельного подхода в обучении, значительно активизирует учебный процесс. Задача учителя - научить школьников построению моделей, изучению объектов и явлений с помощью моделирования.(Презентация)
- Что такое модель. Классификация моделей(по Л.М. Фридман)
- Эффективность данной работы. Демонстрация качества усвоения знаний.
- вырабатываются УУД;
- ученики учатся применять на практике полученные знания и четко осознают: где, каким и для каких целей эти знания могут быть применены;
- у учащихся формируется целостная картина мира;
- развивается абстрактное и логическое мышление;
- моделирование включает в процесс запоминания зрительную память, развивают образное мышление, позволяют разнообразить работу на уроке, активизируют познавательную деятельность учащихся, повышают «плотность» урока;
- модель можно использовать для самооценки своих знаний;
- ребята свободно оперируют понятиями, самостоятельно выбирают уровень выполнения заданий, не боятся контрольных работ, осознанно выполняют работу над ошибками.
- очень важное условие в работе со схемами - то, что они должны непременно подключаться к работе на уроке, а не висеть как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться.
- Виды знако-символических действий:
- Модель отличается от обычной схемы тем, что иллюстрирует не частный случай, а является максимально обобщённой универсальной «иллюстрацией» научного понятия. Она отражает всеобщие отношения и связи внутри изучаемого объекта.
- Схема- модель изучаемого языкового материала, изображение его устройства, главных черт, взаимоотношения частей (применяется на уроке первичного усвоения материала); схемы - опоры включают в процесс запоминания зрительную память, развивают образное мышление, позволяют разнообразить работу на уроке, активизируют познавательную деятельность учащихся, повышают «плотность» урока, дают возможность применять необычные формы контроля
- при изучении и закреплении нового материала (проводится основная работа по созданию схем с различной степенью самостоятельности учащихся
- при повторении ранее изученного, при проверке и закреплении знаний (использовали готовые схемы и воспроизводили их)
Кластеры- это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связей между объектами или явлениями (Презентация) Компакт- производное от опоры сюжетной картинки, её интерпретация, отображение изучаемой темы на этапе закрепления материала при значительном сокращении опорных сигналов с сохранением главного; графический «мини - портрет» изучаемой темы (такая работа обнаруживает не только знание учеником пройденного материала, а и понимание характера связей и отношений между ними, т. е. в сознании ребёнка - целостная картина темы); (Презентация) Крок- послесловие» к уроку первичного усвоения материала, составление схемы - маршрута «лингвистического путешествия», проделанного в классе и восстановленного дома по памяти (такая работа позволяет провести рефлексию собственной деятельности, а также формирует учебно-познавательную компетентность); (Презентация) Учебный клип -«склеивание» нескольких «кадров» в наглядный лингвистический сюжет, защита которого проходит на уроке - творческом зачёте; кадрами клипа могут быть все перечисленные ранее средства наглядности или написанные в ходе изучения темы мини - сочинения, а также опорный конспект с дополнениями ученика(Презентация) Представление системы уроков
- Фрагмент урока математики в 4 классе с применением «Модели Знаний», создаваемой с первого класса и последующим видоизменением по мере наполнения знаний по математике. ( демонстрация в презентации)
- Фрагмент урока по созданию «Модели Знаний» по русскому языку. ( демонстрация в презентации)
- Участники разделены на две группы: ученики, гости. Демонстрируются фрагменты урока по «Модели Знаний» с определением место темы прошлого урока и новой темы.
- Вывод - у учащихся формируется целостная картина мира.
- Использование модели для самооценки своих знаний .
- Проба составление Модели по теме «Имя существительное» начиная с первого класса, постепенно добавляя знания, приобретенные во втором, третьем, четвертом классах в соответствии с тематическим планированием на примере УМК «ПНШ».
- Обсуждение авторских моделей с изменением и дополнением.
- Составление кластера по ОМ.
Литература:
- Гайсина Р.С. Моделируя - познаем мир // Начальная школа. - 2006. - № 9. - С.67 - 71
- Ивашова О.А. Использование графического моделирования при обучении младших школьников вычислительным приемам // Начальная школа. - 2005. - № 12. - С. 23
- Кропочева Т.Б. Естественнонаучная подготовка младших школьников в системе начального общего образования. - Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2007. - С. 255 - 274
- Прохорова Л.Н. Развитие орфографической зоркости на основе моделирования // Начальная школа. - 2007. - № 3. - С. 43 - 45
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.