Рабочая программа по математике (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

п. Тарасовский

МБОУ Тарасовская средняя общеобразовательная школа №1



«Утверждаю»

Директор МБОУ ТСШ № 1

Приказ от 29.08.2015г.№ 149

______________ (А.С. Малов )





Рабочая программа

по математике Уровень общего образования начальное общее образование 2а класс Количество часов 175 Учитель Караблина Нелли Дмитриевна





















Математика

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы М.И.Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой «Математика».

Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- математическое развитие младшего школьника - формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);

- освоение начальных математических знаний - понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;

- воспитание интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования: - формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения); - развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления; - развитие пространственного воображения; - развитие математической речи; - формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач; - формирование умения вести поиск информации и работать с ней; - формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности; - развитие познавательных способностей; - воспитание стремления к расширению математических знаний; - формирование критичности мышления; - развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других. Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

Общая характеристика учебного курса математика

Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.

Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».

Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой - содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.

Основа арифметического содержания - представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.

Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.

Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.

Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.

Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.

Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи.

Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.

При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.

Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности - на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.

Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.

Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.

В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.

Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументированно подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.

Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.

Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.

Математические знания и представления о числах, величинах,
геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.

Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.

Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.

Содержание учебного курса

Числа и величины

Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).


Арифметические действия

Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).

Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28, 8 ∙ b, c : 2; с двумя переменными вида: a + b, а - b, a b, c : d (d 0), вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).


Работа с текстовыми задачами

Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.

Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.

Решение задач разными способами.

Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше - ниже, слева - справа, за - перед, между, вверху - внизу, ближе - дальше и др.).

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).

Свойства сторон прямоугольника.

Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).

Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).

Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.

Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.


Геометрические величины

Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).

Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).


Работа с информацией

Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.

Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.

Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.

Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).

Место учебного курса в учебном плане На изучение математики во втором классе начальной школы отводится 175 ч , 35 недель; 5 часов в неделю ( 4ч. инвариативных , 1 ч. вариативных) части учебного плана.


Планируемые результаты

Личностные результаты

У учащегося будут сформированы:

понимание того, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;

элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (поурочно и по результатам изучения темы);

элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу;

элементарные правила общения (знание правил общения и их применение);

начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);

уважение семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.

Учащийся получит возможность для формирования:

интереса к отражению математическими способами отношений между различными объектами окружающего мира;

первичного (на практическом уровне) понимания значения математических знаний в жизни человека и первоначальных умений решать практические задачи с использованием математических знаний;

потребности в проведении самоконтроля и в оценке результатов учебной деятельности.

Метапредметные результаты
Регулятивные

Учащийся научится:

понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;

составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач;

выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный.


Учащийся получит возможность научиться:

принимать учебную задачу, предлагать возможные способы её решения, воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению;

оценивать правильность выполнения действий по решению учебной задачи и вносить необходимые исправления;

выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;

*контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднений.

Познавательные

Учащийся научится:

строить несложные модели математических понятий и отношений, ситуаций, описанных в задачах;

описывать результаты учебных действий, используя математические термины и записи;

понимать, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;

иметь общее представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре;

применять полученные знания в изменённых условиях;

осваивать способы решения задач творческого и поискового характера;

выделять из предложенного текста информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;

осуществлять поиск нужной информации в материале учебника и в других источниках (книги, аудио- и видеоносители, а также Интернет с помощью взрослых);

представлять собранную в результате расширенного поиска информацию в разной форме (пересказ, текст, таблицы).


Учащийся получит возможность научиться:

фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);

осуществлять расширенный поиск нужной информации в различных источниках, использовать её для решения задач, математических сообщений, изготовления объектов с использованием свойств геометрических фигур;

анализировать и систематизировать собранную информацию и представлять её в предложенной форме (пересказ, текст, таблицы).

Коммуникативные

Учащийся научится:

строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;

оценивать различные подходы и точки зрения на обсуждаемый вопрос;

уважительно вести диалог с товарищами, стремиться к тому, чтобы учитывать разные мнения;

принимать активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы;

вносить и отстаивать свои предложения по организации совместной работы, понятные для партнёра по обсуждаемому вопросу;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.


Учащийся получит возможность научиться:

самостоятельно оценивать различные подходы и точки зрения, высказывать своё мнение, аргументированно его обосновывать;

*контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднения.

Предметные результаты
Числа и величины

Учащийся научится:

образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 100;

сравнивать числа и записывать результат сравнения;

упорядочивать заданные числа;

заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых;

выполнять сложение и вычитание вида 30 + 5, 35-5, 35-30;

устанавливать закономерность - правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;

группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;

читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними: 1м = 100 см; 1 м = 10 дм; 1 дм = 10 см;

читать и записывать значение величины время, используя изученные единицы измерения этой величины (час, минута) и соотношение между ними: 1 ч = 60 мин; определять по часам время с точностью до минуты;

записывать и использовать соотношение между рублём и копейкой: 1 р. = 100 к.


Учащийся получит возможность научиться:

группировать объекты по разным признакам;

самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как длина, время, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.


Арифметические действия

Учащийся научится:

воспроизводить по памяти таблицу сложения чисел в пределах 20 и использовать её при выполнении действий сложения и вычитания;

выполнять сложение и вычитание в пределах 100: в более лёгких случаях устно, в более сложных - письменно (столбиком);

выполнять проверку правильности выполнения сложения и вычитания;

называть и обозначать действия умножения и деления;

использовать термины: уравнение, буквенное выражение;

заменять сумму одинаковых слагаемых произведением и произведение - суммой одинаковых слагаемых;

умножать 1 и 0 на число; умножать и делить на 10;

читать и записывать числовые выражения в 2 действия;

находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без скобок);

применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях.


Учащийся получит возможность научиться:

вычислять значение буквенного выражения, содержащего одну букву при заданном её значении;

решать простые уравнения подбором неизвестного числа;

моделировать действия «умножение» и «деление» с использованием предметов, схематических рисунков и схематических чертежей;

раскрывать конкретный смысл действий «умножение» и «деление»;

применять переместительное свойство умножения при вычислениях;

называть компоненты и результаты действий умножения и деления;

устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом умножения;

выполнять умножение и деление с числами 2 и 3.

Работа с текстовыми задачами

Учащийся научится:

решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание, на разностное сравнение чисел и задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл действий умножение и деление;

выполнять краткую запись задачи, схематический рисунок;

составлять текстовую задачу по схематическому рисунку, по краткой записи, по числовому выражению, по решению задачи.

Учащийся получит возможность научиться:

решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость.

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Учащийся научится:

распознавать и называть углы разных видов: прямой, острый, тупой;

распознавать и называть геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник и др., выделять среди четырёхугольников прямоугольник (квадрат);

выполнять построение прямоугольника (квадрата) с заданными длинами сторон на клетчатой разлиновке с использованием линейки;

соотносить реальные объекты с моделями и чертежами треугольника, прямоугольника (квадрата).

Учащийся получит возможность научиться:

изображать прямоугольник (квадрат) на нелинованной бумаге с использованием линейки и угольника.


ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

Учащийся научится:

читать и записывать значение величины длина, используя изученные единицы длины и соотношения между ними (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр);

вычислять длину ломаной, состоящей из 3-4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника, пятиугольника).

Учащийся получит возможность научиться:

выбирать наиболее подходящие единицы длины в конкретной ситуации;

вычислять периметр прямоугольника (квадрата).

РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ

Учащийся научится:

читать и заполнять таблицы по результатам выполнения задания;

заполнять свободные клетки в несложных таблицах, определяя правило составления таблиц;

проводить логические рассуждения и делать выводы;

понимать простейшие высказывания с логическими связками: если…, то…; все; каждый и др., выделяя верные и неверные высказывания.

Учащийся получит возможность научиться:

самостоятельно оформлять в виде таблицы зависимости между величинами: цена, количество, стоимость;

общих представлений о построении последовательности логических рассуждений.

Оценка результатов освоения программы

Оценивание письменных работ В основе данного оценивания лежат следующие показателя: правильность выполнения и объем выполненного задания. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

  • незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
  • неправильный выбор действий, операций;
  • неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;
  • пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение пра­вильного ответа;
  • несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
  • несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.

Недочеты:
  • неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
  • ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
    о неверные вычисления в случае, когда щель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;
  • наличие записи действий;
  • отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше. Оценивание устных ответов В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота. Ошибки:
  • неправильный ответ на поставленный вопрос;
  • неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
  • при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения. Недочеты:
  • неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
  • при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
  • неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
  • медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;
  • неправильное произношение математических терминов.
Особенности организации контроля по математике Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятель­ной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из не­скольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного оп­ределенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа умения находить площадь прямоуголь­ника и др.). Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с мно­гозначными числами, измерение величин и др. Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются зна­ния табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности уча­щихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по
15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится5-6минут урока. Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится ито­говая отметка за всю работу. При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов задании, кото­рые для данной работы являются основными.
Характеристика цифровой оценки (отметки) «5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения. «4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отноше­ния; к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-б недочетов по текущему учебному материалу; не бо­лее. 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения мате­риала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала; «3» («удовлетворительно»)- достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса; «2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более б ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; наруше­ние логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений. Вводится оценка «за общее впечатление от письменной работы». Сущность ее состоит в определении отноше­ния учителя к внешнему виду работы (аккуратность, «эстетическая привлекательность, чистота, оформленность и др.). Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится. Таким образом, в тетрадь (и в дневник) учитель выставляет две отметки (например 5/3): за правильность выпол­нения учебной задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе). Сниже­ние отметки «за общее впечатление от работы» допускается, если:
  • в работе имеется не менее 2 неаккуратных исправлений;
  • работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс, неоправданных сокра­щений слов, отсутствуют поля и красные строки.






ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел программы

Содержание

Характеристика основных видов деятельности ученика

УУД

1.Нумерация

Повторение: числа от1 до 20

Нумерация


Образовывать, называть и записывать числа в пределах 100. Сравнивать числа и записывать результат сравнения.

Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее, или восстанавливать пропущенные в ней числа. Классифицировать (объединять в группы) числа по заданному или самостоятельно установленному правилу.

Заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых. Выполнять сложение и вычитание вида: 30+5, 35-5, 35-30. Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Сравнивать стоимость предметов в пределах 100р. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.

Соотносить результат проведенного самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и

Познавательные УУД:

1. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

2. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Регулятивные УУД:

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

3. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

Коммуникативные УУД:

1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы

2. Сложение и вычитание

Числовые выражения, содержащие действия сложение и вычитание

Устные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100

Проверка сложения и вычитанием

Письменные приему сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток

Письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток

Составлять и решать задачи, обратные данной.

Моделировать с помощью схематических чертежей зависимости между величинами в задачах на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого.

Объяснять ход решения задачи.

Обнаруживать и устранять логические ошибки и ошибки в вычислениях при решении задачи.

Отмечать изменения в решении задачи при изменении ее условия или вопроса. Определять по часам время с точностью до минуты.

Вычислять длину ломаной и периметр многоугольника.

Читать и записывать числовые выражения в два действия. Вычислять значения выражений со скобками и без них, сравнивать два выражения. Применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.

Собирать материал по заданной теме.

Определять и описывать закономерности в отобранных узорах. Составлять узоры и орнаменты. Составлять план работы. Распределять работу в группе, оценивать выполненную работу.

1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

3. Понимать информацию,

представленную в виде текста, рисунков, схем.

4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Регулятивные УУД:

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы

Умножение и деление. Табличное умножение и деление.

Конкретный смысл действия умножения

Конкретный смысл действия деления

Связь между компонентами и результатом умножения

Табличное умножение и деление

Моделировать действие умножение с использованием предметов, схематических рисунков, схематических чертежей.

Заменять сумму одинаковых слагаемых произведением и произведение - суммой одинаковых слагаемых (если возможно). Умножать 1 и 0 на число. Использовать переместительное свойство умножения при вычислениях. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия умножения. Моделировать с использованием предметов, схематических рисунков, схематических чертежей и решать текстовые задачи на умножение. Находить различные способы решения одной и той же задачи.

Вычислять периметр прямоугольника. Моделировать действие деление с использованием предметов, схематических рисунков, схематических чертежей.

Решать текстовые задачи на деление.

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.

Работать в паре: оценивать правильность высказывания товарища, обосновывать свой ответ.

Использовать связь между компонентами и результатом умножения для выполнения деления.

Умножать и делить на 10.

Решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость.

Решать задачи на нахождение третьего слагаемого.

Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Выполнять умножение и деление с числами 2 и 3. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

3. Понимать информацию,

представленную в виде текста, рисунков, схем.

4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Регулятивные УУД:

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.


Итоговое повторение «Что узнали. Чему научились во 2 классе»

Проверка знаний








Календарно- тематическое планирование по математике

Раздел

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Виды учебной деятельности

Требования результата

Предметный

Личностный

Числа от 1 до 100. Нумерация (16ч)

1.Числа от 1 до 20.


1

01.09

Определять место каждого числа в этой последовательности, а также место числа 0 среди изученных чисел

выполнять задания творческого и поискового характера,

применять знания и способы действий в измененных условиях. применять знания и способы действий в измененных условиях.

Работать в группе: планировать работу, распределять работу между членами группы. Совместно оценивать
результат работы.

Измерять отрезки и выражать их длины в см и мм Знать единицы измерения длины - сантиметр и дециметр, миллиметр; уметь сравнивать именованные числа, решать задачи.

Чертить отрезки заданной длины (в см и мм). Уч-ся должен узнать денежные единицы; уметь преобразовы

вать величины; знать разрядный состав числа; уметь решать задачи вида «цена, количество, стоимость»

решать задачи обратные данной, составлять схемы к задачам; усвоить понятие «отрезок»; решать выражения.

решать примеры на сложение и вычитание без перехода и с переходом

через десяток

Уметь определять разрядный состав числа, складывать и вычитать числа; знать, как образуются числа второго десятка, название чисел, состоящих из круглых десятков.

Обучающийся будет знать:

- название и последовательность чисел от 0 до 20;

- название и обозначение действий сложения и вычитания;

- таблицу сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания;

Уметь:

- считать в пределах 20;

- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20;

- находить значение числового выражения в 1 - 2 действия в пределах 10 (без скобок);

- решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

- решать задачи в одно действие на нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.

Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».

2. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживания других людей.

3. Выполнять правила безопасного поведения в школе.

4.Адекватно воспринимать оценку учителя.


2.Числа от 1 до 20.


1

03.09


3. Десяток. Счёт десятками до 100


1

04.09


4.Числа от 11 до 100. Образование, чтение и запись числа


1

05.09


5.Поместное значение цифр.


1

07.09


6.Однозначные и двузначные числа.


1

08.09

Уметь записывать числа от11 до 100; считать десятками; сравнивать числа; составлять краткую запись, обосновывая выбор арифметического действия;. работать с геометрическим материалом


7.Единица измерения длины - миллиметр.


1

10.09

Научатся переводить одни единицы длины в другие; сравнивать единицы измерения; самостоятельно делать краткую запись и решать задачу; уметь решать выражения.


8.Единица измерения длины - миллиметр.


1

11.09


9.Наименьшее трёхзначное число. Сотня.


1

12.09

Знать о том, что 1 сотня = 10 десятков; уметь определять разрядный состав числа, роль каждой цифры в числе, сравнивать именованные числа, решать задачи изученных видов.


10.Входящая контрольная работа.

1

14.09

Проверить прочность усвоения материала курса математики первого класса.


11.Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

15.09



12. Метр. Таблица единиц длины.


1

17.09

Знать единицы измерения длины - метр, умение сравнивать именованные числа, преобразовывать величины, решать задачи и выражения изученных видов.


13.Сложение
и вычитание вида

35 + 5 , 35 - 30 , 35 - 5


1

18.09

Знать нумерацию чисел в пределах 100, умение определять разрядный состав чисел, преобразовывать величины, решать задачи . Научатся складывать и вычитать числа на основе разрядного состава


14.Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых


1

19.09


15.Единицы стоимости: копейка, рубль. Соотношения между ними.


1

21.09


Знать денежные единицы; умение преобразовывать величины; знание разрядного состава числа; умение решать задачи вида «цена, количество, стоимость».


16Единицы стоимости: копейка, рубль. Соотношения между ними.

1

22.09



17.Странички для любознательных

1

24.09




18.Повторение пройденного.


25.09


Повторят состав двузначных чисел , таблицы мер длины , соотношение рубля и копейки , сложение и вычитание круглых десятков


19.Повторение пройденного.


26.09



20.Проверочная работа по теме «Числа от 1 до 100. Нумерация».


1

28.09


Умение преобразовывать величины; знание разрядного состава числа, умение решать задачи.


21.Анализ результатов проверочной работы.

1

29.09



Сложение и вычитание

22.Задачи, обратные данной.

1

01.10

Cоставлять краткую запись к задачам; решать простые и составные задачи.

Научатся решать задачи, обратные данной; составлять схемы к задачам; усвоить понятие «отрезок»; уметь решать выражения

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

-рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-широкая мотивационная основа учебной деятельности


23.Решение задач на нахождение неизвестного слагаемого


1

02.10

Научатся сравнивать число и числовые выражения; умение записывать краткую запись задачи чертежом, схемой; умение производить взаимопроверку; измерять стороны геометрических фигур и записывать их.


24 .Решение задач на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого


1

03.10


25.Решение задач на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого.


1

05.10


26.Решение задач на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого.


1

06.10


27. Час. Минута. Соотношение между ними.


1

08.10

Усвоить единицы измерения времени «час, минута»; решать обратные и составные задачи; выработать каллиграфическое написание цифр.

Познакомятся с единицами измерения времени «час, минута»;закрепят умение решать обратные и составные задачи; умение каллиграфически писать цифры.


28.Длина
ломаной.


1

09.10

Упорядочивать объекты по длине (на глаз, наложением, с
использованием мерок).

Различать и называть прямую линию, кривую, отрезок, луч, ломаную.

Закрепят умение решать круговые примеры; усвоить понятия: отрезок, прямая, кривая, ломаная; умение измерять их длину, определять время по часам, решать задачи разными способами


29. Длина
ломаной.


1

10.10


30.Страничка для любознательных.


1

12.10

Уч-ся будут решать круговые примеры; выполнять задания творческого и поискового характера.


31.Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание. Решение задач»

1

13.10

Выявлять причины появления ошибки и определять способы действия, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах

Второклассники проверят свои знания


32.Порядок действий.

Скобки.


1

15.10

Решать выражения со скобками; правильно называть числа при действии сложение и вычитание

Научатся находить значение выражения со скобками; умение правильно называть числа при сложении (вычитании); умение решать составные задачи, опираясь на схему, чертёж; умение сравнивать геометрические фигуры и измерять их.


33. Числовые выражения

1

16.10

Моделировать действия сложение и вычитание с помощью предметов (разрезного материала), рисунков; составлять по рисункам схемы арифметических действий сложение и вычитание, записывать по ним числовые равенства и неравенства

Понятие о периметре многоугольника, находить его

Научатся решать задачи выражением; самостоятельно составлять выражение и решать его; сравнивать именованные числа


34.Сравнение числовых выражений.





35.Периметр многоугольника

1







1

17.10







19.10


Будут сравнивать два выражения; умение решать выражения; умение самостоятельно составлять краткую запись к задаче и решать её.


Знание понятий о периметре многоугольника, находить его, уметь решать задачи и выражения изученных видов, решать составные задачи выражением, сравнивать выражения.


36. Переместительное и сочетательное свойства сложения для рационализации вычислений

1

20.10

Моделировать с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решать задачи, раскрывающие смысл действий сложение и вычитание; задачи в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц

Научатся решать примеры удобным способом; умение самостоятельно составлять схему, чертёж к задаче и решать её; умение находить периметр многоугольника.


37. Применение переместительного и сочетательного свойства сложения для рационализации вычислений

1

22.10


38. Проект «Математика вокруг нас. Узоры на посуде»

1

23.10

Вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом

Собирать материал по заданной теме, распределять работу в группе.


39. Странички для любознательных

1

24.10

Составлять краткую запись к задачам; решать простые и составные задачи






Решать примеры в два действия; самостоятельно чертить отрезок и измерять его; преобразовывать величины

Умение решать круговые примеры; выполнять задания творческого и поискового характера.


40. Повторение пройденного.

1

26.10

Закрепят умение решать задачи, составлять краткую запись к ней; вычислять периметр многоугольника; сравнивать выражения и находить их значения


41. Повторение пройденного.

1

27.10


42. Повторение пройденного.

1

29.10


43. Контрольная работа за 1 четверть.

1

30.10

Второклассники проверят свои знания


44. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

31.10

Умение решать задачи, составлять краткую запись к ней; вычислять периметр многоугольника; сравнивать выражения и находить их значения; анализировать допущенные ошибки


ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100

Сложение и вычитание

45.Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания


1

09.11

Составлять краткую запись к задачам; решать простые и составные задачи.

Записывать условие и вопрос к задаче разными способами; знать состав двузначных чисел; решать примеры в два действия; самостоятельно чертить отрезок и измерять его; уметь преобразовывать величины

Будут пользоваться изученной математической терминологией; выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни; решать текстовые задачи арифметическим способом.

Понимание того, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;

элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (поурочно и по результатам изучения темы);

элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу;

элементарные правила общения (знание правил общения и их применение);

начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);

уважение семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.



46.Приёмы вычислений для случаев вида 36 + 2 ,

36 + 20


1

10.11

Решать примеры на сложение и вычитание без перехода и с переходом через десяток

Применять знание новых приёмов сложения; умение решать примеры в два действия, представлять число в виде суммы разрядных слагаемых, решать выражения и производить взаимопроверку.


47. Приёмы вычислений для случаев вида 36 - 2 ,

36 - 20


1

12.11

Распространят принцип поразрядности вычислений на действие вычитания ;№ продолжат обучение анализу условия задачи


48. Приём вычисления для случаев вида
26 + 4, 95+5


1

13.11

Научатся приёмам вычислений для случаев образования нового десятка или разбиения одного десятка


49.Приём вычисления для случаев вида

30 - 7


1

14.11


Научатся приёмам вычислений для случаев разбиения одного десятка


50.Приём вычисления для случаев вида

60 - 24


1

16.11

Рассмотрят способ вычитания из круглых десятков ; обработают умение решать задачу разными способами , составлять задачу по краткой записи.


51.Решение задач. Запись решения в виде выражения.

1

17.11

Записывать условие и вопрос к задаче разными способами; знать состав двузначных чисел; решать примеры в два действия; самостоятельно чертить отрезок и измерять его; преобразовывать величины.

Объяснять задачу по выражению; умение сравнивать выражения и производить взаимопроверку; сравнивать геометрические фигуры, находить периметр; усвоить приёмы решения задач на движение, умение выполнять чертёж к таким задачам.


52. Решение задач. Запись решения в виде выражения.

1

19.11


53.Решение задач. Запись решения в виде выражения.


1

20.11


54.Приём вычисления для случаев вида

26 + 7


1

21.11

Решать примеры на сложение и вычитание без перехода и с переходом через десяток

Научатся производить сложение двузначного числа однозначным в случае переполнения разряда


55.Приём вычисления для случаев вида

35 - 7


1

23.11

Научатся +складывать и вычитать примеры вида 26+7, 35-7 с комментированием; умение записывать задачи разными способами; производить взаимопроверку; работать с геометрическим материалом.


56. Устные и письменные приемы сложения и вычитания


1

24.11


Закрепят знание приёмов сложения и вычитания; умение сравнивать именованные числа, выражения; находить периметр.


57.Повторение пройденного.

Что узнали. Чему научились.


1

26.11

Составлять краткую запись к задачам; решать простые и составные задачи.

Повторят умение находить неизвестное слагаемое; решать магические квадраты; уметь делать чертёж и решать задачи на движение; решать выражения со скобками и без них.


58.Повторение пройденного.

Что узнали. Чему научились.


1

27.11


59.Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание»

(тестовая форма)

1

28.11


Проверят умение выполнять сложение и вычитание в изученных случаях; решать выражения со скобками, составные задачи.


60.Анализ проверочной работы.

1

30.11




61.Странички для любознательных.

1

01.12


Будут измерять геометрические фигуры и сравнивать их; выполнять задания творческого и поискового характера.


62.Буквенные выражения

1

03.12

Читать и записывать буквенные выражения, находить их значение; уметь решать примеры используя прием группировки;

Познакомятся с понятием «буквенные выражения», умение читать их и записывать; уметь выделять в задачах условие, вопрос, искомое число и составлять краткую запись; умение решать задачу разными способами; умение читать и записывать буквенные выражения, находить их значение.


63.Буквенные выражения

1

04.12


64. Буквенные выражения

1

05.12


65.Знакомство с уравнениями.

1

07.12

Решать уравнения, правильно оформлять запись изученных видов

Знать понятие «уравнение»; умение записывать уравнение, решать его и делать проверку; решать составные задачи; сравнивать длины отрезков; логически мыслить.


66.Знакомство с уравнениями.

1

08.12


67.Уравнение. Решение уравнений

1

10.12


68.Уравнение. Решение уравнений

1

11.12


69.Проверка сложения.

1

12.12

Использование таблицы сложения при вычитании десятков. Нахождение значений выражений

Знанть, что действие сложение можно проверить вычитанием; умение правильно каллиграфически записывать числа; решать логические задачи.


70.Проверка вычитания.

1

14.12

Знать, что действие вычитание можно проверить сложением; умение решать примеры с комментированием; работать с геометрическим материалом.


71.Проверка вычитания сложением и вычитанием.

72.Решение задач.

1



1

15.12



17.12

Знание, что действие сложение можно проверить вычитанием и наоборот; умение решать примеры с комментированием, работать с геометрическим материалом.


73.Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились.

1

18.12

составлять краткую запись к задачам; решать простые и составные задачи

Умение решать составные задачи разными способами4 умение правильно записывать уравнения и решать их с проверкой; умение сравнивать длины отрезков и ломаных


74. Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились.

1

19.12


75.Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились.

1

21.12




76. Контрольная работа за 1 полугодие

1

22.12


Умение составлять, записывать и решать уравнения и задачи; находить значения буквенных выражений; находить периметр многоугольника


77Работа над ошибками.

1

24.12




78.Повторение изученного по теме «Сложение и вычитание»

1


25.12

Выявлять причины появления ошибки и определять способы действия, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.


Числа от 1 до 100.

79.Письменный приём сложения вида 45+23.

1

26.12

Решать примеры на сложение и вычитание без перехода и с переходом через десяток

Научатся применять приёмы сложения двузначных чисел с записью вычислений в столбик;выполнять вычисления и проверку

понимание того, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;

элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (поурочно и по результатам изучения темы);

элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу;

элементарные правила общения (знание правил общения и их применение);

начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);

уважение семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.



80. Письменные приёмы вычитания вида 57-26.


1

28.12

Применять знание письменных приёмов вычитания двузначных чисел без перехода через десяток; умение представлять число в виде суммы разрядных слагаемых; решать задачи по действиям с пояснением.


81.Проверка сложения и вычитания.

1

11.01

Знать приёмы вычитания двузначных чисел без перехода через десяток; умение складывать двузначные числа в столбик; выделять в задаче условие, вопрос, данные и искомые числа; работать с геометрическим материалом.


82. Повторение письменных приёмов сложения и вычитания.

1

12.01


83. Угол. Виды углов.


1

14.01

Отличать прямой угол от острого и тупого при помощи модели прямого угла

Познакомятся с понятием «прямой угол»; умение отличать прямой угол от острого и тупого при помощи модели прямого угла, складывать и вычитать двузначные числа в столбик.


84. Закрепление. Решение задач.


1

15.01

Составлять краткую запись к задачам; решать простые и составные задачи

Пользоваться вычислительными навыками, решать задачи и выражения изученных видов, уравнения.


85. Закрепление. Решение задач.


1

16.01


86. Письменный приём сложения вида 37+48.


1

18.01

Решать примеры на сложение и вычитание без перехода и с переходом через десяток

Записывать и находить значение суммы в столбик (с переходом через десяток); умение преобразовывать величины; чертить отрезки, находить периметр многоугольника


87. Сложение вида 37+53.


1

19.01

Знать письменные приёмы сложения двузначных чисел с переходом через десяток и умение записывать их столбиком; умение решать выражения с комментированием; умение решать задачи по действиям с пояснением и выражением; довести до автоматизма решение уравнений.


88. Прямоугольник.

1

21.01

Решать задачи с использованием чертежа.

Познакомятся со свойствами прямоугольника ; отработают навык устных приёмов вычислений


89.Закрепление.Решение задач.

1

22.01




90. Сложение вида 87+13.


1

23.01

Решать примеры на сложение и вычитание без перехода и с переходом через десяток

Выполнять вычисления вида 87+13;моделировать с помощью схематических рисунков и решать текстовые задачи;


91.Решение задач.

1

25.01

Выполнять письменные вычисления изученных видов в пределах 100;


92. Вычитание вида 40-8 и сложение вида 32+8




1

26.01

Решать примеры на сложение и вычитание без перехода и с переходом через десяток

Выполнять вычисления вида 32+8,40-8; решать задачи разными способами; читать и сравнивать выражения, используя математическую терминологию; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и её результат


93. Вычитание вида 50-24

1

28.01

Умения выполнять вычисления вида 50-24; выполнять устные вычисления изученных видов в пределах 100;моделировать с помощью схематических рисунков и решать текстовые задачи; читать и сравнивать выражения, используя математическую терминологию


94. Странички для любознательных

1

29.01


Рассуждать и делать выводы; выполнять задания творческого и поискового характера; применять полученные знания в измененных условиях ;контролировать и оценивать свою работу и её результат.


95. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»


1

30.01

Решать примеры с «окошком»; сравнивать выражения с комментированием; каллиграфически правильно записывать цифры.

Сокращать текст задачи, выделять главное и второстепенное в задаче

Выполнять письменные и устные вычисления изученных видов в пределах

100;моделировать с помощью схематических рисунков и решать текстовые задачи; преобразовывать одни единицы длины в другие; соотносить свои знания с заданием ,которое нужно выполнить ;рассуждать и делать выводы;


96. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»


1

01.02


97. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»


1

02.02


98. Письменное вычитание вида 52-24

1

04.02

Решать примеры на сложение и вычитание без перехода и с переходом через десяток

Выполнять вычисления вида 52 -24; моделировать с помощью схематических рисунков и решать текстовые задачи;


99.Закрепление. Решение задач.

1

05.02


Закреплять умение решать примеры в столбик ; выполнять задания , подготавливающие к введению умножения


100.Закрепление.Решение задач.

1

06.02


101. Свойства противоположных сторон прямоугольника.


1

08.02


Вычислять периметр многоугольника; распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку; чертить с помощью линейки отрезок заданной длины; измерять длину заданного


102. Свойства противоположных сторон прямоугольника.


1

09.02


103. Квадрат




1

11.02

Чертить на клетчатой бумаге квадрат и прямоугольник с за­данными сторонами.

Находить периметр многоугольников

Соотносить

реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими фигурами; выполнять чертеж квадрата; выполнять письменные вычисления изученных видов в пределах 100; моделировать с помощью схематических рисунков и решать текстовые задачи


104. Квадрат




1

12.02


105. Наш проект: «Оригами».

1

13.02

Проектная деятельность

Выполнять поделки в технике оригами; работать с дополнительной литературой и компьютером; работать в парах и группах


106. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»


1

15.02


Выполнять письменные вычисления изученных видов в пределах 100; моделировать с помощью схематических рисунков и решать текстовые задачи; соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими фигурами; находить периметр геометрических фигур


107. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»


1

16.02


108.Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»


1

18.02




109.Проверочная работа

1

19.02


Контролировать и оценивать свою работу


Числа от 1 до 100

Умножение и деление

110. Конкретный смысл умножения.

1

20.02

Работа над задачами и уравнениями, развивать вычислительные навыки учеников

Объяснять смысл действия умножения

Заменять сумму одинаковых слагаемых новым арифметическим действием-умножением; сравнивать числовые равенства и неравенства;

понимание того, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;

элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (поурочно и по результатам изучения темы);

элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу;

элементарные правила общения (знание правил общения и их применение);

начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);

уважение семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.



111. Связь умножения со сложением




1

22.02

Научатся заменять сумму одинаковых слагаемых новым арифметическим действием-умножением


112. Связь умножения со сложением




1

25.02


113. Текстовые задачи, раскрывающие смысл действия умножения


1

26.02

Научатся решать задачи на умножение; заменять сумму одинаковых слагаемых новым арифметическим действием-умножением;


114. Периметр прямоугольника


1

27.02

Находить периметр любой геометрической фигуры

Научатся распознавать изученные геометрические фигуры и называть их отличительные особенности; находить периметр прямоугольника разными способами


115. Приёмы умножения 1 и 0.

1

29.02

Решать проблемную ситуацию при умножении на 0 и 1

Рассмотрят случаи умножения единицы и нуля


116. Название компонентов и результата умножения.




1

01.03

Решать задач на нахождение произведения ,усвоить, что если получается сумма одинаковых слагаемых, то задачу можно решить умножением.

Умения заменять действие умножения сложением одинаковых слагаемых и сравнивать полученные результаты; выполнять письменные вычисления изученных видов в пределах 100;моделировать с помощью схематических рисунков и решать текстовые задачи; записывать решение задач уравнением



117. Текстовые задачи, раскрывающие смысл действия умножение

1

03.03


118. Переместительное свойство умножения




1

04.03


Научатся использовать переместительное свойство умножения при вычислениях


119. Переместительное свойство умножения




1

05.03


120. Конкретный смысл действия деления




1

07.03

Умножение и деление чисел. Использование соответствующих терминов. Составление выражений. Решение задач.

Моделировать действие деления с использованием предметов, схематических рисунков, схематических чертежей. Решать текстовые задачи на деление.

помощью схематических рисунков и записывать действие деления; анализировать ,обобщать и делать выводы; использовать переместительное свойство умножения при сравнении выражений; выполнять письменные вычисления изученных видов в пределах 100;моделировать с помощью схематических рисунков и решать текстовые задачи; составлять задачи, обратные данной;


121. Конкретный смысл действия деления






1

10.03


122. Задачи, раскрывающие смысл действия деления


1

11.03


123. Задачи, раскрывающие смысл действия деления


1

12.03


124. Названия компонентов и результата деления.


1

14.03

Умножение и деление чисел. Использование соответствующих терминов. Решение простых и составных задач. Решение уравнений с проверкой

Называть компоненты и результат деления; моделировать с помощью схематических рисунков и записывать решение, используя названия чисел при сложении и вычитании;


125. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»






1

15.03

Соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить; рассуждать и делать выводы; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и её результат


126. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились

1

17.03


127.Контрольная работа за 3 четверть.

1

18.03

Решение заданий.

Контролировать и оценивать свою работу


128.Анализ ошибок допущенных в к /р.

1

19.03



4 четверть

129. Связь между компонентами и результатом действия умножения


1

21.03

Умножение и деление чисел. Использование соответствующих терминов. Решение простых и составных задач. Решение уравнений с проверкой

Научатся моделировать с помощью схематических рисунков действия умножения и деления; находить множители на основе взаимосвязи умножения и деления; выполнять устные вычисления изученных видов в пределах 100;

Понимание того, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;

элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (поурочно и по результатам изучения темы);

элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу;

элементарные правила общения (знание правил общения и их применение);

начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);

уважение семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.





















Формирования:

интереса к отражению математическими способами отношений между различными объектами окружающего мира;

первичного (на практическом уровне) понимания значения математических знаний в жизни человека и первоначальных умений решать практические задачи с использованием математических знаний;



Формирования:

интереса к отражению математическими способами отношений между различными объектами окружающего мира;

первичного (на практическом уровне) понимания значения математических знаний в жизни человека и первоначальных умений решать практические задачи с использованием математических знаний;























































Понимание того, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;

элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (поурочно и по результатам изучения темы);

элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу;

элементарные правила общения (знание правил общения и их применение);

начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);

уважение семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.




















Понимание того, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;

элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (поурочно и по результатам изучения темы);

элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу;

элементарные правила общения (знание правил общения и их применение);

начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);

уважение семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.



























130. Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения.


1

22.03

Случай умножения и деления на 10. Умножение и деление чисел. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений

Научатся моделировать с помощью схематических рисунков и записывать действия умножения и деления;


131. Приём умножения и деления на число 10




1

24.03

Научатся умножать и делить на 10 на основе переместительного свойства и взаимосвязи умножения и деления;

Научатся моделировать с помощью таблицы и записывать задачи с величинами «цена»,«количество» , «стоимость»;умножать и делить на 10 на основе переместительного свойства и взаимосвязи умножения и деления;


132. Задачи с величинами: цена, количество, стоимость.


1

25.03

Установление зависимостей между величинами. Решение задач нового типа.


133. Задачи на нахождение третьего слагаемого


1

04.04

Решение текстовых задач арифметическим способом. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений

Научатся моделировать с помощью схематических рисунков и решать задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого; выполнять устные и письменные вычисления изученных видов в пределах 100;решать элементарные комбинаторные задачи;























134. Задачи на нахождение третьего слагаемого




1

05.04


137.Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма)




Решение заданий.

Контроль, оценка и коррекция знаний.




135.Проверочная работа

1

07.04




136. Приёмы умножения числа 2


1

08.04



137. Приёмы умножения числа 2




1

09.04

Таблица умножения. Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Решение примеров.

Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений

Научатся использовать

переместительное

свойство умножения

,замену умножения сложением;

решать задачи изученных видов в пределах100;аргументировать свою позицию при решении нестандартных задач; контролировать и оценивать свою работу и её результат


138. Приёмы умножения числа 2




1

11.04


139. Приёмы умножения числа 2


1

12.04


140. Деление на 2.


1

14.04

Таблица умножения. Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений

Закрепят знания таблицы умножения на 2 через рассмотрение случаев деления ; отработают умение решать задачи на основной смысл деления .Повторят способ решения задач на сложение и вычитание.

Соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить; рассуждать и делать выводы; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и её результат


141. Деление на 2.


1

15.04


142. Деление на 2.


1

16.04


143.Страничка для любознательных.

1

18.04

Выполнение заданий творческого и поискового хар-ра, применение знаний и способов действий в измененных условиях






144. Повторение пройденного "Что узнали. Чему научись"


1

19.04


Научатся соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить ;рассуждать и делать выводы;

выполнять задания творческого и поискового характера;

контролировать и оценивать свою работу и её результат


145. Повторение пройденного "Что узнали. Чему научись"


1

21.04


146. Умножение числа 3 и на 3.




1

22.04

Таблица умножения на 3. Решение уравнений. Решение составных задач.

Научатся моделировать с помощью схематических рисунков прием умножения числа 3;

решать задачи изученных видов;

Решать уравнения;



147. Умножение числа 3 и на 3.




1

23.04


148. Деление на 3




1

25.04

Таблица умножения. Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений.

Научатся использовать взаимосвязь умножения и деления при делении на 3;решать задачи изученных видов;

дополнять условие задачи вопросом; выполнять задания творческого и поискового характера; работать в парах; контролировать и оценивать свою работу и её результат


149. Деление на 3




1

26.04


150. Повторение пройденного "Что узнали. Чему научись"




1

28.04

Решение задач и примеров

Отработают таблицу умножения на3 и 2 , решение задач на умножение и деление


151.Страничка для любознательных.

1

29.04

Выполнение заданий творческого и поискового хар-ра, применение знаний и способов действий в измененных условиях



152. Повторение пройденного "Что узнали. Чему научись"




1

30.04

Решение задач и примеров



153. Повторение пройденного "Что узнали. Чему научись"




1

03.05

Решение задач и примеров.

Cоставлять краткую запись к задачам; решать простые и составные задачи.

Научатся соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить; рассуждать и делать выводы; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и её результат
















Научатся работать самостоятельно; соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить; планировать ход работы; контролировать и оценивать свою работу и её результат









154. Повторение пройденного "Что узнали. Чему научись"




1

05.05


155. Повторение пройденного "Что узнали. Чему научись"




1

06.05


156.Проверочная работа по теме «Табличное умножение и деление» (тестовая форма)

1

07.05

Контроль, оценка и коррекция знаний.

Итоговое повторение «Что узнали, чему научились во 2 классе»

157. Числа от 1 до 100.Нумерация

1

10.05

Выстраивать цепочку логический утверждений























Переводить одну единицы времени в другую



Составлять краткую запись к задачам; решать простые и составные задачи.





Переводить одну единицу длины в другую при решении задач на сравнение



Определять вид геометрической фигуры, находить её периметр

Обучающийся будет знать:

-конкретный смысл действия умножения и деления;

- знать переместительное свойство умножения;

- знать таблицу умножения и деления на 2 и 3;

Периметр прямоугольника

Уметь:

- находить значение числовых выражений в 1 - 2 действия без скобок;

- применять приемы вычислений:

при сложении - прибавление по частям; перестановка чисел;

при вычитании - вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения;

- выполнять сложение и вычитание с числом 0;

- находить число, которое на несколько единиц больше или меньше данного;

- уметь решать задачи в одно действие на сложение и вычитание и обратные задачи.

Познакомятся с уравнением и буквенными выражениями.

Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:

- группировать предметы по заданному признаку;

- решать ребусы, магические квадраты, круговые примеры, задачи на смекалку, головоломки, цепочки примеров, задачи-шутки, логические задачи;

- строить многоугольники, ломанные ли

Научатся работать самостоятельно; соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить; планировать ход работы; контролировать и оценивать свою работу и её результат









158. Числовые и буквенные выражения


1

12.05


159. Равенство. Неравенство. Уравнение


1

13.05


160. Сложение и вычитание. Свойства сложения.


1

14.05


161. Решение задач изученных видов




1

16.05


162. Решение задач изученных видов




1

17.05


163. Длина отрезка. Единицы длины.




1

19.05


164. Геометрические фигуры




1

20.05

Контроль, оценка и коррекция знаний.


165.Итоговая контрольная работа за год.

1

21.05


166.Анализ результатов контрольной работы.

1

23.05


167.Урок-соревновние

1

23.05



168. Итоговое повторение пройденного за год

1

24.05

Cоставлять краткую запись к задачам; решать простые и составные задачи.


169. Итоговое повторение пройденного за год

1

25.05


170. Итоговое повторение пройденного за год

1

26.05


171. Итоговое повторение пройденного за год

1

27.05


172. Итоговое повторение пройденного за год

1

27.05


173. Итоговое повторение пройденного за год

1

28.05


174. Итоговое повторение пройденного за год

1

30.05





175. Итоговое повторение пройденного за год

1

31.05






Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса. 1. М.И. Моро , М.А. Бантова , Г.В. Бельтюкова , С.И. Волкова . С.В. Степанова. Математика 2 класс. Учебник. В 2 ч. - М., Просвещение , 2014

2. М.И. Моро , М.А. Бантова , Г.В. Бельтюкова , С.И. Волкова . С.В. Степанова .Обучение в классе по учебнику «Математика». Методическое пособие. - М.,Просвещение , 2013

© 2010-2022